Известные люди

»

Александр Кочетов

Александр Кочетов Aleksandr Kochetov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Чувашия» Алатырь, 8.3.1919
Старший лейтенант А. В. Кочетов совершил 262 боевых вылета, провёл 67 воздушных боёв, в которых сбил лично 19 и в составе группы 3 самолёта противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 8 Марта 1919 года в городе Алатырь Казанской губернии ( сегодня Чувашия ), в семье рабочего. Окончил 8 классов, школу ФЗУ железнодорожного транспорта. Работал помошником машиниста паровозного депо и учился летать в Алатырском аэроклубе. В Красной Армии с 1938 года. Окончил Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков в 1940 году.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Боевую занятие начал в составе 629-го истребительного авиационного полка, там же одержал свои первые победы. В Апреле 1943 года был отправлен в 43-й авиаполк, где и продолжил свою службу.

К середине Октября 1943 года начальник эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная вооруженные силы, Южный фронт ) Старший лейтенант А. В. Кочетов совершил 262 боевых вылета, провёл 67 воздушных боёв, в которых сшиб лично 19 и в составе группы 3 самолёта противника. 13 Апреля 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Вэтого совершил 488 успешных боевых вылетов. Проведя больше 120 воздушных боёв, сшиб 34 самолёта противника лично и 8 - в группе с товарищами.

После окончания войны до 1947 года продолжал службу в ВВС. В 1955 году зачислен на службу во Внутренние войска МВД СССР. С Марта 1960 года Гвардии Майор А. В. Кочетов - в отставке. В 1961 года окончил Чувашский педагогический институт. Жил в городе Чебоксары. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени ( трижды ), медалями.

* * *

Старинный град Алатырь стоит на реке Суре в Чувашии. Заложен он был самим Иваном Грозным по пути в Казань. Воинственные стрельцы стали первыми его жителями, они же дали ему такое красивое наименование ( "алатырь" означает "янтарь" ). С тех далеких времен родятся в этом месте дерзновенные, сильные мужчины с решительным характером. Достаточно изречь, что на земле Чувашии - от Порецкого до Алатыря, на расстоянии каких - то 40 километров - родилось и выросло 15 Героев Советского Союза, прославивших Родину в Великую Отечественную войну. Среди них - популярный лётчик Александр Васильевич Кочетов.

Большой отвагой отличался начальник 3-й эскадрильи 43-го истребительного авиаполка Кочетов Александр Васильевич. Этот мужчина богатырского сложения, славившийся своими делами и дерзкими налётами на вражеские объекты, был на земле простым, добродушным и скромным человеком.

Он родился 8 Марта 1919 года. Окончив школу, подался в путейцы. И когда непочатый край позже друзья - приятели, покряхтывая от его дружеских медвежьих объятий, спрашивали, откель, мол, у тебя такая силища, Саша Кочетов отвечал: "А ты попробуй покидай лопатой в паровозную топку за одну смену 10 тонн угля - вот и поймёшь".

Помощник машиниста Саша Кочетов не только нажил богатырские мышцы, он был отличным спортсменом, бегал на каток вкупе с милой сердцу подругой Алей, с которой, вообще - то говоря, они были тёзками - её также нарекли при рождении Александрой. И всё словно бы бы определилось в жизни Саши и Али, как внезапно их судьбы захлестнул водоворот событий.

Время - то было какое ! Все мальчишки в одночасье захворали авиацией. Да и было отчего: покорение Арктики, перелёт посредством Северный полюс, вся держава повторяет имена героев - лётчиков Чкалова, Байдукова, Белякова, Водопьянова, Леваневского. Однако незадача: в Общество друзей воздушного флота мальчишек не берут - говорят, нос не дорос. А те не унывают - давай в круг авиамоделистов ! А в 1927 году родился ОСОАВИАХИМ, и в конце концов - то приняли историческое заключение - снизить возрастной ценз членов оборонного общества до 14 лет. Вот это да ! Целая вооруженные силы отроков ринулась заниматься военно - прикладными видами спорта.

В что ни на есть пик разросшейся по всему миру славы русских лётчиков подался в Алатырский аэроклуб и Саша Кочетов co своими закадычными товарищами. А когда пришёл его черёд шагать в армию, был уже на практике готовым пилотом и поликарповский У-2 знал как свои пять пальцев. Вот только забраться в открытую всем ветрам кабину первого в своей жизни самолёта Саше было трудновато - не рассчитана она была на богатырей.

Энгельсское военное авиационное училище лётчиков стало для Александра Кочетова логическим продолжением наметившейся жизненной стези. И пришёл в конце концов тот запомнившийся на всю существование тёплый Майский день, когда он с учащённо бьющимся от волнения сердцем прикрепил к голубым петлицам гимнастерки рубиновые "кубари" Младшего лейтенанта ВВС.

Получив направление в град Малоярославец Калужской области, Александр Кочетов заехал в Алатырь и женился, без сомнения, на Але, то есть в настоящее время уже Александре Михайловне, которая закончила педучилище и успела поработать 2 года учительницей в норваш - кошкинской школе Янтиковского района Чувашии.

На границе тем временем становилось всё тревожнее. Семьи лётчиков отправили к родным. Уехала к родителям Саши в смирный городок Алатырь в декретный отпуск и Аля. Не знал, не гадал Саша, отправляя жену в Чувашию, что свидеться придётся ох как нескоро и что не удастся ему услыхать начальный рев своего ребёнка. Но появление первенца он почувствовал за тысячи километров от него. Был первостепеннный час ночи, когда после этого поездки во Львов Александр Кочетов добрался до своей постели на аэродроме. Проваливаясь в дрёма, внутренне был рядом со своей Алей, в далеком Алатыре. Придёт время, и он узнает, что как раз в тот самый миг у него родилась дочка.

Поспать же полноценно не удалось - раздался знак боевой тревоги. Наступило начало дня 22 Июня 1941 года...

Он встретил войну в 18 км от западной границы в составе 629-го авиационного полка Юго - Западного фронта. В 4 часа пошли "Юнкерсы" под прикрытием "Мессеров", неся смертоносный груз. С ходу начали штурмовку аэродрома, но им не удалось застигнуть врасплох лётчиков. Навстречу врагам одним духом поднялось своевременно взлетевшее дежурное звено. Немцы растерялись, они не ожидали такого мгновенного отпора. А дерзкое звено "ястребков" ударило метко по строю бомбардировщиков и разметало его. Два Ju-88 врезались в землю уже в первые же минуты.

Так начиналась махаловка. Тогда Александр впервой увидел, как падали и горели фашистские самолёты.

Он занимался воздушной разведкой войск противника, разыскивал места скоплений военных частей врага, определял род войск и ориентация их движения. Задача непростая, ответственная. Одно нехорошо, думалось Младшему лейтенанту, разведчику не разрешено ввязываться в мордобой с противником. А Кочетову с его решительным характером не терпелось ухватиться с врагами.

Командир успокаивал рвущегося в махач молодого лётчика: придёт, мол, и твоё время. Вскоре в действительности пришлось и ему вступить в схватку с немецкими лётчиками, имевшими колоссальный навык воздушных сражений в небе Западной Европы.

Трудные дороги отступления: Проскуров, Винница, Ростов - на - Дону, Краснодар, бои на Волге под Сталинградом. Десятки раз сопровождал наши самолёты на бомбардировку вражеских войск, летал в разведку. А вскоре он открыл свой боевой счёт. Первый самолёт, бомбардировщик He-111, Кочетов сшиб в Августе 1941 года.

Первый свой махач с врагами Кочетов принял над железнодорожной станцией Бахмач. Вспоминая об этом бое, Александр Васильевич рассказывает:

"Мы поднялись по тревоге и шли с набором высоты к Бахмачу. С запада на высоте 3500 метров шла группа "Юнкерсов". Мы были выше. Вот она, минута встречи с врагом лицом к лицу ! Делаю боевой разворот и иду на фрица, позабыв о товарищах, бросив звено, не сознавая того, что врага нужно ударять не одному, а группой и массированным ударом. В безрассудстве я сделал и другую непростительную ошибку - не предупредил ведущего группы о противнике.

Ведущий заметил врага позднее. Но всё же эскадрилья набросилась на "Юнкерсы" и не дала бомбить ж-д узел. А вот из - за моей оплошности не смогла причинить урон противнику. А я, "лихой" лётчик, увязался за одним из "Юнкерсов" и "клевал" его так, как меня вовсе не учили: открывал пламень с больших дистанций, неправильно делал заходы для атак. И "Юнкерс", конечно же, ушёл".

Когда Кочетов остыл потом горячки боя и понял, что натворил, то дал себе слово: такое больше не повторится ни в жизнь. Это словечко он сдержал. Когда позднее он командовал звеном, а после этого эскадрильей, не потерял ни одного своего ведомого. Пока же теряли боевых товарищей, горели самолёты...

Тщательный разбор первого, неудачного для него боя дал свои плоды уже в очередном боевом вылете над той станцией Бахмач, которую авиаполк защищал от бомбёжек врага. Заметив приближающийся самолёт, Кочетов определил, что это разведывательный "Хейнкель". Сделав разворот, Александр кинул И-16 на вражеский самолёт. С "Хейнкеля" заработал турельный пулемёт. И хотя "Хейнкель" был уже в сетке прицела, Кочетов не открывал огня, памятуя о первой неудаче, когда стрелял издалече. Но воздушный стрелок с "Хейнкеля" стрелял не переставая... 200 метров до врага, 100... Рано ! 50 метров - "Хейнкель" весь влез в прицел, и Кочетов нажал на все гашетки - град свинца обрушился на немецкого разведчика.

Это случилось 18 Августа 1941 года. Александр Кочетов был весьма рад тому обстоятельству, что сшиб первостепеннный самолёт противника в День авиации. Хорошая примета ! Через 2 дня тем же методом он уничтожил ещё одну такую же машину.

В конце 1941 года и в первой половине 1942 года Кочетов служил в ПВО Москвы, потом сражался под Сталинградом. К тому времени он был уже опытным лётчиком, тот, что исправно сбивал хваленые немецкие "Юнкерсы" и "Мессершмитты". Одно угнетало - уже год не было писем из дома. Как там в Алатыре ? Что с родителями, с женой ? Он более того не знал, успешно ли прошли роды. Отступление, частые передислокации авиачасти... Письма его уходили, не принося ответов. И вот в конце концов долгожданная весточка, заветный фронтовой треугольник ! Оказывается, дочурке Кочетова исполнился уже год, а младой папа всё это время был в неведении. Радость переполняла грудь. Все тяготы кровопролитной войны меркли перед весточкой из дома - оттого что окончательно рядом ( от Сталинграда до Алатыря - для самолёта не пространство ) растёт его продолжение, его кровинушка !

В грозные Сентябрьские дни 1942 года, в одном из сообщений Советского информбюро говорилось: "Наши лётчики самоотверженно ведут борьбу с численно превосходящими силами немецкой авиации. Младший лейтенант Кочетов за единственный день сшиб "Юнкерс-87" и "Мессершмитт-109". Это произошло 30 Сентября 1942 года. Вспоминает сам Александр Васильевич:

"Я тогда был ведомым у Лейтенанта Евсеева. Главная моя обязанность была прикрывать ведущего. Нас было четверо. Над городом завязался бесчеловечный воздушный махач. Прямо по курсу - два "Юнкерса". Евсеев идёт в атаку. Я - за ним. Первый "Юнкерс" успел отвалить в сторону, а второго "Лапотника" я поймал в прицел. Длинная очередность. Ещё одна. И "Юнкерс" пылающим факелом врезался в землю".

Это был не один происшествие, когда Александр Кочетов уничтожил за единственный день боёв 2 вражеских самолёта. С начала Сентября 1942 года, части 102-й истребительной авиационной дивизии ПВО вели активную борьбу с авиацией противника, поддерживавшей активные действия наземных войск. И ещё 23 Сентября Младший лейтенант А. В. Кочетов в воздушных боях над Сталинградом сшиб 2 вражеских самолёта.

Вэтого же в небе Сталинграда Александр Кочетов выполнил 105 боевых вылетов, участвовал в 78 воздушных боях, лично сшиб 7 самолётов ( 5 бомбардировщиков и 2 истребителя ) и 1 - в составе группы. Здесь он получил первую свою награду - орден Отечественной войны 1-й степени. В 43-й полк Кочетов пришёл уже опытным лётчиком.

Весной 1943 года 43-й истребительный авиационный полк, в котором сейчас служил Кочетов, перебазировался на Северный Кавказ. Начались ожесточённые бои за господство в воздухе с отборными частями Люфтваффе, стянутыми сюда отовсюду. Немцы решили воротить себе утраченное превосходство в воздухе, так что небосклон Кубани было практически нашпиговано самолётами.

Смертельная схватка за господство в воздухе шла в толще атмосферы от 100 метров до 7000. Вэтого 43-й полк сшиб в небе Кубани 82 вражеских самолёта, из них 13 - на счету Кочетова. Знаменитые немецкие эскадры потерпели тут сокрушительное разгромление.

Сильными были бои в районе Новороссийска и станице Крымской. Схватки велись на малых и больших высотах - от 100 до 7000 метров. Шла схватка за господство в воздухе.

8 Мая 1943 года звено Кочетова вылетело на прикрытие линии фронта. При подходе увидели, что наши передовые позиции бомбят самолёты противника. На немалый скорости звено как снег на голову штурмует противника и в результате падают 3 бомбардировщика, которых сшибли Кочетов, Бородин и Костиков. Враг был ошеломлён. А ниже 4 наших "Яка" сражаются с 8 Ме-109. Они сошлись в лобовой атаке. Здесь Спартаком Маковским будет совершён воздушный таран.

Об одном вылете Кочетов рассказывает сам:

"Со своим ведомым идём на высоте 5000 метров. Под нами здоровущий аэровокзал противника. Мне приказали известия разведку. Ложусь на вектор движения фотографирования. Хоть и прикрывает меня напарник, всё время приходится быть настороже. В районе Анапы воздух вроде бы нашпигован фашистскими истребителями. И вот они тут как тут: 8 "Мессеров". Двое супротив восьми. Но не вижу напарника. Без боя не покинуть. Закружилась смертельная карусель. Выхожу из лобовой атаки: фриц горит. В прицеле прочий, но у меня в хвосте висят двое. Срываюсь в штопор. Пот застилает глаза. Твержу себе: необходимо выкарабкаться, во что бы то ни стало выкарабкаться. Но я не без затей веду бой: обороняюсь, нападаю. Я исподволь отхожу к своей территории. Горючего - совершенно ничего. Снижаюсь до бреющего. Помогает солнышко, оно слепит немцев. Так они "проводили" меня до Краснодара. Сел на основополагающий свойский аэровокзал. В конце пробега замер винт - горючее кончилось.

Здесь мой самолёт заправили горючим, пополнили боезапас, осмотрели машину. И удивительно: после этого эдакий "карусели", когда, казалось, самолёты крыльями задевали единственный другого, ни одной пробоины, ни одной царапины. Ну что ж, повоюем ещё, Лейтенант !"

3 Июня 1943 года Александр Кочетов выполнял поручение в районе станицы Киевская. В воздухе встретил 6 Ме-109. Бой был неравным. Кочетов умелым маневром сшиб одного "Мессера", сам вернулся на свой аэровокзал невредимым.

С Октября 1943 года Кочетов воевал на "Яках" в Крыму, где только в ходе штурма Сапун - горы сшиб 2 неприятельские машины.

10 Октября 1943 года начальник 3-й эскадрильи Александр Кочетов повёл группу из 8 самолётов на боевое поручение. Ставилась задача: закрыть наземные войска, не предположить бомбардировки их немецкими бомбардировщиками. Кочетов повёл свою восьмёрку навстречу врагу, когда они были за линией фронта. Встретили 60 Ju-88. Лётчики действовали молниеносно. Завязался мордобой. Строй врагов был разбит и бомбовый груз был сброшен на головы немцев. В этом бою было сбито 4 "Юнкерса". Все 8 наших самолётов вернулись на свой аэровокзал.

Дальнейший дорога отважного лётчика - Белоруссия, Прибалтика, Польша.

11 Апреля 1944 года наши войска освободили град Керчь. 12 Апреля на разгром вражеского аэродрома близ посёлка Ички ( теперь Советский ) было поднято 24 истребителя с бомбами под плоскостями. Группы по 12 машин вели опытные командиры - Капитаны А. В. Кочетов и С. А. Лебедев.

Удар был внезапным, полёт проходил над западной частью Азовского моря. Над целью на высоте 600 - 700 метров увидели 4 "Фоккера". В мгновенной атаке Кочетов и Лебедев сшибли 2 FW-190. Сброшенные на стоянки самолётов бомбы нанесли врагу здоровущий урон.

13 Апреля 1944 года, словно бы бы несчастливое, по поверью, цифра, стало для Кочетова самым знаменательным в жизни. Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР первым в Краснознамённом 43-м истребительном авиаполку 8-й Воздушной армии Южного фронта командирам эскадрилий Александру Кочетову и Спартаку Маковскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением орденов Ленина и медалей "Золотая Звезда". А на иной день на торжественном построении авиаполка начальник дивизии В. Т. Лисин вручил Александру Кочетову заслуженную награду.

Из наградного листа Героя Советского Союза А. В. Кочетова:

"В Отечественной войне супротив немецких захватчиков участвует с 22 Июня 1941 года на Юго - Западном, Сталинградском, Северо - Кавказском и Южном фронтах. До Июля 1943 года вёл боевую работу в должности командира звена. С Июля 1943 года - в должности командира эскадрильи на передовых действующих аэродромах. За отрезок времени боевой работы имеет 262 вылета, провёл 67 воздушных боёв, в которых лично сшиб 19 самолётов противника и 3 - в составе группы.

Эскадрилья в боевых действиях за время его командования на Северо - Кавказском и Южном фронтах имеет 672 боевых вылета, проведено 293 воздушных боя, в которых уничтожено 50 самолётов противника".

12 Мая 1944 года Крым был на сто процентов очищен от захватчиков. Берег моря был усеян вражескими трупами в мышиных мундирах и техникой. И сию минуту же обитатели Крыма стали очищать городок от трупов фашистской нечисти.

Крым запомнился Александру Кочетову не только смелыми атаками и сбитыми самолётами врагов. Однажды на окраине Симферополя он увидел разрытые могилы мирных обитателей, зверски расстрелянных гитлеровцами. Старики, женщины со скрученными проволокой руками, дети. Увидев это своими глазами, лётчик, не раз смотревший смерти в глаза, не выдержал, ушел. Ненависть кипела, душила глотка. Это ещё больше усилило ненависть к врагам и влечение беспощадно уничтожать убийц...

После освобождения Крыма предстояло перебазирование в Белоруссию. Командование полка дало 25-летнему Герою Советского Союза Александру Кочетову краткосрочный отпуск. 28 Мая 1944 года он приехал в близкий Алатырь.

Здесь в 1919 году он родился. Отец работал машинистом в паровозном депо. Здесь прошли его детские и школьные годы. После окончания ФЗУ в 1936 - 1937 годах работал помощником машиниста. Пролетавшие над городом самолёты производили огромное ощущение. Он всегда читал литературу о самолётах, о выдающихся лётчиках и ещё больше утвердился в своем стремлении научиться летать. Это привело его в Алатырский аэроклуб, где он в первый раз поднялся в небосклон, с которым не расставался многие годы. Успешно окончил аэроклуб и был рекомендован в лётное училище. С тихоходного У-2 пересел на современную скоростную машину - стал курсантом Энгельсского лётного училища. Успешно окончив его, служил в боевом истребительном авиаполку Киевского особого военного округа.

Земляки с восторгом встретили Героя. Его приглашают рабочие депо, где начиналась его трудовая история жизни, ученики школы, в которой он учился, коллективы других учреждений и предприятий. О нём пишут местные и республиканские газеты. В алатырской газете "Ленинский путь" публикуется его статья "В боях за Родину". В ней он держит самобытный отчёт перед земляками, рассказывает, что успел произвести для достижения победы над противником, объясняет, как ему удается одолевать коварного врага и что ему помогает в этом, откель он берёт силы в смертельной схватке с оккупантами.

"Мы бьём немца оттого, что закалились сами и многому научились на войне. Бьём его могучей советской техникой и бьём его тем, что сочинитель А. Толстой назвал "русским характером". Составной частью этого понятия является непримиримая ненависть к врагу. Она горит в сердце русского солдата постоянно, а в особенности тогда, когда воочию видишь ужасные доказательства немецких зверств".

Когда он писал эти строки, перед его глазами предстала картина освобождённого Симферополя, где в его присутствии вскрыли яму с расстрелянными жителями города. Старики, женщины со скрученными колючей проволокой руками, дети... Не выдержав, он ушёл. Душила ненависть к детоубийцам. Выход ей он дал, когда штурмовал живую силу врага, схватывался в смертельном поединке в синих просторах родного крымского неба, когда вёл свободную охоту за транспортными самолётами противника над Чёрным морем...

Затаив дыхание слушали земляки - алатырцы лётчика - Героя Советского Союза. Можно поклясться, что поголовно все мальчишки, кто его слушал, в те волнующие моменты захотели сделаться лётчиками и двинуться на фронт ударять врага.

Обаяние 25-летнего богатыря с Золотой Звездой на груди было так велико, что в родном Алатыре начали составлять средства для покупки самолёта в дар Капитану А. Кочетову. Инициатива пошла от коллектива родного депо, тот, что предложил отчислять двухдневный заработок на приобретение боевого самолёта. Предложение было в один момент подхвачено всеми алатырцами. За недлинный срок деповцы вписали 20 000 рублей, работники паровозоремонтного завода - 50 000 рублей, леспромхоз собрал 70 000 рублей. Республиканские газеты освещали общественный патриотический порыв алатырцев. Но мысль подарка Кочетову, оказывается, вызрела не только в головах его земляков. Вскоре он был приглашен в столицу республики - городок Чебоксары.

Из газеты "Красная Чувашия" от 30 Мая 1944 года: "28 Мая из родного Алатыря в Чебоксары прибыл Герой Советского Союза Капитан А. Кочетов. Вчера он был на приёме у секретаря обкома партии тов. И. Чарыкова и председателя Президиума Верховного Совета Чувашской АССР тов. 3. Андреевой..."

Был на том приёме и председатель колхоза "Марс" Яльчикского района А. Г. Гаязов. Абдул Гаязович Гаязов был знаменит в республике тем, что в 1943 году внёс 105 тысяч рублей своих личных сбережений и многие пуды хлеба на возведение танковой колонны "Колхозник Чувашии". Но председателю колхоза и этого показалось всего ничего. Он накопил ещё 110 000 рублей и собирался приобрести боевой истребитель. Вот только обстоятельство ставил совершенно определенное: чтобы по борту самолёта красовалась надпись "От колхозника А. Гаязова" и чтобы лётчика на тот самый истребитель выбрал он сам. С чем председатель и приехал в руководство республики. А там ему представили воздушного аса Александра Кочетова с орденами и медалями во всю грудь, да ещё с Золотой Звездой. Годится ли, спрашивают, таковой богатырь на твой самолёт ? Естественно, что более того придирчивый председатель колхоза не устоял перед обаянием Кочетова. Но сомнения всё - таки не покидали его: а нежданно самолёт отдадут не Кочетову ?

Тогда и родилось сообщение самому Верховному Главнокомандующему Красной Армией. Так, мол, и так, купил самолёт, хочу, пишет А. Гаязов, вручить его лично сталинскому соколу Герою Советского Союза Капитану А. Кочетову, земляку. Вскоре прибыла телеграмма:

"Ялъчики, Чувашская АССР Председателю колхоза "Марс" Абдулу Гаязову. Примите мой привет и признательность Красной Армии, тов. Гаязов, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. Ваше стремление будет исполнено. И. Сталин".

Следом пришли в колхоз на имя А. Гаязова ещё два письма - от командующего ВВС и из авиачасти, где служил Кочетов. В письме командующего ВВС, которое подписали его заместитель и член военного совета, сообщалось, что: "В соответствии с указанием Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза тов. Сталина" на средства Гаязова построен самолёт, и соответственно его желанию истребитель с надписью "От колхозника Гаязова А. Г." будет передан Герою Советского Союза Капитану А. Кочетову".

Из авиачасти написали: "Грозная советская агрегатина прибыла в доля... Весь собственный состав части выражает Вам большую признательность за Вашу заботу о ВВС Красной Армии и просит сориентировать время, когда Вы прибудете для вручения самолёта тов. Кочетову".

Надо ли изрекать, сколь радости принесли эти письма самому Гаязову и колхозникам ! Как свидетельствуют газеты того времени, в колхозе "Марс" в честь этого радостного события ставились рекорды. Шла жатва хлебов, и многие колхозники перекрывали установленные нормы. А сам председатель сразу же отправил отклик в авиачасть, где служил А. Кочетов. "Я из личных сбережений, - писал он, - внёс в прошлом году на возведение танковой колонны "Колхозник Чувашии" 105 000 рублей. В этом году подписался на Третий государственный боевой заем в сумме 40 000 рублей, денежки внёс наличными... Следуя примеру своего собрата Ферапонта Головатова, отдаю все средства, накопленные мною и моим семейством многолетним честным трудом в колхозе, на поддержка фронту. Я внёс 110 000 рублей и купил самолёт... Я уже старец, работаю 14 лет председателем колхоза, самочувствие пошатнулось, но вручить самолёт приеду... До скорого свидания, сталинские соколы !"

Остальное было, как говорится, делом техники. 29 Декабря 1944 года газета "Красная Чувашия" публикует статью "Вручение самолётов, построенных на средства трудящихся Чувашии" с портретом А. Кочетова. В ней, в частности, говорится: "20 Декабря в части, которой командует Подполковник А. Дорошенков, состоялось вручение 12 боевых самолётов, построенных на средства трудящихся Чувашии..."

Вот как ! Значит, почин алатырцев и Гаязова подхватила вся республика ! И не 2 самолёта купили, а целую эскадрилью подарили авиачасти. Причём А. Кочетову стали вручать безотлагательно два "Яка" - от алатырцев и от А. Гаязова с надписью на борту: "От колхозника Гаязова". Пришлось Кочетову поделиться с другом, и второй самолёт был вручён Герою Советского Союза Спартаку Маковскому.

Вручение самолётов происходило под Москвой на аэродроме Монино. Туда же приехала благоверная Кочетова - Александра Михайловна. Через всю бытие пронёс большую влюбленность к жене тот самый джентльмен. Когда летал над городом, Аля выходила во двор следила за полётом мужа, а он бросал ей из самолёта огромные букеты полевых цветов.

Сразу потом этого эскадрилья "Алатырская" вылетела на фронт, под Варшаву, чтобы вскрыть особый счёт сбитых немецких самолётов. На подаренных самолётах лётчики 3-й эскадрильи летали до конца войны. Летали на Варшаву, Берлин, штурмовали вражеские аэродромы, сбивали в небе самолёты врага. Доверие земляков Кочетова обязывало действовать с удвоенной энергией. Лётчики с честью оправдали его, уничтожив за немного месяцев до Победы возле 20 вражеских стервятников. Портрет лётчика - истребителя Кочетова в конце 1944 года был опубликован в газете "Комсомольская правда".

В небе над Берлином А. В. Кочетов водил свою эскадрилью на самые ответственные задания. Лётчики, летавшие с ним, всю дорогу были уверены в том, что он примет в бою правильные решения. Они учились у него мастерству. Он действовал нежданно, и его разгромные атаки всю дорогу были результативными. Выполняя любое поручение, Кочетов относился к нему ответственно.

Скромный, честный, весёлый запевала и ладный друг. Такие черты привлекали людей, и они тянулись к нему всей душой. Он был внимателен и заботлив в отношении к подчинённым. Его ценили по его делам видные военачальники - Маршалы авиации С. И. Руденко и Е. Я. Савицкий.

Одну из своих побед комэск 43-го истребительного авиационного полка Капитан А. В. Кочетов одержал в небе над Кёнигсбергом. А последние боевые вылеты сделаны им уже в Берлинской операции. Эскадрилья под его командованием штурмовыми ударами поддерживала войска, ведущие бои в районе аэропортов. В день, по словам командира авиадивизии Генерал - майора К. Орлова, приходилось действовать по 5 - 7 вылетов. Работа была тяжёлая, но радостная, потому что неумолимо приближала момент Победы.

Шли последние дни войны. Наши лётчики стали полновластными хозяевами неба, нигде не давая тишина вражеской авиации. Кочетов вылетел на независимый розыск. Ведомым у него был в тот раз начальник звена Фёдор Костиков. Собираясь уже ретироваться, услышал звук радиостанции наведения:

- Над переправой Франкфурт - на - Одере група "Фоккеров" ! Атакуйте !

Кочетов моментально отреагировал и пошёл на мишень. Набрали высоту и зашли с запада, что ввело немцев в заблуждение. Мощными снарядами из 45-мм пушки и пулемётными очередями в этом коротком бою Кочетов сшиб ведущего немца, а Костиков - ведомого.

Это был завершающий махач в небе Александра Кочетова. Заканчивался добрый ратный стезя лётчика, тот, что отмечен многочисленными орденами и медалями. Кстати, по названиям его медалей, а их у него 13, разрешается собрать представление о том каторжном пути длиной в 4 года: "За оборону Сталинграда", "За оборону Кавказа", "За отбояривание Варшавы" - всех и не перечислишь. И, в конце концов, финальная - "За взятие Берлина".

Вступив в схватку с врагом в первостепеннный же день войны, Герой Советского Союза лётчик - истребитель Капитан Александр Кочетов закончил её в День Победы. Примечательно, что финальный самолёт в небе Берлина эскадрилья Кочетова сшибла 1 Мая 1945 года.

За годы войны Кочетов совершил 488 боевых вылетов, провёл больше 120 воздушных боёв, сшиб лично 34 самолёта противника и 8 - в группе с товарищами. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 20 личных и 10 групповых побед ) Это был самый-самый результативный лётчик - истребитель полка. Его эскадрилья имела в своём составе 5 Героев Советского Союза из 12 в полку.

Долгожданный мир, оглушительная спокойствие, пришедшая на смену канонаде, враз поставили перед многими солдатами Великой Отечественной проблемы мирной жизни. Война кончилась, а что дальше - то совершать ? Куда приложить руки солдата, умеющие мастерски исполнять тяжёлую работу войны ?

Александру Васильевичу Кочетову в 1945 исполнилось 26 лет. По нынешним временам - нимало младой джентльмен. А у нашего героя за спиной уже был огромный навык жизни, умение действовать с людьми, принимать ответственные решения. Поэтому он твердо вступил в наступившую мирную бытие.

До увольнения из Красной Армии А. Кочетов проходил службу в различных авиационных подразделениях ( в том числе и 54-м ГвИАП ), далее, уволившись, вернулся на родину. Сначала работал в школе паровозных машинистов, далее - в родном аэроклубе. Но, уже сквозь немного лет, ещё был мобилизован и зачислен на службу во Внутренние войска МВД СССР.

В 1960 году, потом выхода в отставку, Александр Васильевич получил направление на пост начальника радиоклуба, затем радиотехнической школы. Бывший радиоклубовец обрёл себя в той организации, которой отдал сердце ещё до войны безусым юношей.

О, эти ДОСААФовские клубы ! О них хочется произнести особенно. В столице Чувашии - Чебоксарах, в красивейшем месте, которое называлось "Березовая роща", было немного двухэтажных зданий, куда студенты сбегали с лекций, а рабочая молодёжь стекалась затем смены, чтобы позаниматься в клубах ДОСААФ: радиотехническом, стрелковом, автомото и аэроклубе. Жизнь там не замирала ни в жизнь. Вот в этом молодёжном "водовороте" и обосновался ветеран войны Александр Кочетов.

Из приказа председателя Чувашского ОКДОСААФ И. Матюхина в честь 60-летия Кочетова: "Герой Советского Союза А. Кочетов ведёт большую оборонно - массовую работу и военно - патриотическую пропаганду посреди трудящихся и молодёжи республики. За большую плодотворную работу в оборонном обществе неоднократно награждался грамотами ОК и ЦК ДОСААФ, знаком "За активную работу", юбилейным знаком "40 лет ДОСААФ СССР", Почётным знаком ДОСААФ СССР, "Юбилейным почётным знаком ДОСААФ СССР".

Небезынтересно, что подписывал эти награждения бывший соратник А. Кочетова по боям в небе Кубани трижды Герой Советского Союза Маршал авиации А. И. Покрышкин.

Работая в клубах ДОСААФ, Александр Васильевич зачастую выступал с лекциями и докладами о боевых традициях Советских Вооружённых сил, писал статьи с воспоминаниями о героических сражениях. "Нет у меня личного времени, - говорил он, - оно полностью принадлежит молодёжи". Его портреты, фотографии встреч с молодёжью и ветеранами нередко публиковали республиканские газеты.

В одном из беседа корреспонденту газеты "Советская Чувашия" Александр Васильевич сказал: "Для меня в текущее время произвольный день довольный. У меня 8 внучат - это ли не фортуна ? Вот гляжу в 40-летнюю даль и вижу, как будто родная почва с тобой, поддерживает тебя, вливает силы, веру в победу в каждом бою... Желаем всем живущим на земле мира, чтобы никто не знал войны, чтобы не опаляла она человеческие души".

Имя Александра Кочетова носит одна из улиц Чебоксар, учебное заведение в Алатыре, оно занесено в Книгу рабочий славы и героизма республики, о нём написано в книгах, его портрет - в Аллее героев. Обширные материалы о нём в музеях, в частности, в экспозиции музея республиканского совета РОСТО. Помнят лучшего лётчика - истребителя и в бывшем 43-м авиационном полку, тот, что теперь называется 43-й отдельной морской штурмовой ордена Кутузова 3-й степени Севастопольской Краснознамённой авиационной эскадрильей. Служит в этой эскадрилье земляк Кочетова - чебоксарец Капитан Владимир Кондин, тот, что, будучи внештатным историографом Музея авиации Черноморского флота, пополняет там экспозицию, посвящённую лётчику - герою. Завязались и побратимские связи городов Севастополя и Чебоксар.

Земляки, все военные лётчики бережно хранят память о Герое Советского Союза Александре Васильевиче Кочетове и передают из поколения в поколение рассказы о его легендарных геройских поступках.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Кузнецов Aleksandr Kuznetcov

С 1946 года - первый заместитель, с 1948 года - начальник Управления Северного морского пути. 0 года за мужество и отвагу, проявленные при..
читать далее

Александр Куманичкин Aleksandr Kumanichkin

Гвардии Капитан А. С. Куманичкин совершил 196 боевых вылетов, провёл 36 воздушных боёв, лично сбил 18 и в паре 4 самолёта противника. 0 года за..
читать далее

Александр Лавренов Aleksandr Lavrenov

Лейтенант А. Ф. Лавренов совершил 47 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 17 и в составе группы 3 самолёта противника. 0 года за мужество..
читать далее

Александр Лобанов Aleksandr Lobanov

Гвардии Старший лейтенант А. В. Лобанов совершил 376 боевых вылетов, провёл 52 воздушных боя, сбил лично 11 и в составе группы 12 самолётов..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий