Известные люди

»

Александр Левитов

Александр Левитов Aleksandr Levitov Карьера: Поэт
Рождение: Россия, 1.8.1835
Левитов, Александр Иванович - выдающийся писатель. Родился 20 июня 1835 г. в торговом селе Добром, Лебедянского уезда Тамбовской губернии, в семье дьячка.

Дьячок содержал постоялый двор, открыл у себя школу; Левитов уже восьми лет был "подмастерьем" у отца и вел весь класс. Небольшая семейство как собак нерезаных трудилась, жила безбедно и дружно, и, в общем, детские годы Левитова прошли привольно, наложив неизгладимый отпечаток на его мягкую, поэтическую и негусто экзальтированную натуру. Лучшие страницы его нестройных, но нередко полных истинной поэзии произведений - те, в которых он обращается мыслью к золотой поре своего детства, к воспоминаниям о безбрежной шири близкий степи. Мальчик пользовался каждою свободною минутою, чтобы смываться в окружавшую Доброе степь. Чувство природы было весьма развито в Левитове; он зорким глазом истинного художника подмечал в ней самые мимолетные оттенки и мог их отдавать ослепительно и обаятельно. Его описания придонских степей принадлежат к лучшим образцам русского пейзажа. Учился Левитов в лебедянском духовном училище и тамбовской семинарии и шел единственный из первых. Под финал учения семинарское руководство, вечно недолюбливавшее Левитова за "сочинительство" и увлечение светскими книжками, стало в особенности преследовать его и подвергло его в одно прекрасное время намедни перехода в высший класс, телесному наказанию, вследствие чего он захворал нервной горячкой и кинул семинарию. С несколькими рублями в кармане он пешкодралом добрел до Москвы, после этого перебрался в Петербург и поступил (1855) в медико-хирургическую академию. На мама Левитова внезапное крушение надежды быстро видать сына священником подействовало потрясающе; она с горя умерла. Отец вскоре женился вторично и разошелся с детьми; брат и сестра Левитова вынуждены были сходить по чужим людям и выносить всякие невзгоды. Страстно привязанный к своей семье, в особенности к сестре, Левитов сильно страдал, отчасти потому как, что считал себя виною семейного разгрома, а ещё больше оттого, что над ним самим в то же время разразилось несчастие, лишавшее его возможности чем-нибудь облегчить горесть близких. Через год вслед за тем вступления в академию, вследствие какой-то истории, Левитов очутился в Шенкурске, с обязательством отслуживать в качестве фельдшера стипендию, которую получал, будучи в академии. Что эта была за история, о которой Левитов ни при каких обстоятельствах ничего не говорил более того самым интимным друзьям - осталось неизвестным, но без малого нет сомнения, что в ней не было ничего политического. Двухлетнее нахождение в ссылке оказало гибельное воздействие на весь ход жизни Левитова. При полном отсутствии какого бы то ни было интеллигентного общества, да и по приниженному положению своему, Левитов поневоле завел знакомства с людьми, все развлечения которых состояли в отчаянных попойках и картеже. Это развило в нем вынесенную ещё из семинарии привычку к вину, превратившую существование Левитова в истинно мученическую борьбу с неумолимым недугом. В своем отчаянии Левитов обращался более того к помощи знахарей, лечивших от запоя, и на время как как будто получал облегчение. Но проходил месяц, прочий, недуг возобновлялся с неудержимою силою, и он опять, по собственному его выражению, начинал "зверски лопать водку", доходя при этом до того, что полиция подбирала его на улице в состоянии белой горячки. Несчастная слабость Левитова отразилась и на его творчестве. Добрая половинка его произведений посвящена "запивойству", игре пьяного воображения, пьяным галлюцинациям и т. д. Они производят другой раз такое ощущение, чисто ничего, помимо бесшабашного пьянства и пьяного распутства, и нет в русской жизни. Промучившись два года в Шенкурске, пробыв потом год в Вологде, Левитов получил свободу. Весною 1859 г. он без малого без гроша тронулся в стезя, чтобы свидеться с родными, но добрался до Лебедяни только посредством полгода, вследствие того что что не только прошел пёхом все огромное пространство, но ещё по дороге останавливался в селах и за какой-нибудь руб нанимался действовать целую неделю над приведением в строй дел волостного управления. В его горемычной жизни наступает в настоящее время кое-какой просвет; начало 60-х годов является самым счастливым периодом жизни Левитова. Поселившись в 1860 г. в Москве, он хотя и бедствовал первоначально, но, благодаря счастливой случайности, познакомился с Аполлоном Григорьевым, тот, что безотложно оценил

оригинальный дар Левитова и пристроил его в качестве секретаря редакции передового тогда "Русского Вестника". Ободранный и обтрепанный жилец трущобных комнат "с небелью" нежданно превратился из бездомного пролетария в человека с светлыми надеждами на предстоящее. Он знакомится со многими писателями, встретившими дебютанта тепло и приветливо: очерки его появляются единственный за другим в "Московском Вестнике", "Времени", "Русской Речи", "Библиотеке для Чтения" и др.; на них обращают внимательность. Левитов приободряется и более того наружность его меняется; он становится франтом и если и запивает, то умеренно. Но уже к середине 60-х годов Левитов совсем превращается в неисправимого бродягу, мечущегося в безвыходной тоске, постоянно кочующего из Петербурга в Москву и вспять, пробующего пристроиться то учителем в Ряжске, то воспитателем одного из московских пансионов, то на железной дороге, но нигде не выживающего больше одного-двух месяцев, в силу того что что каждая способность к правильному образу жизни в нем безупречно исчезла, под влиянием его ужасной страсти. Материальное его положение все время было отчаянное; приходилось ютиться с подругой жизни - несложный, но преданной швеей - в подвалах, на чердаках, столоваться впроголодь, облекаться в лохмотья. Редкими исключениями являются недолгие светлые промежутки, в роде конца 1871 г. и начала 1872 г., когда Левитов был фактическим редактором иллюстрированного журнала "Сияние". Особенно мучительны были последние пять лет жизни Левитова. Заработок был ничтожен, самочувствие решительно надломлено, литературное положение подорвано вечными авансами из редакций, в уплату которых Левитов давал одни наброски и отрывки. В последнем градусе чахотки он жил в нетопленой комнате. Чтобы нарыть из какой-то мелкой редакции 5 рублей, он в декабрьскую стужу вышел из дому в легком летнем пальтецо и жестко простудился. 4 января 1877 г. Левитов умер в Московской университетской клинике. Художественное дарование Левитова сильно существенно. Из всех писателей-народников выше его в этом отношении стоит только единственный Глеб Успенский. Левитов - изумительный рассказчик. Буквально из ничего создавал он все свои очерки и рассказы. В них нет ни интриги, ни завязки, ни развязки, нет вообще и тени того, что называется сюжетом. Автор завладевает вниманием читателя благодаря уменью извещать заинтересованность каждой мелочи, которой коснется. Его произведения представляют собою своего рода "искусство для искусства", где значимо не то, что автор рассказывает, а как. Другая замечательная край таланта Левитова - его тоненький прикол, в связи с необыкновенно - выразительным и характерным языком. Из неизведанных до него глубин русской жизни он вынес богатейший припас оригинальных слов и оборотов, чисто русского, хотя подчас кабацкого остроумия. Вообще манера Левитова весьма ярок и колоритен. Внутренние качества таланта Левитова ещё шибко замечательны. Основная черта всех без исключения его рассказов - глубокая задушевность и мягонький, поэтический колорит. Живое ощущение и надобность отвлечься от прозы жизни Левитов пронес невредимыми посредством все тяжелые испытания. Как бы угрюмо и безнадежно он ни начинал расклад, но стоит ему мимоходом затронуть чего-нибудь ему дорогого: детства, природы, гибнущих сил и т. п. - и он весь преобразовывается: пессимизм уступает местоположение задушевнейшему лиризму, порывам детски чистой и незлобивой души. Его таланту недоставало одного: единства, связующего цемента. Он не создал ни типов, ни миросозерцания, ни сколько-нибудь полной картины настолько сильно изученного им быта. Отдельных чертяка, отдельных положений и настроений в произведениях Левитова целая сокровищница, но ансамбля - никакого: строй превосходных этюдов, а картины нет. Человеком определенных взглядов Левитов не был; усиленные попытки некоторых критиков соорудить из него печальника народного горя жутко немного соответствуют содержанию его произведений. Уже одно то, что значительнейшая количество их посвящена ворам, проституткам, сводням, целовальникам и тому подобному люду идеально исключает вероятность обратить Левитова в писателя тенденциозно-демократического направления. Нельзя также

причислять его к писателям, идеализирующим население. В огромном большинстве случаев левитовский "народ" наводит страх своим глубоким нравственным падением, и никаких симпатий не возбуждает. Правда, количество его рассказов вышла под тенденциозным заглавием: "Горе сел, дорог и городов" - но еле-еле ли это заглавие не придумано издателем для лучшего сбыта книги: оно безупречно не соответствует содержанию книги. Никакого достойного сочувствия "горя" нет в этом изображении попрошаек, пристанодержателей, родителей, сбивающих своих дочек, и прочего "беспечального народа", тот, что "не сеет, не жнет". Слабая край творчества Левитова объясняется тем, что, вышедши из народа и всю бытие прожив с ним, он, и все-таки, не составил себе ясного представления о коренных очертаниях его духовной физиономии. У Левитова не было определенного угла зрения, внутренней планомерности; творчество его какое-то бесцельное; беспредметное и потому что не оставляющего прочного следа в памяти; получается утомительное чувство калейдоскопического мелькания. Первые рассказы Левитова были собраны в 1865 г. под заглавием "Степные очерки". Они выдержали 3 издания, непрерывно дополняемые новыми очерками, и из всех произведений Левитова пользуются наибольшею популярностью. К.Т. Солдатенковым издано "Собрание сочинений Левитова", с портретом Левитова и обстоятельною статьею Ф.Д. Нефедова (М., 1884). Позднейшие издания - ред. "Севера" (1905) и "Просвещения" (СПб., 1911, с предисловием А. Измайлова ). - Ср. А.М. Скабичевский "Беллетристы-народники" (СПб., 1888); П.В. Засодимский "История новой русской литературы" в "Русском Богатстве" (1882); Н.Н. Златовратский в "Почине" (М., 1895); Айхенвальд "Силуэты"; Венгеров "Источники". С. Венгеров.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Межиров Aleksandr Mezhirov

Род. в Москве. Отец, о котором Межиров впоследствии написал: "великий, убежденный, угрюмый гуманист", был юристом. Он и мать поэта привили сыну..
читать далее

Александр Полежаев Aleksandr Polejaev

Александр Полежаев - русский поэт. Родился 11 сентября 1804 года.Известен по таким произведениям как: поэма Сашка, стихотворение Узник (Арестант) и..
читать далее

Александр Поуп Aleksandr Pope

Александр Поуп - выдающийся английский поэт, переводчик. Родился 27 мая 1688 года.Александр Поуп считается одним из крупнейших авторов английского..
читать далее

Александр Прокофьев Aleksandr Prokofiev

Прокофьев Александр Андреевич (19.11[2.12].190018.09.1971), поэт. Родился в с. Кобона, ныне Волховского р-на Ленинградской обл. в семье..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий