Известные люди
»Александр Ханжонков
Рождение: Россия, 8.8.1877
Прикованный к инвалидному креслу шестидесятилетний человек листает только что вышедшую из печати книгу "Первые годы русской кинематографии". На титульном листе стоит его имя - А.А. Ханжонков и год издания - 1937. Книга сокращена на треть, изрезана, покорежена. Предисловие к мемуарам местами напоминает донос, местами - прокурорскую речь. На трех страничках текста растоптано дело всей его жизни!
Да, ему мимоходом отдают должное, называют "предпринимателем культурного толка" и тут же "навешивают всех собак"! Боже! Это о его фирме, сделавшей больше всего инсценировок русской классики в дореволюционном кинематографе и ни при каких обстоятельствах не выпускавшей фильмы "парижского жанра" (т.е. порнографические), написано: "Дюжинами фабриковались пошлейшие мелодрамы". Исторические фильмы "Оборона Севастополя", "1812 год" называют шовинистическими. Под большим подозрением его "участие в общественно-политической жизни в 1917 году", а отбытие за рубеж "объясняется не только состоянием здоровья". Но он же, в различие от других кинофабрикантов - Дранкова, Ермольева, Тимана, - вернулся на родину в 1923 году. Его пригласили для работы в акционерном обществе "Русфильм". Сам нарком просвещения Луначарский прислал приветственную телеграмму.
О том, что произошло немного лет через, лучше не припоминать... И все же Александр Алексеевич не жалеет о прожитой жизни. Он помнит, как это было...
Александр Ханжонков - благополучный российский офицер из старого, уважаемого, но обедневшего казачьего рода. Один из его предков встречался с Пушкиным в 1829 году, когда стихотворец путешествовал в Арзрум.
В 1905 году 27-летний Ханжонков забрел в "биограф" - так в ту пору назывались кинотеатры, не думая, не гадая, что идет навстречу своей судьбе. Поезд мчался с экрана прямо на зрителей, нервически вскрикивали дамочки - страху-то было, страху! А вот и гвоздик программы - "Точильщик". Кухарка решила наточить тесак, но ее строгий внешность привел точильщика в таковой страх, что он бросился наутек, сметая все на своем пути... 30-минутный сеанс закончился, начиналась карьера кинопромышленника Ханжонкова. Он занедужил синематографом.
Начального капитала не было, но Александр Алексеевич знал, что, выйдя в отставку, получит реверс - сумму в 5000 рублей, которой обеспечивалась семейство казачьего офицера. Ханжонков находит компаньона, и на первых порах предприятие удачно занимается посреднической деятельностью, закупает фильмы за рубежом для проката в России. Стоимость картины в те времена зависела от ее длины - покупали, как ситчик, метрами. Цена за метр фильма колебалась от 45 до 75 копеек. Но с американской партией картин занятие чуть-чуть не закончилось крахом. Фильмы оказались никудышного качества, а закупленные проекционные киноаппараты скрипели, как обоз телег с несмазанными колесами. Казалось, "лукавый" нашептывал Ханжонкову: да брось ты это все к чертовой матери! Искушение было велико, но Александр Алексеевич не сдавался - влез в долги, обзавелся новыми компаньонами и вновь ринулся в мордобой!
ВСЕ БЫЛО ВНОВЕ, все нужно было изобретать, пытаться, давать маху... Ханжонков более того попытался изменить черно-белую судьбу синематографа. Наняв миниатюристку Строгановского училища, он попросил ее раскрасить сцену боя петухов прямо на пленке. Увы, колеровка растекалась, рисунок, потеряв контуры, превращался в цветную кляксу... Но, несмотря на неудачи, лаборатория расширялась, русские надписи в кадре уже не съезжали за рамку, не обращались в лохмотья.
И вот наступил миг, когда Ханжонков решился снимать собственные фильмы.
ПОД МОСКВОЙ РАСКИНУЛ шатры табор цыган. Это навело Ханжонкова на идея снять сюжетный кино "Драма в таборе подмосковных цыган". В сценарии было все, что нужно: роковая влюбленность, слабость к азартным играм, кровавая месть и цыганские пляски. Но что значит действовать с непрофессионалами! Никогда не знаешь, чего от них дожидаться... Едва заработала камера, цыганская пара "окоченела", косясь, аки на змея огнедышащего, на киноаппарат. До плясок занятие не дошло...
В 1908 году на службу в фирму Ханжонкова переходит сценарист и режиссер Василий Михайлович Гончаров, персона примечательная. Представьте себе, ж-д служащий в 44 года подхватывает вирус кинематографической лихорадки и, ломая свою полностью благополучную бытие, отправляется в Москву, а следом в Париж, чтобы постичь тайны кинопроизводства. "Первый российский режиссер исторических картин для синематографов", - "скромно" отрекомендовался Гончаров Ханжонкову. Но то, что увидел Александр Алексеевич на съемках картины "Русская свадьба в XVII столетии", привело его в страх. Замечательные театральные актеры превратились в задерганных марионеток. Режиссер с секундомером в руках поставил "боярских родителей" в одном конце сцены, новобрачных - в другом. По зычному рыку Гончарова: "Благословляйтесь!" - "молодые" рванули к "родителям", пали им в ноги и как ошпаренные кинулись назад в свой уголок. Ханжонкову пришлось пояснять разобиженному "классику" и актерам, что их движения на экране должны быть идеально естественными...
ИЗ СЕГОДНЯШНЕГО ДАЛЕКА многие картины дореволюционного кинематографа могут показаться детским лепетом, свой изощренный воззрение видит то шатающуюся картонную декорацию, то грубо намалеванный задник. В фильме "Ермак Тимофеевич - покоритель Сибири" на ногах "убитого" татарина были замечены галоши, на носу у "казака" предательски блеснуло пенсне. Но младенец-кинематограф рос не по дням, а по часам. Уже в 1911 году предприятие Ханжонкова "по высочайшему соизволению" сняла невероятно сложную по тем временам картину "Оборона Севастополя" с натурными батальными сценами, поставленными самим Александром Алексеевичем К Ханжонкову приходят замечательные режиссеры: П. Чардынин и Е. Бауэр, актеры, ставшие легендами кино: Иван Мозжухин и Витольд Полонский. "Звездами" русского синема благодаря участию в фильмах фирмы становятся балерина Вера Каралли и не имеющая актерского образования Вера Холодная. С 1909 по 1912 год Ханжонков выпускает в среднем 8-10 фильмов в год, а в 1913 - двадцать. Среди них не только игровые картины. Фирма начинает снимать, как бы мы в текущий момент сказали, научно-популярные фильмы, которые доходов не приносили, но способствовали делу просвещения: "Электрический телеграф", "Пар", "Глаз". Лента "Пьянство и его последствия" пользовалась небывалым для неигрового фильма успехом. Документальные кадры, запечатлевшие несладко больных детей алкоголиков, чередовались с игровыми сценами. Мозжухин изображал человека, допившегося до белой горячки: из недопитой бутылки выбирался чертик, дразнящий "алкаша". Чертика изобрел и заставил передвигаться недавно поступивший на службу к Ханжонкову Владислав Старевич.
...Из одной газетной публикации Ханжонков узнает, что в городе Вильно какой-то младой чиновник В. Старевич три года кряду берет первые премии за сделанные из рогожи и колосьев костюмы для рождественских маскарадов. Ханжонков тотчас приглашает его в Москву для переговоров. Гениальный самоучка (Старевич был отличным художником, сам выучился фотографии и операторскому искусству) делает у Ханжонкова первостепеннный в мире кино методом объемной мультипликации "Прекрасная Люканида", или "Война рогачей с усачами". Фигурки насекомых были сделаны с таким мастерством, что многие решили, что в фильме снимались живые, каким-то волшебным образом выдрессированные жуки.
ГОДОВАЯ ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ Ханжонкова к началу Первой важный войны превышала 150 000 рублей.
Ханжонков не болтал, а делал Дело. Он ни в жизнь не произносил пламенных речей о благе Отечества, но в одно прекрасное время его "прорвало": "...руководимая мною предприятие... боролась с халтурой и безнравственностью супротив всего этого заграничного привкуса. Я вечно был горд ведущей ролью в стране нашего производства и считал, что делаю большое культурное дело".
1915 год Ханжонков в своих воспоминаниях называет "черным". Внезапно умер старейший режиссер его фирмы В.М. Гончаров. Пока ещё Александр Алексеевич не замечает (или не хочет примечать?) сгустившихся над ним туч. Фирма Ханжонкова процветает, исправно выходит его журнал "Вестник кинематографии", открытый в 1913 году кинотеатр на Триумфальной площади считается самым престижным и посещаемым в Москве. Но... Болезнь ли тому причиной или грубо изменившиеся условия кинорынка следом начала Первой важный войны (иностранные фильмы без малого не поступают в Россию), внезапно Ханжонков становится уязвимым для конкурентов. От него начинают покидать люди, единственный за другим его покидают ведущие режиссеры: Михин, Старевич, Чардынин. За годы совместной работы накопились обиды, но Ханжонков, верный своему правилу невмешательства в творческий ход, не гасил искры разгорающихся конфликтов. Конкуренты Алексея Александровича делали ставки на "звезд", предлагая им баснословные гонорары. А Ханжонков ни в какую не соглашался повысить жалованье ведущим актерам. В итоге Холодная и Полонский уходят в фирму Д. Харитонова, Мозжухин - к И. Ермольеву. Ханжонков перепоручает дела в Москве жене Антонине Николаевне, а сам занимается созданием съемочной базы в Ялте. Вместе с верным Е. Бауэром они собираются снимать свежий кино. Неожиданная кончина режиссера в 1917 году подкосила Ханжонкова. Рушилась не только предприятие, рушилась существование, поломанная революцией и Гражданской войной. Ялта переходит то к красным, то к белым, то к немцам. А упорный Ханжонков снимает фильмы... Антонина Николаевна с детьми чудом добирается до Ялты, и семейство в 1920 году покидает Россию.
...АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ ПРИКРЫВАЕТ ГЛАЗА. Его мучает вопросительный мотив, тот, что он, разумеется, ни разу не произнес вслух: "Нужно ли было рваться вспять на родину?" Общество "Русфильм" без малого тотчас же перестало наличествовать. С 1925 года Ханжонков работает завпроизводством в АО "Пролеткино", но уже посредством год оказывается под судом. Официальная причина - финансовые злоупотребления, но скорее всего это предлог для расправы со старыми "спецами". За недоказанностью вины Ханжонкова освобождают. (По другим сведениям, он все же был осужден, приговорен к 6 месяцам заключения, но амнистирован с лишением избирательного права.) Устроиться на работу Алексею Александровичу не удалось. Кому нужен был инвалид, "лишенец", тот самый "сидячий недобитый тип"? Вместе со своей второй женой (Антонина Николаевна умерла в эмиграции) Верой Дмитриевной Ханжонков вернулся в Ялту. После унизительных прошений его воссоздали в правах и, смилостившись над инвалидом, назначили персональную пенсионную выплату. В 1941 году Ялту оккупировали немцы. Ханжонков дожил до Дня Победы. Но фатум отмерила ему всего пять месяцев. 26 сентября 1945 года в возрасте 68 лет Александр Алексеевич скончался.
Так же читайте биографии известных людей:
Александр МакКуин Aleksandr McQueen
Меньше всего он похож на модельера. Если представить себе этого человека в традиционном "портновском" стиле - с большими ножницами в руке, задумчиво..
читать далее →
Александр Васильев Aleksandr Vasiliev
Недавно в столицу приехал Александр Васильев. Историк моды, коллекционер. Вообще-то он живет в Париже, но сейчас он одержим идеей создания в Москве..
читать далее →
Александр Терехов Aleksandr Terexov
Его дебютная коллекция, представленная на Неделе моды в Москве, а после на Olimpus fashion week в Нью-Йорке, состояла практически из одних платьев...
читать далее →
Александр Баргман Aleksandr Bargman
Для Александра Баргмана нынешний фестиваль Золотая маска был пятым по счету. Трижды он номинировался на Маску за лучшую мужскую роль. На знаменитых..
читать далее →