Известные люди

»

Александр Покрышкин

Александр Покрышкин Aleksandr Ivanovich Pokryshkin Карьера: Герой
Рождение: Россия» Новосибирская область» Новосибирск, 19.3.1913
В годы Великой Отечественной войны командовал эскадрильей, авиаполком, авиадивизией. Совершил 600 боевых вылетов, провел 145 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов. 24 мая 1943 года А. И. Покрышкину присвоено звание Героя Советского Союза. 24 августа 1943 года он удостоен второй медали Золотая Звезда, а с 19 августа 1944 года стал трижды Героем Советского Союза. Награжден также многими орденами и медалями.

Прославленный совдеповский пилот Александр Иванович Покрышкин родился в семье рабочего. По национальности российский. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1932 года.

После окончания семилетней школы работал на заводе слесарем, вечерами учился на рабфаке. В 1933 году окончил Пермскую военную школу авиационных техников, а в 1939-м Качинскую военную авиационную школу.

После Великой Отечественной войны А. И. Покрышкин с отличием окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, а после этого с золотой медалью Академию Генерального штаба. Был на ответственных военных постах в войсках ПВО. Избирался депутатом XIX XXIV съездов КПСС, депутатом Верховного Совета СССР восьми созывов, является автором книг Небо войны и Крылья истребителя. В 1969 году ему присвоена ученая уровень кандидата военных наук.

Ныне маршал авиации А. И. Покрышкин возглавляет Добровольное среда содействия армии, авиации и флоту.

В апреле 1945 года гвардейская истребительная авиационная дивизия, которой командовал трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин, принимала участие в наступлении на Берлинском направлении.

Советские войска, развивая фарт в ходе Висло-Одерской операции, завершили отбояривание польских земель и сильно вклинились на территорию гитлеровской Германии. Наши войска, поддерживаемые с воздуха советскими летчиками, сметали очаги вражеской обороны и быстро продвигались к Берлину.

Наступление наших войск радовало всех советских воинов. Однако для действий авиации это штурмование создавало дополнительные трудности. Они состояли в том, что граница фронта стремительно отодвигалась от полевых аэродромов все дальше на Запад, а новых взлетных полос было чрезвычайно самое малое. Время-то было весеннее. И вот настал миг, когда наши истребители без малого всю свою заправку горючего расходовали на то, чтобы достичь переднего края, побыть над полем боя считанные минуты и, возвратившись, усесться с сухими баками.

Шел апрель, вспоминал те дни Герой Советского Союза полковник А. И. Труд. Погода выдалась дождливой, почва практически раскисла. Взлетать было прямо невмоготу, того и гляди скапотируешь. Наши аэродромщнки замучились, уплотняя грунт щебенкой, соломой, фашинником. Создалась опасность, что мы накрепко завязнем и выключимся из боевой работы. И это под самым Берлином!

Помню, свойский комдив с аэродромщиками метался на машине по полям, изъездил десятки населенных пунктов. Возвращался сумрачный, недовольный. Его мучила задача аэродромного базирования как одна из главных. Надо было отыскать выход из, казалось бы, самого безвыходного положения. И свой начальник нашел тот самый выход.

О задуманном эксперименте нам, летчикам, он ничего тогда не сказал. Аэродромщикам приказал выслать куда-то передовую команду, а мы должны были быть в готовности к вылету. Полковник Покрышкин взлетел первым, сделал круг и взял вектор движения на запад. Вскоре и летчикам была дана команда перелетать на новоиспеченный аэровокзал. И тут мы услышали новое, неожиданное: усаживаться на автостраду!

Это был риск, большой риск. И сообща с тем смелость, дерзость. Вон она полоска автострады, в ширину меряй хоть сто раз, больше двадцати метров не намеряешь, а для посадки нам нужна полоска шириной хотя бы в полсотни метров! Но на нее первым тогда сел Покрышкин, значит, мы должны воспроизвести его расчет и посадку.

