Известные люди

»

Александр Петров

Александр Петров Aleksandr Petrov Карьера: Аниматор
Рождение: Россия
Пять лет назад его имя прогремело на весь мир. Получая золотую оскаровскую статуэтку за фильм Старик и море, снятый в Канаде, режиссер Александр Петров уточнил, что он из России.Его сманивали соблазнительными приглашениями ведущие студии мира, а он вернулся в провинциальный Ярославль, где вырос, окончил художественное училище Корпит теперь с единомышленниками над очередным шедевром по мотивам кружевного романа Ивана Шмелева История любовная.

На улице Щапова, подальше от столичной суеты, кипит с утра до ночи служба. Кипит здорово сказано. Два с половиной года 22 минуты готового материала. Я посчитала: больше 40 дней на минуту. Можно иначе: всего 40 дней и краски стекаются на экране в непостижимые соцветия, замирают в воздушных портретах, чудных пейзажных мгновениях. Минута тотальных метаморфоз бесконечна.

Прошлым летом я была в его студии вкупе с международной делегацией аниматоров. На фестивале КРОК желающие записывались на экскурсию К Петрову главной ярославской достопримечательности

Сейчас, подъезжая к Ярославлю, всматриваюсь в мелькающие за окном вагона утопающие в зелени, траченные временем деревеньки: где-то тут спряталось Пречистое отчизна Шуры. Мимо проносятся Семибратово, Коромыслово, Полянка, Бабки Берендеево царство какое-то.

Бродим с Шурой по Ярославлю, не туристическому-златоокольцованному, а за фасадами. Рассматриваем чудом сохранившиеся старые дворики, закоулки, заросшие бурьяном монастырские палисады, где истекшее время законсервировалось в запахах почерневшего сырого дерева и полыни. В Ярославле немерено галок и кошек. Вальяжно расположившиеся в каждом дворе кошки чувствуют себя истинными хозяевами города.

- Здесь у нас кошачий рай. А тот самый двухэтажный особнячок скособоченный, истина, похож на здание из нашего фильма? Таких старых двориков я единый альбом наснимал. Смотри-ка, обиталище Собинова, я и не знал Хорошо, что мы с тобой прошлись. На свой град смотришь другими глазами. Вообще старина у нас скоропостижно истребляется.

Выходим на главную площадь, к знаменитому Волковскому театру

Правда, что для оскаровской церемонии смокинг тебе шили в пошивочном цехе театра?

Правда. Первый смокинг взяли напрокат, когда с Коровой поехали на Оскар (Корова режиссерский дебют Петрова по рассказу Платонова). Второй раз летели из Канады с Русалкой. Пошли в особый магазинчик, справили к церемонии за 300 долларов смокинг с иголочки. Теперь для экономии решил обзавестись своим. Но посмотри на меня: я и смокинг вещи несовместные.

Это истина, у Саши в ногти, в прожилки кожи, более того в бороду въелась колеровка. Когда выходит из павильона, лик человеческий измазано почище, чем у вождя краснокожих. Ведь фильмы свои он рисует пальцами, помогая им кистью. Через пальцы изображению передается активный пульс. Таинство именуется ожившей живописью. Пограничье ремесла и ворожбы. Мне по душе больше стеклянная. Стеклянная живопись. Пишет свои фильмы Саша на ярусах стекол, просвеченных особым способом снизу. Так, чтобы в кадре возникал воздух.

Ты знаешь, что создатель первого театра мой земляк Волков сделал отличный план иконостаса барочной церкви Николы Надеина? Он оттого что и резчиком превосходным был, и художником. Нам разрешили церковь снять, когда копили материал для фильма. Я тут все закутки обошел. Вот и эти палисадники фотографировал.

Проходим мимо купеческих и дворянских домов XIX века. Пробираемся посредством дыру в заборе: из одного двора в прочий, в третий. Попадаем в заросшие травой солнечные кущи: райскими яблоками деревья усыпаны, золотые шары всюду те, что когда-то полонили нашу Марьину Рощу. Рядом двор бывшего мужского монастыря.

Саша, Пречистое для тебя больше чем местоположение рождения? До недавнего времени там и бабулька твоя Анна Петровна жила, которой в текущий момент больше 100 лет.

Название деревни не от чистоты дорог. В честь иконы Пречистой Богоматери. Дом свой недавно сожгли. Бабушка ныне в Ярославле. Но все одинаково там моя малая отчизна. Когда перебрался в град, в школу, все свободное время в деревне проводил

В твоих фильмах есть фрагменты малой родины?

Корова вся оттуда. Железная стезя в фильме она рядом с Пречистым проходит. С дорогой меня связывает что-то загадочное. Веришь ли, во сне непрерывно куда-то еду.

От Коровы истории мальчика, испытавшего трагедию (конец родного существа), чувство сильно личного, более того автобиографичного.

За исключением каркаса платоновского сюжета, все, что в этом кино есть, напитано детством: жестами, знанием, как свет лежит, как тропа шла. Реконструировал живое пространство фильма вслепую, пользовался спящей памятью. Там нет с натуры списанного места действия, но здание, двор, полустанки будто пропечатались на невидимой промокашке, после этого проникли с красками на стекла. И береза поваленная, с которой мальчуган смотрит в поле, я сам по ней лазил.

У тебя единый музей наград, а первая была в пятом классе, ты получил фотоаппарат за рисунок. Помнишь его?

Еще бы. Нарисовал горящий Берлин, летящие самолеты, солдата с ребенком на руках. В общем, собрал тучу актуальных тогда штампов.

Зато полученный в награду фотоаппарат решил твою судьбу. С тех самых пор ты не только рисовал, но смотрел в глазок камеры.

Сразу поехал в деревню хвастаться, наснимал гору снимков. По этот день собираю фактуру для кино с фотоаппаратом. Ярославль исходил в поисках московского Замоскворечья. Ничего с натуры не писал. Фантазировал по фотографиям.

Живут Петровы Шура и Наташа недалеко, рядом со старым Бутусовским парком. Раньше местоположение звалось Бутусовский поселок, в этом месте в начале 30-х отстроили первые дома с водопроводом. Пока Шура священнодействует с красками, Наташа разбирает завалы проблем: от выстраивания взаимоотношений с властью, продюсерами, поиска денег на ремонтик студии и оборудования до закупки продуктов для киногруппы. В группе дядя 12. Среди них есть и опытные мастера. Но в основном выпускники Художественного училища.

У меня была мечта: соберу студию джентльмен 50. Приглашу из Москвы хороших аниматоров, режиссеров. Мастера будут уяснять текст лекции. Вырастут у нас 5 10 гениальных творцов. Ничего из маниловских мечтаний не вышло. Но кино сам прирастает людьми. Сроки уносятся безжалостно нужны руки. Провел я в художественном училище мастер-класс, мужчина 50 пришли. Работать осталась одна девчонка. Потом привела подружку. Та своего приятеля В общем, все, как в фильме про льва Бонифация, на выступление которого понемногу собирались дети. Есть у нас профессионалы к примеру, Дима Иванов, Миша Тумеля. Сергей Решетников мой непрерывный оператор. Классные мастера, друзья настоящие. Так что шмелевский план для меня успешный. Со мной мои соавторы, ещё и ученики появились.

Молодым тут несложно и нелегко. Планка приподнято, не дотянуться. Они стараются. Фильм неспешно, но разрастается под их руками. В Канаде было сложнее. Петрову помогал только Дима, семнадцатилетний в то время наследник. В четыре руки они сыграли историю, сочиненную Хемингуэем. И канадские продюсеры так и не смогли отличить: которые из изобразительных пассажей сотворили пальцы сына, которые знаменитого папы.

Движемся на улицу Щапова. Там у Петрова студия. Оскар, разрешено вымолвить, протянул руку посредством океан. Благодаря ему в Ярославле Петрова заприметили. Губернатор и мэрия выделили помещение бывшей маленькой киностудии Чайка. От дома пешкодралом минут 15 по улице Свердлова. Пропускаем гремящий городской рельсовый электротранспорт.

Тут японцы приезжали, раздолбанным трамваем восхищались, языками цокали. Поставили меня перед раритетом, попросили вдумчиво взирать на деревья. Вот, мол, загадочная русская личность на фоне загадочного транспорта.

Почему предпочитаешь существовать в глубинке?

Мой габарит. Не жмет и громадой не давит. Устаю от чрезмерности пространств и эмоций. Хотя, открыто тебе скажу: Ярославля-то не вижу. Сижу, как бирюк, в мастерской. Но при отсутствии русской речи устаю, неважно себя чувствую. И опосля это град детства, молодости, тут родня, друзья.

Но потому что ты пловец-одиночка на длинные дистанции.

Наверное, да. Но существенно быть в курсе, что ты не единственный. Стоит переступить пару улиц, найдешь хорошее местоположение, друзей. В основном художники. Хотя я сам и не член СХ.

Зато ты ярославская достопримечательность. Сама записывалась к тебе на экскурсию.

Это популярность палубная.

Не досадно, что пришла она благодаря золотому истукану, а не самим работам Кстати, на мой точка зрения, Старик и море нисколько не лучшая картина в твоей фильмографии. Я, к примеру, в особенности почитаю Корову. И живопись восхищает, и лить слезы хочется.

Не знаю, что лучше Люблю Русалку. Когда пересматриваю ее, удивляюсь: Смотри, как придумал А вот тут не получилось. Хотя в целом кино едва недотянутый, зарезанный по метражу

После Оскара существовать стало лучше, стало веселее?

Да мне и не надобно особого внимания, неудобно более того. Веришь ли боялся: дадут мастерскую, отремонтируют да и внесут в туристический путь. Каждый день будут водить экскурсии. Слава богу, этого не случилось. Если и бывают группы, то по нашему обоюдному желанию. Детские дома, аниматоры. Тут не откажешься, прогремел надобно жертвовать временем.

Александр Петров жертвует. Помогает ярославской детской анимастудии Перспектива, проводит мастер-классы.

В студии смотрим материал фильма. Те самые драгоценные 22 минуты, сложенные начерно в компьютере. С карусели в небосвод улетают одна за иной красавицы. Тургеневские девушки, амазонки Нет, не так Она в русском сарафане, рядом малютка. Он в грузинском одеянии, мужественный боец. Происходящее в фильме туманная взвесь действительности и снов, мечтаний юного гимназиста Тонечки. Шестнадцатая весна особенная не до экзаменов. Подснежники из стакана на подоконнике рвутся во двор: где там печалится шарманка? Весна преображает девушку на соседней веранде в истинную Богиню! От избытка чувств расцеловать занозистый забор, и страшиться первого поцелуя, и дрожащей рукой мять послание с восторженными стихами, и впервой встретиться со смертью

Шура показывает, как строит кадр. Живописные картины располагаются стеклянными слоями внутри уникального станка, привезенного из Канады. Стекла движутся разнонаправленно и над колышущейся травой скользят облака. Оно в самом деле оживает, согревается под руками, это холодное с виду стеклышко.

До Шмелева были Платонов, Достоевский, русские легенды.

Всегда ищешь созвучия тому, что тебя мучает, будоражит. Но не скажу, что темы, притягивавшие в Достоевском 15 лет обратно, не волнуют Хотя в эти дни бы не решился. Наглости бы не хватило. По молодости был самонадеян море по колено. Хотя опыта до сих пор не набрался. Перечитывая Историю любовную, думал: как песню спою на одном дыхании. Не ожидал, что увязну на три года каторги. А может, так и надо: избирать произведение на вырост, посложнее, чтобы дотягиваться до него?

Но отчего аккурат эти вещи захотелось отлить в стекле?

Когда читал Сон смешного человека, резануло: я уже это видел. Меня самого посетил сродный дрёма о неземной гармонии. Были там какие-то болезненные странности, но не покидало чувство сопричастности к бесконечно мирному, любовному погружению в человеческое сообщество. Я любил тех людей, они также меня любили. Отчего-то у них были греческие имена. В меня вливалась непонятная веселье, бодрость. Но в то время как решился работать кино, прошло лет пять.

Есть ли особая секрет в переводе слова на язык пластики?

Трудно переводить литературную метафору в пластическую. Не скажу, что знаю рецепт. Но когда нащупывалось вывод, был счастлив. Кажется, я нашел единственный образ, тот, что Достоевский не посчитал нужным описывать: Дело в том, что я развратил их всех! Как это могло совершиться, не знаю. Мучительно искал: как аккурат он развалил мир гармонии? И вывод пришло. Герой надевает маску с улыбкой. Целует девушку, та просыпается, и по лицу ее пробегают немного состояний, покуда не понимает: Ага, что-то интересное. Выхватывает маску и убегает. Маска начинает разрушительную работу. Метафора незамысловатая, но образ двуличия стал зримым. Я потому что не хожу по улицам, что-то выдумывая. Рисую штришки, царапины складываются в образ ключ к действию.

Думаешь с карандашом в руке

Иногда десница думает быстрее. Нарисовалось в карандашных пробах Сна: герой в финале держит в руках свой же гипсовый бюст. Гипсовая фигурка подносит перст к виску: Пух! (напоминая, что в начале фильма герой стреляется) и начинает осыпаться. Песок сыплется через пальцы, превращаясь в огромное цунами, движущееся на маленькую девочку. Она строит цивилизацию на берегу моря: Колизей, Муранский собор Код живописных метафор шифрует многоэтажные мысли об ответственности человека за самоубийство, влекущее разрушение себя и важный гармонии.

Можно ли роман Шмелева втиснуть в 26 минут экранного времени?

Анимация емкое искусство, разрешается не растекаться, высказать идею двумя-тремя монтажными стыками. Но приходится отсекать по живому важные линии, подробности. Я сам себе установил жесткие рамки хронометража.

Мне кажется, что кино не пересказывает Шмелева, скорее это живописное ощущение от него. Хотя Шура со мной не согласен. Говорит, что в перенесении текста на экран хотел бы остаться дотошным передвижником. Он и по живописному стилю работает как передвижник. Для персонажей подыскивает модели. В Старике и море рисовал своего тестя, в экранизации Достоевского оператора Решетникова. Для двух героинь Истории любовной прототипами стали супруга сына и Татьяна Друбич. Петров передвижник и по образу жизни: Москва, Монреаль, Свердловск, Ереван, Ярославль. Впрочем, повстречать его где бы то ни было тяжело рабочий день по 12 часов. На местную знаменитость особого внимания не обращают. Ни толп журналистов, ни очередей поклонников за автографами, ни снующих телекамер. В Бутусовском поселке тишину прерывает только гомон галок. За тишиной он сюда и вернулся.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Татарский Aleksandr Tatarskiy

Александр Татарский - российский режиссёр-аниматор, сценарист, продюсер, художник. Родился 11 декабря 1950 года в Киеве.Наиболее известными работами..
читать далее

Александр Алов Aleksandr Alov

Одним из лучших работ Алова и Наумова стал поставленный по пьесе Михаила Булгакова фильм "Бег", Он посвящен Гражданской войне, крушению..
читать далее

Александр Аскольдов Aleksandr Askolidov

Александр Аскольдов автор знаменитого Комиссара, снятого в 1967 году. Этот фильм пролежал на полке 20 лет. Когда в перестройку запрещенные картины..
читать далее

Александр Буравский Aleksandr Buravsky

С режиссером Александром Буравским, уже второй год работающим над фильмом о блокаде Ленинграда, корреспонденту удалось встретиться прямо на..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий