Известные люди

»

Александр Батурин

Александр Батурин Aleksandr Baturin Карьера: Опера
Рождение: Россия
Послушав пение Батурина, Александр Константинович Глазунов, который был тогда ректором консерватории, дал следующее заключение: "Батурин обладает выдающимся по красоте, силе и объёму голосом тёплого и сочного тембра...".

Александр Иосифович Батурин (1904-1983) - российский певец (бас-баритон). Место рождения Александра Иосифовича - местечко Ошмяны, под Вильнюсом (Литва). Будущий певец происходил из семьи сельского учителя. Его папа умер, когда Батурину исполнился только год. На руках у матери, помимо маленького Саши, было ещё трое детей, и бытие семьи протекала в здоровущий нужде.

В 1911 году семейство Батуриных переезжает в Одессу, где посредством немного лет предстоящий певец поступает на курсы автомехаников. Чтобы подмогнуть матери, он начинает трудиться в гараже и в пятнадцать лет уже водит автомашины. Возясь у мотора, юный шофёр любил напевать. Однажды он заметил, что кругом него собрались коллеги по работе, с восхищением слушая его прекрасный младой звук. По настоянию друзей Александр Иосифович выступает на вечере самодеятельности в своём гараже. Успех оказался до того значительным, что на следующий вечерок пригласили профессиональных певцов, которые дали высокую оценку А. И. Батурину. От союза транспортных рабочих предстоящий певец получает ориентация на учёбу в Петроградскую консерваторию.

Послушав пение Батурина, Александр Константинович Глазунов, тот, что был тогда ректором консерватории, дал следующее заключение: "Батурин обладает выдающимся по красоте, силе и объёму голосом тёплого и сочного тембра..." После вступительных экзаменов певца принимают в класс профессора И. Тартакова. Батурин учился в это время добро и более того получал стипендию им. Бородина. В 1924 году Батурин заканчивает с отличием Петроградскую консерваторию. На выпускном экзамене А. К. Глазунов делает запись: "Превосходный звук красивого тембра, мощный и сочный. Ярко талантлив. Ясная дикция. Пластическая декламация. 5+ (пять с плюсом)". Нарком по просвещению, ознакомившись с этой оценкой знаменитого композитора, направляет молодого певца для совершенствования в Рим. Там Александр Иосифович поступает в Музыкальную академию "Санта Чечилия", где занимается под руководством знаменитого Маттиа Баттистини. В миланском театре Ла Скала младой певец поёт партии Дона Базилио и Филиппа II в "Дон Карлосе", а следом выступает в операх "Бастьен и Бастьенна" Моцарта и "Колен" Глюка. Батурин побывал ещё и в других городах Италии, участвуя в исполнении Реквиема Верди (Палермо), выступая в симфонических концертах. После окончания Римской академии певец делает гастрольную поездку по Европе, посещает Францию, Бельгию и Германию, а далее возвращается на родину и в 1927 году его зачисляют солистом в Большой театр.

Первое его выступление в Москве состоялось в партии Мельника ("Русалка"). С тех пор Александр Иосифович реализовал на сцене Большого море ролей. Он поёт как басовые, так и баритоновые партии, оттого что диапазон его голоса необычайно велик и позволяет справляться с партиями Князя Игоря и Гремина, Эскамильо и Руслана, Демона и Мефистофеля. Такая широта диапазона явилась результатом напряжённой работы певца над постановкой голоса. Сказались, конечно, и отличная вокальная учебное заведение, которую прошёл Батурин, приобретённое им умение пользоваться различными регистрами голоса, исследование техники звуковедения. Особенно интенсивно работает певец над образами русской оперной классики. Слушатели и критика особенно фиксируют созданные артистом образы Пимена в "Борисе Годунове", Досифея в "Хованщине", Томского в "Пиковой даме".

С тёплым чувством вспоминал Александр Иосифович Н. С. Голованова, под руководством которого он приготовил партии Князя Игоря, Пимена, Руслана и Томского. Творческий диапазон певца расширило знакомство с отечественным фольклором. А. И. Батурин проникновенно напевал русские народные песни. Как отмечала критика тех лет: "в особенности удаются ему "Эй, ухнем" и "Вдоль по Питерской"..." В годы Великой Отечественной войны, когда Большой театр находился в эвакуации в Куйбышеве (Самара), на его сцене была осуществлена постановка оперы Дж. Россини "Вильгельм Телль". Александр Иосифович, исполнявший заглавную партию, так рассказывал об этой работе: "Мне хотелось сформировать ослепительный образ мужественного борца с угнетателями своего народа, фанатически защищающего свою родину. Я длительно изучал материал, старался почувствовать дух эпохи, чтобы набросать правдивый реалистический образ благородного народного героя." Разумеется, вдумчивая служба принесла свои плоды.

Много внимания уделял Батурин работе над обширным камерным репертуаром. С увлечением исполнял певец произведения современных композиторов. Он стал первым исполнителем посвящённых ему Д. Д. Шостаковичем шести романсов. Принимал А. И. Батурин участие и в симфонических концертах. К числу удач певца современники относили претворение в жизнь им сольных партий в Девятой симфонии Бетховена и симфонии-кантате "На поле Куликовом" Шапорина. Снялся кроме того Александр Иосифович в трёх кинофильмах: "Простой случай", "Концерт-вальс" и "Земля".

После войны в Московской консерватории А. И. Батурин вёл класс сольного пения (посреди его учеников Н. Гяуров). Он подготовил кроме того научно-методический работа "Школа пения", в котором стремился систематизировать свой обеспеченный навык и вручить подробное очерчивание приёмов обучения пению. С его участием был создан особый кино, в котором просторно освещены вопросы вокальной теории и практики. Долгое время в Большом театре Батурин работал педагогом-консультантом.

Дискография А. И. Батурина:

1. "Пиковая дама", первая полная запись оперы в 1937 году, партия Томского, хоровой коллектив и оркестр ГАБТа, дирижёр - С. А. Самосуд, в ансамбле с К. Держинской, Н. Ханаевым, Н. Обуховой, П. Селивановым, Ф. Петровой и др.

(В настоящее время эта запись выпущена за рубежом на CD)

2. "Пиковая дама", вторая полная запись оперы 1939 года, партия Томского, хоровой коллектив и оркестр ГАБТа, дирижёр - С. А. Самосуд, в ансамбле с К. Держинской, Н. Ханаевым, М. Максаковой, П. Норцовым, Б. Златогоровой и др.

(Эта запись кроме того выпущена за рубежом на CD)

3. "Иоланта", первая полная запись оперы 1940 года, партия врача Эбн-Хакия, хоровой коллектив и оркестр ГАБТа, дирижёр - С. А. Самосуд, в ансамбле с Г. Жуковской, А. Большаковым, П. Норцовым, Б. Бугайским, В. Левиной и др.

(В концевой раз эта запись выпускалась на грампластинках "Мелодии" в 1983 году)

4. "Князь Игорь", первая полная запись 1941 года, партия Князя Игоря, хоровой коллектив и оркестр ГАБТа, дирижёр - А. Ш. Мелик-Пашаев, в ансамбле с С. Пановой, Н. Обуховой, И. Козловским, М. Михайловым, А. Пироговым и др.

(В настоящее время эта запись переиздана на CD в России и за рубежом)

5. "Поёт Александр Батурин" (грампластинка фирмы "Мелодия"). Арии из опер "Князь Игорь", "Иоланта", "Пиковая дама" (фрагменты полных записей этих опер), ариозо Кочубея ("Мазепа"), куплеты Эскамильо ("Кармен"), куплеты Мефистофеля ("Фауст"), "Поле битвы" Гурилёва, "Блоха" Мусоргского, две русские народные песни: "Ах, Настасья", "Вдоль по Питерской".

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Ворошило Aleksandr Voroshilo

С сентября 2002 по июнь 2003 года А.С. Ворошило был генеральным директором строящегося Московского международного дома музыки на Красных холмах...
читать далее

Александр Кипнис Aleksandr Kipnis

Был одним из величайших певцов своего времени. С 1931 года жил в США и главным образом выступал в Чикагской Опере и в Метрополитан Опера.
читать далее

Александр Шевчук Aleksandr Shevchuk

О стилисте Александре Шевчуке широкая публика знает немного. Да, стилист Аллы Пугачевой, да, работал с Гурченко, Долиной, Земфирой. Но то, что он..
читать далее

Александр Шервашидзе Aleksandr Chervachidze

Александр Шервашидзе - князь, правнук правителя Абхазского княжества Келешбея Чачба, местоблюститель Княжеского престола Абхазии (1918-1968), брат..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий