Известные люди
»Айртон Сенна
Рождение: Бразилия» Сан-Паулу, 21.3.1960 - 1.5
Айртон Сенна - известный бразильский гонщик Формулы-1. Родился 21 марта 1960 года.Айртон Сенна являлся трёхкратным чемпионом мира по автогонкам в классе Формула-1 1988, 1990 и 1991 годов.
Айртон Сенна да Силва родился 21 марта 1960 года, близко от бразильского города Сан-Паулу, в обеспеченной семье Милтона де Сильвы, преуспевающего торговца автомобилями и итальянской эмигрантки Нейды Сенна из Неаполя. В семье он был первым мальчиком и без сомнения безотложно завоевал все отцовское внимательность. В четыре года у де Сильвы младшего был уже и свой карт с мотором в 1 л.с. от газонокосилки, и свой картодром, построенный прямо на семейной ферме по распоряжению отца. Кроме того быстро у будущего чемпиона появился и собственный гоночный менеджер - Армандо Ботелью. Отец очевидно рассчитывал вырастить чемпиона. Его прозорливости разрешается только позавидовать. В десять лет Айртон получил в презент больше могучий карт, но ему не позволили выступать в городских соревнованиях - там участвовали гонщики с 13 лет. Но ожидать оставалось непродолжительно, и в 1975 году он вышел на старт в своей первой гонки в Интерлагосе. Победа была без малого гарантирована, потому что благодаря отцовскому коммерциалу (комплектующие к автомобилям) отпрыск имел в распоряжении лучшие шасси и лучшие моторы. В 1977 году он стал чемпионом Южной Америки по картингу в категории "100 куб.см.", а годом позже отправился в Европу.
Конечно, и в Америке были автогонки, но Европа была "Меккой" автоспорта. Сенна, с помощью своего менеджера, обратился на итальянский предприятие DAP в Mилане и заказал карт на свежеиспеченный период. По правилам он должен был сам оплатить участие в гонках. В том году Айртон закончил первенство только шестым. В 1979-м сызнова невезуха, но главным образом из-за недостатка времени на тестирование и настройку машины. Теперь, достигнув двадцатилетия, он приблизился к верхушке мира картинга. Однако, папа, озабоченный образованием сына позвал его на родину и Айртон пошел в деловую школу в Сан-Пауло. Однако быстро Милтон де Сильва уяснил свою ошибку. Другой жизни, помимо гонок для сына не существовало и весной 1981 года Сенна вернулся в Европу. Айртон поехал в Норфолк в надежде заполучить автоагрегат "Формулы Форд 1600". И получил его в команде "Van Deiman", в значительной степени оплаченной его отцом. Свою первую гонку в новой команде Айртон закончил пятым, вторую - третьим.
А уже сквозь неделю Сенна выиграл свою первую гонку - на мокрой трассе в Brands Hatch. Вскоре потом того, как Деннис Рушен, босс Van Deiman, увидел победу Айртона под дождем он предложил ему контракт в 2000 фунтов на участие в гонках "Формула Форд 2000". В 1981 он выиграл ещё трассы RAC и Townsend Thoresen. Кстати, как раз Деннис Рушен назвал его, впервой "человеком дождя".
Ожидалось, что Айтрон будет выступать в "Формуле-3" в 1982 году, но он опять объявил, что возвращается в Бразилию. Несмотря на вереницу побед, он так и не смог откопать спонсора, и в межсезонье - с октября 1981 до февраля 1982, Айртон работал на заводе отца в Бразилии. Сенна-старший согласился вкладывать доход в карьеру сына, понимая, что это окупится сторицей и к началу гоночного сезона FF2000 Сенна вновь вернулся в Англию. После невеликий практики, связанной с гладкими шинами и антикрыльями он установил рекорд круга. Тут же Toleman, McLaren, Williams и Lotus предложили ему контракты, но он отклонил их. Год закончился удачно - он стал чемпионом FF2000, а в ноябре уже тестировал болид Формулы-3.
Весь 1983 год Айртон провел в дуэлях с Мартином Брандлом в "Формуле-3". Он выиграл гонку в Thruxton и начал тестировать болид McLaren "Формулы-1". В конце сезона он подписал контракт с командой Toleman "Формулы-1" на 1984 год.
Вопрос: "Тогда в детстве и юности, гоняясь на картах, какую главную мишень вы преследовали - нетрудно участвовать в состязаниях или во что бы то ни стало достигнуть победы?"
Айртон Сенна: "И тогда, и позже, выступая в Европе в гонках "Формулы Форд", "Формулы Форд-2000", "Формулы-3", стремился только к победе. Когда-то разбирая до последнего винтика и сызнова собирая движок моего карта, скрупулезно готовя его к соревнованиям, я думал только о ней. Теперь, усаживаясь за руль "Макларена" и по традиции бормоча про себя строчки из "Отче наш", внутренне настраиваю себя на борьбу за всякий метр сизого асфальта."
Когда Дерек Уорвик перешел в "Рено", "Тоулмен" нанял Сенну. Для обеих сторон это был компромисс. Прославленные звезды были чересчур дороги для невеликий независимой команды, а Сенна был уже довольно известен. Его дебют в "Формуле-1" состоялся в 1984 году в Рио за рулем "Toleman TG 184B-Hart". В Бразилии он сошел, в Кьялами и Зольдере финишировал шестым.
...Шестой период чемпионата мира-84, проходивший на улицах Монте-Карло, на долгий срок запомнится всем. Невероятный ливень обрушился на разноцветную вереницу гоночных болидов. Из за большого скопления воды с трассы вылетели опытные Уорик, Лауда, Тамбэ, Мэнселл, Патрезе. Впереди осмотрительно, вроде бы киска, ощупывая в темноте незнакомую дорогу, практически крался Пподъем. И тут журналисты в пресс-центре дружно бросились к экранам мониторов: в облаке водяной пыли от "Макларена" лидера показался бело-синий Тоулмен. Кто это? Номер девятнадцать, шлем традиционных бразильских цветов - это же Айртон Сенна! С неба продолжали низвергаться водопады дождя, а бразилец с каждым куда ни глянь все ближе подбирался к Просту. Он мчался подобно тому как посуху, абсолютно не обращая внимания на буйство воды кругом. И тем не менее не делал ошибок! Вот Сенна приблизился к "Макларену" и, позже недолгой борьбы обойдя его, вышел в лидеры!
Но тут по пресс-центру пронесся вздох разочарования - оказывается, куда ни кинь раньше узловой арбитр состязаний Жаки Икс дал предписание вывесить красные флаги, сочтя невозможным продолжать гонку в таких условиях. Сенну лишили заслуженной победы (или возможности завернуть себе шею в одном из следующих поворотов), Пувеличение получил за первое местоположение только половину очков из-за того, что участники прошли менее двух третей дистанции. А Джеки Стюарт, наблюдавший гонку, произнес: "Сегодня мы видели будущего чемпиона мира - Айртона Сенну".
В дальнейшем период сложился не лучшим образом - громадное число технических сходов и два третьих места - в Брэндс-Хэтчс и Эшториле. Уже в Зандвурте он подписал контракт с "Лотусом" на следующий, 1985 год. "Тоулмен" не позволил ему вылезти на старт в Монце. В 1984 году у Сенны было немного заметных гонок и за пределами "Формулы-1" - он выиграл "Гонку звезд" на Нюрбургринге, организованную "Мерседесом" для рекламы своей новой модели 190, и на том же Нюрбургринге сообща с Пескароло и Йоханссоном финишировал восьмым в "1000 км Нюрбургринга" на "Порше 956"
Пройдет немного лет, и единственный из мэтров гоночной журналистики, австралиец Пол Третхарт, скажет: "Я невпроворот видел на своем веку пилотов. Но тот самый - особый. И занятие не только в том, что Сенна - водительский гений. Даже если бы он был средним гонщиком, знакомством с Айртоном я мог бы гордиться. Мягкий, здравый, потрясающе интеллигентный джентльмен, с которым часами позволительно произносить о тысячах разных вещей, ни разу не коснувшись ни формулы 1, ни автоспорта вообще".
В 1985 году, в Эшториле состоялся первостепеннный поул Сенны. Снова был дождина, и к нему пришла первая виктория. Середина сезона была отмечена серией сходов, но ближе к концу результаты сызнова стали расти: второе местоположение в Австрии, третье в Голландии и Италии, первое в Спа, в 28 секундах спереди Мэнселла, второе на "Гран-при Европы", где первую победу в карьере одержал Мэнселл и первостепеннный титул чемпиона мира заработал Пподъем.
Коллегой по команде (и номинально первым номером) был Элио де Анджелис. Выходец из старинной дворянской семьи, сильно приятный и доброжелательный, он разом предложил новичку свою дружбу. И не встретил отказа. Но вскоре оказалось, что на трассе де Анджелис не намерен уступать вундеркинду из Южной Америки, и период они закончили без малого вровень. Тогда-то мягонький, интеллигентный Сенна предложил менеджеру "Лотоса" Питеру Уорру подыскать на местоположение итальянца пилота без больших амбиций. В противном случае Айртон обещал бросить команду.
Зимой в Лотосе появился шотландский аристократ Джонни Дамфриз. Ожидать от него побед в "Формуле-1" не могли более того самые отчаянные оптимисты посреди британских болельщиков. Решение по выбору Дамфриза в качестве второго пилота принадлежало Сенне, бразилец не желал, чтобы энергия "Лотуса" делилась между двумя равноценными гонщиками. 1986 год начался вторым местом в Рио, а в Хересе он заново опередил Мэнселла и следом гонки без малого потерял разум от обезвоживания. "Я скоро пришел в себя, - сказал он репортерам, - виктория - лучшее лекарственное средство для восстановления сил>. Третий в Монако, второй в Спа, пятый в Монреале, начальный в Детройте, второй в Хоккснхайме и на Хунгароринге, четвертый в Эшториле, третий в Мехико - таков список, позволивший ему с 55 очками занять четвертое местоположение в чемпионате мира. Дамфриз набрал всего три очка.
До окончания Гран-при Испании 1986 года оставалось немного кругов. Чтобы сберечь шансы на чемпионское звание. Сенне необходимо было одолеть. А он шел только третьим, проигрывая в основном своим соперникам - Просту и Пике. Айртон предпринимал отчаянные попытки достать лидеров, все чаще рискуя сверх обычной для него меры. В конце концов на одном из поворотов он допустил микроскопическую неточность, и черный Лотос вылетел за пределы трассы. Мотор не заглох, и бразилец попытался возвратиться на асфальт, но колеса бешено вращались на месте - агрегатина прочно сидела на брюхе. Он отчаянными жестами призывал маршалов поддержать ему выкарабкаться на дорогу. Но те были невозмутимы - по правилам, если остановившийся авто не служит препятствием другим гонщикам, никто не имеет права подсоблять ему сдвинуться с места. Наконец Сенна заглушил двигатель, выбрался из кокпита и, подбежав к ближайшему судье, ударил его по лицу. Всеобщее возмущение на тот самый раз было велико. ФИСА пригрозила драчуну дисквалификацией, а Сенна со слезами на глазах уверял журналистов, что его попутал бес.
Уже в третий свой период в Ф1 Сенна стал одним из главных претендентов на высший титул. Чемпионы мира Пике и Пподъем и более того Мэнселл, для которого не существовало, кажется, никаких авторитетов, со всей откровенностью опасались первого номера Лотоса. Его уже начали звать бразильским волшебником...
Поставщиком моторов для "Лотоса" в 1987 году стала "Хонда" и, вероятно, ни единственный иной моторостроитель не был так очень мотивирован на счастливый момент, как японцы. Но все одинаково были проблемы. В Имоле обыкновенный для "Хонды" увеличенный расход топлива вынудил Сенну, экономя горючее, сдать позиции в тот миг, когда он шел вторым.
Сенна был энтузиастом автомобилей с активной подвеской, которые ещё раз появились в "Лотосе" вслед за тем ухода равнодушного к ним Мэнселла. И компьютеризированная подвеска 99Т продемонстрировала колоссальный потенциал. Несмотря па уверенность в традиционных пружинных подвесках, с которыми он финишировал третьим в Хоккенхайме, Сенна доказал несомненные достоинства активных, финишировав первым на уличных трассах Монако и Детройта. В пользу последних говорило то, что гонщик меньше страдал от неровностей покрытия. Но в целом данные, полученные при их эксплуатации, в то время как не довольно проанализированы.
Вплоть до гонки и Мехико Айртон имел шансы на титул, и все-таки его финальные результаты 1987 года ограничились третьим местом в Сильверстоуне, вторым в Венгрии, пятым в Австрии, вторым в Монне. пятым в Хересе и вторым на Сузуке. В гонке за титулом он стал третьим, набран 57 очков.
Как и Фанхио, Айртон не страдал излишней сентиментальностью при выборе команды: это должна быть команда, способная снабдить ему чемпионский титул. В 1988 году он перешел и "Макларен-Хонду" к Алену Просту Как и Пике двумя годами раньше, Сенна завязал прочные отношения с инженерами "Хонды", в результате чего Пике отправился в "Лотос" на замену Сенне. Для того чтобы осознать подоплеку отношении двух бразильцев, нужно оборотиться на 1982 год, когда Сенна ещё гонялся в "Формуле Форд 2000", а Пике уже был в "Формуле-1". Однажды в Зольдере Пике крайне пренебрежительно отозвался о своем младшем соотечественнике. да н позже неоднократно позволял себе унизительные замечания н адрес Сенны. Оскорбленный до крайней степени, Сенна поклялся превзойти Пике.
Дома, в Бразилии, на машине Сенны во время прогревочного круга отказала коробка передач. Он сильно жестикулировал, сигнализируя, что не может сдвинуться с места, и следом повторного старта ушел на трассу на запасной машине. Но его дисквалифицировали - за то, что сменил машину затем того. как уже был дан зеленый флаг к началу "Гран-при".
В Монако Сенна твердо лидировал в течение 67 кругов, а потом на какое-то миг лишился концентрацию и въехал в ограждение прямо перед туннелем. Несмотря на незначительность инцидента. Сенна назвал его одним из ключевых в своей карьере, аккурат эта авария в Монако в 1988 году заставила его насторожиться, заново разбудила его религиозность. В квалификации он ехал так одним духом, что ему показалось - он сгинул в какую-то иную явь. С этого момента все собственные успехи он связывал с верой во Всемогущего.
Постепенно разгоралось острое соперничество с партнером по команде - Простом. Сенна уступил французу в Мехико, потом выиграл у пего в Монреале н Детройте. В Сильверстоуне Пподъем с поврежденным сцеплением сошел в сложной дождевой гонке, за что был в пух и прах раскритикован французской прессой, и мало-помалу Сенна своими постоянными успехами начал задвигать его в тень. Сенна одержал четыре победы кряду - в Сильверстоуне, Хоккенхайме, Венгрии и Спа, и Пподъем признал, что бразилец довольно силен для того, чтобы сделаться чемпионом мира. В Монце последовала нехарактерная для него грубая ошибка: Сенна лидировал, и виктория в гонке была по сути дела у него в кармане, когда бразилец оказался жертвой своего уникального умения обгонять отставших - он столкнулся с замыкавшим караван Шлессором и вылетел с трассы.
Более драматической развязки, чем та, что случилась на Сузуке 30 октября 1988 года, представить себе нелегко. McLaren стоявшего на "поуле" Сенны заглох. Каким-то усилием воли Айртон сдвинул с места груду красно-белого металла и, воспользовавшись тем, что стартовая прямая в Японии идет чуть-чуть под уклон, заставил свой "движок" ожить. Со старта он ушел только 14-м, но ещё до исхода 1-го круга был уже 8-м, на 2-м, пройдя Патрезе и Наннини, стал 6-м, на 3-м прошел Бутсена, на 4-м - Альборето, на 10-м - Бергера. На 16-м сошел Капелли на March - Сенна стал вторым! И без малого тут же пошел дождина. Небеса очевидно давали располагать информацией, что им небезразличны усилия "человека дождя" Айртона Сенны. В начале 28-го круга, на выходе с главной прямой Сенна прошел Проста и вышел в лидеры! Справедливости для стоит пометить, что как раз в тот самый миг у Проста выпала передача. Но ибо это также не возбраняется отнести к капризу судьбы... Еще сквозь пять кругов Сенна начал давать сигналы маршалам Гран При Японии, требуя стопануть гонку - дождик усиливался, и ехать становилось все опаснее. Но увещеваниям бразильца не вняли. Сенне понадобилось вытерпеть все это до конца, чтобы постичь, что главное занятие своей жизни - сделаться чемпионом мира, победив Проста - он уже сделал.
Вспоминает ведущий фотограф "Формулы-1" Кейт Саттон; "Спал ажиотаж, рассосалась ватага, закончились пресс-конференции. На пит-лейн уже не было никого, помимо меня и ещё одного фотографа, французского. Айртон, сидя на стене, давал беседа бразильскому телевидению и вместе с тем поглядывал на огромный экран, где в повторе транслировалась только что закончившаяся гонка. Гальвао Буэно, бразильский телекомментатор, шибко близкий Сенне джентльмен, спросил: "Теперь ты - чемпион мира. Цель достигнута. Ты шел к ней, как таран, отказываясь в этой жизни от многих радостей, теряя старых друзей. Теперь что-то изменится?" Айртон ничего не ответил. Он... заплакал".
Команда "Макларен-Хонда" стала обладателем Кубка конструкторов. набрав 134 очка. К концу сезона Сенна сделался кумиром паддоков - никем так не восхищались, как им, но и ни на кого так не злились и не обижались, как на него.
Здесь есть толк ненадолго отвлечься и привести высказывание Алена Проста: "Айртон - что ни на есть стремительный и самый-самый профессиональный коллега,по команде, которого я когда-либо знал. Лучше, чем Ники Лауда, Кеке Росберг или Стефан Юханссон. С утра он первым выезжает на трассу, а вечером покидает ее последним. Он живет чемпионатом мира, думает о нем 24 часа в сутки, мне кажется, только его и видит во сне. Порой это меня злит, оттого что я охотней сыграл бы в гольф или как-нибудь ещё отдохнул... Нет, если кто-то хочет побороть Сенну должен всецело посвятить себя спорту". Рон Деннис, которому принадлежит патент на создание "дьявольского дуэта", благодушно нежился в лучах полной, абсолютной и полностью заслуженной славы: "С этими двумя я чувствую себя богатейшим человеком Вселенной, хотя усилие внутри команды, которое они создали, позволительно потрогать руками. Но я все одинаково не жалею о своем выборе: они в "Макларене", сообща - мне нечего больше хотеть! Их дуэль раздвигает горизонты и поднимает Формулу-1 на новую высоту"
Сезон 1989 года начался в Рио, где Патрезе, Бергер и Сенна в то же время оказались в одной точке трассы, и "Макларен" потерял носовой обтекатель. Но далее, выиграв в Имоле Айртон стал виновником внутрикомандной ссоры. Между ним и Простом существовал своего рода негласный "пакт о ненападении". Еще в 88-м по предложению Проста они договорились, что, так как "Макларены" так сильны, нет смысла затевать драку дружбан с другом уже в первом же повороте. Старт - и Сенна с "поул-позишн" уходит в гонку первым. Но на 4-м круге в Тамбурелло загорелась "Феррари" Бергера. Гонку остановили и назначили свежий старт. Сенна сам напомнил Просту об их уговоре. Снова старт и в настоящий момент уже в Тамбурелло первым входит Пувеличение. Но Сенна - вот он, рядом, без малого касается колеса! Бразилец прошел-таки опешившего француза и выиграл гонку... На подиуме Пувеличение и Сенна в первый раз не подали товарищ другу рук, Ален не пришел на пресс-конференцию (за что заработал от FIA штраф в 5000 долларов), а в боксах обвинил партнера в предательстве. Рон Деннис вынудил бразильца доставить извинения, но это только осложнило ситуацию. До конца сезона не сказали дружбан другу ни слова. В Монце итог Сенны на квалификации оказался ли не на две секунды лучше, чем у Проста, это говорило о техническом преимуществе, которое дала ему команда. После того как в гонке Сенна сошел, а Пподъем выиграл, возник порядочный дебош на подиуме: Ален, демонстрируя свои антимаклареновские настроения, на глазах Денниса выкинул в толпу фанов кубок, врученный ему как победителю "Гран-при Италии".
Затем наступила очередность Мэнселла проверять ледяное хладнокровие бразильца: они столкнулись в Эшториле. когда Мзнселлу уже показали черный флаг за недозволенное регламентом техобслуживание в боксах. Мэнселла оштрафовали и дисквалифицировали на одну гонку - "Гран-при Испании" в Хересе, где уже Сенне был показан черный флаг во время квалификации. Бразилец не подчинился сигналу, был оштрафован на 20 тысяч долларов, но гонку все одинаково выиграл.
Острейший конфликт между Сенной н Простом еле-еле не вылился в аварию на сорок седьмом круге на Сузуке. когда француз захлопнул-таки калитку перед носом бразильца, уничтожив тем самым шансы Сенны на титул чемпиона мира и подтвердив свои собственные. Стюарды гонки но объездной части трассы растолкали машину Сенны, он добрался до боксов, поменял поврежденный носовой обтекатель, вернулся на трассу, догнал н обогнал Наннини в том самом месте, где произошло столкновение с Простом, и выиграл гонку, но только следом, чтобы угодить дисквалифицированным за срез поворота и содействие на трассе. Вмешательство ФИСА и президента Балестра сделало взаимную неприязнь партнеров но "Макларену" несложно невыносимой. Ко всеобщему изумлению. Деннис подал протест, тот, что не был удовлетворен. Сенну подвергли штрафу в 10 тысяч долларов (мизер, принимая во внимательность зарплату в 15 миллионов!) и отложенной дисквалификации на полгода. Финальная гонка в Аделаиде, обильно смоченная дождем, ознаменовалась тем. что Пувеличение отказался стартовать, завернув в боксы вслед за тем прогревочного круга, а Сенна из-за нулевой видимости финишировал точь-в-точь в коробке передач "Брэбхема" Мартина Брандла.
В межсезонье ходили упорные слухи о том. что Сенна не получит от ФИСА суперлицензию на 1990 год. Лишь в середине февраля Сенна и "Макларен" урегулировали проблемы с Международной федерацией. Зато в команде все уравновесилось. Па местоположение Проста пришел Герхард Бергер, мастер практического юмора, как-то раз не нашедший ничего смешнее, как выбросить из вертолета дипломат Сенны, но Айртон нашел, что с этим парнем ладить легче, чем с Простом.
В Фениксе лидировавший Сенна выдержал жаркую, острую и красивую схватку с дебютантом "Больших призов Жаном Алези на "Тиррелле", но "Макларен" сберег местоположение и Сенна выиграл гонку. В Сан-Паулу его чуть-чуть подтолкнул Накаджима и Сенна финишировал только третьим. Затем выиграл в Монако, стартовав с поула, был первым в Хоккенхайме. на Хунгароринге выкинул с трассы Наннини в схватке за второе местоположение, в Сна выиграл у Проста. В Монце диспозиция повторилась - Сенна основополагающий. Пувеличение - второй, и следом гонки, спровоцированные прессой, они пожали товарищ другу руки. как будто бы заключив мир. В Хересе Сенна, выиграв квалификацию, в штормовом стиле завоевал свой рекордный 50-й поул. Это был своего рода акт мести треку, на котором в тот же уик-энд потерпел ужасную аварию Мартин Доннелли.
На Сузуке выяснилось, что отбывающий наказание и Монце мир с Простом был и лучшем случае перемирием. В Японии Сенна имел шансы сделаться чемпионом. Но Пувеличение выиграл старт и в начальный разворот вошел раньше бразильца, позже чего Сенна по сути дела въехал в задний спойлер его "Феррари", оба вылетели в песок и Сенна, одним ударом выиграл второй чемпионский титул. "Феррари" разгневалась и пригрозила уходом из гонок сцены. Годом позже на Сузуке Сенна публично признал. что его действия были намеренными. напал при этом на ФИСА и его, к тому моменту ушедшего в отставку президента Палестра, обвинив их в том, что в 1989 году у него украли принадлежащий ему титул.
В 1991 году Сенна начал чемпионат, одержав на старте четыре победы кряду - в Фениксе, на Интерлагосе, в Имоле и Монако, но потом вперед вырвался "Вильямс-Рено". "Макларен-Хонда" внезапно перестала выигрывать и Сенна не побеждал до самого Хунгароринга. Он выиграл в Спа, следом был вторым в Монце, Эшториле и на Сузуке. следом вновь первым - в Аделаиде. На тот самый раз результаты всех шестнадцати гонок шли в зачет, и Сенна добился титула, оттого что имел кроме того немного третьих, четвертых и пятых мест.
В 1992 году "Макларен" попал под ещё более значительный прессинг со стороны "Вильямса". Финишировав третьим в Кьяламе и в Имоле, Сенна выиграл в Монако, приехал вторым в Хоккенхайме, первым на Хунгароринге, пятым в Спа, выиграл в Монце. опять был вторым в Эшториле: "Фрэнк Вильямс и его пацаны проделали огромную работу. В "Килами" мы убедились, как в отдалении они от нас ушли. Думаю, что в основном это превосходство достигнуто за счет "активной" подвески. А оттого что я был первым пилотом, победившим с таковый системой, и отменно знаю, сколь сложно довести ее до ума. Малейшие погрешности электроники, и вы вылетаете с трассы в самый-самый нежданный миг. Кроме того, отменно потрудились специалисты французской нефтяной компании "ELF". В нынешнем году новые правила установили максимальное октановое цифра бензина 100 вместо 102. Это должно было ощутимо снизить мощность двигателя. Однако в моторе "Рено" этого не произошло."
В конце 1992 года "Хонда" решила закрыть лавочку. Сенна во всеуслышание заявил, что готов пилотировать "Вильямс" даром, не получая за это никаких денег, желая представить, что его интересуют не доллары, а вероятность угодить.за рулем лучшей машины. Но Пувеличение, вернувшийся в гонки после этого годичного перерыва, этому воспротивился, и "Вильямс" подписал контракт со своим тест-пилотом Деймоном Хиллом.
В завершающий раз Сенна и Пувеличение встретились в Аделаиде 1993 года. Француз к тому времени уже выиграл чемпионат и австралийский период стал прощальным в его карьере. Он покидал автоспорт, Сенна же собирался занять его местоположение в "Вильямс" и, в свою очередность в крайний раз участвовал в гонке за "Макларен", в которой провел лучшие годы своей карьеры. Он выиграл... финальный раз в своей жизни.
С уходом Проста кандидатура Сенны на 1994 год для "Вильямса" разумелась сама собой. Но он оказался под чудовищным прессингом со стороны Михаэля Шумахера и, может быть, начал период чересчур напряженно, пытаясь сию минуту же приступить побеждать на машине, которой очевидно не хватало надежности. Да и ездили сейчас пилоты на больше узких покрышках. За рулем FW16 Сенна завоевал "поулы" на Интерлагосе и в Аиде, на "Гран-при Пацифик", но оба раза сошел. А следом была Имола.
Можно, конечно, полемизировать, кто больше немалый, Пувеличение или Сенна, но такие споры, похоже, беспредметны. Оба гонщика - две составляющие легенды, две составляющие магической формулы Прост-Сенна. Оба они - олицетворение "Формулы - 1". Зримое воплощение закона о единстве и борьбе противоположностей. И их сражения на протяжении девяти сезонов собирали громадные аудитории во всем мире. Они умели в гонках все. И тот, кто свел их в одно время и в одном месте действовал безошибочно: в их схватках было все от трагедии до комедии. Воспоминания о том времени, когда Пувеличение и Сенна выступали в одной команде до сих пор волнуют души болельщиков "Формулы-1".Пувеличение тогда говорил, что "в команде выступают два самурая". За девять лет вдалеке не вечно в их споре на первом месте стояла виктория в "Гран-при". Гораздо чаще они старались опередить дружбан друга, но их спору не суждено было завершится. Пподъем ушел из гонок, Сенна - погиб бывший соперник провожал его в крайний стезя. В своем беседа, в 1993 году, Пувеличение сказал: " Вы знаете, когда он понял, что меня больше не будет на трассе, для него мотивация стала вовсе иной. Даже сама мишень его жизни - выступать в Формуле-1 стала совершенно иной. Победы, рекорды, титулы, но все это оставалось, на практике на втором плане. Он говорил об этом, и его родные и близкие также. И то, что он сказал, что меня ему не хватает, намедни последней гонки было совершенно откровенно. Это целая количество истории "Формулы-1", которая, к сожалению, от нас уходит. У меня ощущение, что погибель Айртона, разорвала меня наполовину. Ведь это было 10 лет моей карьеры, 10 лет моей жизни. Его уход - шибко тяжелая утрата." В показательном выступлении в Берси в год смерти Сенны на комбинезоне Проста было две нашивки. Его и Сенны.
Чемпионы не уходят. Они остаются навечно...Мы готовы уговариваться с тем, что в игре с опасностью есть какой-то высший толк. Готовы превращать рискующих жизнью в своих кумиров. Готовы, до того момента, когда эта угроза внезапно оказывается победителем в этой игре. Перед началом сезона, в одном из беседа, на вопросительный мотив об изменении правил "Формулы-1" Айртон Сенна сказал "Предстоит период со множеством аварий. Я более того рискнул бы вымолвить, что если ничего не произойдет, мы будем счастливы"
АВАРИЯНа 16-й минуте пятничной квалификации Рубенс Баррикелло на "Джордане" врезается в заграждение. Перелом носа и ребра. В тот же день Сенна навестил его в медицинском центре трассы. На девятнадцатой минуте субботней квалификации Роланд Ратценбергер на машине "Симтек-Форд" на скорости 340 км/ч в конце виража "Villeneuve" бьется левой стороной об ограничитель трассы. Через час он умер. У Сенны было весьма плохое предчуствие. Столкновение на старте Лехто ("Бенеттон") и Лами ("Лотус") - ранено трое зрителей. Один - в коме.
Перед стартом Гран-при Сенна пожал руку Просту, тот, что сказал: "Мы были соперниками, и более того больше чем соперниками. Мы не были друзьями, но может быть мы сможем сделаться ими в будущем". 1 мая 1994, на седьмом круге Гран-при Сан-Марино, на трассе имени Энцо и Дино Феррари вождь гонки - Айртон Сенна на "Вильямсе-FW16" вошел в резкий левый разворот "Тамбурелло". Пройдя вершину поворота он как обухом по голове сорвался с него и перелетев восемьдесят метров вспаханной зоны безопасности ударился в бетон. По данным телеметрии прыть в миг удара составляла 220 километров в час.
По результатам компьютерного моделирования аварии болида Айртона Сенны и результатам медицинского заключения физической причиной смерти гонщика послужил рычаг подвески, вонзившийся в стык шлема. По заключению технической комиссии, возглавляемой деканом инженерного факультета Болонского университета профессором Лоренцини, которому следствием было поручено осмыслить в аварии Сенны, причиной явилась неисправность рулевого управления. Рулевая колонка "Вильямса" была повреждена до столкновения с бетонным ограждением. Через четыре часа после этого аварии, в госпитале "Маджиоре", не приходя в разум Айртон Сенна скончался.
Трагедия вызвала действительный шок. Горе нависло над Бразилией. Президент страны Итамар Франке объявил трехдневный национальный траур и отменил свои официальные встречи. Министр иностранных дел Селсо Аморим старался ускорить перевозки тела Сенны и предложил свой авиалайнер, чтобы привезти его домой. Толпа в тридцать тысяч дядя собралась у ворот итальянского госпиталя. Никто не мог уверовать. Со смертью Сенны закончился единственный из самых ярких этапов в истории Формулы-1. Утренние газеты в Англии и Италии, не излишне сдерживаясь, распределяли вину между трассой, надежностью шлемов и подготовкой машины командой "Вильямс". Френк Вильямс, тот, что оставался в Италии, прилетел в Англию, на предприятие команды вскоре следом полудня в понедельник, глаза его были красными, его сразу отвезли на предприятие. Ему нужно было время, чтобы поднять нужные слова. Позже он сказал:.
FIA объявила, что она организует совещание в Париже в среду. Было сказано, что "FIA собирает отчеты своего технического, медицинского, контролирующего штата и штата службы безопасности, а кроме того имеющей касательство к делу команды и персонала трассы. Как только эти отчеты будут получены, их станут заниматься изучением в срочном порядке". В Италии магистраты распорядились произвести вскрытие Сенны и Ратценбергера, изъять машины и схватить под охрану трассу. Они конфисковали всю съемку гонки. Шел разговорчик о возможном уголовном деле, касающемся менеджера трассы, должностных лиц "Вильямса" и "Симтека".
ВЕРСИИВо вторник, 3 мая газеты взорвались заголовками типа Технический босс Патрик Хед цитировался итальянскими и бразильскими газетами :.
Итак первая версия - оплошность пилота. После двух кряду побед Шумахера в начале сезона-94, первый и, как многие считали, один фаворит чемпионата, Сенна не мог не нервничать. "Бенеттон" немца на трассе выглядел почему-то быстрее "Вильямса" бразильца. Кроме того, несметные аварии на квалификационных заездах в Имоле и кончина пилота Роланда Ратценбергера в субботу угнетающе действовали на пилотов. Все это вывело Сенну из равновесия и в решающий миг он не удержал машину на трассе.
Именно с 1994 года FIA запретила применение на автомобилях Формулы - 1 активной подвески. А аккурат электроника помогала сберечь неизменным дорожный просвет под днищем, создавая тем самым необходимую аэродинамическую силу, прижимающую "формулу" к дороге в повороте. В случае, если эта мощь исчезла хотя бы на миг, авто могло сдернуть с дороги - он становился неуправляемым.
Получается, достаточно стройная схема: Сенна, раздосадованный предыдущими неудачами, хотел отстать от преследовавшего его Шумахера и в какой-то миг, неверно оценив ситуацию, уж очень здорово надавил на "газ". В этом месте, как назло, асфальт оказался едва-едва неровным и авто подкинуло. Но, к тому моменту, Сенна промчался на уже сотни километров, в том числе и в условиях Бразильского этапа и на многочисленных тестах. Теперь про видеозапись. На официально распространяемой пленке запись изображения с машины Сенны обрывается на глаз за полторы секунды до аварии. Объясняют это тем, что режиссер легко переключил запись на другую машину. Но на пленке ясно видно, что запись просто стерта. Но пленкой этой заинтересовались, через полгода позже аварии. А у Вильямса эта пленочка уже была на следующий день. Говорят, что пресс-атташе FIA Франческо Лонганези видел запись последних секунд. Утверждали более того, что на экране ясно видно было, как руки пилота крутят руль, но колёса не слушаются. Однако сам Лонганези слухи радикально опроверг.
Была и версия номер два. Покрытие трассы в Имоле весной 1994 года на сто процентов обновили. И многие команды жаловались на недостаточное сцепление колес с асфальтом. Чтобы его увеличить, как правило чуток снижают давление в шинах, добиваясь большего пятна контакта с дорогой. Однако в этом случае уменьшается клиренс, агрегатина начинает скрести днищем по неровностям дороги. Весьма существенно ещё, что из-за аварии на старте первые пять кругов пилотов по трассе "возил пейскар". Температура шин на небольших скоростях могла понизится, а давление - пасть до опасного уровня. Но к моменту аварии пилоты уже разогрели резину на шестом круге, так что эта версия также сомнительна.
Гораздо больше вероятной сначала казалась версия номер три. Злополучное столкновение "Лотоса" Педро Лами и "Бенеттона" Юрки-Яхви Лехто привело к тому, что финал стартовой прямой и вход в Тамбурелло оказался усыпан обломками разбитых машин. Один из них и мог повредить покрышки.
Однако, агент, следом осмотра покрышек разбитой машины, опроверг это предположение. Но все эти версии, были отвергнуты при продолжении рассмотрения дела в суде.
Четвертой причиной аварии могло сделаться физическое состояние пилота. При гигантских перегрузках (боковые ускорения, действующие на водителя в повороте, достигают 4 - 4,5 g) не исключена вероятность мгновенной потери сознания. Подтвердить или опровергнуть эту догадку нереально. Причем не помогут более того результаты вскрытия - врачебная наука не всесильна. Но тут масла в жар подливают люди, знавшие Айртона по гонкам. Они вспоминают, что изредка, для обострения реакции он на долгое время задерживал дыхание. И все же обморок здорового, сильного, тренированного спортсмена выглядит жутко маловероятным.
Оставалась ещё версия, которая и была подтверждена технической экспертизой - поломка рулевого управления. Камера, установленная на "Бенеттоне" следовавшего за лидером Шумахера, ясно показала, что агрегатина Сенны в какой-то миг нежданно сошла с траектории поворота и пошла прямо. Такое могло сотвориться, если сломалась рулевая колонка.
Мало того, на многочисленных снимках с места трагедии разрешается ясно различить рядом с разбитым кузовом рулевое колесо и фрагмент рулевой колонки. Именно эта версия показалась специалистам наиболее вероятной.
СУДОфициальное следствие о гибели Айртона Сенны возглавил арбитр городского магистрата Болоньи Маурицио Пассарини. Его постановлением была создана специальная группа во главе с профессором Лоренцини. В январе 1995 года группа экспертов во главе с Лоренцини свою работу закончила: на столик судьи Пассарини лег отчет на 600 страницах. Из него стало ясно, что прямо перед столкновением с бетонным блоком рулевая колонка была повреждена.
Оказалось, что потом гонок в Бразилии и Японии Сенна жаловался на тесноту в кокпите "Вильямса" своему гоночному инженеру. После допроса инженеров и механиков выяснилось: для того, что бы увеличить пространство для рук пилота, рулевое колесо решили немножко вознести. Трубку рулевой колонки разрезали и вварили вовнутрь нее трубку меньшего диаметра. Но, по данным экспертизы, эта трубка была из стали плохого качества и имела дефекты, вызванные утомленность металла.
Дело усложнялось тем, что механики унесли с места аварии два. Конструктора "Вильямса" допросили, но оказалось, что захватить электронные накопители данных позволил комиссар FIA Чарли Уайтинг для проверки возможности продолжения гонки Деймоном Хиллом.
Так же читайте биографии известных людей:
Айс-Ти Мэрроу Ice-T
Еще до выхода своего первого альбома Ice-T (Айс Ти) понял, откуда берутся большие деньги, и снялся в нескольких картинах о рэпе и брэйкдэнсе...
читать далее →
Айседора Дункан Isadora Duncan
Айседора Дункан - выдающаяся американская танцовщица. Родилась 27 мая 1877 года.Айседора Дункан является основоположницей так называемого свободного..
читать далее →
Айшвария Рай Aishwarya Rai
Айшвария Рай - индийская актриса и фотомодель. Победительница конкурса Мисс мира 1994 года. Родилась 1 ноября 1973 года.Дебют Айшвараи Рай в кино..
читать далее →
Акакий Церетели Akakij Tsereteli
Церетели (Акакий Ростомович, князь) - выдающийся современный грузинский поэт. Родился 9 июня 1840 г. в Сачхери (Шаропанского уезда Кутаисской..
читать далее →