Известные люди

»

Александр Козаков

Александр Козаков Aleksandr Kozakov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 2.1.1889
В 1906 году окончил Воронежский кадетский корпус и был направлен в Елисаветградское кавалерийское училище. После успешного окончания произведён в корнеты и 0 года назначен в 12-й уланский Белгородский полк.

Это произошло весенним солнечным полднем 18 Марта 1915 года ( по старому стилю ). Со стороны Гродиска появился германский самолёт типа "Альбатрос С-1". Пролетев над русским аэродромом у села Гузов, сбросил 3 бомбы, целясь, явно, в свой змейковый аэростат. Лётчик - наблюдатель, отбомбившись, удобнее устроился на сиденье. Но в это миг он увидел, что их самолёт быстро настигает российский моноплан. Летнаб открыл пламень, но в следующее момент тень "Морана" накрыла лётчиков. Послышался треск обшивки "Альбатроса", раздираемой винтом и колесами "Морана". "Альбатрос" несладко сгинул вниз, неторопливо кренясь, терял высоту. Внезапно затрещав, сложилась коробка крыльев, и самолёт камнем пошёл к земле. "Моран" с остановившимся мотором стал планировать к линии фронта. Это был второй таран в истории военной авиации, совершённый также русским лётчиком Александром Александровичем Козаковым. Таран был успешным, мишень боя достигнута - недруг уничтожен. Победитель остался жив.

Первый в истории важный авиации воздушный таран просторно известен. Его совершил Штабс - Капитан 9-й Сибирской стрелковой бригады, начальник 11-го корпусного авиаотряда Пётр Николаевич Нестеров. 26 Августа 1914 года на "Моране" типа "Ж" ( заводской номер 281 ), он таранил неприятельский "Альбатрос" ( экипаж: пилот Унтер - офицер Франц Малина, летнаб Лейтенант Фридрих Розенталь ). Этот поединок закончился трагически и для нашего лётчика: он погиб вкупе с противником.

Подвиг же Поручика 12-го уланского Белгородского полка военного лётчика 4-го корпусного авиаотряда А. А. Козакова долгое время был незаслуженно предан забвению. А потому что на фронтах Первой Мировой войны его имя гремело. Он стал первым русским асом по числу одержанных в воздухе побед - 17 признанных официально. Первой же была та, о которой рассказано выше.

Александр Александрович Козаков родился 2 Января 1889 года в семье дворян Херсонской губернии. В 1906 году окончил Воронежский кадетский остов и был направлен в Елисаветградское кавалерийское училище. После успешного окончания произведён в корнеты и 15 Июня 1908 года назначен в 12-й уланский Белгородский полк. По иронии судьбы шефом этого полка был австрийский император Франц - Иосиф. Более того, в 1908 году Козаков как офицер этого полка был награждён серебряной юбилейной медалью в память 60-летия царствования шефа полка "его Величества Императора Австрийского Короля Венгерского Франца - Иосифа". Пройдёт негусто лет, и Козаков не раз встретится с подданными "его Величества" в жарких воздушных схватках на фронтах Первой Мировой, а некоторые из них пополнят счёт его воздушных побед.

Служба в уланском полку проходила по заведённому распорядку, и совершенно вероятно, что Александра Козакова ожидала обычная карьера кавалерийского офицера. Но рождалась русская авиация, в России открывались первые авиашколы. Молодой поручик подает рапорт о переводе его в авиаотдел офицерской воздухоплавательской школы ( в дальнейшем Гатчинская военная авиашкола ) для обучения полётам, куда прибывает 23 Января 1914 года. "Козаков летает отлично", - вот характеристика того периода из телеграммы начальника авиашколы.

За успешное завершение авиашколы лётчик Козаков был награждён орденом Святой Анны 3-й степени. Хотел тотчас тронуться на фронт, но не смог: в действующей армии не хватало самолётов. Вступив в войну с 224 аэропланами ( самый-самый здоровый Воздушный Флот посреди воюющих держав ), Российские ВВС потеряли в первые месяцы в боях и суровых полевых условиях из - за непреспособленности временных аэродромов немало самолётов. Скромные мощности русских авиазаводов не могли восполнить потерь, а импорт моторов и аппаратов из Франции и Англии был осложнён. К тому же, союзникам самим нужны были самолёты, и они не торопились поделиться с Россией своей авангардный техникой. В этих условиях молодые лётчики, оканчивающие авиашколы, ожидали новые аппараты прямо на заводе.

Козаков получил свой "Моран - Ж" ( заводской номер 316 ) на московском авиазаводе "Дукс" только в конце Ноября 1914 года. Одновременно последовало приказание великого князя Александра Михайловича, шефа русской авиации, послать Козакова в 4-й корпусный авиаотряд сквозь Варшаву, где была авиабаза фронта. В первом же полёте 25 Декабря 1914 года загорелся двигатель, и пилот сел на вынужденную. Самолёт удалось спасти, а движок - увы. Пришлось дожидаться установки нового.

Свой основополагающий боевой вылет Козаков совершил 6 Января 1915 года на разведку вражеских позиций. На следующий день произошла саммит с неприятельским аэропланом. Козаков преследовал противника до линии фронта, но тот ушёл безнаказанно, оттого что на "Моране" отсутствовало вооружение. Возможно, аккурат тогда Козаков остро ощутил своё бессилие как воздушного бойца и пришёл к выводу о неизбежности воздушных схваток. Иметь вооружённый самолёт, способный ликвидировать неприятеля в воздухе ! Эта дума не покидала молодого офицера. Но лёгкие авиационные пулемёты ещё не появились, а тяжёлый пехотный пулемёт "Максим" позволительно было устанавливать только на крупных самолётах с толкающим винтом.

И всё же он нашёл выход. Решение было оригинальным и никем прежде не применялось. Козаков нарисовал в своей тетради: внизу неприятель, над ним русский аэроплан, за которым на тонком тросе тянется якорь с подвижными лапками и пироксилиновой шашкой. Вот одна из лапок цепляется за плоскость противника - взрыв ! Придумано - сделано. Козаков испытал родное устройство, пролетая над деревьями, между которыми был натянут трос. Теперь предстояло обследовать её на реальном противнике. Боеспособность этой системы Козаков проверил 18 Марта.

В дневнике полётов 4-го корпусного авиаотряда сохранилась короткая запись от 18 Марта 1915 года о вылете поручика А. А. Козакова: "Вылетел преследовать германский аппатат. Солнечно, мгла. Вылет в 11 часов, спуск на аэровокзал в 11 часов 30 минут. Время полета - 30 минут. Самолёт "Моран - Ж" номер 316". Итак, время действия известно. Удалось определить и местоположение знаменательного события. Это был участок фронта 5-й русской армии в районе деревни Гузов ( западнее реки Вислы, правый её берег ). Высота полёта неизвестна. Есть только сведения, что за 17 минут "Моран - Ж" набирал 2000 метров и мог повстречать противника, тот, что снижался для бомбометания. Вот как об этом бое пишет сам герой:

"Проклятая киска ( якорь ) зацепилась и болтается под днищем самолёта... Тогда я решил стукнуть "Альбатрос" колесами по его верхней поверхности. Недолго думая, дал руль вниз... Что - то рвануло, толкнуло, засвистело, в локоток ударил ломоть крыла моего "Морана". Неприятельский "Альбатрос" наклонился в первую очередь на единственный бок, следом сложил крылья, и полетел камнем вниз... Я выключил движок - одной лопасти на моем винте не было. Я начал планировать, потеряв ориентировку, и только по разрывам шрапнели догадался, где российский фронт. Садился, парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, потрясение был до такой степени силён, что шасси было вогнуто под крылья...".

Итак, якорь оказался неэффективным оружием, враг был сбит таранным ударом. За тот самый геройский поступок поручик Козаков был награждён 28 Июля 1915 года золотым Георгиевским оружием. В высочайшем приказе об этом награждении сказано:

"Козаков... хотя и не успел опрокинуть врага особым якорем, сшиб его с явной опасностью для собственной жизни ударом своего аппарата о верхнюю плоскость неприятеля, в результате чего было прекращение разведки противником и метания бомб..."

К сожалению, из этих описаний неясным оставалось положение самолётов в миг тарана. Поиск продолжался и увенчался успехом, когда был найден рапорт начальника отряда военного лётчика Поручика Якобашвили об этом событии:

"Имея с собой своё приспособление с якорем для задевания аэропланов, поручик Козаков распустил его и начал движение на германский аэроплан, нагоняя его позади. Поручик Козаков видел, что наблюдатель немецкого аэроплана повернулся лицом вспять к его аэроплану и начал палить. Якорь не задел, и поручик Козаков налетел на верхнюю плоскость немецкого аэроплана, в миг удара выключил двигатель. От удара о германский аэроплан у поручика Козакова сломался винт и задний край правого крыла, после этого чего аппарат соскользнул с немецкого аэроплана и начал валиться и после этого, выровнявшись, поручик Козаков опустился недалече от аэродрома у села Гузов... Этот акт безумной отваги с целью сшибить аппарат противника является небывалым примером следом геройской смерти Штабс - Капитана Нестерова и должно собирать гордыня русской военной авиации".

Следует соорудить небольшое добавление к сказанному. После тщательного осмотра повреждённого "Морана" осталась такая запись: "От удара об германский аэроплан у "Морана" сломано крыло и винт, а на шасси остались следы белой краски фона, на котором чертился германский отличительный знак ( чёрный крест )". Это был двухместный разведчик, биплан "Альбатрос" типа С-1, имевший 7,9-мм пулемёт "Парабеллум" для наблюдателя и небольшую бомбовую нагрузку ( 7 - 10 кг бомб ). Не исключено, при всем при том, что со временем удастся разыскать больше подробные сведения о самолёте противника и его экипаже.

Сражаясь с немецкими и австрийскими лётчиками во время знаменитого Бруссиловского прорыва на Ковельском направлении, Козаков сшиб 9 самолётов противника. Затем, в составе группы русских лётчиков - истребителей, проходит боевую стажировку во Франции, где в воздушных боях уничтожил ещё 4 немецких самолёта. [ По другим источникам, во Францию не ездил и побед там не имел ]

Храбрость, лётное мастерство, незаурядные организаторские способности позволили Козакову в дальнейшем занять место командира 1-й истребительной авиагруппы ( крупное авиационное соединение, состоящее из 2-го, 4-го и 19-го корпусных авиаотрядов ), по праву считавшейся лучшей в русской авиации. Вместе с тем, Козаков был необыкновенно суеверным человеком, неизменно летал с иконой Святого Николая.

"Моран Cолье - I" из 1-й авиагруппы, 1916 год.

В 1-й Боевой авиационной группе Александра Козакова, состоящей в первую очередь из двух отрядов по 6 - 9 машин в каждом, на рулях поворота изображали череп ( "адамова голова" ), к которому порой добавляли ещё и скрещенные кости ( рисунок с правой стороны ). При этом в первом отряде рисунок был "негативным" - белый череп и чёрный фон, а во втором "позитивный" - чёрный череп и белый фон. В 1917 году был организован и 3-й отряд, эмблемой которого отчего - то стала шестиконечная звездочка Давида, изображение которой наносилось как на рулях поворота, так и на дисках колес.

Некоторое время Александр Козаков летал на истребителе "Ньюпор-Х". Этот самолёт, задуманый как двухместная агрегатина, уже на фронте переделывался в одноместный. При этом заднее сидение сохранялось, переднее - закрывалось, а органы управления смещались к заднему сидению. На истребителе устанавливался единственный недвижный пулемёт без синхронизатора, вследствие этого ось ствола была направлена за пределами диска винта.

Установку пулемётов на русских "Ньюпорах-Х" выполнял киевский конструктор В. В. Иордан, построивший до десятка жутко удачных оригинальных установок. Заслуживает внимания и пулемётная установка, выполненная им для Козакова в начале 1916 года ( фото слева ) - объём переднего сиденья на этом самолёте был использован им для размещения 700 патронов, пулемёт был установлен под углом 24 к оси двигателя. Ось ствола проходила в 100 мм над диском винта ( в других установках Иордана пулемёт помещался над центропланом, а патроны с лентами - под пулемётом или рядом с ним под обтекателем ). Успех этой установки в бою был совершенный, хотя самолёт с двигателем "Рон" в 80 л. с. и не обладал высокими лётными качествами.

Вскоре 1-я Боевая авиагруппа была перевооружена на "Ньюпоры 11" ( внизу с правой стороны ), на которых Александр Козаков одержал большинство своих побед. Как и другие асы Первой Мировой войны, он имел свой специальный воздушный почерк - постоянно смело шёл на сближение с противником и обыкновенно вёл жар с невеликий дистанции - точно. В воздушных боях у Луцка 1-я авиагруппа устроила непроницаемую завесу для аэропланов противника. 13 Сентября 1915 года лётчики группы рассеяли 16 немецких самолётов и обратили их в бегство. Только в течение одного этого месяца группа Козакова провела 40 воздушных боёв, сшибла немного немецких самолётов, потеряв всего единственный свой.

На боевом счету Александра Козакова числится 32 победы, хотя во многих официальных источниках указывается и другая цифра - 17. Такое несоответствие объясняется тем, что по существовавшему в русской авиации правилу сбитым считался только тот вражеский аэроплан, тот, что упал на территорию, не занятую противником. В реальности же и Козаков, и Крутень, и многие их соратники сшибли больше неприятельских самолётов, чем это указано в официальных документах.

Между тем о наших асах посреди немецких и австрийских лётчиков ходили легенды. Так Козакову и Крутеню, имена которых были неплохо известны противнику, приписывалось до 50 воздушных побед каждому ! А боевой обозреватель австрийской газеты "Pester Lоyd" в Октябре 1915 года писал:

"Было бы забавно изъясняться с неуважением о русских лётчиках. Русские лётчики больше опасные враги, чем французы. Русские лётчики хладнокровны. В атаках русских, быть может, отсутствует планомерность так же, как и у французов, но в воздухе русские лётчики непоколебимы и могут переносить большие потери без всякой паники. Русский лётчик есть и остаётся страшным противником".

В конце Первой Мировой войны Александр Козаков нередко летал уже на больше совершенном истребителе "Ньюпор 17" ( рисунок слева ), а ещё "СПАДе S.VII". Однако вскоре в его жизни произошли серьёзные изменения - грянула революция. Свой концевой вылет на русско - германском фронте Полковник А. А. Козаков совершил 20 Ноября 1917 года. Потом отменили офицерские звания и без малого все боевые награды. Теперь Козаков уже не Полковник, а гражданин, но ещё начальник группы.

Октябрьский переворот А. А. Козаков, как и большинство офицеров русской армии, не принял. Он посчитал, что с приходом большевиков к власти рухнет всё, в том числе развалится и старая кадровая вс. Когда хмурым утром 9 Декабря 1917 года на общем собрании авиаторов 1-й истребительной авиагруппы его отстранили от командования, он промолвил: "Бедная Россия ! Это сборище ни при каких обстоятельствах не будет обладать ничего общего с военной организацией..." Тогда же был избран свежеиспеченный начальник группы - ученик Козакова, бывший унтер - офицер Иван Павлов.

12 Декабря Козаков сдал ему руководство группой, а солдаты 19-го авиаотряда единогласно избрали его своим командиром. Однако позорный финал войны, хаос и развал русского фронта, напряжённая и рискованная боевая служба, неопределённость будущего подорвали самочувствие Александра Александровича. В Декабре он убыл из авиагруппы в Киев для лечения соответственно постановлению врачебной комиссии.

Новая политическая элита пыталась притянуть Козакова к практической работе по созданию Рабоче - Крестьянского Красного Воздушного Флота. Об этом свидетельствует директива по Главному управлению РККВФ 19 от 14 Июня 1918 года ( планировалось определить его на пост начальника Главного управления Красного Воздушного Флота ).

Однако Козаков уже сделал свой выбор: в Июне 1918 года, когда Мурманск захватили бывшие союзники России - англичане, туда устремились многие русские лётчики бывших Российских ВВС, которые вошли в состав сформированного Славяно - Британского авиаотряда. Теперь им пришлось драться супротив своих вчерашних коллег - красвоенлётов.

К Январю 1919 года авиаотряд, расположенный в Архангельске, был переукомплектован новыми "Кэмелами" и "Снайпами". На одном из них Александр Козаков одержал свою последнюю победу, сбив гидросамолет типа "Григорович М-9", небольшое численность которых находилось на вооружении Красной Армии действующей на Севере ( до сих пор неизвестно, входит ли тот самый авиалайнер в цифра тех 32-х побед, которые числятся на счету Козакова. Возможно это была его 33-я виктория, ибо в нашей печати долгое время вообще умалчивался факт участия Александра Козакова в боевых действиях супротив Красной Армии ).

19 Июля 1918 года Козакову был присвоен ранг Майора Королевских ВВС, и он был назначен командиром отряда. Этот шаг оказался трагическим: не приняв и не поняв новой власти, он был вынужден оберегать себя и свой мир, отстаивать традиции и честь старой русской армии. Прозрение пришло в конце Июля 1919 года, когда войска интервентов стали спешно эвакуироваться из Мурманска под ударами младой Красной Армии. Славяно - Британский отряд прекратил своё наличие. Козакову предложили служить в Лондоне, но он отказался. Не пошёл он на службу и к Колчаку, формировавшему войска в Сибири. Козаков понял бесполезность этой борьбы и свою ошибку.

...Вечер 21 Июля 1919 года. Село Березняки, что на Северной Двине, в 300 км к югу от Архангельска. На аэровокзал, где размещался воздушный дивизион Славяно - Британского легиона, в тот день провожали группу пилотов во главе с командиром отряда Модрахом на Восточный фронт, в распоряжении армии Колчака. В честь отъезжающих Козаков поднял в воздух свой "Сопвич" и продемонстрировал каскад фигур пилотажа у самой земли. Затем самолёт стал набирать высоту, нежданно сделал переворот сквозь крыло и, перейдя без малого в отвесное пикирование, врезался в землю примерно своего ангара. Из - под обломков его извлекли ещё живого, но покуда подоспела содействие, он умер, не сказав ни слова. Было ему всего 30 лет...

По общему мнению очевидцев этой аварии, Александр Козаков покончил существование самоубийством. В своих воспоминаниях А. Матвеев, пишет, что всё последнее время Козаков находился в крайне угнетённом состоянии, называл себя и своих коллег "псами - рыцарями", защищавшими неизвестно кого. Интересно, что на похороны Козакова, награждённого одним из высших орденов Великобритании, никто из англичан не пришёл. Говорили более того, что подобно тому как он к красным перелететь собирался, за это ему и подстроили эту аварию.

Похоронили Александра Козакова на краю аэродрома. На могиле поставили надгробие из двух перекрещенных пропеллеров, а на белой доске вывели надпись: "Лётчик Козаков. Сбил 17 немецких самолётов. Мир праху твоему, герой России". Спустя год затем его гибели, врангелевский журнал "Наша стихия" поместил на своих страницах большую статью, посвящённую памяти Козакова. В ней детально описывались обстоятельства его гибели и приводились слова, сказанные в память о нём Генерал - Майором В. М. Ткачёвым: "Россия должна гордиться этим человеком !"

За отрезок времени своей службы Александр Козаков был удостоен 16-ти боевых наград, охватывая 3 британских - орден "За боевые заслуги", "Военный крест" и крест "За лётные боевые заслуги", а так же - французский орден "Почётного Легиона". Перезахоронен в мелкий часовне в Березниках.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Колесников Aleksandr Kolesnikov

Капитан А. Н. Колесников совершил 188 боевых вылетов, нанёс врагу большой урон в живой силе и боевой технике. 0 года за мужество и воинскую..
читать далее

Александр Кондрашев Aleksandr Kondrashev

Гвардии Капитан А. П. Кондрашёв совершил 100 боевых вылетов, провёл 35 воздушных боев, в которых лично сбил 15 вражеских самолётов. 0 года за..
читать далее

Александр Кондратюк Aleksandr Kondratuk

Гвардии Капитан А. А. Кондратюк к концу 1941 года совершил 193 боевых вылета, провёл 43 воздушных боя, в которых лично сбил 4 вражеских самолёта. 0..
читать далее

Александр Котов Aleksandr Kotov

Гвардии старший лейтенант А. Г. Котов совершил 250 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сбил 16 самолётов противника. 22 Февраля 1943 года за..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий