Известные люди

»

Александр Оборин

Александр Оборин Aleksandr Oborin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 7.8.1944
С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, затем Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков.

Родился в 1908 году в посёлке Нытва, нынче городок Пермской области, в семье рабочего. Окончил 7 классов. Работал машинистом листопрокатного цеха Нытвенского завода. С 1929 года в Красной Армии. В 1932 году окончил Ленинградскую военно - теоретическую школу лётчиков, потом Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков.

С 12 Июля 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. По Август 1941 года служил в 32"А"-м ИАП, летал на И-16. С Августа 1941 года по Май 1942 года - в 184-м ИАП. С Сентября 1942 года по Январь 1943 года был замполитом 563-го ИАП. 9 Сентября 1942 года неподалёку от Сталинграда на Як-1 таранным ударом сшиб истребитель Ме-109F. С Августа 1943 года - в 483-м ИАП, летал на Як-7 и "Аэрокобре".

К Августу 1944 года начальник 438-го истребительного авиационного полка ( 205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный остов, 2-я Воздушная вс ) Подполковник А. В. Оборин совершил 283 боевых вылета, в 119 воздушных боях сшиб лично 13 и в группе 13 самолётов противника. 7 Августа 1944 года в воздушном бою над Сандомирским плацдармом в районе посёлка Лагув ( 31 км юго - восточнее города Кельце, Польша ), когда кончились боеприпасы, таранил вражеский самолёт, но и сам погиб.

Вэтого выполнил примерно 300 боевых вылетов. Проведя 120 воздушных боёв, сшиб 13 вражеских самолётов лично и 13 - в группе с товарищами. 10 Апреля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды, медалями.

* * *

Командир 438-го полка Подполковник Александр Васильевич Оборин, видавший виды боевой лётчик, к лету 1944 года имел на счету больше 10 сбитых самолётов и 1 таран над Сталинградом.

9 Сентября 1942 года заместитель командира 563-го истребительного авиационного полка по политической части ( 283-я истребительная авиационная дивизия, 16-я Воздушная вооруженные силы, Сталинградский фронт ) батальонный комиссар Оборин вылетел ведущим пары Як-1 на сопровождение штурмовиков. В районе деревни Орловки под Сталинградом их атаковало 6 истребителей противника Me-109F. Не смотря на численное превосходство врага, наши лётчики приняли мордобой, обеспечив выполнение задания штурмовикам. При возвращении на свой аэровокзал, они вновь были атакованы противником. Искусно маневрируя, Оборин ушёл из - под удара и сам сшиб единственный "Мессер". В это время он заметил, как Me-109 штурмует замыкающий Ил-2. Сделав крутой вираж, Оборин кинулся на выручку. Настигнув врага, он открыл жар, но очередность прошла мимо. Оборин повторил атаку, но боеприпасов уже не было. Тогда он решил таранить. Увеличив газ до предела, он догнал "Мессер" и нанёс по нему потрясение левой плоскостью. Лишившись крыла, вражеский самолёт рухнул на землю. С оторванной консолью крыла Оборин привёл свой истребитель на аэровокзал и совершил посадку.

Он так и остался комиссаром до конца жизни. И человека, и занятие всю дорогу оценивал с позиции партийного руководителя. Он был превосходным воспитателем, умеющим в каждый ситуации нарыть горячие, волнующие слова для людей. Он обладал даром легко и доходчиво гутарить о самых серьёзных и ответственных вещах, устанавливать сердечные отношения с подчинёнными. И у тех как - то скрыто складывалась с ним задушевная приятельство, которая связывает людей на всю существование.

Но он убеждал людей не только словами. На любое важное и опасное занятие шёл спереди, показывая образец. Оборин был влюблен в авиацию, в это мужественное занятие. Но, изучая технику, совершенствуя своё лётное мастерство, он, в первую очередность, открывал для себя и изучал людей: лётчиков, инженеров, техников, механиков.

Оборину были присущи такие качества, как целеустремленность, трудолюбие, высокая работоспособность. И, проявляя неукоснительную требовательность к подчинённым, он некогда всего был высокотребователен к себе. Всегда подтянутый, с безукоризненной выправкой, он более того внешне был прекрасным образцом советского офицера.

Командование 438-м ИАП Майор А. В. Оборин принял в 1943 году. В то время полк имел на вооружении самолёты Як-7. Под его руководством лётчики дрались с врагами под Курском и над Днепром.

В 1944 году полк получил американские истребители Р-39 "Аэрокобра", а Оборину было присвоено звание Подполковник. В Мае и Июне полк воевал над территорией Румынии, после этого был переведён на 1-й Украинский фронт, где участвовал в Львовско - Сандомирской операции.

Все в полку любили этого человека - доброго и внимательного к людям, умного, проницательного и на редкость чуткого. Он был прост, понятен и доступен. Исключительно скромный, начисто лишённый ложного самолюбия, он был для всех подчинённых эталоном командира.

...Шли напряжённые бои за расширение Сандомирского плацдарма. Наземные войска подошли к Опатуву, Сташуву. Противник подбрасывал резервы. Наши лётчики с рассвета и до темноты находились в воздухе.

Ночью ремонтировали самолёты. В одной из машин была большая пробоина в крыле: зенитным снарядом повреждён лонжерон. Такой ремонтик нужно бы проводить на заводе, но тогда был дорог произвольный самолёт. Это понимали и техники, и механики. Всю темное время суток стучали молотками, клепали лонжерон, может быть, всего только для одного вылета. К рассвету самолёт был готов. Потом они всё время думали, что если бы не отремонтировали тогда тот самый самолёт, то утром командиру полка не на чем было бы лететь в махач. И может, он остался бы жив...

