Известные люди

»

Александр Флярковский

Александр Флярковский Aleksandr Fliarkovskiy Карьера: Музыкант
Рождение: Россия, 6.7.1931
Широкую популярность завоевали песни и романсы А. Флярковского. Это - любимый жанр композитора, к которому он обращается на протяжении всего творческого пути (более 300 песен). В его песнях есть та сердечность и искренность, на которую всегда отзываются люди.

Родился 6 июля 1931 года в Ленинграде. Отец - Флярковский Георгий Эдуардович (1904-1981), рабочий; в звании сержанта участвовал в Великой Отечественной войне, был минером, получил тяжелое ранение; потом войны работал настройщиком на фабрике музыкальных инструментов. Мать - Флярковская Антонина Михайловна (1911-1945). Супруга - Флярковская (Копылова) Лариса Матвеевна (1931-1992), музыковед. Дочери: Котова Елена Александровна (1955 г. рожд.), переводчик; Левкина Ольга Александровна (1967 г. рожд.), театровед.

К музыке Александра приобщил папа, тот, что все свободное от работы время отдавал игре на баяне. В 1937 году, решив целиком посвятить себя любимому делу, Георгий Эдуардович оставил токарное занятие и поступил на работу в областную филармонию, хоть отбавляй ездил с концертными бригадами по области. Его часто приглашали на семейные торжества, свадьбы. Александр ходил вкупе с ним. Обладая абсолютным слухом и музыкальной памятью, он напевал песни и оперные арии, услышанные по радио, песни из кинофильмов. Музыка все больше завладевала им.

В ноябре 1939 года Александр поступил в детскую хоровую школу при Ленинградской академической капелле имени М.И. Глинки, художественным руководителем и главным дирижером которой был Александр Васильевич Свешников. С началом Великой Отечественной войны школу эвакуировали в село Арбаж Кировской области.

В 1944 году, вернувшись из эвакуации, Флярковский продолжил музыкальное образование в Московском государственном хоровом училище, созданном А.В. Свешниковым на базе Ленинградской хоровой школы. А.В. Свешников привлек к работе в училище талантливых педагогов и замечательных музыкантов Н.И. Демьянова, А.А. Сергеева, Т.В. Оболадзе, К.М. Щедрина, В.В. Соколова, В.А. Зиринга, Г.М. Динора, в классе у которого занимался Флярковский, С.С. Благообразова, К.Б. Птицу, С.К. Казанского и многих других. Важную образ в профессиональном становлении композитора сыграли встречи с выдающими музыкантами-исполнителями А.Ф. Гедике, А.Б. Гольденвейзером, К.Н. Игумновым, С.Т. Рихтером, Я.В. Флиером, Э.Г. Гилельсом.

В училище Флярковский в первый раз начал заниматься композицией. К 30-летию ВЛКСМ он написал песню "Появился в отряде мальчишка" на вирши Е. Долматовского, которая прозвучала в концерте в Большом театре. Первый композиторский фарт вселил уверенность в свои силы и стремление писать ещё и ещё - появились пьесы для фортепиано, скрипки, хоровые произведения, вокальные миниатюры на вирши Фета, Плещеева, Тютчева. С 1947 года Флярковский также с учебой работал концертмейстером в Доме пионеров.

В 1949 году он поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс Народного артиста СССР профессора Ю.А. Шапорина. Человек энциклопедической образованности, активный, любопытный участник беседы, друживший с А. Блоком, М. Горьким, А. Толстым, композитор, создавший строй произведений непреходящей художественной ценности, Юрий Александрович Шапорин на долгие годы стал его добрым наставником, советчиком и старшим другом. Ю.А. Шапорин обращал чуткость своих учеников некогда всего на внутреннее содержание сочиняемого, на его художественный и экспансивный образ. Руководителем Флярковского по инструментовке был Ю.А. Фортунатов - дядя, фанатически преданный музыке, композитор, превосходный знаток оркестровых стилей.

В годы учебы в консерватории Флярковский пишет фортепианные вариации, вокальный цикл на вирши крестьянского поэта Спиридона Дрожжина, фортепианную сонатину в трех частях, марш для духового оркестра "Слава Родине", хоры на вирши В. Берестова, М. Исаковского, П. Комарова, В. Котова, песню "Марш стальных путей" на вирши Н. Коченова и другие. Первым изданным его произведением стали полифонические обработки 13 народных песен Римского-Корсакова и Лядова, сделанные им в 1950 году совместно со своим однокурсником, а в будущем - знаменитым композитором Родионом Щедриным.

Дипломная служба Флярковского объединила произведения разных жанров: концерт для скрипки с оркестром, кантату "Москва" на вирши М.Ю. Лермонтова и цикл фортепианных прелюдий, за которые он был удостоен Почетного диплома на V Всемирном фестивале молодежи и студентов в Варшаве.

В 1950-е годы одной из центральных тем в творчестве композитора становятся дела и подвиги молодежи. В 1956 году он пишет музыку к спектаклю Московского драматического театра имени А.С. Пушкина "Двадцать лет спустя" М. Светлова - поэтичному, романтическому произведению о жизни первых комсомольцев. Теме молодежи посвящены симфоническая поэма "Юность", музыкально-литературный монолог "Ровеснику". В большинстве "молодежных" сочинений Флярковского нашли отображение впечатления, полученные им во время поездок по стране. Так, симфоническая поэма "Юность" написана вслед за тем того, как он побывал в 1955 году на целинных землях Алтая.

Еще в студенческие годы Флярковским написано навалом хоров, в том числе и хоровой коллектив "Молодость" на слова сказительницы М. Голубковой, получивший первую премию на консерваторском конкурсе в 1951 году. Композитор написал навалом "молодежных" песен - на вирши Н. Коченова, Ю. Полухина, В. Семернина, Л. Дербенева, М. Сергеева и других поэтов. Но большинство из них написаны в содружестве с поэтом Робертом Рождественским. После первой совместной работы - песни "Твое окно" (премия конкурса на лучшую песню о Москве, 1955), появились "Мальчишка семнадцати лет", "Что тебе нужно для счастья", "цикловые" песенные работы "Дрейфующий проспект", "Ровеснику", "Здравствуй, любовь". Широкую популярность получили песни из этих циклов, такие как "Стань таким" или "Плакат" ("Мы судьбою не заласканы..."). Совместно с Р. Рождественским написаны песни к драматическим радиопостановкам - "Море" к "Танкеру "Дербент"", "Осенью пришла ко мне весна" к "Обгоняющей ветер", документальному фильму С. Герасимова "Говорит Спутник" (1959) и т. д.

Теме молодежи посвящены первая симфония Флярковского - "Ровеснику" (1962) и его первая опера "Дороги дальние" о вчерашних одноклассниках, которые решили сообща инициировать трудовую биографию - поехать на далекую стройку в Сибирь, проложить там "дорогу к океану". В ноябре 1963 года опера прозвучала начальный раз в эфире, а в январе 1964 года состоялось ее концертное претворение в жизнь в Колонном зале, после этого - премьера в Воронежском оперном театре.

Тема юности в творчестве Флярковского неотделима от темы Родины, патриотизма. Образ Родины находит воплощение и в картинах близкий природы, и в событиях революционного прошлого, и в рассказах о беззаветном мужестве людей в годы войны и в труде.

В 1955 году Флярковский создал хоровую сюиту "1905 год" в семи частях, основанную на темах революционных песен (вирши И. Воинова, Д. Бедного, А. Белозерова, А. Гмырева, Я. Бердникова) и явившуюся своеобразным этюдом к его оратории "Колодники" на слова Н. Коченова (для солиста-баса, смешанного хора и симфонического оркестра).

В дальнейшем своем творчестве событиям Октябрьской революции, Гражданской и Великой Отечественной войн композитор посвятил целую серию крупных хоровых произведений. Это - оратории "Бессмертие" на вирши М. Сергеева (1970), "На гражданской на войне" на вирши А. Прокофьева (1976), "Александр Матросов" на вирши Е. Евтушенко (1978), вокально-симфоническая поэма "Вечный огонь" на слова Э. Асадова (1984), кантата "За Лениным" (1970) на вирши В. Татаринова, С. Наровчатова и Я. Смелякова, хоровая поэма "Клятва" на вирши Р. Гамзатова (1970), "Баллада о Сталинградской земле" на вирши В. Урина (1957), боевой реквием "Песни остаются" на вирши советских поэтов (1985), концерт-триада "Ad Memorium" на вирши В. Семернина (2000) и другие. Победе 1945 года посвящена оратория "И мир глядел на нас" (1981), жертвам фашизма - хоровая пьеса "Хатынские звоны" на вирши Ю. Полухина (1969), цикл хоров "Ленинградская тетрадь" на вирши поэтов-блокадников (1975), кантата "В осаде" (слова Н. Крандиевской-Толстой, 1988).

Теме Родины посвящены сюита для хора "Времена года" на вирши советских поэтов (1955), состоящая из четырех лирических музыкальных пейзажей; вокальный цикл "Тебе, о Родина" на вирши С. Есенина (первая премия и золотая медаль на Международном конкурсе молодых композиторов в Вене в преддверии VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов); хоры "Просторы раздольные" (слова А. Досталя, 1958), "Ода Москве" (слова Л. Дербенева, 1974), циклы хоров "Природа" (2000) и "Настроения" (2002) на вирши Ф. Тютчева для женского хора и многие другие произведения. К истории России А. Флярковский обращается ораторией "Песни Куликова поля" (1982).

Среди других крупных хоровых произведений композитора - цикл хоров "Все продолжается" на вирши И. Машбаша (1985), сатирическая кантата "За 100 лет до наших бед" (1991) на вирши поэтов XIX века, вокальные циклы "Верую" на вирши В. Лазарева (1996), "Художник" на вирши В. Соколова (1995) и др. На пороге нового тысячелетия композитором создан цикл хоров на слова В. Семернина - "Молитва" (1998), "Колокольные звоны" (1996), "Гимн Ипполитовки" (1999), "Ура Уралу!" (2000), "8 песен о Садке" (2000), "Живи, Белоруссия" (2001). С большим успехом шли на многих сценах страны и за рубежом оперетты композитора "Будет завтра" (1970), "Все о Еве" (1972), "Была ли Ева" (1972), "Золотой человек" (1975), "Анонимное письмо" (1976), "Триумфальная арка" (1977), "Яблочная леди" (1978), "Есть мушкетеры, есть" (1980).

Опора на традиции русской классики, заинтересованность к фольклору - отличительная черта творчества Флярковского. Еще будучи студентом Московской консерватории, он ездил с фольклорной экспедицией в Брянскую область и записал там возле 100 народных песен, позднее собирал и записывал народные песни на Алтае и в других регионах. В 1956 году он сделал 10 обработок белорусских народных песен, записанных и переданных ему художественным руководителем Белорусского государственного народного хора Г.Р. Ширмой. Эти песни легли в основу лирической кантаты "Белорусские песни" для хора и симфонического оркестра (1957).

Флярковскому принадлежат бессчетные обработки для хора народных песен и романсов. Среди них "Уж вы, мои ветры", "Уж как пал туман", "Посажу ли я калинушку", "За дорогой у колодца", "Калитка", "Эх, поля, да вы поля", "Вечерний звон", "Калинка", "Ах, Настасья", "Ах ты, ноченька", "Утро туманное", "Улица-улица" и другие. В 1970 году к Всемирной книжной ярмарке в Канаде Флярковским был подготовлен сборник "100 русских народных песен", в 1971-73 годах - сборник "25 революционных песен". В 1950-е годы композитор переложил для хора больше 10 произведений португальского композитора Фернандо Лопес Граса.

Впечатления от многочисленных зарубежных творческих поездок композитора легли в основу его произведений, таких как поэма-кантата "Песни, вырвавшиеся из ада" на вирши африканских поэтов (1967), баллада "Великое кочевье" на вирши монгольского поэта Л. Тудэва, торжественная кантата "К 100-летию Г. Димитрова" (слова И. Генова, 1982), поэма "Героям Шипки" (слова А. Прокофьева, 1980) и другие.

Трагические события в Армении 1988 года нашли активный отклик в душе композитора - появилась хоровая поэма-триптих "Армения, Спитак, 1988 год, декабрь", которая была впервой исполнена в Москве в 1990 году.

А. Флярковский плодотворно работает в инструментальных жанрах. В списке его сочинений - три симфонии, концерты для различных инструментов (скрипки, саксофона, валторны, трубы) с оркестром, симфонические поэмы "15 минут до старта" (1960, первая премия на Международном конкурсе ОИРТ), "Ярмарка" (1965), "Урилдаан" (1971), "Апрельцы" (1976), "Былина" (1998), увертюра "Эрнст Буш" (1970). Среди его фортепианных произведений - поэмы "Незабытые страницы" (1975), "Болгарские хороводы" (1984), "Четыре времени года" (2001), сонатины (1955-75), соната (1980-82), цикл "24 прелюдии и фуги" (1982-90), пьесы.

Практической школой драматургического искусства для композитора стала служба в кино, которая, по его словам, подсказала ему и некоторые средства музыкального высказывания. Ему довелось вкалывать в художественном, документальном, научно-популярном, телевизионном и мультипликационном кинематографе. Флярковским написана музыка больше чем к 60 фильмам, посреди них художественные картины "Девичья весна", "Взрослые дети", "Зеленый огонек", "Это случилось в милиции", "Розыгрыш", "Еще раз про любовь", "Русское поле", "Белый снег России", "Путь в "Сатурн", "Конец "Сатурна", "Бой затем Победы", "Лекарство супротив страха"; документальные фильмы "Говорит "Спутник", "Выше только небо", "Возьмите нас с собой, туристы"; телефильмы "Шахтеры", "Твои ордена, комсомол". Александр Флярковский - автор музыки к радиопостановкам Танкер "Дербент" по повести Л. Крымова, "Обгоняющая ветер" по повести К. Кудиевского, "Океан", "Клим Самгин" и другим.

Композитор полно работает в жанре детской музыки. Это оперы "Отважный трубач" (1985), "Время чахнуть снегам" (1988), "Снежная королева" (2001), оратория "Счастливое светило над нами" (1978), кантаты "Солнечный прибой" (1982), "Все для всех" (1983), "Страна Пионерия" (1984), цикл хоров "Земля родная" (1971), пьесы для начинающих пианистов "С днем рождения, Сашенька" (1999). А. Флярковский - автор музыки к мультфильмам "Ветер", "Песенка мышонка", "Будьте добры", "Золотые колосья" и другим.

Широкую популярность завоевали песни и романсы А. Флярковского. Это - обожаемый жанр композитора, к которому он обращается на протяжении всего творческого пути (больше 300 песен). В его песнях есть та сердечность и искренность, на которую постоянно отзываются люди. "Стань таким", "Сентябрьская мелодия", "Кеды", "О любви", "Радуга", "Когда уйдем со школьного двора", "Что же такое "мы"?", "Барыня речка", песни из кинофильма "Русское поле" - "Белая лебедь", "Колдовство", "Ах, мамочка!". Любая из них - это задушевный разговорчик с другом, без дистанции между эстрадой и залом, автором и слушателем. Большинство песен написано на вирши Р. Рождественского, Л. Дербенева, В. Семернина.

А.Г. Флярковский - композитор яркого индивидуального дарования. Его дар устремлен к широкой аудитории. Демократическая направленность проявлялась у него на всех творческих этапах, в работе над произведениями различных жанров. Все его сочинения проникнуты чувством современности, веры в бытие, в светлые нравственные идеалы.

Уже в студенческие годы Флярковский начал свою педагогическую деятельность: в 1950 году А.В. Свешников пригласил его на преподавательскую работу в Московское хоровое училище (нынче - Академия хорового искусства), где он проработал 7 лет: был концертмейстером хора, вел сольфеджио, гармонию, а вслед за тем окончания консерватории два года был заместителем директора училища. Среди его учеников - И. Раевский, В. Кикта, В. Попов, В. Агафонников, А. Киселев, А. Карсакович и другие. В 1991 году Александр Георгиевич открыл класс композиции в Государственном музыкально-педагогическом институте имени М.М. Ипполитова-Иванова, с 1992 года он - профессор кафедры музыковедения.

Напряженную творческую работу Флярковский благополучно сочетает с общественной и государственной деятельностью. В 1973-76 годах он занимал место секретаря правления Союза композиторов РСФСР, в 1976-80 годах - заместителя министра культуры РСФСР, с 1980 по 1990 год был секретарем правления Союза композиторов СССР. С 1985 по 1990 год работал заместителем председателя Советского комитета защиты мира. В 1957-58 годах Флярковский был редактором музыкального издательства "Музгиз".

А.Г. Флярковский - Народный артист России (1985), Заслуженный участник искусств России (1974) и Бурятии (1973), Заслуженный участник культуры Польши (1980). Член Союза композиторов (1955) и Союза кинематографистов (1961), академик Академии кинематографических искусств "Ника" (1990).

Помимо уже упомянутых международных конкурсов композиторов в Варшаве (1955) и Вене (1957), он является лауреатом международных конкурсов в Болгарии (1962, 1-я премия), Югославии (1964) и Чехословакии (1960, 1-я премия), неоднократным лауреатом всесоюзных и республиканских конкурсов (1955-80). Александр Георгиевич удостоен премий имени А.В. Александрова и Д.Д. Шостаковича (2002).

А.Г. Флярковский награжден орденами "Знак Почета" (1971) и Почета (2001), болгарским орденом Кирилла и Мефодия I степени, орденом Культуры Польши, медалью "За укрепление боевого содружества", монгольской медалью Дружбы, юбилейными отечественными и иностранными медалями, нагрудными знаками "За достижения в культуре" и "За трудовую доблесть".

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Александр Хаке Aleksandr Hacke

Немецкий гитарист, бас-гитарист, вокалист, экспериментальный / индустриальный / электронный музыкант. Хаке на протяжении более 25 лет является..
читать далее

Александр Холминов Aleksandr Holminov

А.Н. Холминов удостоен звания Народного артиста СССР, награжден орденами Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" IV..
читать далее

Александр Цфасман Aleksandr Tsafman

Советский джазовый композитор, руководитель нескольких джазовых коллективов, в том числе художественный руководитель джаз-оркестра Всесоюзного радио..
читать далее

Александр Цыганков Aleksandr Tsigankov

А. Цыганковым было издано большое количество авторских сборников, пластинок и компакт-дисков, в его репертуаре множество известных произведений..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий