Известные люди
»Аким Волынский
Рождение: Россия, 23.4.1861
Сегодня мы с грустью констатируем, что исчезает литературная критика, рушится институт рецензирования, днем с огнем не сыщешь аналитиков, способных дать оценку различным явлениям культуры. А в начале XX века на критической сцене выступали замечательные литераторы, блестящие эссеисты. Это - Александр Кугель, Михаил Гершензон, Александр Бенуа, Владимир Фриче, Юлий Айхенвальд, Корней Чуковский... и, конечно, Аким Волынский (псевдоним Хаима Лейбовича Флексера).
Вокруг Волынского всю бытие кипели страсти: его обожали и ненавидели, хвалили и ругали, о его книгах яростно спорили. Философ, писательский критик, искусствовед, литератор, балетовед он обладал неимоверной эрудицией, образованность его была до того велика, что, по единодушному признанию современников, во всем написанном им она отразилась только в малой, незначительной части.
По натуре и по мировоззрению Волынский был убежденным пассеистом: в какую бы область он ни вторгался критика, театр, искусствоведение, он начинал с пересмотра руководящих идей, призывая возвратиться к первоисточнику, очистить сложившиеся формы искусства от позднейших наслоений. Он везде искал первооснову, и искал неистово. Он мог вкалывать с таковый самоотверженностью, с какой молились древние отшельники, писал о нем Константин Федин.
Аким Волынский был истинно книжным человеком: страстным собирателем книг, подлинным библиофилом и сочинителем. Как отмечает Вадим Гаевский, меблировка его небогатой петербургской квартиры состояла главным образом из книжных шкафов и книжных полок. Старинные фолианты, гроссбухи и солидные тома окружали этого человека, читавшего на всех европейских языках и, казалось, вобравшего в себя чуть-чуть ли не всю книжную премудрость. По типу культуры это был российский энциклопедист, а по внешнему облику он отдаленно напоминал образованного флорентийского монаха...
Он производил ощущение добродушного человека, не то большого ребенка, не то напускающего на себя доброго волшебника взгляд музыковеда В. Богданова-Березовского.
И откель взялся тот самый здоровый дитятко добрый волшебник? Из захолустного Житомира, где родился 21 апреля 1861 года. С детства он проявил редчайшие способности к математике и языкам, позже его будут звать сплошным мозгом.
По своим данным он был зачислен на юридический факультет Петербургского университета и сию минуту на стипендию, что для еврейского юноши было немыслимым успехом. После окончания университета ему предложили остаться на кафедре права, но Волынский отказался: Я хочу быть не профессором, а литератором. К этому времени он поменял фамилию Флексер на псевдоним Аким Волынский, аккурат так он подписал свою первую работу Теолого-политическое учение Спинозы.
В 18-летнем возрасте Волынский стал печататься в популярном журнале Северный вестник, в котором в течение десяти лет, вплоть до закрытия журнала, вел отдел Литературные заметки. Но это были не без затей обзоры литературных новинок, но и глубокие статьи о творчестве Толстого, Гончарова, Достоевского и других мастеров русской литературы. К концу XIX века совсем оформились взгляды Волынского, и он ставит спереди всего внутреннее духовное начало, политическая элита души, морали, свободной воли. Исходя из таковый идеалистической позиции, Волынский призывал вождей народничества противоборствовать не за социально-политическое переустройство общества, а за духовную революцию, то есть вначале перестроить человека, а уж вслед за тем среда. Статьи на эту тему, собранные в книге Волынского Борьба за идеализм, были изданы в 1900 году. Книга вызвала резкое неприятие и с правой стороны, и слева. Недовольны были и либералы, и консерваторы. Такое же неудовольствие вызвал Аким Волынский своей попыткой пересмотреть эстетические взгляды Белинского, Добролюбова и Чернышевского.
Не удалась приятельство Волынского и с символистами, которых он с удовольствием печатал в Северном вестнике. Но как только он начал их критиковать, то и Мережковский, и Зинаида Гиппиус, и Сологуб, и другие отвернулись от него. Своим союзником Волынский избрал... Леонардо да Винчи, о котором он написал большой том. За эту работу Волынский был избран почетным гражданином Милана, а его имя присвоили комнате в библиотеке Леонардо, куда он передал свою коллекцию материалов о великом художнике.
Поиски новой красоты в искусстве привели Волынского в театр. В течение некоторого времени он заведовал репертуарным отделом в Драматическом театре Веры Комиссаржевской и существенно повлиял на концепцию постановок Гедды Габлер Ибсена и Чайки Чехова.
Во время скитаний по Греции и Италии Волынский, как пишет его биограф Эрих Голлербах, убедился, между прочим, в том, что античный театр есть по существу балетный театр. Балет стал последним увлечением Акима Волынского, ему он отдал свои последние 15 лет жизни. В ритуальных танцах эллинов он увидел первооснову балета и сделал отчаянную попытку реконструировать ритуальный толк отдельных балетных движений. Свои революционные идеи Волынский изложил в работе Книга ликований, которая вышла в 1925 году тиражом всего в 3 тысячи экземпляров. Не получив официального признания (снова тот самый идеализм Волынского!), она получила неофициальный статус легендарной книги.
Для специалистов Книга ликований стала не только настольной книгой, но и настоящим пиршеством слова. В ней Волынский превзошел самого себя в лингвистической роскоши. Россыпь эпитетов и метафор, удивительное сочетание слов все это напоминало какую-то декоративную восточную феерию. Вместе с тем Книга ликований сильно профессиональная, без малого технологическая книжка.
Фиеста литературного вдохновения кончилась с приходом революции, наступили другие времена, и пришлось служить. Волынский заведует итальянским отделом в издательстве Всемирная литература, является членом совета Дома искусств, председателем петроградского отделения Союза писателей, ведет цикл лекций Школа русского балета. Приходилось и без затей учительствовать, чтобы сводить концы с концами. Волынскому было нелегко вписаться в свежеиспеченный мир, его барочную риторику новое поколение воспринимало с трудом. Николай Чуковский (наследник Корнея) вспоминал о Волынском: Писал витиевато и пышно, и в этом пышнословии, говоря по правде, и заключалась вся сущность его статей. Тут были и дионисизм,, и менады,, и лотос, и флейта Марсия, и бездна вверху и бездна внизу весь тот комплект слов, которым пользовались авторы статей в журнале Золотое руно.
Остается скорбно хмыкнуть: н-да... комплект слов. Нет, это был не комплект слов, а культура прошлого, которая оказалась ненужной в советской республике, где востребованы были другие наборы типа Ваше словечко, приятель маузер! Рабочим и крестьянам Волынский был чужд, от него веяло сухим жаром пустыни, как выразился Борис Эйхенбаум. Время менад и лотоса прошло. Прошло и время Акима Волынского, он умер 6 июля 1926 года в Ленинграде, в возрасте 65 лет. К счастью, не дожив до политических процессов и расстрелов писателей.
И завершающий штрих из личной жизни романтика и идеалиста Волынского. Это его не вполне естественный многолетний роман с Зинаидой Гиппиус. Вот фрагменты из письма Гиппиус от 28 февраля 1895 года: Неужели Вы когда-нибудь были таковой нежный, таковой мягонький, таковый предупредительный, деликатный, родимый, в особенности родимый и дававший мне таинственные надежды на беспредельное? Увы, мне! Теперь Вы требовательны и фамильярны, как вслед за тем года супружества. Вы меня любите о, конечно! Но любите без порыва и ужаса, все на своем месте, влюбленность должна течь по моральному руслу, не превышая берегов нравственности... Зинаида Гиппиус требовала от Акима Волынского чудес любви, геройских поступков во имя любви, а он по каким-то причинам уклонялся от них (боялся? не хотел? не мог?). В итоге эти отношения превратились в комедию любви. Бедный Аким Львович... Не повезло в любви. Но зато повезло в истории литературы и искусства. Там он гигант.
Так же читайте биографии известных людей:
Аким Золотарев Akim Zolotarev
Генерал-лейтенант, заслуженный проф. Николаевской академии Генерального Штаба, сенатор, общественный деятель, тов. председателя Русского Собрания..
читать далее →
Аким Карпов Akim Karpov
Российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант.
читать далее →
Акира Куросава Akira Kurosawa
Вклад Акиры Куросавы в мировой кинематограф поистине бесценен, его творчество послужило своего рода мостом между традиционным кино и модерном, между..
читать далее →
Акоп Киракосян Akop Kirakosyan
Акоп Киракосян - российский режиссер и подюсер мультипликации, директор "Союзмультфильма". Родился 7 февраля 1948 года.Известен по таким работам..
читать далее →