Известные люди

»

Александра Ефименко

Александра Ефименко Aleksandra Ephimenko Карьера: Историк
Рождение: Россия, 18.4.1848
Среди выдающихся российских и украинских учёных конца XIX начала XX в. одно из самых почётных мест принадлежит Александре Яковлевне Ефименко историку, этнографу, педагогу. Исследовательский талант, глубина исторического анализа, широта диапазона творческих интересов, блестящий стиль изложения материала всё это снискало ей заслуженную славу не только среди учеников, друзей и единомышленников, среди научных критиков и оппонентов, но и среди всей общественной аудитории.

Жизненный стезя Александры Яковлевны Ефименко (урождённой Ставровской) был насыщен встречами с интересными людьми, раздумьями как над историческим прошлым, так и над современными ей событиями.

Родилась она в апреле 1848 г. в суровом Архангельском крае (с. Варзуга, Кольского уезда), в семье мелкого государственного служащего. Жили неприхотливо, если не произнести бедно. С раннего детства Александра познала цену напряжённого труда сначала физического, а после этого и умственного. В 1857 г. она поступает в Архангельскую женскую гимназию, которую оканчивает с отличием в 1863 г. С тех пор начинается её многолетняя педагогическая дело. Обладая пытливым умом, стремясь вручить пояснение явлениям окружающей реальности, для чего существующих книг и учебных пособий очевидно не хватало, юная барышня всё больше углубляется в исследование неопубликованных документов, знакомится с представителями народностей Севера, изучает их быт и обычаи.

Вскоре Александра встретилась с человеком, тот, что стал её мужем, верным другом, единомышленником, учителем. Это был Пётр Саввич Ефименко ссыльный с Украины, в недавнем прошлом бойкий участник Харьковско-Киевского тайного общества, следом студент Московского университета. (Народник по своим идейным воззрениям и этнограф по научным интересам, П.С.Ефименко отличался здоровущий работоспособностью, широтой кругозора, добрым сердцем, умением притянуть к научной работе способных учеников и сориентировать их усилия в определённое русло. Особенно ценны были его библиографические указания и консультации в отрасли этнографии и украинской истории.) В 1870 г. молодые люди обвенчались в холмогорской церкви. Слабое самочувствие Петра Саввича, постоянная слежка полицейских чинов, тяжёлое материальное положение и другие беды и неурядицы преследуют молодую семью, но, несмотря ни на что, Александра Яковлевна немало и настойчиво работает. В Архангельске она изучает архивные материалы, исследует местные наречия, продолжает знакомиться с обычаями народностей Севера. В Архангельских губернских ведомостях, в других газетах и журналах печатаются её статьи, в которых она заявляет о себе как о талантливом учёном, способном не только накапливать архивный материал, но и обобщать, анализировать его, действовать самостоятельные выводы. Появление нового имени не прошло незамеченным в научной и общественной среде. В прессе публикуются первые отклики и рецензии на труды А.Я.Ефименко, где её вклад в разработку истории коренных северных народностей получает высокую оценку.

В течение длительного времени чета Ефименко ходатайствовала перед властями о разрешении уехать в центральные области России. Наконец позволение было получено. В 1873 г. П.С. и А.Я.Ефименко прибыли в Воронеж, где прожили возле года. Продолжая и в этом месте заниматься исследовательской работой, Александра Яковлевна на основе собранного раньше документального материала подготовила и передала в журналы единый строй статей, в которых развивала свои взгляды на историю брачных отношений и семьи. К наиболее значительным её достижениям в то время относится работа Артели в Архангельской губернии, опубликованный в первом выпуске Сборника материалов об артелях России (СПб., 1873). Появление этой работы не было случайностью: аккурат тогда в народнической среде утвердилось точка зрения об артельной организации сельскохозяйственного производства как о главной и определяющей форме перехода к новому строю. Вопреки этому мнению Александра Яковлевна показала,что артели эти в условиях развития капитализма были только орудием для обогащения зажиточных крестьян, и раскрыла причины, обусловившие возникновение этакий формы жизненного уклада и организации производственного процесса в крестьянской среде русского Севера.

Научные работы А.Я.Ефименко, написанные и изданные в 70-е годы, послужили своеобразной прелюдией к фундаментальной монографии Крестьянское землевладение на крайнем Севере, опубликованной в 18821883 гг. в журнале Русская мысль, а потом вошедшей в сборник трудов Александры Яковлевны под названием Исследования народной жизни (М., 1884. Вып. 1). Выходу в свет монографии предшествовала огромная подготовительная служба. Принадлежа к самым крайним поклонникам народа и его общины, писала Ефименко в своей книге, я не убоялась на два года всецело погрузиться в исследование архивных документов, чтобы почерпнуть себе желаемое знание у самих его источников. К своему удивлению, она убедилась, что представления о структуре крестьянского землевладения, господствующие в то время в историографии, далеки от реальностей жизни. В результате анализа новых архивных материалов так называемых верёвных книг А.Я. пришла к выводу: первоосновой древнейшей формы русского землевладения была её долевая организация, и только со временем в зависимости от конкретно-исторических условий возникало общинное и подворно-участковое землевладение. Выводы А.Я.Ефименко вызвали острую полемику в научной сфере (Н.Рожков, М.Покровский поддержали воззрения молодого учёного, В.Сергеевич, М.Владимирский-Буданов, напротив, грубо критиковали их), но все исследователи, независимо от своих взглядов, приподнято оценивали научную сторону монографии.

Новая страничка в жизни и научном творчестве А.Я.Ефименко началась затем переезда её в 1874 г. совместно с мужем на Украину сначала в Чернигов, а вслед за тем, уже в 1879 г., в Харьков. Родина Петра Саввича стала второй родиной и для его жены, пронесшей ощущение любви к украинской земле сквозь всю свою дальнейшую существование.

Переезд семьи Ефименко на Украину совпал по времени с усилением самодержавной реакции и ужесточением национального угнетения украинцев. Известный высочайший указ от 18 мая 1876 г. о запрещении печати на украинском языке неукоснительно проводился в бытие жандармами, цензорами, министерскими чиновниками. Преследовалось всё передовое, инакомыслящее. Такая общественная атмосфера, конечно, не благоприятствовала деятельности А.Я., и тем не менее с первых же дней проживания в Харькове она активно включилась в научную жизнь; в среде местной интеллигенции семейство Ефименко нашла поддержку в трудное для неё время. Петр Саввич и Александра Яковлевна принимали самое деятельное участие в организации краеведческого исторического кружка, в работе историко-филологического общества, организованного при Харьковском университете.

Гостеприимный обитель супругов Ефименко стал местом, где собирались и обсуждали важные научные проблемы и вопросы общественной жизни многие представители харьковской интеллигенции. О радушии хозяев свидетельствуют воспоминания, записки их современников. Конечно же, этими собраниями не ограничивалась сфера активной общественной деятельности Александры Яковлевны. В Харькове она выступала перед большими аудиториями с лекциями о жизни и творчестве Т.Г.Шевченко, И.П.Котляревского, Г.С.Сковороды, как и раньше, оказывала содействие в научном творчестве своему мужу, тот, что активно сотрудничал с рядом харьковских периодических изданий. Показательной реакцией А.Я.Ефименко на политику царизма в национальном вопросе стала её статья По поводу украинофильства, опубликованная в 1881 г. в журнале Неделя. Автор категорично выступила в защиту прогрессивных представителей украинской интеллигенции, так как украинофильство постоянно было протестом жизни супротив излишней государственной регламентации, протестом местной и областной самобытности супротив... обезличивающей централизации (Ефименко А.Я. По поводу украинофилъства // Южная Русь: Очерки, исследования и заметки. СПб., 1905. Т. 2. С. 295). Появление этой статьи вряд ли не возбраняется считывать случайностью. Ещё в начале 1881 г. в журнале Слово была опубликована статья А.Я. Малорусский язык в народной школе, в которой декларировался тезис о необходимости преподавать в украинских школах на родном языке, очистить тот самый обычный, чисто педагогический, вопросительный мотив от той грязи, которою его закидали в последние годы до потери всякого образа и подобия. Вполне без сомнения, что дерзкие мысли А.Я.Ефименко о распространении сферы применения украинского языка, подмога ею украинской интеллигенции вызывали гневную реакцию со стороны шовинистически настроенных издателей, профессоров, министерских чиновников.