Ленточка автострады казалась сверху несложно ниточкой. Как на нее очутиться, как по ней изготовить пробег, не уклониться в сторону ни на шаг? Ведь лента шоссе зажата с обеих сторон кюветами, уклонился на пробеге, и... поминай, как звали...

Но сели успешно. Колесами касались асфальтовой дороги прямо близ посадочного знака. Техники и механики расставили машины на обочине, замаскировали. И началась служба! Для фашистов это было таковый неожиданностью, нелегко представить! Как же их наземные и воздушные разведчики стремились разгадать, где мы базируемся, с какого аэродрома работаем! Ведь они свою аэродромную сеть знали, как свои пять пальцев, все площадки обшарили и убедились, что советских летчиков там нет. Не могли они допустить, никак не могли предположить возможности полетов с дороги.

Гвардейская истребительная авиационная дивизия, которой командовал А. И. Покрышкин, в битве за Берлин вписала полно ярких страниц в свою боевую летопись. Гвардейцы привнесли весомый вклад в общее занятие разгрома врага. И не только в воздухе, где они уничтожили десятки мессеров, юнкерсов, фоккеров. Гвардейцы громили врага и на земле. Их начальник мог сражаться с фашистами на всех высотах, он знал, как ударять гитлеровцев и на земле, его искусство истребителя-бомбардировщика не раз проявлялось в бою.

Случилось так, что наземные войска окружили крупную вражескую группировку между Берлином и Котбусом. Но колечко окружения было не шибко плотным, и фашисты попытались массированным ударом прорваться из окружения. Трудно пришлось нашим наземным войскам. И вот руководство поставило задачу бомбардировщикам и истребителям обработать лесной массив, заполненный активный силой и техникой врага.

Полковник Покрышкин повел эскадрилью истребителей на штурмовку вражеской группы. К этому гвардейцы были готовы, они заблаговременно, в дни передышки, овладели искусством бомбометания с пикирования и ведения пулеметно-пушечного огня по наземным целям.

Это умение пригодилось в трудную минуту. Гвардейцы совершили сотни боевых вылетов на штурмовку. В отрезок времени Берлинской операции дивизия Покрышкина уничтожила на земле больше 30 вражеских танков и штурмовых орудий, примерно 200 автомашин и транспортеров, немного складов боеприпасов и горючего, полно активный силы.

Еще пылали фашистские самолеты в воздухе и на земле, догорали чадными кострами близ оголенных деревьев Тиргартена и на центральном берлинском аэродроме Темпельгоф, а гвардейцы дивизии Покрышкина, сделав прощальный круг над Берлином, взяли вектор движения на Прагу, чтобы участвовать в уничтожении последней сопротивлявшейся вражеской группировки. Там, в небе Чехословакии, выполняя свою интернациональную миссию, гвардейцы-истребители провели свой окончательный воздушный махач, сбив последнего фашистского аса, победно закончив великие битвы войны.

С чего же началась боевая слава Покрышкина? Как выковывалось его высокое летное мастерство, как вырабатывались его новаторские поиски и открытия в тактике индивидуальных и групповых воздушных боев, его командирский дар?

Мечта о полете в воздушном океане возникла в сознании юного Александра Покрышкина в тридцатые годы. В годы первых пятилеток держава обрела могучие крылья. Советские летчики, такие, как М. М. Громов, В. П. Чкалов, В. К. Коккинаки; как первые Герои Советского Союза А. В. Ляпидевский, М. В. Водопьянов, Н. П. Каманин и другие; как первые мастера воздушных сражений, ставшие дважды Героями Советского Союза, Я. В. Смушкевнч, С. И. Грицевец, Г. П. Кравченко и их несчетные крылатые сподвижники, на весь мир убедительно и зримо доказали силу отечественной авиации.

В те годы комсомол шел навстречу крылатой мечте молодежи, и тысячи комсомольцев по путевкам Ленинского Союза Молодежи шли в аэроклубы, летные школы, авиационные училища. И нет ничего удивительного в том, что слесарь одного из новосибирских заводов, двадцатилетний Александр Покрышкин, по путевке комсомола поехал в авиационную школу.

Только учебное заведение оказалась не летной, она готовила техников. Первое разочарование в самом начале пути! Добился приема у начальника школы, тот успокоил: учись, стань хорошим знатоком техники, а греза о полетах выведет тебя в стратосферу, поверь! И Покрышкин поверил.

Успешно окончив школу, он стал вкалывать авиационным техником. В часы подготовки машины к вылету подолгу сидел в кабине, запускал мотор, выводил его на различные режимы работы, следил за показаниями приборов, хватал ручку управления на себя и от себя, давил то левую, то правую ножную педаль, внутренне взмывал в бездонную синеву неба. А небосклон звало властно, призывно.

Начальники на рапорты о переводе в летное училище отвечали односложно: отказать. Пришлось пробиваться своим, особым путем. Приобрел гору учебников по самолетовождению, пилотированию, аэродинамике и штудировал их долгими вечерами. Весной 1938 года Александр смело явился к начальнику Краснодарского аэроклуба, выложил свою мечту. Тот удивился: авиатехник в щеголеватой синей военной форме с двумя кубиками в петлицах, просится в аэроклуб, сугубо штатский, осоавиахимовский! Такого ещё не бывало. И о чем просит? Вэтого за единственный месяц отпуска хочет сдать и теорию и практические полеты за весь вектор движения обучения. Наверное, сильно горячо и настойчиво просил Александр Покрышкин начальника аэроклуба, вследствие того что что тот уступил, хотя в душе был уверен в несбыточности намеченного.

Да, тот самый месяц был для Александра Покрышкина жарким, трудным. Он сдал все зачеты по теории, поднялся на планере, прыгнул с парашютом, вылетел независимо по кругу на самолете ПО-2 и закончил всю летную программу с отличной оценкой. Инструкторы отметили, что учлет Покрышкин славно чувствует авиалайнер.

Вернулся в доля с удостоверением об окончании аэроклуба. Написал ещё единственный рапорт. На тот самый раз начальники единодушно решили: отрядить воентехника 2-го ранга Покрышкина в летное училище.

Знаменитая Кача Качинская авиационная учебное заведение летчиков была окончена, как и аэроклуб, на отлично. Покрышкину предложили остаться трудиться в школе инструктором, но он попросил послать его в строевую количество. Прав оказался патрон авиационно-технической школы: бывшему технику самолет-истребитель давался легче, чем другим летчикам.

Маневренный пилотаж в воздушном бою был освоен. Для Покрышкина это означало только вступление на долговременный стезя поиска и опыта, совершенствования и шлифовки тактических приемов.

Особое пристрастие Покрышкина разработка тактических приемов воздушного боя. Он осмысливает имеющиеся типовые атаки, анализирует их, до конца выясняет летно-тактические возможности своего самолета и потом ведет учебные воздушные бои с опытными летчиками полка.

Другая составная формула победы жар. Покрышкин ладно знал: как ни маневрируй, с каким искусством ни пилотируй авиалайнер, но если не умеешь метко известия жар из бортового оружия, не видать победы. Только снайперский жар, разящий врага намертво, должен венчать атаку.

В те годы летчики учились стрельбе по конусу на попутно пересекающихся курсах. Сначала у Покрышкина не все шло гладко. Маловато пробоин насчитывали в конусе вслед за тем его стрельбы, а другой раз и совсем их не было. Стал тренироваться на земле, засел за расчеты, научился с математической точностью предуготовлять дистанцию открытия огня, нашел оптимальное исходное положение для ведения огня с предельно короткой дистанции. Тренировал глазомер, руки, нервы. И упорная, настойчивая учеба дала отличные результаты.

В 1941 году авиационный полк, в котором Александр Покрышкин был командиром эскадрильи, стоял на западных, границах нашей Родины, примерно реки Прут. На рассвете 22 июня над аэродромом раздался вой сирены, возвестивший боевую тревогу. Война началась.

Первое боевое поручение оказалось несложным. Покрышкин со своим звеном сопровождал группу наших бомбардировщиков. В районе цели они отбомбились и возвратились на свой аэровокзал. Встречи с вражескими истребителями не было.

В первые дни войны пришлось реализовывать задачу намного сложнее. В паре с летчиком И. Я. Лукашевичем Покрышкин вылетел на разведку вражеского аэродрома в районе Ясс. На подходе к аэродрому они встретили пятерку мессершмиттов. Три вражеских самолета шли ниже нашей пары, а два выше. Покрышкин решил ступать в атаку на тройку, находившуюся внизу. Покачав машину с крыла на крыло, он ринулся вниз. Резкий маневр и вот уже явственно виден хвостище вражеского самолета. В тот самый миг на машину Покрышкина свалился единственный из мессеров сверху и дал очередность. Пришлось отправляться из-под удара грубо вверх, так что потемнело в глазах от перегрузки. Маневр был совершен, высота сызнова набрана. Опять стремительное пикирование на мессершмитты и выход на предельно малую дистанцию. Меткая очередность для врага оказалась роковой. Фашистский авиалайнер загорелся, свалился на крыло, далее в штопор и врезался в землю.

В первые дни и месяцы войны таких боев было непочатый край, но много было и неудачных. Один из них запомнился на всю существование, в силу того что что для Покрышкина тот самый махач чуть-чуть не оказался последним. Это было под Запорожьем. Он вылетел в паре с летчиком Степаном Комлевым на разведку. Вскоре они обнаружили танки и автомашины врага. Надо было ретироваться обратно, чтобы добытые сведения о враге быстрее отрапортовать командованию. Но неожиданно целая группа мессеров свалилась на пару наших разведчиков.

Завязался неравный махач. Покрышкин разорвал колечко вражеских самолетов, сшиб единственный из них, но и его агрегатина получила серьезное повреждение. Заглох движок, осколки снаряда расшибли приборную доску, кровь залила физиономия. И все-таки пилот посадил свою машину вблизи от линии фронта. В селе перевязали раны. Отступавшие на восток наши пехотинцы предлагали ему сообща с ними вылезать из окружения, а авиалайнер спалить. Но Покрышкин не послушал их. Летчик попросил пехотного командира, чтобы он разрешил привязать хвостище самолета к грузовику. И так совместно со своим ястребком он стал пробиваться из окружения. Попадали под минометный пламень. Дважды кидались в атаку и вырвались.

В свой полк Покрышкин вернулся посредством немного дней, когда его считали уже без новости пропавшим, а машину вписали в графу боевых потерь. Вскоре он был в строю, ещё раз крылья истребителя взметнули пилота в поднебесье, навстречу врагу. На новые бои звала преданность Родине, влюбленность к ней!

Глубокой осенью 1941 года на своем видавшем виды самолете Александр Покрышкин вновь вылетел на разведку. Командующий армией возложил ему разыскать, где прячутся танки гитлеровского генерала Клейста. Это было под Ростовом в дни ожесточенных боев на Южном фронте.

Осенне-зимняя непогодь. Туман, снегопад, метель погода, конечно, нелетная. Но летать нужно было, крайне нужно. Требовалось во что бы то ни стало откопать эти танки Клейста, по иному они могли причинить неожиданный таранный потрясение огромной силы там, где их не ждут.

Покрышкин летел на бреющем, без малого впритирку прижимаясь к белесой степи. Он искал танки, искал продолжительно и нашел, когда горючее было уже на исходе, по чуть-чуть заметным следам гусениц. Свой бронированный кулак Клейст упрятал и замаскировал у стогов соломы, в лесопосадке, в степной балке. Клейсту не удалось неожиданно штурмовать наши войска. Капитан Покрышкин получил высокую награду Родины орден Ленина.

Эскадрилья Покрышкина не раз приподнято оценивалась командованием за успешное выполнение боевых заданий. Не раз бывало, что она встречалась с большими группами вражеских бомбардировщиков, прикрываемых истребителями. Силы бывали очевидно неравными. Но Покрышкин мог скоро сыскать наиболее верный в сложившейся ситуации тактический прием. Наши истребители шли в атаку и добивались победы.

Наступать, а не обороняться, штурмовать расчетливо, одним духом, дерзко таково было важнейшее правило летчиков эскадрильи.

Тактика боя не что-то застывшее, данное раз и навечно. То, что было ладно вчера, может устареть завтра. Тактика боя все время видоизменяется, совершенствуется. Это закон нашей авиации, внушал своим подчиненным начальник эскадрильи.

Во время сражения над Кубанью в эскадрилью пришли новые летчики: А. Ф. Клубов, Н. Л. Трофимов, Г. Г. Голубев и другие. Некоторые из них успели посетить в воздушных боях, но на самолетах иной конструкции. Нужно было стремительно ввести молодая поросль в строй и в то же время поспеть привести в соответствие горячность, смелость этой группы молодых, рвущихся в мордобой летчиков с их уровнем выучки, боевого мастерства. На первом этапе становления летчика все мысли должны быть о летном деле. Летное занятие это искусство, которое требует от человека любви к своей профессии, знаний, навыков, сил. Равнодушие нетерпимо, оно дорого будет стоить в бою. Так учил летчиков Покрышкин.

И вот первостепеннный боевой вылет с новыми летчиками. Главное в этом вылете вселить в душу летчика уверенность в победе. Как это соорудить? Очевидно, личным примером командира.

Получено боевое поручение, и эскадрилья сообща с ещё прибывшими летчиками поднимается в воздух. Командир должен был не только представить личное умение известия воздушный махач, но и мочь его создать. Это второе важное заявочное пожелание, предъявляемое к каждому авиационному командиру.

Зная тактику противника, летные характеристики его самолетов, Покрышкин в соответствии с этим и построил боевой строй группы. Пара опытных летчиков была выделена для прикрытия сверху и поднялась на большую высоту.

Пришли в назначенный район. Молодые летчики по радио докладывали командиру о воздушной и наземной обстановке. Этим проверялась их способность новости слежение и справедливо оценивать обстановку.

Над линией фронта мессершмитты, передали с пункта наведения.

Воздушный мордобой был коротким, но результативным. В двух стремительных атаках Покрышкин уничтожил два мессершмитта, и одного уничтожила пара Трофимова.

Этот предметный наука в воздухе целиком удался: командира радовало, что молодые летчики подмечали все детали скоростных атак, правильно оценивали воздушную обстановку, выдерживали близкое местоположение в строю.

Вскоре молодые летчики уже летали ведущими пар, а следом звеньев и сумели достичь успехов в боях. Некоторые из них стали прославленными летчиками. А. Ф. Клубов, сбивший немного десятков самолетов, был удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

Много вражеских самолетов, автомашин, зениток и иной боевой техники уничтожил Покрышкин за годы войны. Но не меньше пользы принес он и своими предложениями об изменении тактики воздушного боя, тем, что обучил многих летчиков-истребителей делать умело, творчески соединяя теорию и практику при подготовке к воздушному бою и в самом бою.

Вспоминается разговорчик Покрышкина с советским писателем Алексеем Толстым. Вот как писал об этом Покрышкин в своей книге Небо войны: Я спросил Толстого, отчего наши литераторы так немного пишут об авиации, о летчиках-фронтовиках.

Это правильно, согласился Алексей Николаевич. Но не пишут они не вследствие того что, что советская авиация не заслужила повестей и романов. Просто наши писатели чуть-чуть ее знают. Взять, к примеру, воздушный махач. Даже внешне он являет собой захватывающую картину. А оттого что это, помимо всего, сгусток храбрости, свобода, мастерство. Это своего рода произведение военного искусства. Надо иметь глубокими знаниями, чтобы явить его динамику, отчетливо, образно выписать все его оттенки. Значит, мне и другим писателям нужно хорошенько исследовать ваше занятие, раньше чем приниматься за перо.

Да, всякий воздушный мордобой это сгусток храбрости, воли, мужества. Кроме того, ибо всякий воздушный мордобой неповторим, любой требует анализа обстановки и новых приемов в действиях летчика-истребителя. Любое упущение, всякий просчет тут недопустимы.

12 апреля 1943 года над Кубанью, патрулируя на здоровенный высоте, гвардии капитан Покрышкин увидел две пары мессершмиттов. Они находились выше его. Излюбленная тактика фашистских истребителей: вдруг, в спину причинить внезапный потрясение и вновь спрятаться. Но Покрышкин упредил фашистов. Резко, так что перегрузка сдавила туловище, взметнул он свой истребитель вверх. Набрав высоту, перевалил его и с пикирования устремился в атаку. Меткая очередность и единственный мессер пошел к земле.

Еще в миг набора высоты Покрышкин заметил, что пару наших истребителей штурмует четверка мессершмиттов. Поэтому он не стал штурмовать ведомого сбитого им фашиста, а устремился на содействие товарищам. Сверху ударил снарядами по одному, проскочил вниз, грубо развернул авиалайнер и пошел в лобовую на третий вражеский истребитель. Вспыхнув, стал разваливаться в воздухе третий авиалайнер, сбитый им в этом бою.

Все в этой воздушной схватке решили секунды. Три атаки и каждая своеобразна. Сверху, снизу, лобовая штурмовая вылазка все было. И в каждом положении нужно было сыскивать и молниеносно претворять в действо близкое заключение. К знаниям, опыту, тренировкам нужно было прибавлять то, что в доли секунды воздушного боя заставляло чуть-чуть изменить маневр или прием, вписать что-то новое, рожденное порой только что мелькнувшей, как вспышка, мыслью. Это умение молниеносно обновлять известное, заблаговременно подготовленное и продуманное не раз помогало Покрышкину в бою.

С первых дней войны Покрышкин не оборонялся, а наступал. И наступал не очертя голову, а продуманно, с холодной ясностью мысли, не позволяя ненависти к врагу туманить ум. Он не боялся остаться единственный на единственный с любым количеством вражеских истребителей, искал боя, навязывал его и воевал храбро, вдохновенно.

Многие летчики-истребители прославились в воздушных боях на Кубани весной 1943 года. Не сходила тогда со страниц фронтовых и центральных газет и фамилия Покрышкина. Вместе со своими товарищами он наводил жуть на вражеских летчиков. Одно его явление в воздухе вызывало панику посреди них. Больше 30 сбитых самолетов было уже на его счету.

...60 фашистских бомбардировщиков под прикрытием истребителей устремились на бомбежку позиций наших войск. Навстречу

и поднялись наши истребители. Не успела вражеская армада перелететь линию фронта, как появились наши самолеты.

Покрышкин в два счета оценил обстановку. Команда и немного истребителей навязывают мордобой мессершмиттам, отвлекая их от сопровождаемых бомбардировщиков. А четверка, ведомая Покрышкиным, в это время штурмует бомбардировщиков.

Атака! С боевого разворота Покрышкин дает короткую, но точную, как потрясение кинжалом, очередность. Вспыхнул, окутался дымом, падает на землю бомбардировщик. Затем был сбит второй, третий, четвертый...

Строй вражеской группы давнехонько нарушен. Сбрасывая бомбы куда попало, чтобы только облегчить самолеты, бомбардировщики сворачивают с курса, разворачиваются и идут вспять. Но появляется ещё группа вражеских самолетов. И заново Покрышкин командует, штурмует. Он сшиб ещё два бомбардировщика, сам же остался невредим.

В боях на Кубани проявилось не только летное мастерство Покрышкина. Он показал себя умелым организатором и командиром. Многие тактические приемы, осуществляемые им в воздушных боях, были приняты на вооружение в авиационных частях как стандарт творческого подхода, умения совместить воедино теорию с практикой. Таким тактическим приемом оказался, к примеру, свежий боевой строй истребителей эшелонирование групп по высоте.

В апреле 1943 года, во время боев за полуостров Мысхако, в районе станиц Троицкая, Мингрельская и хутора Ольгинского, восьмерка наших истребителей прикрывала наземные войска от ударов с воздуха. Боевой строй состоял из двух четверок, эшелонированных по высоте. Ведущим нижней был Покрышкин. Ее и атаковала шестерка истребителей противника.

Советские летчики не свернули. Самолеты одним духом сближались. Тут-то и оправдался свежеиспеченный боевой строй. Атакуйте сверху! скомандовал Покрышкин. Не выдержав атаки с двух направлений, вражеские истребители с резким снижением вышли из боя.

Еще четыре вражеских истребителя вынырнули из-за облаков и устремились за группой Покрышкина. Однако советские летчики были спокойны они знали, что сзади и выше их находятся товарищи, которые придут на содействие. И четверка Покрышкина продолжала преследовать первую группу вражеских самолетов шестерку. Подойдя на дистанцию действенного огня, Александр Покрышкин и Григорий Речкалов сшибли по одному самолету.

В это время находящиеся во второй группе советские истребители штурмовали мессеров, пытавшихся ликвидировать самолеты четверки Покрышкина, и сшибли ещё два самолета. Остальные мессершмитты поспешили оставить поле боя. А наши самолеты продолжали патрулирование, заняв давний боевой строй.

Прошло немного минут. Покрышкин увидел на горизонте воздушный махач четыре наших истребителя отбивались от восьмерки мессершмиттов, и он повел группу в атаку.

С первой очереди Покрышкин сшиб вражеский истребитель. Воспользовавшись замешательством противника, он опять пошел в атаку. Вместе с А. И. Трудом они сшибли ещё по одному самолету.

За единственный вылет два воздушных боя. Сбито семь вражеских истребителей и единственный поврежден.

Успех не был случайным. Новый боевой строй, четкое взаимодействие, хорошая подготовка летчиков, умелое руководство группой все это и обеспечило победу.

Каждый период боевого пути летчика-истребителя, авиационного командира по-своему раскрывает его летный нрав, показывает подъем его мастерства, боевой зрелости. Начав боевую работу в первостепеннный день войны над пограничной рекой Прут, под Кишиневом, он сражался с врагом в основополагающий же год войны в небе над Днепром, следом водил эскадрилью под Ростовом, на Северном Кавказе. В отрезок времени ожесточенных воздушных боев весной 1943 года на Кубани командовал полком. В тот самый отрезок времени А. И. Покрышкин удостоился первой Золотой Звезды Героя. Над рекой Молочная гвардейцы полка, ведомые Покрышкиным, уничтожили десятки вражеских бомбардировщиков, довели до совершенства алгоритм свободной охоты. Здесь они поздравили своего командира со второй Звездой Героя.

В начале 1944 года А. И. Покрышкин стал во главе авиационной дивизии и в воздушных боях над Прутом, Яссами, во Львовской операции, на Сандомирском плацдарме раскрыл свои незаурядные способности авиационного командира. На полевой аэровокзал на берегу Вислы 19 августа 1944 года пришла весть о том, что в нашей стране первым в созвездии кавалеров Золотой Звезды стал трижды Героем Советского Союза офицер А. И. Покрышкин. Свой боевой стезя он продолжил затем этого события от Вислы к Одеру и дальше к Берлину, совершив финальный боевой вылет над Прагой. Формуляры эскадрилий, полка и дивизии, которыми командовал А. И. Покрышкин, свидетельствуют, что его ученики и воспитанники в годы Великой Отечественной войны сражались с врагом мужественно и отважно. 30 летчиков стали кавалерами Золотой Звезды, а трое дважды Героями Советского Союза.

Командир-новатор, летчик-экспериментатор, первооткрыватель новых приемов воздушного боя таким знали Покрышкина в годы войны не только его однополчане, но и летчики, бившиеся с врагом на других фронтах. На всем протяжении огромного советско-германского фронта тактические приемы, разработанные Покрышкиным, находили последователей, внедрялись в боевую практику.

Формула победы в воздушном бою высота прыть маневр огонь была сформулирована не безотложно. Четыре составляющих победы вырисовывались понемногу, по мере накопления опыта и теоретической учебы. Она, эта формула, давала летчику-истребителю ключ к тому, чтобы в воздухе быть хозяином, последовательно раскрывая перед ним секреты поражения воздушного противника.

В близкое время воздушный мордобой строился только в горизонтальной плоскости и проходил на виражах. Появились новые самолеты, двигатели, увеличились горизонтальные и вертикальные скорости, и летчики полезли на высоту. Эту тенденцию отметили передовые воздушные бойцы, такие, как Покрышкин. Запас высоты был поставлен первой составляющей в формулу победы.

Теорией, расчетами из области аэродинамики было доказано, что припас высоты дает летчику в потенции резерв скорости. А прыть второе обстоятельство победы. Кто быстрее займет выгодную позицию для атаки, на большей скорости войдет в нее, догонит противника, тот будет иметь в распоряжении в своих руках несравненное превосходство.

Но для выхода в выгодную позицию атакующему требуется сделать в аккурат рассчитанный, безошибочный маневр, вычертить в воздухе невидимую траекторию, которая должна вывести его в точку открытия огня. Ошибка в маневре смерти подобна. Значит, маневр третья составляющая формулы победы.

Однако не возбраняется иметь в распоряжении и припас высоты по отношению к противнику, разрешается направить ее в прыть, следом вылезти в точку открытия огня и в итоге промазать. Или стукнуть по броневым плитам, по малоуязвимым местам. Враг выживет, если ему не причинить смертельного, разящего огневого удара. Огонь венчает атаку так говорили фронтовики. И Покрышкин поставил эту величину последней, завершающей формулу победы.

Так родилась формула. Но она могла быть мертвой, нежизненной, умозрительной. Авиационный начальник А. И. Покрышкин непрерывно сам учился и учил своих подчиненных искусству победы. Он чертил схемы, делал расчеты, применял формулы, законы аэродинамики дозвуковых скоростей. Летчикам был обширно известен его известный альбом типовых атак. Его землянку называли воздушной академией.

Он считал, что не разрешено давать бойца в воздух, если тот не овладел всеми элементами победы резво набирать высоту, новости мордобой на вертикалях, гибко маневрировать и метко палить. Учебный ход молодых, да и видавших виды летчиков был подчинен отработке навыков в пределах внятно выраженной формулы воздушного боя.

...Вот уже три десятилетия минуло вслед за тем войны. Маршал авиации Александр Иванович Покрышкин, первым из советских воинов ставший трижды Героем Советского Союза, продолжает служить Родине, возглавляя Добровольное среда содействия армии, авиации и флоту.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Родимцев Aleksandr Rodimcev

В годы Великой Отечественной войны А. И. Родимцев командовал 13-й гвардейской ордена Ленина стрелковой дивизией, которая входила в состав 62-й..
читать далее

Александр Салов Aleksandr Salov

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина.
читать далее

Александр Семенов Aleksandr Semenov

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Кутузова 2-й степени, Богдана..
читать далее

Александр Сенаторов Aleksandr Senatorov

Александр Сенаторов - Герой Советского Союза, советский лётчик и военачальник. Родился 8 октября 1912 года.Летом 1942 года Александр Сенаторов..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий