Известные люди
»Александр Поволоцкий
Рождение: Россия
Впервые я услышала его на концерте "Виртуозов Тель-Авива", где он играл вместе со своими детьми Юджином и Марианной. Это было потрясающе: совершенное звучание, блестящая импровизация и полное взаимопонимание между музыкантами. Я еще подумала: как же надо любить музыку, чтобы дети захотели продолжить дело отца. И вот спустя два года, мне удалось договориться с Поволоцким об интервью.
Александр Поволоцкий скрипач-виртуоз. Есть что-то в нем от мальчишки: волосы, собранные в хвостик, крайне живые глаза за очками. Впервые я услышала его на концерте "Виртуозов Тель-Авива", где он играл вкупе со своими детьми Юджином и Марианной. Это было потрясающе: совершенное звучание, блестящая импровизация и полное взаимопонимание между музыкантами. Я ещё подумала: как же нужно боготворить музыку, чтобы дети захотели продолжить занятие отца. И вот через два года, мне удалось достигнуть соглашения с Поволоцким об беседа. Я пришла к ним, в розовый здание в одном из районов Яффо. И отметила, до чего это уютное жилище, красивое и теплое, насквозь пропитанное музыкой, соответствует духу своих хозяев. Он поставил свой рабочий диск и полились его дивные "Четыре времени любви", которые он писал на протяжении 25 лет.
Как говорится, нет пророков в своем отечестве. И у меня сложилось ощущение, что ваше имя больше известно за пределами Израиля, чем в Израиле. Так ли это?
Я не знаю, мне тяжко обусловить уровень моей известности за рубежом, но доля истины в том, что вы сказали есть. Могу судить хотя бы по тому, что я был приглашен членом жюри на международный конкурс Венявского. (Для тех, кто не в курсе: единственный из старейших в Европе международный скрипичный конкурс имени Генриха Венявского проводится с 1935 года, единственный раз в пять лет. К примеру, одним из его победителей был Давид Ойстрах. До Поволоцкого чести быть приглашенными в члены жюри не удостаивался ни единственный русскоговорящий израильский "мастер смычка" прим. ред.).
То, что вы написали увертюру в "соавторстве" с Венявским своеобразная творческая наглость, как если бы кто-то написал фантазии на тему Паганини (а я знаю, что они существуют).
Ну, фантазии на тему Паганини, писали, начиная с его смерти. В соавторстве с Венявским я также сочинять не мог, в силу того что что он умер довольно давнехонько. Но я использовал его произведения. Это был крайне кропотливый работа. Венявский является одним из столпов скрипично-музыкальной литературы, композитором и виртуозом-практиком, одним из праотцов современной скрипки, то есть техникой ее владения. Он развил романтическую виртуозную скрипичную игру. И те немного концертов для скрипки в сопровождении фортепьяно, или в сопровождении оркестра более того через сто лет трогают сердца. Его музыка, может быть, проста, но сильно мелодична и сильно искренна. Но в смысле исполнительского мастерства она отвечает самым высоким меркам. И весьма тяжко трудиться с материалом талантливым. Поэтому то, что я сделал, без сомнения, было смело. Но в первую очередность, это было смело со стороны тех, кто мне предложил это совершить. Ведь это была не моя мысль. (Сам бы я нетрудно не решился.) Мне это предложил произвести Шломо Минц, весьма прославленный в мире скрипач, тот, что был председателем жюри на конкурсе Венявского.
Существует печальная традиция: таланты в Израиле не задерживаются. Принимают гражданство других стран и уж прославляют их. Почему?
Если изъясняться о талантах, то их не так уж и немало. Если уезжают по-настоящему талантливые люди, то это поэтому, что тут самое малое пространства для работы. Они уезжают для того, чтобы игрывать, если они солисты. А если уезжают только для того, чтобы где-то игрывать в оркестре или преподавать я шибко немало таких встречал за рубежом, я вам даю гарантию, что они не прославляют ни себя, ни страну, в которой живут. Израиль могут прославить такие имена, как, в частности, Максим Венгеров, Ефим Бромфман, Гиль Шахам. Они являются гражданами Израиля, и, впрямь, живут и в Европе, и в Америке, и концертируют по всему миру. А кто знает человека, тот, что сидел в этом месте в каком-то небольшом оркестре, и переехал в этакий же оркестр, но в Европе?
А как вы думаете, отчего израильские родители стараются вручить образование талантливым детям не дома, а за рубежом?
Там больше широкие горизонты. Но опять-таки, не все талантливые дети становятся талантливыми взрослыми. Недавно я услышал по телевизору одно сильно интересное высказывание одного музыкального критика. Она сказала, что одаренный и спобный дядя это два идеально разных понятия. О способном человеке говорят "ах, он таковой способный и талантливый", хотя это разные вещи. Я когда услышал это, понял, что она стопудово права. Потому что способный дядя это джентльмен, тот, что ладно впитывает, а одаренный это джентльмен, тот, что отдает. Когда способный ребятенок уезжает за рубеж, он там впитывает новое. Например, в Джульярдской школе в Америке, абсолютно, его развитием будет заниматься больше людей, чем в этом месте. И культурная бытие там богаче. Но сумеет ли он вслед за тем выдать, то что впитал в себя это покажет существование.
Почему вы "задержались" в Израиле? Может быть, за рубежом ваша творческая бытие сложилась бы вовсе по-другому?
Так получилось. Наверное, у каждого своя фатум. Мне захотелось поменять свою судьбу, которая, уместно сказать, и в Советском Союзе складывалась удачно.
То есть, разрешается произнести, что Израильский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты стоил того, чтобы покинуть с целью него ансамбль скрипачей Большого театра?
Я думаю, что никакая служба не стоит жертв. Есть твое внутреннее состояние. Ты можешь вкалывать в замечательном коллективе, а быть только несчастным человеком. Все должно быть в гармонии. Неужели вы думаете, что развлекуха в оркестре у Зубина Меты является краеугольным камнем моего счастья? Безусловно, это не так. Но все вместе: и то, что я приехал сюда, и поступил в оркестр, и то, что имел вероятность реализоваться, и то, что мои дети получили достойное образование (дочь также играет в этом солидном оркестре), и то, что я люблю эту страну все в комплексе дает мне право чувствовать, что я в этом месте нахожусь на своем месте.
Картинка детства: дети гоняют во дворе в футбол, а какой-то иудейский хлопчик пиликает на скрипке. Его зовут поиграть, но родители не пускают. Это похоже на ваше ребячество?
Нет. У меня не было такого зацикленного детства, где скрипка и больше ничего. Я успевал и с мячом гоняться, и на скрипке игрывать, и в кино бродить ли не любой вечерок. Когда я был ребенком, телевизоров ещё не было, единственным культурным центром были кинотеатры, а в кинотеатрах были оркестры, у меня там работал папа, там я и ошивался.
А если бы сегодня предложили какую-то халтуру пошли бы? Например, на частную вечеринку к "новым" "русским"?
Когда мы только приехали сюда, я, несомненно, искал всякий наружность заработка. Не ходил на похороны, но на торжества ходил. Я не играл, когда гремели тарелками, вилками, и когда жевали. Но, когда на торжествах устраивали мелкий камерный концерт, я играл. Последних 5-6 лет я это не делаю. Хотя... все зависит от оплаты. Но игрывать когда жуют, я этого не сделаю, более того если немало заплатят. Потому что я постоянно в равной мере играю при любом выходе на публику, понимаете? Для меня все одинаково стою я на немалый сцене или в ресторане. Главное что я играю.
Вы играли в лучших оркестрах мира...
Вэтого в двух оркестрах двух стран: Советского Союза и Израиля, но они были лучшие и там и в этом месте, и они концертировали по всему миру.
Насколько вы современны? Пользуетесь при написании музыки компьютером?
Да, последние лет пять я пишу на компьютере. Я не пишу компьютерную музыку, аранжировки я делаю на компьютере. Во-первых, это немаловажно удобнее! Когда я пишу, я не только разом вижу напечатанные ноты, но и слышу написанное. То есть, я как бы пишу и в то же время себя критикую. Это замечательно! Компьютер для сочинения конечно, колоссальная вещь!
Интернетом пользуетесь?
О-о, в компьютерах во всем, помимо написания музыки, я совершенный профан! Я вам скажу по правде, я до сих пор не знаю, как подключить... Я с 70-х годов разъезжаю по всему миру, живу в самых лучших гостиницах это оговорено контрактом, не ниже четырех звездочек. Заходя в номер, я не знаю, как подключить будильник. Я до сих пор не знаю, как вделать видеокассету в видеомагнитофон. Недавно был этакий курьезный случай: мы остались дома на пару с внучкой (ей недавно исполнилось три годика). И она меня просит подключить мультик. Я ей говорю: "Мамочка, я не знаю, как вклинить кассету!"
Она на меня вылупила глазки с удивлением и спрашивает: "Ты что, также мелкий?"
Так что, когда говорят, что "все великие музыканты мало не от мира сего", это вблизи от истины?
Этого я засвидетельствовать не могу. Я крайне более того реален и от "мира сего". Но все, что касается техники, у меня как-то не укладывается в голове. Знаете, есть люди: услышали и безотлагательно запоминают. У меня более того с именами задача. Цифры я несложно не знаю. Я не знаю, какой у меня номер счета в банке, шифр каспомата...
Хоть номер домашнего телефона помните?
Путаю. Иногда спрашиваю у дочери.
У вас есть милый град?
Я вообще люблю путешествовать. Люблю Париж, Лондон и Нью-Йорк. Обожаю маленькие города в Италии, во Франции. Прагу люблю... И Буэнос-Айрес мне шибко нравится, и Рио-де-Жанейро...
Гимнастка Ольга Корбут один раз сказала, что, достигнув определенного уровня мастерства, она уже не могла опуститься ниже. И ничто не в силах стать поперек дороги, ни плохое расположение, ни самочувствие. Вы бы могли проронить это про себя?
Год обратно я был приглашен в Польшу на 70-летие президента конкурса имени Венявского. Они попросили, чтобы я приехал со своими детьми. Я сознательно для этого выступления написал пьесу на три скрипки. И наше выступление должно было сделаться центром всего юбилейного концерта.
И вот практически за немного дней до этого... С нами жила моя тетя. Она меня вырастила, она всю бытие прожила с моими родителями, и в Израиль приехала с нами. Ей было без малого 99 лет, но она была молодцом. И как раз намедни нашего отъезда она попала с воспалением легких в больницу. Не поехать я не мог, потому что что это моя служба, я не мог подвести людей, тот, что нас пригласили.
Мы прилетаем в Польшу. У нас был единственный день на репетицию пианист, с которым мы должны были игрывать, был поляком. И как гром среди ясного неба по CNN передают, что в Израиле произошел теракт. Палестинцы расстреляли в упор шесть израильских служивый. И мой наследник начал интересоваться кто погиб? Он оттого что также служит в армии, и у него там масса друзей и знакомых. И в день концерта, практически за пару часов нашего выхода на сцену, приехала моя хозяйка с израильской газетой. И мой наследник увидел, что единственный из погибших мальчишка, с которым они были приятелями, совместно играли в теннис... Он посредством дорогу от нас жил. Можете представить состояние моего сына, когда он увидел, что его приятель погиб! Какое у меня было расположение, вы также можете представить. Но я ему сказал: "Так! Эмоции в сторону! Мы идем на сцену!" И мы отыграли. Концерт прошел потрясающе. Нас великолепно принимали.
На следующий день мы улетали. И вот зазвонил мобильный телефон моего сына. Звонили из больницы. И по его взгляду, по тому как он посмотрел на мою дочка я все понял. "Она умерла?". Он ответил: "да". Моя тетя умерла практически за пару часов до нашего возвращения. Я вам рассказываю это к тому, что в профессии есть только одно: твой выход на сцену и зрители. Никого не должно интересовать, что делается у тебя в душе.
Я знаю, что существует установленный комплект популярных классических произведений-шлягеров, которые ждет зритель. Чем бы ты его ни угощал модным, изысканным, чувственным, а она все одинаково будет иметь планы "Чардаш" или "Полет шмеля". Что вы думаете на тот самый счет?
Я к этому отношусь положительно. Все занятие в том, как это исполнять.
Я видела в одной из телепрограмм, как Вы на пару с Саней Кройтером играли тот самый самый-самый "Чардаш". Кройтер это уже другое поколение, и на скрипке он играет джаз...
Я также играю джаз. Но для меня это только одно из направлений. Так как я ещё играю в оркестре, то я могу варьировать, игрывать и эту музыку, и другую.
На своем первом диске, тот, что я записал на три скрипки вкупе с сыном Юджином и дочкой Марианной, мы играем 11 классических миниатюр в джазовом обрамлении. Кстати, на этом диске мы играем и "Полет шмеля".
Какие творческие планы?
Во-первых, я только что закончил пьесу по заказу международного мастер-класса "Кешет Аялон" под руководством Шломо Минца. На эти мастер-классы приезжают скрипачи со всего мира. Обычно по окончании этих курсов проводится заключительный концерт, на котором играют лучшие, а завершается все это выступлением ансамбля скрипачей. На тот самый раз они попросили меня, чтобы я аранжировал пьесу, которую израильский космонавт напел жене из космоса.
Второе выпуск диска, тот, что я должен завершить до конца этого месяца. Это будет мой сольный диск, где будут исполняться импровизации на известные темы с пианистом Игорем Наймарком, мои пьесы, которые были записаны в Москве с оркестром радио и телевидения, джазовые пьесы, пьесы для скрипки с оркестром... Одну пьесу на тему "Перпетуум мобиле" Паганини в джазовой обработке я играю с дочкой. Весь тот самый диск дар моего сына, тот, что его продюссирует.
В общем, у вас получился натуральный семейный кряду. Как он будет зваться?
"Четыре времени любви". Есть у меня такая пьеса. Я ее нередко играю в концертах, и зрители зачастую просят... Всем она весьма нравится.
Это сюита из четырех частей, которую я писал на протяжении двадцати пяти лет. Правда, когда я ее начинал, я не думал, что так получится.
Тема бесперспективности жизни больше у вас не возникает? Вы живете в согласии с самим с собой?
Да, я живу в гармонии.
На прощание Александр Поволоцкий показал мне выложенную кирпичом стенку и сказал: "Когда я обдумывал, как сочинять увертюру к Венявскому, я выкладывал эту стенку"...
И я с уважением посмотрела на его руки. Руки, способные положить кирпичи и сочинять музыку.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Пономарев Aleksandr Ponomarev
Продюсер Сплина, Би-2, а в прошлом Наутилуса.
читать далее →
Александр Попов Aleksandr Popov
Родился в Санкт-Петербурге в 1957 году. Медик по образованию, А. Попов начал обучаться композиции значительно позднее, в Семинаре самодеятельных..
читать далее →
Александр Радвилович Aleksandr Radvilovich
С 1984 г. Радвилович - член Союза композиторов России. С 1991 года до настоящего времени - член Правления Союза композиторов Санкт-Петербурга.
читать далее →
Александр Розенбаум Aleksandr Rozenbaum
До сих пор еще можно встретить людей, чье отношение к Розенбауму основано на сплетнях и слухах 80-90-ых годов, которых было и остается множество. До..
читать далее →