Известные люди
»Александр МакКуин
Рождение: 17.3.1969
Меньше всего он похож на модельера. Если представить себе этого человека в традиционном "портновском" стиле - с большими ножницами в руке, задумчиво склонившего голову набок над куском ткани, - получится очень смешно. Кто-то говорит, что он напоминает рок-музыканта... Больше всего он похож на двоечника. Он ерзает на стуле в унылом предвкушении вопросов, "которые слышал уже миллион раз". В течение разговора неоднократно произносит пресловутое английское слово из четырех букв, но при этом на его лице - тень смущения. Смущение? Видеть его на лице человека, которого называют "лондонским горлопаном", "хулиганом от моды", "белой вороной"? Неожиданно.
Источник информации: журнал "ELLE Россия" No.18, февраль 1998.
МакКуин говорит на густом восточнолондонском наречии. К тому же крайне еле слышно. Его речь периодически прерывается нимало детским громким смешком - когда ему нравится выданная им мысль. "Я никому не навязываю свою одежду. К тому же в этом месте Россия. Я не хочу прослыть очередным тираном".
Своеобразным тираном МакКуин уже, истина, прослыл. Не задавайте ему вопросов о "творческих планах" и "Кем были Ваши родители?". "Мне завсегда занятно побеседовать с молодым умным человеком, если он будет задавать нормальные вопросы, - нервически бормочет он в самом начале беседа. - Я получил известность относительно давнехонько, потому журналисты должны быть знакомы с моей биографией. Я не собираюсь расходовать близкое время на придурков, которые будут вновь пытать меня на предмет моего отношения к Джону Гальяно или осведомляться про "нити, связывающие мое творчество с творчеством Юбера Живанши". Я нетрудно дядя, и если меня все это достанет, я об этом прямо скажу".
Рассказы о его манерах и выходках обошли не одно периодическое издание. Вот как описывает его студию, где идет подготовка к показу коллекции, корреспондент журнала Details: "Помещение выглядит так, как подобно как террористы взорвали зоопарк. Повсюду лоскутами разбросаны шкуры, некогда принадлежавшие козе, овце, зебре и другим уж прямо не домашним животным. Быть может, его двухкомнатная студия и станет эпицентром ударной волны, которая принесет нам свежеиспеченный шик, но в текущее время там отчаянно скверно пахнет. В помещении стоит нелегкий дух мертвечины, отбеливателя, курева и тревоги. Кажущийся спокойным МакКуин старательно прикрепляет булавками ломоть кожи к женской куртке, надетой на манекен. Голубыми глазами, мягким пушком на щеках и верхними зубами, выступающими из маленького рта, он напоминает моржа. Я спрашиваю у него, что это за шкурка. "Крайняя плоть", - бросает он. Так, во всяком случае, мне послышалось. Его бесстрастный звук звучит так, как подобно как закипает где-то в глубине гортани и, как будто пар, выходит наружу из носа. "Крайняя плоть?" - переспрашиваю я. "Нет! - громко отвечает он. - Я сказал: кабанья плоть. Кабанья шкурка. - Он издает звук, отдаленно напоминающий усмешку или более того всхлип какого-нибудь животного. - Хотя я раньше работал и с крайней плотью", - гогоча, добавляет он".
Когда пару лет обратно журналистские заголовки начали трубить славу молодым британским модельерам, Ли Александр МакКуин (для друзей - легко Ли) одним духом стал главным героем всех публикаций. По объемам продаж он весьма отстает от таких гигантов маркетинга, как Прада и Донна Каран, при всем при том не приходится колебаться в том, что это одна из самых горячо обсуждаемых фигур в мире моды.
Почитатели МакКуина воздают хвалу его мастерству закройщика, богатейшему воображению и заявляют, что он вернул моде жизнеутверждающую силу и сексапильность, возродив кружева, прозрачную материя, приспущенные штаны и широченные накладные плечи (есть, хотя вообще-то, и такие, кто именует МакКуина "МакМюглером" по ассоциации с Тьерри Мюглером, просторно использовавшим накладные плечи задолго до МакКуина). Возможно ли, что вся эта вызывающая сексуальность когда-нибудь станет частью повседневной жизни? "Это зависит от вас (женщин). Я не леди. И не трансвестит. Я все это не покупаю. Но надеюсь, что когда вас начнет тошнить от однобортного жакета, вы захотите большего".
В свои двадцать восемь он разрабатывает модели для двух линий: своей собственной, с торговой маркой McQueen (при поддержке Onward Kashiyama, японской империи готового платья) и французского Дома моды Givenchy. Когда осенью 1996 года МакКуин поступил на работу в Givenchy в качестве главного художника-модельера, многие увидели в этом еле-еле ли не вызов обществу. Юбер де Живанши, создавший эталон элегантности в одежде своими черными платьями, которые носила "лицо" Дома великолепная Одри Хепберн, - и какой-то простолюдин, матерщинник. "Бык в бутике", - посетовал единственный журналистский заголовок, перефразируя поговорку про слона в посудной лавке.
"Я не умолял вручить мне работу. Они (Дом Givenchy) меня сами нашли. Значит, им нужно то, что я делаю, - раздраженно говорит МакКуин. - Меня беспокоит только соображение моего начальника (Бернара Арно). - Немного подумав, он добавляет: - И клиентов. Все, кто находится между ними, нехай катятся к черту". Он вообще достаточно нередко и нервозно прибегает к высказываниям в духе "он сам ко мне пришел". Рассказывая о работе над образом Бьорк для ее альбома Homogenic и костюмах для "Роллинг Стоунз", МакКуин фыркает: "Мне нравится музыка Бьорк, к тому же она мой приятель, но я равнодушен к творчеству "Роллинг Стоунз". Они пришли ко мне, оттого что им нравится моя одежка. Я им сам ничего не предлагал".
Когда год обратно его спросили, чем было навеяно наименование его лондонского шоу "Там, в джунглях", он вспомнил документальный кино о газелях. "Я посмотрел на газелей, которых пожирали львы и гиены, и сказал себе: "Это же про меня кино! Кто-то все время охотится за мной, а если поймает, то метко так же съест. Мир моды - это джунгли, полные отвратительных, алчных гиен". А ныне? "Теперь я превратился во льва. Я сам пожираю гиен", - он достаточно смеется.
...Свое первое платье МакКуин нарисовал в трехлетнем возрасте. Такое дело вряд ли разрешено было окрестить характерным для ребятишек из Степни, суровой рабочей окраины Лондона. Это казалось необычным не только сверстникам, но и его отцу, таксисту. "Неслыханное занятие, чтобы в семье из восточного Лондона появился художник", - говорит МакКуин.
Он начал обучаться ремеслу модельера, когда ему было всего шестнадцать лет. Просто кинул школу и пошел трудиться на Сэвил-Роу, лондонский бастион высокого портновского искусства (Сэвил-Роу - улочка в Лондоне, где расположены ателье дорогих мужских портных). В ателье Anderson & Shepherd он написал мелом на пиджаках, единственный из которых предназначался для принца Чарльза, слова: "Здесь был МакКуин" и, в знак протеста супротив монархии: "Я - сука" (в весьма мягком переводе). После этого перешел в ателье Gieves & Hawkes там же, на Сэвил-Роу, где работал над брюками. Позже работал у театрального костюмера, шил разные платья, изучал тонкости портновского мастерства. Но эта служба ему не нравилась, хотя, по его же признанию, он был "окружен настоящими "королевами". В результате он отправился в Милан трудиться у Ромео Джильи, где из первых рук получил знания об основах производства и маркетинга современной моды. Получив образование в престижной школе моделирования и дизайна St. Martin's в Лондоне, МакКуин почувствовал себя настоящим модельером. Наиболее известными его творениями того периода были штаны "попка", которые сидели на талии так невысоко, что была видна ложбинка между ягодицами, и топик, заляпанный кровью и грязью. Первые показы, которые он проводил ещё будучи свободным художником, имели установленный политический толк. Так, он заворачивал манекенщиц в целлофан, "украшал" их жакеты следами от автомобильных шин или выпускал чернокожую модель на подиум в наручниках. В одном сезоне он вывалял платья в грязи и прилепил к ним мертвую саранчу. Это было сделано, чтобы живописать бедствие, ставшее причиной неурожая в Африке. В другом сезоне он устроил показ в церкви, где заявил: "Религия - это источник всех войн в мире". Такие слова стали серьезным нарушением норм, существующих в мире моды, где модельеры нечасто произносят что-либо больше дерзновенное, чем: "Коричневый - это свежеиспеченный черный" или: "Этот год мне видится в полосках".
Пару лет обратно МакКуин, шотландец по происхождению, организовал шоу под названием "Насилие над Шотландией" в память о резне, которую устроила Британия в Шотландии в XVIII веке. Девушки выходили в разорванной одежде, а из-под шотландских юбок у них виднелись бинты. "Пресса меня распяла за это, - вспоминает он, - но я рад, что это сделал".
Циники поговаривают, что МакКуин скрупулезно просчитывает свои шаги, чтобы притянуть к себе участливость прессы. Сам же он утверждает, что всего только обнажает уродливую правду перед глухой ко всему публикой.
"Когда я начал утрясать свои шоу, я стремился представить журналистам то, что они как раз нимало не хотели видеть: голод, кровь, нищету. Смотришь на всю эту "фэшн-тусовку" в их дорогих прикидах и темных очках и понимаешь, что они никакого понятия не имеют о происходящем в мире. Их интересы ограничиваются рамками моды. Я трачу капиталы на свои шоу для того, чтобы выказать этим людям другую сторону жизни. Пусть они испытывают ненависть и омерзение - меня это совершенно устраивает. Буду ведать, что хоть какие-то чувства в них пробудил".
Конечно, до магазинов доходят только некоторые из эктравагантных, шокирующих своей откровенностью и кричащей сексапильностью моделей. "В коллекциях от кутюр я имею право показывать себя как модельер в этакий степени, в какой считаю нужным. В прет-а-порте попадают только элементы этого самовыражения. К сожалению, все мы великолепно знаем, что большинству нужен только какой-нибудь строгий жакет. Но это не моя проблема", - МакКуин усмехается. Горечь по поводу ограниченного мышления массового покупателя очевидна, хотя его высказывания по этому поводу не так резки, как разрешается было бы ждать. "Я никому ни при каких обстоятельствах не говорил: если ты не носишь мою одежду, ты безнадежно отстал. Все шибко просто: дядя должен чувствовать себя добро в одежде. Не чувствуешь себя что надо - не покупай. И все. Я создаю свои модели для сильной, независимой женщины, которая знает прок в вещах. Журналам мод платят за то, чтобы они говорили: надобно носить это и то. А моя дама не терпит диктата".
Женщина, не терпящая диктата. Женщина, без страха обнажающая грудь, если ей того хочется. Женщина, сбивающая с толку длиной - вернее, без малого полным отсутствием длины - своей юбки. Женщина-сила, женщина-власть. Разве вы не видите в этом почтения к ней, преклонения перед ней и более того любви? Да он же чистой воды феминист, тот самый МакКуин. Он на нашей стороне. "Я всю дорогу пытаюсь сотворить равные условия для женщин и мужчин. Я феминист в мужском обличье, - говорит он. - Я не хочу, чтобы леди выглядела слабеньким, наивным существом, окутанным облачком шифона. Пусть этим занимаются другие. Моя леди должна быть сильной, чтобы противостоять любому давлению на нее. У меня три сестры, и я неоднократно имел вероятность присматривать все страдания, которые доставляли им мужчины. В этом, поди, корни моих феминистских настроений". А краса... "Красота - в сердце смотрящего, - мудро изрекает он. - Что толку силиться быть красивой для всех? Все одинаково для кого-то вы будете глядеться безобразно. А для кого-то будете воплощением прекрасного... Как я сам, например". Ответ на вопросительный мотив об отношении к собственной внешности был кратким: "Лучше спросите, что думает по этому поводу мой супруг. Мой Маррей. М-а-р-р-е-й. Так и запишите".
Разговор мягко перетекает в область чувств. Страстный, романтически настроенный, наивный. Приверженец моногамного брака. Во главу угла ставит доверие. Дает людям только единственный шанс. Если вы не способны дать оценку это, второго шанса у вас не будет. Ревнив ли он? Да не то чтобы он был ревнив, несложно не любит когда из него делают идиота... "Ой-ой-ой, что-то мы чрезмерно увлеклись личным... - смеясь, кричит он. - Давайте дальше".
Наивный и романтический мужчина не раз кричал абсолютно иные вещи. В том же журнале Details описывается такая ситуация: "...Ведущая передачи о моде на итальянском телевидении жалуется, что простояла на улице целых два часа, некогда чем ей разрешили миновать на показ. "Мне пятьдесят лет, - говорит она МакКуину, - и со мной запрещено так обращаться. Как вы вообще это объясняете?" - спрашивает она. МакКуина начинает ударять дрожь, лик человеческий его становится ярко-розовым. "Чего вы тогда пришли, если вам в этом месте не нравится. Не нравится - идите домой!" Сотрудник Kashiyama встает перед камерой и закрывает объектив ладонью, требуя кончить беседа. "Если вам не нравится это е...е шоу, - орет МакКуин с этакий силой, что звук его срывается, - идите на..!"
Ему вечно не хватает времени. Настолько, что он более того не смог наличествовать на показе своей коллекции для Дома Givenchy в московском метро. Прилетел - улетел. "С самого начала своей работы у "Живанши" я работаю без перерыва. У меня изредка нет времени свершить то, что делает каждое человеческое созданье. Вот так вот я для вас это мягко сформулировал, хотя мог бы проронить что-нибудь грубое", - он очевидно доволен своей вежливостью. Не терпит вопросов о будущих коллекциях: "Ребята, я делаю 10 коллекций в год. Откуда я знаю, что будет завтра?! Это физически нереально. Какой будет моя следующая коллекция, я начинаю соображать только тогда, когда вижу ломоть ткани на манекене. Мир в том виде, в каком он сегодня существует, не имеет будущего. Давайте попробуем для начала протянуть немного дней".
Говорят, МакКуин получает рядом миллиона долларов в год, и все-таки есть сведения, что его больше интересуют разные авантюры и острые ощущения, нежели капиталы. Он продает под собственной маркой очки, дамские сумки, шарфы и прочие аксессуары в Японии и в то же время отказывается от многих других заманчивых предложений. "Я не произвожу духов, банных полотенец, детских одежек. Не обращайтесь ко мне за постельным бельем, оттого что у меня вы его не получите. А если и получите, то оно будет все в пятнах, - говорит он. - Я бешусь, когда вижу кругом мою одежду. Я не хочу одевать всех кряду, потому как что мне не все нравятся".
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Васильев Aleksandr Vasiliev
Недавно в столицу приехал Александр Васильев. Историк моды, коллекционер. Вообще-то он живет в Париже, но сейчас он одержим идеей создания в Москве..
читать далее →
Александр Терехов Aleksandr Terexov
Его дебютная коллекция, представленная на Неделе моды в Москве, а после на Olimpus fashion week в Нью-Йорке, состояла практически из одних платьев...
читать далее →
Александр Баргман Aleksandr Bargman
Для Александра Баргмана нынешний фестиваль Золотая маска был пятым по счету. Трижды он номинировался на Маску за лучшую мужскую роль. На знаменитых..
читать далее →
Александр Вершинин Aleksandr Vershinin
Александр Вершинин - известный российский актер театра и кино. Родился 20 ноября 1965 года.Александр Вершинин известен по таким фильмам и сериалам..
читать далее →