На рассвете 7 Августа 1944 года начальник полка подошёл к самолёту. Он был озабочен и как как будто чем - то удручён. Перед вылетом, когда на нём уже были застегнуты лямки парашюта, достал из кармана гимнастёрки сообщение к жене и, садясь в кабину, передал технику: "Отправьте в эти дни же".

Через 20 минут группа Оборина встретила истребители противника. Комполка метко оценил обстановку, полагая, что "Мессеры", с которыми они встретились, высланы для "расчистки" воздуха от наших истребителей - с минуты на минуту следует дожидаться бомбардировки.

Оборин не ошибся. Скоро из динамика на КП послышались короткие приказы ведущего - завязался воздушный махач. С КП запрашивают по радио, нужна ли подмога.

- Никакой помощи не надобно, сами справимся, не таких видали, - твердо ответил начальник. И заново в наушниках звучат команды и распоряжения.

- Ещё одна группа подходит, - слышен отчет лётчиков.

- Бей гадов ! - кричит разгорячённый боем Оборин.

Через 30 мин возвратились 7 самолётов. Где 8-й и кого нет ? Техники с жадностью искали глазами свои самолёеты. Нет машины командира...

Потом лётчики рассказывали: Оборин повёл в атаку ударную группу, а звену Егорова приказал прикрывать её от "Мессеров". С первой атаки четвёрка Оборина сшибла 3 двухмоторных бомбардировщика. Остальные начали покидать, но начальник решил преследовать противника. Егорову не удалось сдержать всю группу Ме-109, количество их прорвалась к Оборину. Теперь он атаковал бомбардировщики и вместе с тем отражал атаки истребителей. Каждый - и сам начальник и лётчики его группы - дрался за двоих. Было сбито ещё 4 немецких самолёта. Но в это время подошла новая группа.

Оборин повёл свою четвёрку в атаку на подходящего противника. Патроны у них были на исходе, силы неравны: 4 супротив 15. И всё же наши лётчики сшибли ещё 2 самолёта, но недруг, не меняя курса, неотступно шёл к цели. Ещё чуть-чуть - и бомбардировщики будут над позициями наших танкистов. Кто - то из лётчиков сказал, что кончились патроны.

- Из боя не вылезать, имитировать атаки, - приказывает начальник. Он уже сшиб 2 "Мессера", и у него также смолкли пушки - палить больше нечем. Тогда Оборин кинул свой самолёт под строй бомбардировщиков и снизу пошёл на головную вражескую машину.

- За Родину !.. - услышали лётчики последние слова командира.

Его истребитель врезался в жёлтое брюшко "Хейнкеля". Оба самолёта, объятые пламенем, сцепились намертво и падали так до самой земли. Таран советского истребителя сразил врагов. Не дойдя до цели, они разгрузились от бомб и повернули на запад.

Так погиб Оборин. Он спас существование танкистам ценою собственной жизни, совершив тот самый таран. В первом, ещё при обороне Сталинграда, Оборин срезал плоскостью своей машины крыло "Мессера" и на повреждённом самолёте дотянул до аэродрома. Второй его таран был последним.

Полк осиротел. Трудно было уверовать, что нет больше человека которого все любили, как отца, как лучшего друга. А махаловка не останавливалась, с аэродрома взлетали очередные группы истребителей, шли в мордобой, громя врага, повторяя последние слова командира: "За Родину !.."

Вскоре приехал начальник дивизии и приказал командиру 1-й эскадрильи Капитану А. Л. Кожевникову принять руководство полком. Только вот жену ( она служила в этом же полку инженером ), приказал перевести в другую часть: не полагается инженеру быть под начальством мужа.

- Есть, принять полк и распоряжаться, только вкупе с инженером, - ответил Кожевников. - Если придётся, мы и в штрафной батальон пойдём вкупе. Не маленькие мы, друг начальник, воюем не за боязнь, а за совесть.

- Ну что ж, если за совесть, оставайтесь, - изменил родное заключение комдив.

...Бои на Сандомирском плацдарме то вспыхивали, то затихали: недруг неотступно старался откинуть наши войска вспять за Вислу. Наконец в начале Октября передний край примолк. В единственный из дней была получена телеграмма командования: полку присвоено звание Ярославского. В ней было написано: "За отбояривание от немецких оккупантов города Ярослава на Сане и проявленный героизм 438-му истребительному авиационному полку присвоить наименование этого города и впредь именовать: Ярославский ордена Александра Невского истребительный авиационный полк".

Не дожил Александр Васильевич Оборин до этого славного события. А оттого что это некогда всего был его праздник: сколь сил он отдал, сколачивая полк, показывая лётчикам свой образец храбрости, самоотверженности. Он не искал славы, она пришла сама, заслуженная, завоеванная в боях. Вот и на Сандомирском плацдарме полк еще раз внёс немалую лепту в общее занятие победы над врагом...

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Осадчиев Aleksandr Osadchiev

В 1950 году он окончил Военно - Воздушную академию, был начальником штаба Оренбургского высшего военного авиационного училища лётчиков. В 1959 году..
читать далее

Александр Осадчий Aleksandr Osadchiy

Генерал - Майор авиации А. П. Осадчий к Маю 1945 года совершил 39 боевых вылетов на разведку и штурмовку живой силы и техники противника, нанеся ему..
читать далее

Александр Павлов Aleksandr Pavlov

Окончил Борисоглебскую военную школу лётчиков в 1938 году.После войны продолжил службу в ВВС. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды..
читать далее

Александр Покликушкин Aleksandr Poklikushkin

Александр Покликушкин - Герой Советского Сорюза, командир звена 74-го штурмового авиационного Сталинградского полка (1-я гвардейская штурмовая..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий