Известные люди
»Алексей Батиевский
Рождение: Россия, 12.3.1921
Родился 12 марта 1921 года в селе Городище Чернухинского района Полтавской области. Отец - Батиевский Михаил Афанасьевич (1892-1950), потомственный моряк. Мать - Батиевская Татьяна Яковлевна (1894-1996). Супруга - Судо Лилия Борисовна (1936 г. рожд.). Сын - Батиевский Вадим Алексеевич (1947 г. рожд.), моряк, 25 лет плавал на торговых судах. У Алексея Михайловича два внука и два правнука.
Батиевские - давняя морская династия. С морем связана фатум деда. Заправским моряком был и папа, плавал в Арктике, в Охотском море, служил пограничником на Дальнем Востоке, был членом революционного комитета черноморского линейного корабля "Евстафий". Сам Алексей стал лихим морским летчиком-штурмовиком и торпедоносцем. Его наследник Вадим - капитан дальнего плавания, водил суда по многим морям и океанам.
Учился Алексей настойчиво, настойчиво. До школы, находившейся в селе Вороньки, было 6 километров. Туда и вспять он преодолевал тот самый тракт в любую погоду. Затем поступил в учительский институт в городе Лубны Полтавской области. Способного парня со 2-го курса направили преподавать российский язык и литературу в семилетку села Аполлоновка.
Однако, верный завету отца, он стремился сделаться военным. В 1940 году поступил в Военно-морское авиационное училище имени Леваневского в городе Николаеве. Оттуда позднее перевелся в училище морских летчиков в Ейске.
Учебную практику проходил на По-2 и скоростном бомбардировщике СБ. В 1942 году в училище начали формировать 35-й штурмовой авиационный полк. В одном из его подразделений Алексея назначили старшиной. Вскоре начались полеты. Однажды в воздухе на его Ил-2 отказал мотор. Вопреки инструкции, аварийную посадку на кукурузное поле Батиевский совершил с выпущенными шасси. Сначала начальство училища устно объявил ему выговор. Вечером издал распоряжение с объявлением благодарности за находчивость и сохранение боевой машины. Тогда сержант Батиевский благополучно провел 24 бомбометания и не меньше стрельб по мишеням. Этот навык пригодился ему на фронте.
После выпуска младшего лейтенанта направили на Балтику. В первом же боевом вылете он провел четыре атаки по вражеским позициям у Синявинских высот под Ленинградом. Однако так увлекся атаками, что попал под интенсивный пламень зениток. На аэродроме его встречал и поздравлял с успешным выполнением задания командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц: "Желаю вам, приятель меньший лейтенант, продолжительно летать и чтобы этого... больше не было". При этом он показал на две пробоины на крыльях.
И поныне Алексею Михайловичу помнится первая штурмовая вылазка морской цели. Три штурмовика, в том числе и Батиевский, обнаружили в Финском заливе буксир, тот, что вел огромное судно. Как затем выяснилось, это было судно с боеприпасами для немецких войск. С буксира открыли пламень зенитки. "Илы" по команде ведущего капитана Агеенко начали атаку реактивными снарядами, и вскоре оба судна затонули. Тогда Алексей понял: не непременно угодить снарядом на палубу корабля. Взорванные вблизи его борта снаряды создают сильную гидродинамическую волну. Она дает пробоину, более того разрушает внутренние конструкции корабля.
Однажды во главе шестерки "илов" ему возложили атаку военно-морской базы противника. Чтобы сшибить с толку гитлеровцев, вылетели в облачную погоду. К тому же зашли с тыла. С пикирования пробив облака, намеревались в первую очередь разыскивать цели, а опосля штурмовать их. Неожиданно самолеты оказались прямо над кораблями. И начальник, нарушая радиомолчание, приказал незамедлительно делать. На вражеские суда полетели бомбы. Во втором заходе летчики обрушили на врага реактивные и пушечные снаряды. С началом стрельбы береговых зениток самолеты ушли в сторону моря.
Ожесточенные бои на Балтике выдались жарким летом 1944 года. Комэск капитан Третьяков и его заместитель старшой лейтенант Батиевский штурмовали девяткой штурмовиков единый караван кораблей. На них гитлеровцы эвакуировали единственный из своих гарнизонов. Одновременно "илы" вели воздушный мордобой с истребителями, прикрывавшими караван. Бой был выигран, и все "илы" вернулись на базу.
Драматически разворачивались события во время высадки десанта морской пехоты в июне 1944 года на острове Въерке в Выборгском заливе. На пути десанта оказалась замаскированная быстроходная десантная баржа - БДБ. Сильно вооруженная, она смогла задержать высадку, повредив два наших катера. Алексей вел немного "илов" с задачей прийти на помощь десант. Увидев БДБ и поняв, кто препятствует высадке, он тут же выпустил по барже немного 132-миллиметровых реактивных снарядов. Последовали мощные взрывы. Другие летчики подавили огневые точки на брегу. Так была обеспечена высадка десанта.
Авиаторы Краснознаменного Балтийского флота активно действовали и в конце лета 1944 года. Когда из Таллина вышел здоровый караван судов с удирающими под ударами наших войск оккупантами, ведомые старшим лейтенантом Алексеем Батиевским семь "илов" смело пошли на штурмовку. Летчики ладно видели взрывы бомб и реактивных снарядов на палубах судов.
Штурмовики благополучно действовали не только в тумане, при снегопаде и сильной облачности, но и ночью. В силу технических особенностей "илы" оставляли за собой огневой след. Несмотря на это, в авиации КБФ зародилась первая в Военно-воздушных силах страны ночная штурмовая авиаэскадрилья. Многие штурмовики смело воевали и в лунную, и в темную безлунную темное время суток парами, звеньями и девятками. Дело это не простое. К нему капитально готовились. В свободное от боевых заданий время инструктор обучал их действиям в ночных полетах и боевому применению оружия.
Этим редким боевым искусством овладел Алексей и его друзья. Ночью они достаточно удачно топили корабли противника, громили базы, железнодорожные составы, колонны автомобилей на дорогах. Пленные немецкие летчики вслед за тем с удивлением говорили, как это русские смогли делать на скоростных штурмовиках в темноте? "Что, у них другое зрение?"
Полеты на штурмовиках, этих воздушных бронированных танках, были связаны с большим риском и многими опасностями. И тем не менее Герой Советского Союза Батиевский провел на знаменитом Ил-2 143 боевых вылета, 66 раз возглавлял боями, а это значит - первым шел в атаку. Сам как заговоренный выходил живым из, казалось бы, безвыходных ситуаций и имел минимальные потери посреди подчиненных.
Судьба берегла Алексея. Ему пришлось сделать четыре вынужденные посадки. И всякий раз пораненый, обессиленный, чуть активный добирался он до своих. И вскоре опять шел в мордобой.
В 1945 году А. Батиевский окончил Высшие офицерские курсы, в 1950-м - Высшие офицерские летно-тактические курсы. После этого летал над морем на новых торпедоносцах Ту-2. Позже командовал эскадрильей реактивных истребителей на Сахалине. Закончил летную службу по болезни. Сказались последствия ранений и контузий, десятки мелких осколков так и сидят в его теле до сих пор.
Но не отходит ветеран войны от активной жизни. Вспомнив о начале своей учительской карьеры, вернулся к прежнему делу: окончил Московский педагогический институт и аспирантуру. Работал в институте преподавателем.
После ухода на пенсионную выплату увлекся литературной работой. Алексей Михайлович - автор трех сборников воспоминаний о войне. Наиболее ослепительный из них - "Всем смертям назло", вышедший в 2000 году. Его перу принадлежат и три сборника произведений "малой формы". Есть у него и ещё одно интересное хобби: составление афоризмов, изречений и максим. Им уже издано немного сборников этого редкого жанра. Третий раз его избирают председателем Московского клуба афористов.
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Берест Aleksey Berest
В Центральном музее Вооруженных сил России среди знамен всех армий и фашистских штандартов возвышается витрина со Знаменем Победы. Любой учебник..
читать далее →
Алексей Благовещенский Aleksey Blagoveshenskij
Герой Советского Союза (14.11.38). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденами..
читать далее →
Алексей Босов Aleksey Bosov
Алексей Петрович Босов, старший лейтенант, командир бронетанковой роты 8-й мотобронебригады (1-я арм. группа). Родился 21 марта 1910 года в селе..
читать далее →
Алексей Бритиков Aleksey Britikov
Бритиков Алексей Петрович - командир эскадрильи 85-го гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная..
читать далее →