Известные люди
»Александр Кошелев
Рождение: Россия, 9.5.1806
Кошелев Александр Иванович - известный публицист и общественный деятель. Родился 9 мая 1806 г.
Отец его, учившийся в Оксфордском университете, понравился Потемкину, тот, что возвел его в генерал-адъютанты. Екатерина, заметившая ум и красоту молодого Кошелева один раз призвала его к себе; этого было довольно, чтобы Потемкин командировал его во внутренние губернии, откель он больше в Петербург не возвращался. Выйдя в отставку при Павле, он поселился в Москве, где слыл под именем "либерального лорда" и пользовался всеобщим уважением; он живо интересовался науками и в особенности любил историю. Мать Кошелева, дочка французского эмигранта, была умная и образованная дама. От родителей Кошелев и получил первоначальное образование. В Москве, сообща с Киреевскими, Кошелев хватал уроки у Мерзлякова, а у Шлецера-сына учился политическим наукам. В 1821 г. Кошелев поступил в Московский вуз, но резво оставил его, вследствие требования ректора, чтоб студенты слушали по восьми предметов. В 1822 г. он поступил на службу в столичный архив министерства иностранных дел. Между товарищами Кошелева были кн. В.Ф. Одоевский, Веневитинов, Шевырев и др.; начальником архива был Малиновский, заставивший так называемых "архивных юношей" передавал по годам дипломатические сношения с тем или другим государством. Кошелев обработал сношения с Турцией. Князь Одоевский ввел Кошелева в писательский круг Раича. Вскоре некоторые члены кружка, в том числе и Кошелев, с Одоевским во главе, отделились от кружка, составили "Общество любомудрия" и начали издавать "Мнемозину" - первостепеннный в России журнал философского направления. Декабрьские события 1825 г. побудили Общество перестать близкое наличие. В 1827 г. Кошелев у постели умирающего Веневитинова сошелся с Хомяковым, здорово повлиявшим на его мировоззрение: Кошелев резво стал славянофилом. В 1826 г. Кошелев переехал в Петербург, где служил в департаменте иностранных исповеданий и делал (1827 - 1831) выписки из иностранных газет для императора Николая. Кошелев жил в доме своего дяди, известного мистика Р.А. Кошелева; к этому периоду относится момент его несчастной любви к А.О. Россетти, позднее Смирновой. В 1831 г. Кошелев поехал за рубеж, познакомился с Гете, с экономистом Росси и другими знаменитостями и замыслил создать не осуществившееся и достаточно туманное по задачам среда противодействия русской лени. Возвратясь в Москву, Кошелев кратковременно служил советником губернского правления, далее купил имение в Сапожковском уезде Рязанской губернии и, переселившись туда, ввел мирское управление: мир выбирал старосту, которому совместно с миром был предоставлен суд, а кроме того раскладка податей. В имении Кошелев завел немного школ. Находившийся в имении винокуренный предприятие вовлек Кошелева в откупные операции, которые в то время не считались занятием неприличным. Откуп Кошелев держал до 1848 г.: практика убедила его в неудобстве этого способа ведения дела, и он представил министру финансов записку о замене откупной системы введением акцизного сбора. Записке этой не было дано хода. Как сапожковский уездный предводитель дворянства, Кошелев неутомимо преследовал злоупотребления крепостного права, не отступая перед борьбой с самыми влиятельными и богатыми помещиками. Чтение святого Писания и творений отцов церкви навело Кошелева на дума о необходимости безусловного уничтожения крепостного права. Опровергая Киреевского, тот, что в своем отвлеченном настроении оставался чужд общественным вопросам, Кошелев говорил в своих "Записках": "Вникая в учение Христово, я все больше и больше убеждаюсь, что братство есть основа всех его правил". В "Земледельческой Газете" 1847 г. появилась статья Кошелева: "Добрая свобода сильнее неволи", предлагавшая освобождать дворовых людей, заключая с ними условия на основании указа 1842 г. Но Кошелев не мог выложить главной своей мысли - об освобождении крестьян с землею, основанной на том, что помещики в России ни при каких обстоятельствах не имели права имущества на землю, а только право пользования, под контролем правительства. В 1847 г. Кошелев обратился к рязанскому дворянству с предложением испросить дозволение на составление комитета по улучшению быта крестьян; такая же идея зародил
ась в Москве у Д.Н. Свербеева, и между обоими деятелями завязалась оживленная переписка. Встретив сопротивление губернского предводителя, Кошелев обратился в 1850 г. к министру внутренних дел Перовскому, но предложение его было отвергнуто. Подобно первым славянофилам, Кошелев признавал единственно возможною в России формою правления самодержавие, но считал необходимым участие общества, в совещательной форме. Зиму Кошелев проводил в Москве, лето - в деревне. Занятия хозяйством сблизили его с лебедянским обществом сельского хозяйства, в трудах которого он принял серьезное участие, но быстро разочаровался: "у нас нет общества, а есть только лица", говорил он. Во время Крымской войны Кошелев составил записку о финансах, которую подал новому государю. Он предлагал не прибегать для продолжения войны к новым налогам и внутренним и внешним займам, а обратиться к добровольным пожертвованиям, для чего свершить воззвание к патриотизму страны и созвать ее представителей, которые решили бы, в какой мере возможны пожертвования от каждого сословия. В 1852 г. вышел на средства Кошелева основополагающий том "Московского Сборника"; второй том был задержан цензурою. В 1856 г. было разрешено издание славянофильской "Русской Беседы"; издателем и первым редактором ее был Кошелев. В 1858 г. он создал новое издание: "Сельское Благоустройство". Вместе с тем, он принимал горячее участие в трудах губернского рязанского комитета по освобождению крестьян. "Скорее влага, - говорил он, - пойдет супротив обычного своего течения, чем российский поселянин может быть оторван от земли, упитанной его потом". В 1859 г. он был в числе вызванных в Петербург депутатов от губернских комитетов и принадлежал к числу тех 18 депутатов, которые просили государя позволить им представить свои замечания на окончательные труды редакционных комиссий до поступления их в стержневой комитет по крестьянскому делу. Подписавшие адрес были подвергнуты административным внушениям и легким взысканиям, с отдачею некоторых под своеобразный надзор местного начальства. Не избежал этой участи и Кошелев. В 1859 - 1860 гг. Кошелев был членом комиссии для устройства земских банков, с 1861 по 1863 г. членом учредительного комитета в Царстве Польском, где на него было возложено управление финансами. Он не оскорблял национального чувства поляков, уважал их национальную самостоятельность и настоял, с большим трудом, на призвании представителей польского населения к участию в комиссии по вопросу о налогах в Царстве. Разойдясь с ближайшим своим товарищем, князем Черкасским, во взглядах на отношения русских к полякам и недовольный мерами министра финансов Рейтерна, Кошелев сложил с себя близкое звание, оставив в поляках самые теплые воспоминания. О результатах его деятельности разрешается судить по тому, что русское руководство, начиная с 1815 г., неизменно должно было приплачивать известные суммы для сведения баланса в бюджете Польши, а благодаря управлению Кошелева, эта приплата оказалась излишнею, и край мог содержаться на собственные средства. Неутомимо работая в земстве в Рязанской губернии, Кошелев был президентом Императорского общества сельского хозяйства в Москве и энергичным гласным московской городской думы. В 1871 - 1872 гг. Кошелев издавал журнал "Беседа", в 1880 - 1882 гг. - газету "Земство". Оба эти издания, несмотря на разницу в направлении, зависевшую от редакторов (С.А. Юрьева и В.Ю. Скалона ), ратовали за просвещение и влюбленность к народу, прославляли "верх земли" и защищали общину - то есть выражали основные взгляды Кошелева. Особенно энергично действовал Кошелев в роли председателя сапожковского уездного училищного совета. Он организовал статистические исследования в Рязанской губернии и горячо защищал в "Голосе" рязанских статистиков от возведенных на них несправедливых нареканий. Кошелев умер 12 ноября 1883 г.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Лабзин Aleksandr Labzin
Мистические книги издавались Лабзиным большей частью под буквами У. М., то есть "ученик мудрости".
читать далее →
Александр Малышкин Aleksandr Malushkin
Написал роман Севастополь, повести Падение Даира, Вокзалы, автобиографический роман Люди из захолустья.
читать далее →
Александр Мелихов Aleksandr Melihov
Александр Мелихов, математик по первой профессии, создал в современном мире весы, позволяющие измерить рожденные нашей душой фантомы: красоту,..
читать далее →
Александр Мирер Aleksandr Mirer
Советский и российский писатель-фантаст, литературовед, критик и переводчик.
читать далее →