Но, несмотря на все нападки и инсинуации недоброжелателей, как раз в 8090-е годы наиболее ослепительно проявился самобытный академический дар А. Я. Ефименко. Своим учителем в исследовании истории Украины Александра Яковлевна постоянно считала Владимира Бонифатьевича Антоновича, отмечая в прекрасном историографическом эссе Литературные силы провинции, что В. Б. Антонович в современной малорусской исторической литературе... своими исследованиями занимает, безусловно, первое местоположение... В исследованиях г. Антоновича всю дорогу сохраняется полное равновесие и гармония между идеей и фактом. Он ни при каких обстоятельствах не даёт вам никакой готовой идеи, не открывает никаких горизонтов, ничего не предпосылает своему исследованию, помимо необходимых исторических сведений... Но голые факты под искусной рукой историка укладываются в таковый ясной перспективе, так логично и стройно, что мысль явления вырисовывается перед вами с самой отчётливой наглядностью. Поэтому, несмотря на видимую сухость изложения, на полное отсутствие со стороны автора стараний заинтересовать читателя, подействовать на его фантазию, ощущение, исследования г. Антоновича читаются шибко без труда и при той рельефности, какая дается искусной группировкой фактов, несмотря на свою сухость, могут делать и на ощущение, и на воображение.

В цитируемом эссе Александра Яковлевна дала оригинальные характеристики и другим украинским историкам: М.А.Максимовичу человеку больших знаний и научной добросовестности, тот, что, и все-таки, нередко не видит леса из-за деревьев своей учёности; П.А.Кулишу, тот, что, напротив, излишне третирует деревья, гоняясь за образом того фантастического леса, тот, что создает ему его настроенная на предвзятый лад выдумка, так что его сочинения, изобилующие новыми фактами, добываемыми им из малоизвестных в России польских источников, и часто поражающие свежей, оригинальной мыслью, теряют посредством чересчур произвольные приёмы автора значительную долю научного значения; Н.И.Костомарову, тот, что больше преследует цели хорошего рассказчика явлений. По-видимому, А.Я.Ефименко сильно изучила труды, творческие приемы и манеру письма этих крупнейших украинских историков XIX в., некогда чем терпеть на суд читателей свои оценки. В контексте замечаний, высказанных в эссе, Александра Яковлевна стремилась выработать личный воззрение на исторический ход на Украине, привнести посильный вклад в разработку нового для неё предмета исследования.

Как всякий уважающий себя учёный, изучение истории Украины А.Я.Ефименко начинает с глубокого изучения источников: она штудирует, делая несчетные выписки, сборники документов Архив Юго-Западной России, Акты Южной и Западной России, Акты Виленской археографической комиссии, Труды этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край. В совокупности с архивными материалами и творческим наследием украинских историков эти публикации стали для А.Я.Ефименко надёжным подспорьем при написании ею статей и крупных обобщающих монографий по истории Украины. В различие от своих предшественников (да и современников), А. Я. Ефименко не ограничивалась узкой тематикой. Диапазон её творческих интересов был необычайно широк и свидетельствовал о больших потенциальных возможностях автора. В течение 8090-х годов в журнале Киевская старина Александра Яковлевна опубликовала большинство своих трудов, благодаря которым заполнились многие яркие и сообща с тем малоисследованные страницы истории украинского народа. Немало научных разработок А. Я. Ефименко было помещено кроме того на страницах журналов Слово, Детское чтение, Неделя, Русская мысль, Вестник Европы и др.

Уже первая служба Из истории борьбы малорусского народа с поляками, посвящённая гайдамацкому движению, свидетельствовала: на научном горизонте Украины появился исследователь, способный по-новому осмыслить тот самый непростой вопросительный мотив. Критический подход к архивным документам и мемуарной литературе дал Ефименко вероятность точно обусловить крестьянство как основную социальную силу гайдаматчины, открыть причины поражений гайдамацких восстаний. Александра Яковлевна подчёркивала в своей статье, что без участия запорожского казачества гайдаматчина не была бы возможна, по крайней мере в той форме больше или менее правильного движения, которая так для неё характерна.

В последующие годы журнал Киевская старина опубликовал следующие работы А.Я.Ефименко:

Копные суды в Левобережной Украине (1888),

Архиерейский подарок (1888),

Два наместника (1889),

Двенадцать пунктов Вельяминова (1889),

Бедствия евреев в Южной Руси XIX века (1889),

Турбаевская катастрофа (1891),

Очерки истории Правобережной Украины (18941895) и строй других.

В зависимости от предмета конкретного исторического исследования автор касалась многих важных проблем общественно-политической жизни украинских земель периода феодализма, анализируя централизаторскую политику царизма на Левобережной и Слободской Украине, раскрывая социальную направленность деятельности судебных органов того времени, освещая положение крепостных крестьян и т. п. Как правило, её выводы славно аргументированы и говорят о глубоком понимании сущности происходивших в то время событий. Просто это занятие об ищущей свободы девке, писала она, к примеру, в статье Архиерейский подарок, но в нём, как солнышко в малой капле воды, отражаются кое-какие характерные черты эпохи. Перед нами представители высшей духовной иерархии, интеллигентные люди своего времени, которые не гнушаются тем не менее дарить и принимать в дар живого человека, беззастенчиво отрывая его от родины, родных, всех привычных условий жизни... Перед нами судебно-административные учреждения того дореформенного типа, тот, что являлся представителем идеи, что не учреждения существуют для общества, а среда для них, для наполнения бесконечно глубоких карманов их служителей.

В восьмом номере журнала Вестник Европы за 1891 г. вышла из печати служба Ефименко Малорусское дворянство и его судьба, разом же привлекшая чуткость широкого круга исследователей. Впервые потом А.М.Лазаревского Александра Яковлевна предприняла попытку открыть в украинской историографии истоки и генезис формирования дворянского сословия. По её мнению, ход перерождения казацкой старшины в дворянство после этого Освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого был не случайным, а закономерным, объективно обусловленным явлением, адекватно отражавшим социально-экономические реалии того времени неутолимую жажду обогащения, захват земельных угодий, перевёрстывание вольных казаков в зависимых крестьян: Насилие, захват, искаженный вариант фактов, вымогательство, взяточничество вот содержание того волшебного котла, в котором перекипала больше удачливая доля казачества, превращаясь в благородное дворянство (Ефименко А. Я. Малорусское дворянство и его фатум // Южная Русь Т. 1. С. 162). Казацкая старшина использовала для достижения своей цели выгодные административные должности, судебные рычаги власти и т. п. Поэтому не вызывает особого удивления тот факт, что, по словам А.Я.Ефименко, начальный ком снега вырос в снежную гору, задавившую все посполитские вольности. Тоненькая ниточка зависимости, первоначально связывавшая пана с посполитым, обратилась в мёртвую петлю.

Александра Яковлевна понимала, что в своих предыдущих трудах она реконструировала только единственный аспект исторического процесса, и вследствие этого стала уделять больше пристальное участливость изучению истории классовой борьбы крестьянско-казацких масс Левобережной Украины. Так появилась уже упоминавшаяся статья Турбаевская катастрофа, посвящённая восстанию крестьян 17891793 гг., вспыхнувшему на Полтавщине супротив помещиков Базилевских. Использовав широкую источниковую базу (Д. И. Багалей не ненароком направлял на тот самый работа как на стандарт блестящего использования архивных материалов), А. Я. Ефименко сумела верно открыть причины, нрав и социальную направленность восстания, определённые противоречия в повстанческом лагере, свидетельствовавшие о новых тенденциях в крестьянской и казацкой среде. Написанный живо и эмоционально, исторический очерк о Турбаях отличался кроме того свежим взглядом на многие другие исторические вопросы.

В середине 90-х годов А. Я. Ефименко продолжает активно трудиться над историей Украины. В 18941895 гг., как мы уже фиксировали, журнал Киевская старина опубликовал её громадный работа Очерки истории Правобережной Украины, где в обобщенной популярной форме изложены главнейшие вехи исторического прошлого одного из крупнейших регионов украинских земель Правобережья. Акт Люблинской унии 1569 г., формирование казацкого сословия, битва народных масс супротив польско-шляхетского угнетения в конце XVII XVIII вв., гайдамацкое движение и другие вопросы всё это нашло отображение в книге. Уже в это время А. Я. Ефименко заявила о себе как о замечательном знатоке истории братств на Украине, народного суда и др. (Ефименко А. Я. Церковные братства в Южной Руси / / Харьковский календарь. 1883; Е е ж е. Копные суды в Левобережной Украине // Киев, старина. 1885. 10; Ее же. Народный суд в Западной Руси // Рус. Мысль. 1893. Кн. 89). Важно выделить и то, что в реконструкции вопроса о функционировании судебных органов автор не ограничилась отечественной документальной базой, а обширно использовала кроме того труды по истории немецкого, польского и чешского права ( Багалій Д.I. Олександра Яковлевна Єфименкова (1848 1918) II Записки історично-філологічного відділу Української Академії наук. К, 1919. Кн. 1. С. 111).

В тот самый же отрезок времени А. Я. Ефименко возвращается к изучению древних форм крестьянского землевладения, но уже на материалах Украины. В 1892 г. она публикует монографию Дворищное землевладение в Южной Руси, в которой на основе разработанной и применённой в своих больше ранних исследованиях методологии показывает, что в XIV XVI вв. на украинских землях крестьянское землевладение формировалось главным образом путем заимки земли (так называемой займанщины). Сопоставляя фактический материал, автор пришла к выводу, что в этой сфере аграрных отношений существовало немало общего с аналогичными процессами, происходившими на Севере России, и, таким образом, разрешается изъясняться о единых тенденциях социально-экономического развития в регионах, существенно отличавшихся приятель от друга.

А. Я. Ефименко обращается ещё к истории украинской культуры. Сквозь призму жизни, деятельности, философских и общественно-политических воззрений таких её выдающихся представителей, как Г.С.Сковорода, И.П.Котляревский, Т.Г.Шевченко и другие, Александра Яковлевна осветила исторические условия, в которых развилось и приобрело широчайший социальный резонанс их творчество, раскрыла главные вехи поступательного культурного процесса на Украине.

Во время пребывания в Харькове Александра Яковлевна не ограничивает свою научную занятие только подготовкой и публикацией книг, статей, заметок, а принимает самое живое участие во всех научных мероприятиях, происходивших в то время в России. Начиная с 1884 г. (когда в Одессе состоялся IV археологический съезд), она проводит активную работу на авторитетных форумах российских историков, археологов, этнографов: готовит доклады, участвует в общенаучных дискуссиях и обсуждениях выступлений своих коллег и т. д. В доме супругов Ефименко, как и некогда, позволительно нередко повстречать известных людей историков, философов, литературоведов. Как вспоминал академик Д.И.Багалей, харьковская бытие семьи Ефименко была крайне обычный, начиная с помещения и кончая мебелью (и ныне припоминаю скрипящий диван в их комнате), одеждой (волчья шубенка П.С.Ефименко). Но эти квартиры, в которых проживали Александра Яковлевна и Петр Саввич, привлекали к себе всех, кто имел блаженство познакомиться с ними. Из близких знакомых А.Я.Ефименко могу освежить память о Борисе Григорьевиче Столпнере, своеобразном еврее-философе, автодидакте, самоуке, что был близок Александре Яковлевне своими философскими взглядами, которыми увлекалась и она. П.С.Ефименко принимал участие в харьковской громаде того времени, в которую входили ранних шестидесятых годов и популярный А.А.Потебня, а в мое время...исследователь старозаимочного землевладения А.Л.Шиманов, Микола Федорович Сумцов, Я.С.Станиславский, я и другие.

Значительным творческим успехом А. Я. Ефименко в предреволюционное время явилось издание в Петербурге сборника трудов в двух томах Южная Русь, в котором были собраны опубликованные раньше 24 авторские работы по самой разнообразной тематике и направленности. Весь гонорар за тот самый сборник автор передала украинцам студентам вузов Москвы и Петербурга.

Однако не одни только творческие удачи сопутствовали Александре Яковлевне на её жизненном пути. Продолжал хворать Петр Саввич. Однако он, не будучи в состоянии трудиться сам, подбирал материалы для трудов Александры Яковлевны, результативно помогая ей. Вскоре фатум нанесла многодетной семье Ефименко ещё единственный удар: позже тяжелой болезни скончались дочери Петра Саввича и Александры Яковлевны Вера и Александра. Трудным оставалось материальное положение, оттого что, по существу, единственным кормильцем семьи была Александра Яковлевна. И тем не менее она продолжала настойчиво и немало работать: изучала историографическое наследие и документы, создавала популярные исторические очерки, которые в течение 19011902 гг. были опубликованы в Москве. Революционные события 19051907 гг. в России А.Я.Ефименко восприняла сочувственно. Как вспоминал Г.Хоткевич, в доме на Чернышевской, где тогда жили Ефименко, зачастую укрывались революционно настроенные молодые люди. Более того, в работе подпольных студенческих кружков активно участвовал меньшой отпрыск П.С. и А.Я.Ефименко Пётр, позже популярный совдеповский археолог, академик АН УССР.

Новый период в биографии супружеской четы Ефименко наступил в 1907 г., затем переезда в Петербург. Прибыв в столицу по приглашению руководства Высших Бестужевских женских курсов для чтения лекций по истории Украины, Александра Яковлевна немедленно же подготовила блистающий лекционный вектор движения, начала к проведению практических занятий. По словам современников, на лекции её собиралась многочисленная аудитория, привлекаемая эмоциональностью и яркостью изложения материала, оригинальностью идей, концепций учёного, логичностью и убедительностью выводов.

В 1908 г. семью Ефименко постигло новое бедствие умер Пётр Саввич... В Петербурге он продолжал тяжко хворать, зачастую впадал в беспамятство, Александре Яковлевне часто приходилось являться на занятия после этого бессонной ночи, при всем при том проводила она их с неизменным блеском. После его ухода из жизни А.Я.Ефименко тяжко переживала невосполнимую утрату, и только в работе находила утешение. С неиссякаемой энергией продолжает она свою преподавательскую занятие, поддерживает тесные контакты со многими слушательницами курсов, выступает инициатором создания на Бестужевских курсах украинского кружка и библиотеки, зачастую организовывает лекции и встречи с интересными людьми. Одновременно она продолжала активную научно-исследовательскую занятие, видя свою главную задачу в подготовке учебника истории для народных училищ и средних учебных заведений (написанный ею учебник в различных вариантах выходил в свет в 19121914 гг.).

Признанием выдающихся заслуг А. Я. Ефименко перед исторической наукой стали присвоение ей в 1910 г. Харьковским университетом (по ходатайству Высших Бестужевских женских курсов) учёной степени доктора истории и избрание на профессорскую пост. В том же году состоялось чествование учёного в связи с 40-летием её научной деятельности. Выступившие на торжествах коллеги, друзья, ученики и последователи фиксировали достижения А. Я. Ефименко в разработке главнейших вопросов исторического прошлого русского и украинского народов, приподнято отзывались о её личных качествах скромности, сдержанности, большом трудолюбии, широте интересов.

На Высших Бестужевских женских курсах А. Я. Ефименко работала ещё немного лет, а в декабре 1917 г. совместно с дочерью Татьяной отправляется на Украину и вскоре поселяется на хуторе Любочка Волчанского уезда, на Харьковшине. Брали своё прожитые годы, самочувствие было подорвано материальными лишениями, при всем при том, несмотря на хворь, Александра Яковлевна продолжает невпроворот и напряжённо вкалывать, сосредоточив внимательность на создании учебника по истории для средних и начальных школ, а ещё популярных очерков для широких слоёв народа. В феврале 1918 г. А. Я. Ефименко направила манускрипт своей новой работы Д. И. Багалею, изложив в сопроводительном письме главные методические принципы, которыми руководствовалась в процессе создания учебника популярность, доступность, сочетание сведений по истории края с историей Украины и страны в целом. Учебные пособия А. Я. Ефименко были опубликованы в Харькове в 1919 г. (Єфименко О. Я. Початковий підручник українсько-московсъкої історії для шкіл народних; Ефименко А. Я. Начальное руководство по украинской и великорусской (русской) истории).

В это же время Александра Яковлевна завязывает интенсивную переписку с редакцией журнала Внешкольное образование, настаивая на необходимости уделять больше внимания изучению истории, причем теснейшим образом увязывать исторический навык с процессами и явлениями, вызванными революционными событиями....Украиноведение в данный миг, указывала она, есть неотложная, острая надобность, подлинный душевный голод украинской жизни. В ряду пунктов программы этого украиноведения украинская история занимает необходимо одно из виднейших мест... Всюду и всеми отдается исключительное чуткость украинской истории. Но нужно проронить правду без сорома казка, что подданные снова народившейся державы безупречно не знают своей истории. Не знают до анекдотического и не только народные массы, а и украинские интеллигенты. Да и как бы оно могло быть по иному. Ведь весь тот самый верхний цивилизованный слой украинской народности приобрёл близкое образование в средней или высшей русской школе. С украинской историей приходилось знакомиться по учебникам русской истории, скрупулезно профильтрованным Учёным комитетом Министерства] Нар [одного] Пр [освещения]. В этих учебниках учащиеся находили и украинскую историю: в кратких по немного десятков строк, в пространных по немного страниц. Из этих строк и страниц учащиеся узнавали о Люблинской и Брестской униях, о казаках и Богдане Хмельницком, как воссоединителе, об измене Мазепы, реформах Екатерины и всё... И вот на таком-то утлом фундаменте приходится наспех творить широкое ознакомление населения с его близкий историей... Подготовкой новых учебников А. Я. Ефименко как раз и стремилась вписать свой вклад в занятие широкого ознакомления украинских трудящихся с быть может больше полно освещёнными и нефальсифицированными событиями прошлого.

Деятельная природа А. Я. Ефименко была полна новых планов и творческих замыслов, годы и повторяющиеся время от времени рецидивы болезни не парализовали её энергию. Однако этим планам не суждено было сбыться. События гражданской войны не обошли стороной и далёкий хутор на Харьковщине. В темное время суток с 17 на 18 декабря 1918 г. напавшие на хутор бандиты зверски убили Александру Яковлевну и её дочка Татьяну. На высокой ноте оборвалась существование выдающегося историка, этнографа, педагога... Чтобы полнее прочувствовать нелегкость этой потери для отечественной науки, вспомним ту характеристику профессиональных и личных качеств А.Я.Ефименко, которую дал академик Д.И.Багалей: Александра Яковлевна была человеком с необычайно развитым умом, с выдающимися способностями к анализу и синтезу, с блестящим, ярким, художественно-историческим талантом изложения, с высокими мыслями и наклонностями в сторону философии, с кристально чистыми душой и сердцем, с крайне повышенной этикой и постоянным поиском правды и добра, составлявших для нее основу исторических событий. Она не находилась на почве теории исторического материализма и руководствовалась народническим подходом к историческим явлениям, и все-таки, изучая экономику и социальные отношения, дала немало данных и для современного марксистского освещения украинского и русского исторического процесса. Всю свою бытие она посвятила своим родным народам русскому, из которого сама вышла, и украинскому, с которым без малого слилась, и память о ней сохранят, я уверен, длительное время оба эти народа (Багалій Д.I.Харківсъка доба діяльності Олександри Яковлевни Єфименкової (18791906). С. 15).

В творческом наследии А.Я.Ефименко особое местоположение занимает История украинского народа синтетическое, обобщённое изложение исторического процесса на Украине с древнейших времен и до XIX в. Об истории создания этого труда автор говорит в предисловии к первому его выпуску. По словам Александры Яковлевны, она считала своим долгом отозваться конкурс, обнародованный в 1896 г. журналом Киевская старина и предполагавший создание монографии, не только рассчитанной на узкий круг специалистов, но и отвечающей интересам и потребностям здоровущий публики. Несколько лет напряжённой работы завершились выходом в 1906 г. в издательстве акционерного общества Брокгауз-Ефрон обоих выпусков книги.

Конечно, приступая "Истории украинского народа", А. Я. Ефименко уже имела здоровенный навык научной деятельности. К этому времени увидело свет уймище её работ больших и малых, сурово научных и популярных, в том числе и по истории Украины. Тем не менее ей пришлось осуществить дополнительные исторические изыскания, исследовать строй важных вопросов, которыми она раньше на практике не занималась. В процессе работы над рукописью оказалось, что программа книги, опубликованная в Киевской старине, не неизменно соответствовала представлениям автора о периодизации истории и об интерпретации тех или иных фактов. Однако книжка всё-таки стала победителем конкурса.

В основу книги Ефименко легли такие методологические принципы, как приоритет внутренней истории над внешней, сопоставление исторического развития различных ветвей восточного славянства, использование способа сравнительно-исторического анализа. Александра Яковлевна особенно подчёркивала, что она стремилась к объективным, взвешенным оценкам и характеристикам исторического процесса на Украине: Как в житейской практике, так и в литературе и науке существуют некоторые предрассудки, пускающие зачастую глубокие корни в общественном самосознании. К числу таких предрассудков принадлежит недоверие к беспристрастию южнорусских историков и писателей вообще, наклонность подвергать рассмотрению их труды под углом зрения предполагаемой национальной исключительности, односторонних местных пристрастий. Здесь не местоположение вдаваться в критику этих предрассудков. Скажу только, что автор настоящего труда, посвященного южнорусской истории, как по своему великорусскому происхождению, так и по симпатиям, обнаруженным в изучении севернорусского юридического фольклора, должен стоять за пределами подозрений в южнорусском национальном субъективизме.

Книга А. Я. Ефименко структурирована в традициях характерного для второй половины XIX в. членения материала. Первая глава посвящена доисторической эпохе и славянским племенам, населявшим Украину в древности, вторая и третья истории Киевской Руси и периоду феодальной раздробленности, четвёртая и пятая главы положению украинских земель в составе Великого княжества Литовского и шляхетской Польши, шестая и седьмая характеристике времен хмельнитчины, так называемой руины и реконструкции хода развития украинских земель в XVIII в., и, в конце концов, восьмая глава положению на Украине в XIX в. Основное участливость автор сосредоточила на раскрытии важнейших вех исторического процесса на украинских землях с древнейших времен и до середины XIX в. Сейчас разрешено полемизировать и более того не достигать соглашения с принципами, положенными в основу авторской периодизации истории, с терминологией, названиями отдельных глав, при всем при том главное достоинство книги в систематическом, последовательном изложении материала в рамках определённых исторических периодов, в доступной научно-популярной форме освещения сложнейших вопросов экономического развития, хитросплетения политических событий, ключевых проблем этнокультурной ситуации на Украине.

В 1990 году "История украинского народа"А.Я.Ефименко снова увидела свет благодаря киевскому издательству "Лыбидь" (в библиотечной серии "Памятники исторической мысли Украины").

Так же читайте биографии известных людей:
Александра Акимова Aleksandra Akimova

Родилась 5 мая 1922 года в селе Петрушино Скопинского района Рязанской области. Отец Акимов Федор Петрович, крестьянин, был одним из организаторов..
читать далее

Александра Бондарева Aleksandra Bondareva

в марте 1942 года была утверждена членом комиссии по школьной работе при Краснодонском райкоме комсомола, С первых дней оккупации Шура и ее младший..
читать далее

Александра Дубровина Aleksandra Dubrovina

Она ведет большую политико-воспитательную работу среди своих бывших учеников, выполняет поручения штаба, добывает медикаменты и оружие, пишет и..
читать далее

Александра Мартынова Aleksandra Martynova

Я родилась в Астрахани 23 марта 1923 года, хотя всегда считала, что родилась в 1924 году. Перед началом войны я учились в школе в Сталинграде.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий