Известные люди
»Александр Кабанель
Рождение: Франция, 23.9.1823 - 23.1
Александр Кабанель - французский художник, представитель академизма. Родился 23 января 1823 года.Наиболее известными работами Александра Кабанель являются: "Римский монах", "Смерть Моисея", "Ева после падения", "Падший ангел", "Изгнание Адама и Евы из рая" и др.
Александр Кабанель (1823-1889). Ничто так метко не отражает "психологию эпохи", как массовая культура. Спустя полстолетия ее кумиры оказываются забытыми, но ещё посредством сто лет историк находит в их творениях дорогой материал для реконструкции умонастроений и вкусов времени. В XIX веке воплощением расхожих представлений о "высоком искусстве" стала салонная живопись, а одним из самых ярких проявлений ее во Франции - творчество Александра Кабанеля.
Кабанель был, пожалуй, самым популярным и именитым художником эпохи Второй империи (1852-1870). Модный портретист, обожаемый живописец Наполеона III и других европейских правителей, он вошел в историю искусства как символ изжившей себя академической традиции, умело приспособившейся к требованиям времени. Кабанель был обладателем многих наград, членом французской Академии,
профессором Школы изящных искусств, участником жюри всех экспозиций официального Салона. По язвительному наблюдению современника Кабанеля,' "шелковистая кожа и тонкие руки его портретов были постоянным источником восхищения для дам и раздражения для художников".
Причину громкой славы Кабанеля, достаточно слабого рисовальщика и банального колориста, следует разыскивать в той социальной действительности, которая породила близкий внешность творчества. Избранный художником тип картины как воспрещено больше соответствовал стилю жизни и претензиям "высшего света" Второй империи. А сам нрав живописи с ее гладкой красочной поверхностью, виртуозно исполненными деталями и "сладостным" колоритом импонировал и всей массе зрителей - постоянных посетителей экспозиций в Салоне. Говорить о Кабанеле заставляет, и все-таки, не только его прижизненная популярность, но и живучесть того художественного явления, которое он так полно выразил. Поучительный образец Кабанеля помогает открыть интригующую загадку салонного искусства.
Биография художника складывалась удачно и счастливо. Родившись в 1823 году в университетском городке Монпелье на юге Франции, Кабанель воспитывался в приверженной традициям академической среде. Перевезенный в детстве в Париж, он поступил в 1840 году в Школу изящных искусств в мастерскую Франсуа Пико. В 1845 году он благополучно закончил вектор движения обучения и был удостоен Большой Римской премии за картину "Христос перед судьями". Вместе со своим другом, коллекционером и знатоком античности А.Брюа, Кабанель поселился в Риме, где бесповоротно оформился его манера.
Привезенная Кабанелем из Рима картина "Смерть Моисея" была показана в Салоне 1852 года и принесла ее автору первую выставочную награду в бесконечной цепи медалей и поощрений. Выступление Кабанеля в парижском Салоне стало как бы прологом, визитной карточкой художественной жизни Второй империи. В дальнейшем художник стал поставлять ко двору Луи Наполеона Бонапарта с его блеском и роскошью, погоней за удовольствиями и полным безразличием к средствам их достижения живописную "приправу" в виде иллюстраций пикантных или драматических эпизодов истории и литературы. Многочисленные больше или менее обнаженные женщины, призванные рисовать в его произведениях Суламифь, Руфь, Клеопатру, Франческу да Римини или Дездемону, удручают однообразием лиц с "горящим взглядом", расширенных, обведенных тенями око, жеманных жестов и неестественно розовым тоном манерно изогнутых соблазнительных тел.
Свойства искусства Кабанеля импонировали вкусу высоких заказчиков. В 1855 году, кроме первой медали на Всемирной экспозиции 1855 года за картину "Триумф святого Людовика", Кабанель был награжден орденом Почетного легиона, в 1864 году он был произведен в офицеры, а в 1878 году - в командоры ордена. В 1863 году он был избран членом Академии на местоположение, которое до него занимали Ж.-Л.Давид, Ж.-Ж..Лебарбье и Орас Верно. В том же 1863 году, вошедшем в историю французского искусства благодаря знаменитому "Салону отверженных", где демонстрировался "Завтрак на траве" Э. Мане, официальное положение Кабанеля как "первого живописца империи" ещё больше упрочилось. Наполеон III приобрел для себя две картины Кабане-ля - "Похищение нимфы" (1860, Лилль, Музей изящных искусств) и "гвоздь" официального Салона "Рождение Венеры" (1863, Париж, Лувр). Тем самым вялому и анемичному искусству Кабанеля, растаявшему, по выражению критика, "в аромате фиалок и роз", был придан статус эталона, образца господствующего вкуса и высшего достижения современной живописи.
Мифологические сцены Кабанеля, полные манерной неги, нарочитого изящества и эротической двусмысленности, воссоздают эстетический идеал эпохи, ее тяготение к "красивой жизни". Персонажи античных сюжетов Кабанеля напоминают больше всего порочных и чувственных нимф Клодиона. Произведения этого французского скульптора конца XVIII века были просторно известны во второй половине XIX века благодаря распространению большого количества копий с его работ и вольных интерпретаций современных скульпторов на темы Клодиона (А.Э.Карье-Беллез, Ж.Б.Клезанже).
Творчество Кабанеля было не только и не столь индивидуальным и локальным художественным явлением, сколь воплощением определенного принципа. Оно принадлежало к типу крайне распространенного в XIX веке искусства, рассчитанного на обычный, общественный привкус, использующего для завоевания популярности опробованные приемы. Многочисленные кумиры века, апостолы салонного классицизма А.Кабанель, В.Бугро, Ж.Эннер, П.Бодри владели всеми историческими стилями и не выработали своего собственного. Недаром современник писал об одном из этих законодателей художественной моды: "Обыкновенно все принимают его картины за копии с произведений самых различных художников... Тем не менее художник благоденствует, и самая его подражательная способность, самое отсутствие чего-либо самобытного как бы способствует его успеху". Качество гарантирующей счастливый момент приятной посредственности в полной мере отличало и работы Александра Кабанеля.
С установлением республики Кабанель не потерял своей славы. Он был практически завален заказами, изготовляя стереотипно изысканные женские портреты ("Портрет Катарины Вульф", 1876, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) и изображения "роковых красавиц" прошлого ("Федра", Музей Монпелье). Не менее удачно выступал он и в качестве педагога, проявляя известную либеральность в отношении своих учеников, посреди которых были Ж.Бастьен-Лепаж, Б.Кон-стан, Э.Моро, Ф.Кормон, А.Жервекс.
На протяжении всей своей жизни привилегированного и обласканного светом художника Кабанель оставался верен усвоенным приемам. Его произведения находятся как бы за пределами времени. Их гладкая эмалевидная живопись, хватко составленная композиция (компиляция из популярных образцов мирового искусства), тщательная проработка подробностей, аффектированный сценический жест, "однообразная красивость" лиц не предполагают никакой внутренней эволюции.
Однако, несмотря на консервативность собственного художественного приема, "не способного более того воплотить банальность его замыслов" (Ф.Базиль), Кабанель выказывал изредка определенную широту суждений. Так, уже в 1881 году он, на протяжении многих лет грубо отрицательно относившийся к Э.Мане и импрессионистам, выступил в защиту представленного на выставку "Портрета Пертюизе" работы Э.Мане. "Господа, посреди нас не найдется, может быть, и четырех, кто мог бы черкнуть голову, подобную этой", - эти слова почтенного и признанного мэтра служат невольным признанием решительной победы нового направления во французском искусстве.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Курочкин Aleksandr Kurochkin
Русский художник, член Союза художников России.
читать далее →
Александр Оболенский Aleksandr Obolenskiy
Александр Оболенский - российский художник, член Союза художников России. Родился 21 апреля 1968 года.По словам Александра Оболенского, Душа есть у..
читать далее →
Александр Рукавишников Aleksandr Rukavishnikov
А.И. Рукавишников - Народный художник России (1995), Заслуженный художник РСФСР (1984) и Киргизской ССР (1984), с 1988 года - член-корреспондент, с..
читать далее →
Александр Тышлер Aleksandr Tyshler
Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в начале 1920-х годов, окончательно..
читать далее →