Известные люди
»Александр Родченко
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 5.12.1891 - 3.12
Александр Родченко - советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Родился 5 декабря 1891 года.Александр Родченко является одним из зачинателей рекламы в СССР и фотомонтажа.
РОДЧЕНКО Александр Михайлович (23 ноября 1891, Петербург - 3 декабря 1956, Москва), русский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства - дизайна.
Живописец и графикРодченко учился в Казанской художественной школе (1911-1914) у Н. И. Фешина, потом поступил в Строгановское училище в Москве. К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, К. С. Малевич, Л. С. Попова и другими. С 1916 началась совместная существование Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней. В 1916 художник был призван в армию, работал в санитарном поезде. Начиная с выставки "Магазин", организованной в 1916 Татлиным, экспонировал свои работы на многих выставках. В 1917 единственный из организаторов профессионального союза художников-живописцев, где был избран секретарем "младой федерации". Вместе с Г. Б. Якуловым, Татлиным и другими работал над оформлением кафе "Питтореск" в Москве (1917). С 1918 по 1921 служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии.
В конце 1919 вступил в среда "Живскульптарх" (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920-30 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 факультеты были объединены в единственный - Дерметфак). С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. В 1930 был одним из организаторов фотогруппы "Октябрь".
Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 - графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича, но крайне быстро он уяснил свою индивидуальность, указавшую ему тракт, диаметрально обратный метафизической абстрагированности супрематизма.
Период конструктивизмаВ 1918-21 художником были сделаны серии объемных конструкций, основанные на принципе использования стандартных элементов; на второй экспозиции Обмоху (Общества молодых художников, 1921) была представлена серия из беспрепятственно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных приятель в друга плоскостей различной конфигурации (это были сборно-разборные вещи, нетрудно поддающиеся демонтажу и складированию). В первые послереволюционные годы были осуществлены ещё серии картин и рисунков, развивавших аналитические идеи Родченко о взаимоотношениях цвета, линии и конструкции (циклы "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", "Линии", "Линизм", цикл рисунков "Композиция и конструкция"). Выставленные в 1921 на групповой экспозиции "5 х 5" картины Родченко из серии "Гладкие доски" - "Чистый кумачный цвет", "Чистый желтый цвет" и "Чистый синий цвет" - ознаменовали финал для художника станковой живописи и начало конструктивизма. Конечной целью графических и живописных опытов Родченко был переход к конструированию реальных вещей: создание новых предметов превратилось для него в самую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были посреди родоначальников конструктивизма, откристаллизовавшегося в самостоятельное ориентация в русском авангарде. Еще в 1919 Родченко представил на конкурс три варианта киоска, где стремился выявить художественные возможности новой функционально-конструктивной основы сооружения (в частности, он одним из первых увидел в оголенном каркасе новаторскую архитектурную форму); следом был черед проектов Дома Советов (1920), общественного здания принципиально нового типа.
Производственное и агитационное искусствоС начала 1920-х гг. чуткость мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко начал к работе в полиграфии; вкупе со Степановой он сформировал свежий манера, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а кроме того для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др.; с 1923 был оформителем журнала "ЛЕФ", в 1927-28 - "Нового ЛЕФ'а"; в 1933-41 работал совместно со Степановой над оформлением журнала "СССР на стройке".
Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко - шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского "Про это" (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т. д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х гг.
Вскоре доминирующее местоположение в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало явление терминов "будущность Родченко" и "ложная будущность Родченко".
В 1925 Родченко участвовал в Международной экспозиции декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (план оборудования Рабочего клуба).
Первый навык сценографии относится к 1920, когда художник спроектировал оформление пьесы А. М. Гана "Мы" (постановка не осуществлена); в 1928-32 реализовал эскизы театральных декораций и костюмов для московских театров, в том числе для постановки пьесы Маяковского "Клоп" в театре им. Вс. Мейерхольда (1929).
Возвращение к живописи, фотографииВ 1930-е гг., вслед за тем декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и способа, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951; восстановлен в 1954). В середине 1930-х гг. возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х гг. и на протяжении 1940-х гг. создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий ("10 лет Узбекистана", 1934; "Первая Конная", 1935-37; "Красная Армия", 1938; "Советская авиация", 1939, и др.).
Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован совместно с семьей в городе Очер, далее в Пермь; возвратился в Москву в 1942, работал над проектом художественного оформления экспозиций. В 1943-45 был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х гг. проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-56 создал эскизы оформления поэмы Маяковского "Хорошо!" совместно со Степановой.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр Бенуа Aleksandr Benua
Александр Бенуа - выдающийся русский художник, критик и историк искусства. Родился 3 марта 1870 года.Александр Бенуа известен по таким произведениям..
читать далее →
Александр Бурганов Aleksandr Burganov
Диапазон творчества А.Н. Бурганова широк от скульптурного портрета до многофигурных станковых композиций, памятников и монументов. Однако все его..
читать далее →
Александр Головин Aleksandr Golovin
Александр Головин - известный русский артист, художник и сценограф. Родился 1 марта 1863 года.Александр Головин создавал колоритные пейзажи и..
читать далее →
Александр Иванов Aleksandr Ivanov
Дочь Апраксиных Мария пленила сердце старого уже художника, и он позволил себе "забыться". Безродный бедняк и вечный пенсионер возомнил, что юная..
читать далее →