Известные люди

»

Александр Кошелев

Александр Кошелев Aleksandr Koshelev Карьера: Писатель
Рождение: Россия, 9.5.1806
Кошелев Александр Иванович - известный публицист и общественный деятель. Родился 9 мая 1806 г.

Отец его, учившийся в Оксфордском университете, понравился Потемкину, тот, что возвел его в генерал-адъютанты. Екатерина, заметившая ум и красоту молодого Кошелева один раз призвала его к себе; этого было довольно, чтобы Потемкин командировал его во внутренние губернии, откель он больше в Петербург не возвращался. Выйдя в отставку при Павле, он поселился в Москве, где слыл под именем "либерального лорда" и пользовался всеобщим уважением; он живо интересовался науками и в особенности любил историю. Мать Кошелева, дочка французского эмигранта, была умная и образованная дама. От родителей Кошелев и получил первоначальное образование. В Москве, сообща с Киреевскими, Кошелев хватал уроки у Мерзлякова, а у Шлецера-сына учился политическим наукам. В 1821 г. Кошелев поступил в Московский вуз, но резво оставил его, вследствие требования ректора, чтоб студенты слушали по восьми предметов. В 1822 г. он поступил на службу в столичный архив министерства иностранных дел. Между товарищами Кошелева были кн. В.Ф. Одоевский, Веневитинов, Шевырев и др.; начальником архива был Малиновский, заставивший так называемых "архивных юношей" передавал по годам дипломатические сношения с тем или другим государством. Кошелев обработал сношения с Турцией. Князь Одоевский ввел Кошелева в писательский круг Раича. Вскоре некоторые члены кружка, в том числе и Кошелев, с Одоевским во главе, отделились от кружка, составили "Общество любомудрия" и начали издавать "Мнемозину" - первостепеннный в России журнал философского направления. Декабрьские события 1825 г. побудили Общество перестать близкое наличие. В 1827 г. Кошелев у постели умирающего Веневитинова сошелся с Хомяковым, здорово повлиявшим на его мировоззрение: Кошелев резво стал славянофилом. В 1826 г. Кошелев переехал в Петербург, где служил в департаменте иностранных исповеданий и делал (1827 - 1831) выписки из иностранных газет для императора Николая. Кошелев жил в доме своего дяди, известного мистика Р.А. Кошелева; к этому периоду относится момент его несчастной любви к А.О. Россетти, позднее Смирновой. В 1831 г. Кошелев поехал за рубеж, познакомился с Гете, с экономистом Росси и другими знаменитостями и замыслил создать не осуществившееся и достаточно туманное по задачам среда противодействия русской лени. Возвратясь в Москву, Кошелев кратковременно служил советником губернского правления, далее купил имение в Сапожковском уезде Рязанской губернии и, переселившись туда, ввел мирское управление: мир выбирал старосту, которому совместно с миром был предоставлен суд, а кроме того раскладка податей. В имении Кошелев завел немного школ. Находившийся в имении винокуренный предприятие вовлек Кошелева в откупные операции, которые в то время не считались занятием неприличным. Откуп Кошелев держал до 1848 г.: практика убедила его в неудобстве этого способа ведения дела, и он представил министру финансов записку о замене откупной системы введением акцизного сбора. Записке этой не было дано хода. Как сапожковский уездный предводитель дворянства, Кошелев неутомимо преследовал злоупотребления крепостного права, не отступая перед борьбой с самыми влиятельными и богатыми помещиками. Чтение святого Писания и творений отцов церкви навело Кошелева на дума о необходимости безусловного уничтожения крепостного права. Опровергая Киреевского, тот, что в своем отвлеченном настроении оставался чужд общественным вопросам, Кошелев говорил в своих "Записках": "Вникая в учение Христово, я все больше и больше убеждаюсь, что братство есть основа всех его правил". В "Земледельческой Газете" 1847 г. появилась статья Кошелева: "Добрая свобода сильнее неволи", предлагавшая освобождать дворовых людей, заключая с ними условия на основании указа 1842 г. Но Кошелев не мог выложить главной своей мысли - об освобождении крестьян с землею, основанной на том, что помещики в России ни при каких обстоятельствах не имели права имущества на землю, а только право пользования, под контролем правительства. В 1847 г. Кошелев обратился к рязанскому дворянству с предложением испросить дозволение на составление комитета по улучшению быта крестьян; такая же идея зародил

ась в Москве у Д.Н. Свербеева, и между обоими деятелями завязалась оживленная переписка. Встретив сопротивление губернского предводителя, Кошелев обратился в 1850 г. к министру внутренних дел Перовскому, но предложение его было отвергнуто. Подобно первым славянофилам, Кошелев признавал единственно возможною в России формою правления самодержавие, но считал необходимым участие общества, в совещательной форме. Зиму Кошелев проводил в Москве, лето - в деревне. Занятия хозяйством сблизили его с лебедянским обществом сельского хозяйства, в трудах которого он принял серьезное участие, но быстро разочаровался: "у нас нет общества, а есть только лица", говорил он. Во время Крымской войны Кошелев составил записку о финансах, которую подал новому государю. Он предлагал не прибегать для продолжения войны к новым налогам и внутренним и внешним займам, а обратиться к добровольным пожертвованиям, для чего свершить воззвание к патриотизму страны и созвать ее представителей, которые решили бы, в какой мере возможны пожертвования от каждого сословия. В 1852 г. вышел на средства Кошелева основополагающий том "Московского Сборника"; второй том был задержан цензурою. В 1856 г. было разрешено издание славянофильской "Русской Беседы"; издателем и первым редактором ее был Кошелев. В 1858 г. он создал новое издание: "Сельское Благоустройство". Вместе с тем, он принимал горячее участие в трудах губернского рязанского комитета по освобождению крестьян. "Скорее влага, - говорил он, - пойдет супротив обычного своего течения, чем российский поселянин может быть оторван от земли, упитанной его потом". В 1859 г. он был в числе вызванных в Петербург депутатов от губернских комитетов и принадлежал к числу тех 18 депутатов, которые просили государя позволить им представить свои замечания на окончательные труды редакционных комиссий до поступления их в стержневой комитет по крестьянскому делу. Подписавшие адрес были подвергнуты административным внушениям и легким взысканиям, с отдачею некоторых под своеобразный надзор местного начальства. Не избежал этой участи и Кошелев. В 1859 - 1860 гг. Кошелев был членом комиссии для устройства земских банков, с 1861 по 1863 г. членом учредительного комитета в Царстве Польском, где на него было возложено управление финансами. Он не оскорблял национального чувства поляков, уважал их национальную самостоятельность и настоял, с большим трудом, на призвании представителей польского населения к участию в комиссии по вопросу о налогах в Царстве. Разойдясь с ближайшим своим товарищем, князем Черкасским, во взглядах на отношения русских к полякам и недовольный мерами министра финансов Рейтерна, Кошелев сложил с себя близкое звание, оставив в поляках самые теплые воспоминания. О результатах его деятельности разрешается судить по тому, что русское руководство, начиная с 1815 г., неизменно должно было приплачивать известные суммы для сведения баланса в бюджете Польши, а благодаря управлению Кошелева, эта приплата оказалась излишнею, и край мог содержаться на собственные средства. Неутомимо работая в земстве в Рязанской губернии, Кошелев был президентом Императорского общества сельского хозяйства в Москве и энергичным гласным московской городской думы. В 1871 - 1872 гг. Кошелев издавал журнал "Беседа", в 1880 - 1882 гг. - газету "Земство". Оба эти издания, несмотря на разницу в направлении, зависевшую от редакторов (С.А. Юрьева и В.Ю. Скалона ), ратовали за просвещение и влюбленность к народу, прославляли "верх земли" и защищали общину - то есть выражали основные взгляды Кошелева. Особенно энергично действовал Кошелев в роли председателя сапожковского уездного училищного совета. Он организовал статистические исследования в Рязанской губернии и горячо защищал в "Голосе" рязанских статистиков от возведенных на них несправедливых нареканий. Кошелев умер 12 ноября 1883 г.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Лабзин Aleksandr Labzin

Мистические книги издавались Лабзиным большей частью под буквами У. М., то есть "ученик мудрости".
читать далее

Александр Малышкин Aleksandr Malushkin

Написал роман Севастополь, повести Падение Даира, Вокзалы, автобиографический роман Люди из захолустья.
читать далее

Александр Мелихов Aleksandr Melihov

Александр Мелихов, математик по первой профессии, создал в современном мире весы, позволяющие измерить рожденные нашей душой фантомы: красоту,..
читать далее

Александр Мирер Aleksandr Mirer

Советский и российский писатель-фантаст, литературовед, критик и переводчик.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий