Известные люди
»Александр Воронько
Рождение: Украина, 18.7.1917
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями.
Александр Воронько родился 18 Июля 1917 года в селе Соколово, сейчас Готвальдовского района Харьковской области, в семье рабочего. В 1933 году окончил школу ФЗУ по специальности слесаря при Харьковском паровозостроительном заводе ( сегодня ордена Трудового Красного Знамени СПТУ 6 ). Работал токарем. С 1936 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Чугуевское военное авиационное училище и служил в нём лётчиком - инструктором.
В Июне 1943 года, перед самым началом Курской битвы, получил направление в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
...12 Июля 1943 года части Красной Армии Брянского фронта перешли в контрнаступление в районе Залегощ Новосиль - Мценск в общем направлении на городок Орёл. Немцы пытались введением огромный массы танков, артиллерии, самоходных пушек, а в особенности авиации стопануть наши войска. Но тщетно. Истребители - Гвардейцы надёжно прикрыли с воздуха боевые порядки наступающих войск.
О немалый напряжённости воздушных боёв позволительно судить по следующим фактам: в течение первого дня наступления на участке патрулирования 63-го ГИАП было зафиксировано 150 самолёто - вылетов противника. В многочисленных воздушных боях со стороны немцев участвовало 90 самолётов, с нашей стороны - 57 самолётов. Зачастую бои происходили со значительным численным превосходством противника. Но наши лётчики ни одного раза не уступили в бою. В первостепеннный день наступления полком было сбито 11 самолётов противника: 9 истребителей и 2 бомбардировщика. Второй день был ещё больше напряжённым и принёс свежеиспеченный заслуженный фарт Гвардейцам.
И в последующие дни натуга в воздухе не ослабевало. Несмотря на громадные потери, понесённые немецкой авиацией, недруг продолжал активные боевые действия.
Так, в частности, 19 Июля 1943 года во время выполнения боевого задания группа в шесть Ла-5, ведомая Гвардии Капитаном Числовым вела воздушный махач с 20 Ju-87, 8 FW-190 и 12 Ме-110. Не испугались наши лётчики численного превосходства противника. Смело вся шестёрка врезалась в строй врагов, расстроила его боевые порядки. Действуя дерзко, навязывая свою волю врагу, не выпуская из рук инициативу, Гвардейцы в жестоком, неравном бою вышли победителями. Они сшибли 6 самолётов противника. Гвардии Капитан Числов сшиб единственный Ju-87 и Ме-110, его ведомый Гвардии Старший сержант Макаров - два FW-190. Гвардии Старший лейтенант Маресьев сшиб единственный Ju-87. Гвардии Старший лейтенант Воронько - единственный Ме-110. В бою был нетрудно ранен Гвардии Капитан Числов.
В 1944 году лётчики 63-го ГвИАП воевали уже на 1-м Прибалтийском фронте. В середине Августа, закончив перевооружение на новейшие истребители Ла-7, они ещё раз добились больших успехов.
Первыми, 24 Августа, встретились с противником лётчики эскадрильи Гвардии Майора Пашкевича. Прикрывая свои войска в районе Жагаре - Ауце, они подметили группу немецких истребителей из 4 Ме-109 и 8 FW-190. В результате завязавшегося воздушного боя противник потерял 3 машины.
В последующих вылетах превосходство Ла-7 было доказано со всей очевидностью. Так, 6 наших самолётов, ведомые Гвардии Майором Воронько, встретили в районе цели 6 FW-190 и 4 Ме-109. Было сбито 5 самолётов противника: 2 Ме-109 и 3 FW-190. Один из "Мессеров" записал на свой боевой счёт Гвардии Майор Воронько. Наша группа потерь не имела.
Однако наиболее удачным был полёт на расчистку воздуха от авиации противника и прикрытие наземных войск в районе Ауце. Общей группой в составе 22 самолётов командовал начальник полка Герой Советского Союза Гвардии Подполковник Горбатюк. Западнее Ауце они встретили 12 FW-190, численность которых наращивалось в процессе боя парами и четвёрками. Вэтого в схватке участвовали 20 FW-190 и 10 Ме-109. Было сбито 8 FW-190 и 1 Ме-109. При этом, Гвардии Майором Воронько - немедленно 3 FW-190.
Последующие полёты на этом направлении проводились без всякого противодействия со стороны авиации противника, которая перешла от открытого боя к действию из - за "угла", да и то редко. Немецкое руководство, для того, чтобы сдернуть или хотя бы немного ослабить нажим наших войск на северном направлении Иелгава - Рига, предприняло в районе Ауце частное атакование, сосредоточив для этого значительное численность активный силы и техники.
29 Августа группа Ла-7, в количестве 6 самолётов, ведомая Гвардии Майором Воронько, в районе прикрытия на высоте 2000 метров встретила 14 FW-190. Противник ходил четвёрками. Весь махач проходил на вертикалях. Гвардии Майор Воронько сшиб 2 "Фоккера" из 5 FW-190 уничтоженных в этом бою. Однако и наша группа понесла потери: были сбиты 2 "Лавочкина" ( оба лётчика выпрыгнули на парашютах и на следующий день вернулись в доля ).
К началу 1945 года начальник эскадрильи 63-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная вооруженные силы, 1-й Прибалтийский фронт ) Гвардии Майор А. Г. Воронько совершил 133 боевых вылета, в воздушных боях сшиб 17 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
К концу войны, летая на истребителях Ла-5 и Ла-7, Гвардии Майор А. Г. Воронько произвёл примерно 200 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 20 вражеских самолётов. Последнюю победу одержал 16 Апреля 1945 года над Берлином.
В тот день лётчики 63-го ГвИАП сопровождали полки 113-й бомбардировочной авиационной дивизии, летевшие на высоте 4000 - 5000 метров. В районе цели 4 немецких истребителя FW-190 с высоты 5500 метров попытались штурмовать одну из девяток 113-й БАД. Одна пара со снижением пошла в атаку на бомбардировщиков, а вторая осталась на своей высоте. Это своевременно заметил Герой Советского Союза Гвардии Майор А. Г. Воронько и сразу устремился на врага.
Воронько открыл пламень по атакующим "Фоккерам" с дистанции 400 - 500 метров. Заметив спереди себя трассу, атакующая пара FW-190 ушла вверх. Воронько, используя превосходство самолёта Ла-7 в скорости, стал преследовать противника. Сблизившись на дистанцию 100 - 150 метров, он атаковал ведущего вражеской пары и сшиб его. Александр Воронько стал первым пилотом 1-го Гвардейского истребительного авиационного корпуса, сбившим неприятельский самолёт под Берлином.
После окончания войны Александр Григорьевич продолжал служить в ВВС. В 1952 году удачно окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы усовершенствования командиров частей. Освоив многие типы реактивных самолётов, на которых летал до самой демобилизации. С 1960 года Гвардии Полковник А. Г. Воронько - в запасе. Последние годы жил в Харькове. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), медалями.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Гарнаев Aleksandr Garnaev
Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ, кандидат экономических наук, действительный Государственный Советник 1 класса.
читать далее →
Александр Горбачевский Aleksandr Gorbachevskiy
Гвардии Капитан А. И. Горбачевский совершил 386 боевых вылетов, в 78 возд боях сбил лично 16 и в составе группы 7 самолётов противника. 4 Февраля..
читать далее →
Александр Горголюк Aleksandr Gorgolyk
Гвардии старший лейтенант А. И. Горголюк совершил 376 боевых вылетов, в 48 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 5 самолётов противника...
читать далее →
Александр Дудаков Aleksandr Dudakov
В марте 1943 года экипаж Дудакова совершил 26 боевых вылетов. Это был выдающийся результат для авиации дальнего действия. 30 июля 1943 года Дудаков..
читать далее →