Известные люди
»Александр Котов
Рождение: Россия» Челябинская область» Троицк
Гвардии старший лейтенант А. Г. Котов совершил 250 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сбил 16 самолётов противника. 22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 19 Октября 1918 года в селе Троицк, теперь Ковылкинского района Республики Мордовия, в семье служащего. Окончил 7 классов и школу ФЗУ. Работал узловязальщиком Монинского камвольного комбината Московской области. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил военную авиационную школу лётчиков.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался на МиГ-3 в составе 42-го ИАП. Участвовал в обороне Брянска, Орла и Курска. В 1942 году служил на Калининском фронте, в 434-м ИАП ( с 21.11.1942 г. - 32-й ГвИАП ). Позднее участвовал в битве под Сталинградом.
К середине Января 1943 года заместитель командира эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 210-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная вооруженные силы, Калининский фронт ) Гвардии старшой лейтенант А. Г. Котов совершил 250 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сшиб 16 самолётов противника. 22 Февраля 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. С Августа 1943 года - в запасе по ранению.
В 1946 году еще раз призван в армию. С 1953 года Гвардии капитан А. Г. Котов - в отставке. Жил в селе Троицк, работал электротехником. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями. В 1972 году на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.
* * *
Бывшему военному лётчику, а нынче почётному гражданину республики Мордовия идёт восьмой десяток лет. Он по - прежнему живёт в родном селе Троицк Ковылкинского района. За годы войны Александр Григорьевич совершил больше 250 боевых вылетов, провёл без малого 100 воздушных боёв, в которых сшиб 16 самолётов врага. Медаль Героя - высшую награду страны - он получил 22 Февраля 1943 года - в Кремле, из рук "всесоюзного старосты" Михаила Калинина. Традиционные встречи ветеранов, проживающих в Ковылкинском районе А. Г. Котов проводит в своём доме аккурат 22 Февраля, но проблемы со здоровьем всё чаще заставляют переносить дату встречи на немного дней. До сих пор Александр Котов с теплом вспоминает своего боевого друга и товарища Василия Сталина. Сын генералиссимуса ценил преданность молодого лётчика из российской глубинки, а позже войны не раз принимал его у себя дома.
Александр Котов родился 19 Октября 1918 года в селе Троицк Ковылкинского района Мордовии. К 18 годам он успел поработать и в поле, и узловязальщиком на камвольном комбинате, и одолеть путь обучение в Щёлковском аэроклубе. В 1938 году становится курсантом Качинской военной авиационной школы. В Ноябре 1940 года по окончании школы получает направление на место командира звена в 87-й истребительный авиаполк. Активно участвовал в освоении новой техники, занимался на курсах усовершенствования лётного состава.
С Июля 1941 по Май 1942 года был командиром звена в 42-м истребительном авиаполку. Этот полк, которым командовал Герой Советского Союза Майор Фёдор Иванович Шинкаренко, был сформирован в начале войны. Две эскадрильи должны были обрести новейшие истребителии МиГ-3, а третья - Капитана В. И. Сталина - самолёты Як-1.
Однажды Василий Сталин и Александр Котов, дружившие ещё в Качинской авиашколе, встретились на одном из полевых аэродромов. Оба были рады неожиданной встрече, а через немного дней Котов, стараниями Василия, был переведён в состав 42-го авиаполка.
Задачи, поставленные перед лётчиками, были следующие: не предположить бомбовых ударов врага по городам и железнодорожным узлам Брянск, Орёл, Курск, а кроме того пресекать пролёты вражеских бомбардировщиков в направлении Тулы и Москвы. Боевой счёт полка открыли Г. И. Герман, Д. И. Романенко и В. Г. Миронов. Очень быстро вдогон за ними одержали свои первые победы А. Г. Котов, Н. А. Власов, Е. А. Судробин и другие лётчики.
Уже к осени полк стал спаянной дружной семьёй, в нём выросли прекрасные воздушные бойцы о которых писалось в армейской и фронтовой печати. В одном из материалов рассказывалось о нелёгком бое, в котором Александр Котов спас существование заместителю командира полка, будущему Герою Советского Союза, Майору Г. В. Зимину. Рассказывает сам Георгий Васильевич:
"В единственный из дней мы вылетели по тревоге двумя звеньями в район севернее Плавска. Там были встречены 8 бомбардировщиков под прикрытием 6 истребителей. "Мессеры" шли метров на 600 выше, и было похоже, что нас они не видели. Мы с ходу устремились в атаку и разом сшибли 3 пикировщика Ju-87. Строй бомбардировщиков рассыпался, но тут сверху на нас попарно ринулась четвёрка Ме-109. Завязался махач. Вскоре я увидел, что звено Лейтенанта Котова бьётся с прочий четвёркой Ме-109, которая, наверное, подошла на усиление.
Маневренные качества Ме-109 были лучше, чем у наших МиГ-3, оттого известия махач было нелегко. В какой - то миг звено "Мессеров" атаковало мой самолёт. Я только и успел втянуть голову в плечи. Противник сидел у меня на хвосте, а это самое тревожное, что может приключиться в воздушном бою. И как черт из табакерки пламень по мне прекратился. Оказалось, что в что ни на есть критический миг на подмога мне устремился Котов, тот, что одной очередью сшиб ведущего атаковавшей меня четвёрки Ме-109 и спас тем самым от верной гибели. Вслед за ним подоспели ещё два наших лётчика. Противник, потеряв своего ведущего, безотложно потерял прыть и вышел из боя.
Вернувшись на аэропорт, я раньше всего обнял и расцеловал Сашу Котова. Кстати, вскоре вслед за тем этого боя он был награждён орденом Ленина, а позже стал Героем Советского Союза...
Осень 1941 года была порой напряжённых боёв. Вот, к примеру, короткая запись о наших делах за единственный Октябрьский день:
"Первый вылет: сбит тов. Рузиным разведчик FW-189. Второй вылет: мною и Младшим лейтенантом Котовым сбито по одному Ме-110. Третий вылет: Старший лейтенант Судробин сшиб единственный Ме-109. Четвёртый вылет: сбито нами 5 самолётов противника. Я сшиб двух, лётчики Котов, Гусев и Воронцов - по одному любой. Пятый вылет: уничтожено до 50 автомашин противника".
В составе ВВС Брянского фронта 42-й авиаполк воевал до 15 Ноября, затем чего был отправлен в тыл на переформирование. К тому времени лётчикам уже просто не на чем было летать. За полтора месяца боёв в районе Тулы они сшибли возле 30 вражеских самолётов, штурмовыми действиями уничтожили как собак нерезаных активный силы и техники противника. Вот как рассказывал сам Александр Григорьевич об одном из воздушных боёв:
"Мы только что вернулись из разведки. И еле-еле вылезли из кабины самолёта, получаем свежеиспеченный приказ: штурмовать и расколотить колонну противника неподалёку от ближнего города. Приказ есть инструкция, да на войне вообще забываешь об отдыхе. Вылетаем по заданному курсу. Звено истребителей ведет Капитан Г. И. Зимин. Только чуть-чуть отлетели, вижу: в сторону нашего аэродрома идут 5 вражеских истребителей. Я ухожу в пике и этим даю знак нашим о появлении "Мессеров". А они уже рядом, идут густо и бьют из всех видов своего оружия. Делаю единственный маневр, прочий - стараюсь забежать в хвостище "Мессера". Сблизился без малого до 150 метров. Открываю жар. Строй "Мессеров" нарушен, они убегают восвояси, и мы преследуем противника. Огонь наших пулемётов достигает цели, и вот уже в огне и дыме пошёл к земле единственный вражеский самолёт...
А мордобой продолжается. Вот Зимин повел соколов в обход противника. Вскоре внизу показалась колонна фашистской техники. Снизившись до бреющего, мы открыли по ней жар. В это время появились 8 "Юнкерсов" в сопровождении 3 "Мессеров". Второй волной выше этих летели ещё 2 вражеских истребителя.
Итого - 13 фашистских самолётов и 5 наших. Силы очевидно неравные. Но начальник сигналит: "Вперёд ! В атаку !" Мы грубо развернулись и пошли в лобовую. Фашистские асы не выдержали и стали сбрасывать свои бомбы где попало и удирать в разных направлениях.
Вступили в мордобой Ме-109. Но мы трёх сшибли безотлагательно же, а остальные повернули восвояси. Бросил свой самолёт в погоню. Догнал "Юнкерс", прицельно стреляю. Вижу, что попал в стрелка. И уже без малого впритирку бью по кабине вражеского пилота, по мотору. Самолёт задымил и в штопоре врезался в землю..."
После переформирования - опять боевая служба. Причём, достаточно активная. В то время в полку проходили фронтовые испытания немного опытных истребителей ЛаГГ-3-37. Вспоминает сам Александр Григорьевич:
"В Марте 1942 года свой авиаполк получил распоряжение перебазироваться на единственный из аэродромов Брянского фронта. Его переводили в состав резервной авиационной группы Верховного Главнокомандующего, командовал которой Генерал С. И. Руденко. Перед вылетом начальник полка сказал пилотам: "Аэродром находится вблизи линии фронта. Не исключена саммит с противником, воздушный махач. Так что предупреждаю: в случае малейшей неисправности техники перелёт не исполнять. Вернуться вспять или усаживаться на промежуточном аэродроме".
Мы понимали, что нелишняя предосторожность была вызвана и прочий причиной: на нескольких наших самолётах ЛаГГ-3 была установлена 37-мм пушка, а тогда это составляло определённую секретность. Не ненароком сперва нам не разрешали более того пересекать линию фронта.
В тот раз, помню, я поставил кран шасси "на уборку", а они не убираются. Промучавшись немного минут, я решил возвратиться на аэровокзал, с которого взлетел. Когда приземлился, ко мне подошёл заместитель командира дивизии Полковник Иванов - он выпускал свой полк на свежеиспеченный аэровокзал. Помню его недовольное, суровое лик человеческий - и немедленно крик: "Почему вернулся ?"
Я ответил, что не убираются шасси. В отклик Полковник разразился таковый площадной бранью, что все стоящие рядом вынуждены были отвинтиться.
- Трус !.. Боишься лететь на фронт !.. Даю 2 часа на размышления. Если вслед за тем не улетишь - отдам под суд трибунала !
Я пытался ему было оспорить, но Полковник, не выслушав меня, круто повернулся и ушёл на КП. До глубины души было досадно чуять этакий навет !
- Не волнуйся, Котик, разберёмся, - успокоил меня инженер полка Добрин, и приказал вознести самолёт на козелки. Попробовали прибрать шасси - не вышло. Пришлось разбирать гидросистему. И только к вечеру специалисты смогли наладить уборку и выпуск шасси моей боевой машины".
Вот так, запросто, всякий лётчик мог в те дни угодить под суд... Буквально посредством месяц в 42-й ИАП поступила телеграмма следующего содержания: "Срочно командируйте опытного лётчика в штаб ВВС на совещание к тов. Сталину по вопросу качества нашего истребителя МиГ-3". Выбор, как ни чудно, пал на Котова.
...В начале лета 1942 года под Харьковом в тяжелейших условиях сражался истребительный авиаполк, тот, что навечно войдёт в боевую биографию и судьбу многих лётчиков, в том числе Александра Котова и Василия Сталина. Немцы твердо наседали. Измотанный, обескровленный, полк чуть-чуть держался. И тогда Саша Котов обратился к старому другу - начальнику инспекции ВВС Подполковнику В. И. Сталину: "Вася ! Помоги. Нам реактивные снаряды позарез нужны. Бьют будь здоров..." И вопросительный мотив одним духом был решён...
Осенью 1942 года Александр Котов сражался уже в небе Сталинграда, был заместителем командира эскадрильи. Вот краткая хроника только одного дня, запечетлённая в архивных документах:
"23 Сентября два звена "Яков" под общим командованием Капитана Стародуба завязали мордобой с 18 бомбардировщиками и 12 истребителями противника. Схватка была только упорной. В итоге - 5 немецких самолётов нашли себе могилу на советской земле. Их уничтожили лётчики Луцкий, Команденко, Котов и Стародуб. Сбив "Мессершмитта" и израсходовав при этом все боеприпасы, Капитан Стародуб радикально пошёл на таран "Юнкерса". Оба самолёта взорвались в воздухе..."
Памятен ему и прочий махач, произошедший на Донском фронте. Однажды, вылетев на разведку, он встретил большую группу вражеских самолётов: бомбардировщики шли в сопровождении истребителей. Котов направил свой "ястребок" наперерез врагам. Один супротив целой группы, конечно, шибко рискованно. Но раздумывать было некогда, нужно было преградить неприятелю тракт.
Любовь к Родине, чувства воинского долга вели его на тот самый бесповоротный и отважный шаг. Но необходимо было быть в курсе Котова, чтобы до конца взять в толк его до отчаянности храбрый акт. Здесь сыграло и то положение, что пилот уже имел боевой навык и мог новости воздушный мордобой мастерски. Ведь за его плечами были и блестяще оконченная лётная учебное заведение, и курсы усовершенствования командиров авиационных звеньев. По окончании этих курсов в его характеристике было записано: "Теоретические знания богатые, материальную доля знает, лётную работу любит. Звено водит великолепно. Воздушный мордобой отработан добро. Ночью летает твердо. На курсах совершил 173 вылета..." А после этого, с самого начала войны, - бои, бои, бои... И если где - то оплошал - лететь тебе дымным факелом к земле. Но Котов до сих пор ни разу не был сбит.
И вот он единственный супротив группы "Мессеров", да ещё и бомбардировщиков. Правда, Котов понимал, что истребители все в мордобой не вступят, немного машин останутся оберегать бомбовозы. И всё же многовато их супротив одного... Вызвать по рации своих на подмогу ?.. Но стиснул зубы, обругал себя: "Что же ты, Сашка, струсил ?" - и рванул свой истребитель грубо вверх. Один маневр, второй... Кружатся кругом него, как в пляске "Мессеры", норовят все забежать в хвостище, да никак не удаётся. Краснозвёздная агрегатина вихрем носится между врагов, выделывает головоломные фигуры высшего пилотажа, и никак врагу не изловить её в прицел.
Котову было и торжествующе, и жутко: "Значит, я сильнее вас, летаю лучше ! - смеялся он про себя, но моментально гогот сменяла острая ножевая мысль: "Много их, всё одинаково могут подстрелить... Но к чёрту панику. В атаку !" Он удачно зашёл в хвостище "Мессеру". В прицеле на какое - то время зачернел крупный и распластанный самолёт. Мгновенно ударил пулемёт, и Ме-109, дернувшись, задымил и скрылся из виду куда - то вниз...
Победа прибавила ему сил, а немцы всё больше и больше нервничали. Котов уже прорвал колечко охранения и устремился к бомбардировщикам... И тут как раз подоспели наши. Так и не удалось противнику свалить свои бомбы на головы советских бойцов. За тот самый геройский поступок Старший лейтенант Александр Григорьевич Котов был представлен к ордену Ленина.
Получать орден Котов приехал в Москву. В Кремле, в Георгиевском зале, Михаил Иванович Калинин крепко-накрепко пожал лётчику руку и сказал, улыбнувшись:
- Спасибо, сокол !
Этот памятный воздушный мордобой произошёл на Донском фронте. После было много таких же горячих - не на существование, а на кончина, сражений и в небе Сталинграда, и на Калининском и Северо - Западном фронтах...
К началу 1943 года Старший лейтенант А. Г. Котов совершил 250 боевых вылетов, в 88 воздушных боях сшиб 16 вражеских самолётов. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 10 личных и 6 групповых побед ) За участие в боевых действиях по обороне Сталинграда был удостоен звания Героя Советского Союза.
Лётчик - истребитель Александр Котов в годы войны сражался в небе Сталинграда, на Калининском и Северо - Западном фронтах. Он не прятался за спины товарищей: 4 раза его самолёт сбивали немцы, 3 раза он сажал подбитые машины на пузо. В основополагающий раз на горящем самолёте чуть добрался до своих. В четвёртый раз ему кое - как удалось выпрыгнуть из горящего истребителя.
В Апреле 1943 года он вступил в мордобой с 3 вражескими самолётами. Одного сшиб, но в пылу схватки оторвался от своей группы. Его штурмовали немедленно немного "Мессеров" и сшибли над территорией, занятой неприятелем. Когда приземлился, его контузило, он потерял разум. Пришёл в себя и, несмотря на страшную боль, которая временами затуманивала разум, стал пробраться к своим. Потом - долгие месяцы в госпитале...
И ещё фатум свела его со старым другом - Василием Сталиным. Тот всю дорогу оставался предан своим однокашникам, с кем летал ещё в Каче, бесстрашным пилотягам, с кем ходил в атаки по фронтам войны. Не забыл он и Сашку Котова.
После ранения Александр Григорьевич вернулся в родную деревню. Прикованный к постели, он, казалось, навечно уже был вычеркнут из жизни. Но через 2 года усилием воли Котов сделал основополагающий шаг - ноги ожили. А вскоре его отыскал Василий и вернул в строй, в родную лётную стихию.
"Василий был человеком достаточно противоречивым: вспыльчивым, резким, но добрым. Он выносить не мог недисциплинированности, разгильдяйства. Многим от него попадало. Но многие его товарищи из нашей среды обязаны ему своим ростом".
С Октября 1946 по Август 1947 года Капитан А. Г. Котов был адъютантом командира эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка в Группе Советских войск в Германии. Далее на государственной и партийной работе: заместитель председателя Ковылкинского районного совета, слушатель Мордовской областной партийной школы. С 1952 по 1954 год - руководитель пункта управления и наведения в 56-й бомбардировочной авиационной дивизии.
В 1954 году он возглавил Троицкую межколхозную ГЭС, а с 1964 по 1975 год вкалывал старшим электротехником колхоза "Гигант" Ковылкинского района. Вёл большую воспитательную работу посреди молодёжи. С 1999 года - Почётный член Ассоциации ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск России.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Кочетов Aleksandr Kochetov
Старший лейтенант А. В. Кочетов совершил 262 боевых вылета, провёл 67 воздушных боёв, в которых сбил лично 19 и в составе группы 3 самолёта..
читать далее →
Александр Кузнецов Aleksandr Kuznetcov
С 1946 года - первый заместитель, с 1948 года - начальник Управления Северного морского пути. 0 года за мужество и отвагу, проявленные при..
читать далее →
Александр Куманичкин Aleksandr Kumanichkin
Гвардии Капитан А. С. Куманичкин совершил 196 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, лично сбил 18 и в паре 4 самолёта противника. 0 года за..
читать далее →
Александр Лавренов Aleksandr Lavrenov
Лейтенант А. Ф. Лавренов совершил 47 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 3 самолёта противника. 0 года за мужество..
читать далее →