Известные люди
»Александр Афиногенов
Рождение: Россия, 4.4.1904
Русский драматург, публицист, теоретик драмы.
Родился 22 марта (4 апреля) 1904 в г.Скопин Рязанской губернии в семье железнодорожного служащего, в дальнейшем ставшего писателем (псевдоним Н.Степной), и учительницы. С 1922 член ВКП(б). В 1924 окончил Московский институт журналистики, в 19271929 заведующий литературной частью 1-го Московского Рабочего театра Пролеткульта. В начале 1930-х годов Афиногенов единственный из руководителей РАПП, с 1934 член президиума правления Союза писателей СССР, редактор журнала Театр и драматургия.
Как литератор начал со стихов и поэмы Город; первая пьеса Роберт Тим (1923) об английских луддитах, разрушителях машин, тотчас выявила тяготение Афиногенова к мелодраматической экзальтации, проявившееся и в его последующих пьесах По ту сторону щели (1926) по Дж.Лондону, На переломе (1927), Гляди в оба (1927) и Малиновое варенье (1928), заряженных злободневным пропагандистским пафосом (битва со шпионажем, обуржуазиванием и т.п.).
Попытка вручить образ идеального (и при этом, в духе времени, энтузиастически-страстного) человека, противостоящего массовым порокам и заблуждениям (бюрократическому засилью, антисемитизму), в пьесе Афиногенова Чудак (1929). За ней последовало одно из вершинных произведений Афиногенова пьеса Страх (1931), где устами профессора Бородина, в русле ещё только овладевающей европейскими умами философии экзистенциализма, говорится о неких вневременных и внесоциальных определителях человеческого бытия страхе и голоде, а кроме того о том, что мы живем в эпоху великого страха. Первый вариант пьесы был запрещен цензурой, во втором убраны упоминания о карательных органах, введен образ пламенной старой большевички Клары оппонента Бородина, выступающей от имени народа, носителя партийных идей. Своеобразным продолжением Страха явилась пьеса Ложь, тонко отразившая атмосферу постоянной маскировки людей 1930-х годов, когда приходилось утаивать происхождение, родственные связи, взгляды.
В русле давней европейской культурной традиции лежит концепция пьесы Далекое (1933), где физическая кончина трактуется как неизбежное обстоятельство духовного обновления. Пафосом интернациональной солидарности с борцами-антифашистами проникнута пьеса Салют, Испания! (1936). Драма Мать своих детей (1939) посвящена внутрисемейному конфликту поколений. Одна из самых любимых публикой пьес Афиногенова Машенька (1940), согретая теплом доверия к чистому детскому сердцу, способному растопить лед чиновных душ, трогательно-сентиментальная, вносящая, по точному наблюдению критиков (И.Л.Вишневская и др.), диккенсовскую струю в отечественную драматургию. Пьеса Афиногенова Накануне (1941), написанная уже в дни войны, выражала уверенность в неизбежной победе следуя не только официальной пропаганде и искреннему настрою тогдашнего общества, но и собственному глубинному оптимизму драматурга, неизменно разрешающему в гуманном ключе острые конфликты. Яркая театральность афиногеновских пьес, динамизм, злободневность, запоминающаяся типажность обеспечили им долговременную сценическую бытие.
Афиногенов выступал ещё как теоретик драмы и сценический критик. Отвергая сначала академическую театральную школу во имя нового искусства в духе Пролеткульта, он исподволь приходит к признанию и изучению традиции русской классической драматургии с ее обостренным психологизмом и социальным критицизмом (раньше всего А.П.Чехова). С последним связано и утверждение Афиногенова, в полемике с Н.Погодиным и Вс.Вишневским, комнатной драмы в противовес панорамной драме с открытым небом и множеством действующих лиц, что привело в итоге к резкой критике Афиногенова, его политическому остракизму и более того временному исключению (19371939) из рядов ВКП(б). Во время Великой Отечественной войны Афиногенов возглавлял писательский отдел Совинформбюро.
Умер Афиногенов в Москве 29 октября 1941.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Вампилов Aleksandr Vampilov
Старая квартира была одной из первых ретропрограмм, потом они появились в изобилии и даже стали модными. Однако "Квартира" не затерялась среди них,..
читать далее →
Александр Гельман Aleksandr Gelman
В 1991 году А.И. Гельман избран почетным доктором гуманитарных наук университета Пепердайн (США, Калифорния). В течение многих лет он являлся членом..
читать далее →
Александр Гладков Aleksandr Gladkov
Русский советский драматург.
читать далее →
Александр Кулябин Aleksandr Kulyabin
Александр Кулябин занимает пост директора Красного факела уже шесть лет. За это время он смог сделать театр одним из самых благополучных в Сибири...
читать далее →