Известные люди

»

Алексей Боголюбов

Алексей Боголюбов Aleksey Bogolyubov Карьера: Художник
Рождение: Россия, 16.3.1824 - 27.10
Алексей Боголюбов - русский художник-маринист. Родился 16 марта 1824 года.Алексей Боголюбов является признанным мастером русской батальной маринистики. Среди наиболее известных произведений Алексея Боголюбова можно назвать такие картины как: "Антверпен", "Афонское сражение", "Венеция", "Летняя ночь на Неве у взморья" и др.

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью - Фекла Александровна Радищева, дочка известного русского революционера-демократа XVIII века А. Н. Радищева.

Отец его всю юность провел в военных походах и умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года.

Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, как вспоминает в "Записках моряка-художника" А. П. Боголюбов, "будучи сиротою, после этого выпуска осталась при институте пенсионеркою, а вслед за тем классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою француженкою... которая имела большое воздействие на ее развитие: они вкупе читали Дидерота, Вольтера и т. д.". Двух сыновей своих - Николая и Алексея - она с детства воспитывала в уважении к памяти их "крамольного" деда.

В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний остов, откель посредством два года его перевели в Морской кадетский остов. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую влюбленность к рисованию. Молодой художник был "...отчаянной веселости и озорного нрава...". "Страсть к рисованию меня также губила, - вспоминал он, - потому как я ударялся в часы досуга в карикатуры, что ещё умножало мои беды".

Однажды Боголюбов малость было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли словечко, что он не будет живописать, в то время как не наденет эполет.

В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, окончил Морской остов и был выпущен со званием мичмана и с тех пор непрерывно ходил в заграничные плавания.

С годами влюбленность к искусству у юного моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие зажиточный материал впечатлительному молодому художнику.

Сохранилось немного картин и рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("Фрегат "Усердный", "Пароход "Камчатка" и др.). Они ещё далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало в изучении натуры и жизни, что так характерно для всей многолетней творческой деятельности художника Боголюбова.

Бывая за рубежом, Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в Лондоне, где впервой увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со одним духом летящими облаками и бурлящей водой. "Гармония красок насовсем запала в мою душу", - пишет Боголюбов в своих "Записках моряка-художника", упоминая о Тернере.

В том же году на острове Мадера произошла саммит Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: "Брюллов попросил, конечно из вежливости, представить работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с ещё большей энергией работает, решив посвятить себя всецело искусству.

С современной европейской школой живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама.

О живописных работах Боголюбова этого периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" (1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Условность композиции и освещения, наивная пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего удивительного в том, что младой художник, внимательный к деталям, но ещё сильно неопытный и дальний от мастерства, пишет подражательно и испытывает воздействие марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.

В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" турне на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему основательно заняться живописью. "Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта профессия лежит в вашем образовании". Впоследствии герцог получил у Николая I дозволение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, потому как художник не имел других средств к существованию, помимо тех, что давала ему морская работа.

С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.

В Академии художеств Боголюбов учится у М. Н. Воробьева и В. П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова настолько сильного влияния, какое оказал имеющий известность художник-маринист, И. К. Айвазовский, хотя он н не был профессором Академии художеств.

С Айвазовским Боголюбов познакомился ещё до поступления в Академию художеств и стал зачастую случаться у него на квартире. Насколько сильное ощущение на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, разрешено судить по его воспоминаниям: "... я увидел в первостепеннный раз таковой лоск красок на холсте, что более того забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины без затей меня ослепили."

Первые самостоятельные картины Боголюбова - два вида Кронштадтской гавани, "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году", "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями", "Вид Смольного монастыря с Большой Охты" и "Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона" - относятся к 1851 году. Три последние были удостоены Малой золотой медали.

Тем не менее живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции крайне "придуманны", и творческая выдумка с налетом академического романтизма то и занятие заменяет художнику строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Более всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хранящийся в Киевском музее русского искусства, дает представление о активный непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом восприятии реальности.

Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное влечение к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.

В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за "Вид С.-Петербурга от взморья" Боголюбов получил Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.

Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" (1854, Третьяковская галерея), были только одной стороной творчества Боголюбова, потому что ещё в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий - "Афонское сражение 19 июля 1807 года". Начавшаяся в 1853 году Крымская махаловка дала ему свежеиспеченный материал. Боголюбов издает "Альбом геройских поступков Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает заказ от Николая I: сделать семь больших картин из истории Крымской войны. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и немедленно же назначают художником Главного морского штаба.

В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за рубеж. Путь его лежал сквозь Берлин в Дрезден. Он уезжал с твердым намерением обучаться в Дюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но в это время Ахенбах находился в Италии, и Боголюбов поехал в Брюссель и Антверпен. Здесь он детально знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду высочайший заказ. Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами известного пейзажиста Калама, полно путешествовал.

Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от немного условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение забрать основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озерко близ замка Шильон" (1854), таков же "Синоп" (1856) - этюд, в котором локализация цвета в особенности проявилась: оранжевое небеса, синяя влага, а между ними фиолетовая полоска возвышенного берега. Пространство строится кроме того условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" (1859) передний проект, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий проект тонет в голубой дымке.

Работы Боголюбова на натуре являются поисками собственного стиля в искусстве.

Из Швейцарии Боголюбов едет в Италию, где, переезжая из города в град, с большим прилежанием зарисовывает всевозможные колонны, капители и карнизы дворцов и зданий. Таким образом, доехав до Рима, где уже были его товарищи: Сорокин, Железнов, Максугов, Лагорио, Чернышев, Бронников, Давыдов, Кабанов и весь строй других русских художников, Боголюбов останавливается там.

Весной 1855 года Боголюбов совместно с товарищами по Академии ездил на этюды в Неаполь, Террачино, Палермо, Мессину, Сорренто и посредством Капри возвратился с ними в Рим. Результатом этого путешествия были картины: "Римская ночь", "Бурный внешность о-ва Капри", "Вечер в Неаполе" и другие. "Вид Сорренто" Боголюбов написал с того же места, что и его отличный предшественник Сильвестр Щедрин. "Дерзость была великая, - вспоминает он, - но я неизменно обожал этого мастера и с любовью копировал его этюды в нашей Академии. Дело сперва не шло. Пришлось нацарапать десять этюдов - и только тогда в Риме я мог закончить эту работу".

В Риме судьбина свела Боголюбова с художником Франсуа, тот, что познакомил его с работами французских пенсионеров академии "Villa Мedici". Это "разом сделало во мне переворот, - пишет Боголюбов, - и я стал всматриваться, как тот самый народонаселение, выросший в школе Энгра, Руссо, Коро и прочих новых светил, тогда только открывших новую эру французского пейзажа, глядит на натуру".

Первая саммит с представителями французской реалистической живописи шибко резво дала свои результаты: Боголюбов "все больше и больше вдавался в простоту линий пейзажа, писал весьма чуть-чуть, но зато чертовски страсть сколько рисовал и пером и карандашом". Это помогло ему овладеть перспективой.

Работа над выполнением царского заказа заставила Боголюбова осенью 1856 года двинуться на Дунай, чтобы черкануть этюды с натуры для всех боевых морских эпизодов на Черном море. Начав с зарисовок корабельных маневров, уборки парусов и пушечных учений у крепости Исакчи, Боголюбов сделал море этюдов Константинополя и, в конце концов, прибыл в Синоп, уже "подготовленный всеми реляциями известного боя".

В Синопе Боголюбов пробыл месяц, нарисовал и написал его "со всех сторон". Работать было нелегко - битва чуть отшумела, и ситуация кругом была ещё шибко тревожной.

Боголюбов едет в Париж, где поступает в школу Кутюра, а далее, познакомившись с известным французским художником-маринистом Евгением Изабе, решает заниматься у него.

Пользуясь советами опытного мариниста и работая в его мастерской, Боголюбов постигает "науку живописи" и совместно с тем сближается со многими известными французскими художниками: Орасом Верно, Энгром, Полем Деларош, а позже и с Коро, Добиньи, Руссо, Тройоном.

В 1859 году Боголюбов переезжает в Дюссельдорф и начинаем трудиться под руководством Андрея Ахенбаха. Ахенбах немедленно же направляет Боголюбова на этюды в Шевенинген, рекомендует запамятовать его картины и руководствоваться только своими собственными взглядами на природу. В Дюссельдорфе Боголюбов по Этюдам написал строй больших картин, посреди которых выделялась "Ярмарка в Амстердаме".

"Ярмарка в Амстердаме" (Русский музей) - характерная служба Боголюбова, подводящая результат его заграничному пенсионерству. По своему сюжету она ещё тяготеет к романтическому пейзажу: битва лунного света со светом факелов, готический силуэт Гарлемских ворот, остроконечные вышки домов, глянец в окнах и на воде, темные силуэты сонных кораблей. Но эта картина поразила всех своим высоким техническим мастерством исполнения и реалистической убедительностью в решении настолько сложной задачи. По этой картине позволительно судить о том, сколь окреп Боголюбов в рисунке, сколь возросло его мастерство, позволившее ему с реалистической убедительностью находить решение сложные живописные задачи, правдиво отдавать природные и световые эффекты. В этом Боголюбов сумел подняться до уровня современных ему голландских и французских художников, писавших картины на сходные темы.

Трезвый реализм Боголюбова удивлял многих западноевропейских мастеров и внушал им доверие к их русскому собрату, замечательному и большому художнику. Не невзначай вследствие этого в мастерской Боголюбова "нередко сиживал старец Коро, покуривал свою коротенькую трубку", а художник Добиньи, тот, что шибко полюбил Боголюбова, хвалил его работы и менялся с ним этюдами.

В конце 1860 года Боголюбов возвратился из заграничной командировки с большим количеством картин и массой необычно свежих и интересных этюдов. И когда Академия художеств устроила выставку этих работ, то стало ясно, что Боголюбов не только ученик Воробьева и не только подражатель Айвазовского, каким был шесть лет обратно, а особый, занимательный и громадный мастер, какого Россия ещё не знала. И. Н. Крамской, вспоминая эту экспозиция писал о Боголюбове: "До 61-го года о нем ничего не было слышно. В 1861 году он л строил большую выставку из всего сделанного им за рубежом и тотчас стал тем Боголюбовым, которого мы знаем: огромная, добро усвоенная им европейская техника и некоторое сочинительство пейзажа. Это было положительно превосходно, в особенности для нас, тогда ещё негусто знакомых с современными европейскими мастерами". Академией художеств Боголюбову было присвоено звание профессора и объявлена признательность Совета, "так как, - говорилось в постановлении Совета, - до того времени ни единственный из пенсионеров Академии при возвращении в Россию не привозил такого большого количества отличных этюдов и картин, доказывающих, помимо таланта, особенные труды и старание совершенствоваться".

"Выставка моя посещалась бойко, - рассказывал Боголюбов, - и стояла единый месяц... Я составил себе имя, которым открыто живу и теперь". Александр II купил все картины из истории Крымской войны и "Ярмарку в Амстердаме", щедро оплатив эти работы. В 1861 году Боголюбов был утвержден в звании профессора и получил свежеиспеченный высочайший заказ - нацарапать историю морских сражений Петра Великого.

После закрытия выставки, принесшей ему таковой счастливый момент, Боголюбов побывал в Москве и, вернувшись в Петербург, вошел в круг художников, группировавшихся около Академии и Общества поощрения художников. По поручению гидрографического департамента морского министерства Боголюбов начал работу над атласом берегов Каспийского моря под руководством известного гидрографа капитана Ивашенцева. В 1864 году таковой же атлас Финского залива был выполнен им совместно с капитанами Баженовым и Кроуном.

В связи с необходимостью посетить на Каспийском море Боголюбов совместно с братом предпринял в 1861 году турне по Волге. Результатом явились иллюстрации к книге Н. П. Боголюбова "Волга от Твери до Астрахани" и этюды волжских городов. Впоследствии они легли в основу нескольких видовых полотен Боголюбова.

К этой поездке, надо думать, относится этюд "Закат солнца в Нижнем" (Русский музей). Боголюбов изобразил берег Волги, вдоль которого тянется к городу путь. По ней идут люди; поднимая столбы пыли, проезжают крестьянские телеги Заходящее светило окрашивает в красновато-желтые тона небосклон и силуэт далекого города. Колорит этого этюда и его расположение шибко напоминают известное полотно Третьяковской галереи "Ипатьевский монастырь близ Костромы", датируемое 1861 годом. В нем заново повторяется тот же мотив вечернего закатного освещения. Вода блестит в желтовато-зеленых лучах заходящего солнца. На высветленном летнем небе резким красноватым силуэтом вырисовываются главы церквей и стены древнего русского города. На опустевшем берегу - женщины, встречающие запоздалую рыбачью лодку.

Наибольший заинтересованность для выяснения эволюции пейзажей Боголюбова представляют итальянские этюды, написанные в городе Пизе (Русский музей), датировка которых до сих пор оставалась неясной. Между тем они могут быть датированы как пить дать в аккурат благодаря записям в дневниках художника. Дело в том, что в связи с болезнью жены Боголюбов провел в Италии зиму 1862/63 года. Ощущением грусти, навеваемой обликом осенней природы, проникнуты все пизанские этюды. Они бесспорно могут быть названы пейзажами настроения. В них уже угадываются черты пленэрного и интимного начал, которые станут характерны для пейзажных полотен Боголюбова, так контрастно противоположных его видовой и батальной живописи.

В 1863 году Боголюбов вторично делает поездку по Волге и третью, истина непродолжительную, в 1869 году. Результатом этих поездок явился строй больших картин: "Вид Казани в разлив", "Нижний Новгород с колокольного базара", "Ипатьевский монастырь" н другие, а ещё огромное численность рисунков.

В 1863 году Боголюбов побывал ещё на Дону и в Крыму. Вернувшись в Петербург, Боголюбов закончил работу над альбомами путешествия и в марте 1864 года представил наследнику 250 рисунков и 25 этюдов.

Пора было покумекать и об исполнении заказа на морские баталии петровского времени. В 1865 году Боголюбов уехал в Швейцарию, а потом в Дюссельдорф, где в следующем году и начал к этой работе. Большая количество полотен была создана им тогда же, но весь цикл был завершен только в 1876 году. Второй цикл морских баталий состоит из следующих известных нам картин: "Абордажное занятие со шведами в устье Невы 6 мая 1720 г.", "Гренгамское сражение", "Прорыв русского галерного флота посредством шведский у мыса Ганге-Удд", "Гангутский бой", "Ревельское сражение 2 мая 1780 г.", "Выборгское сражение 22 июня 1790 г.", "Красногорское сражение 22 июня 1790 г.". Картины "Гангутский бой" и "Бой у о. Эзель 24 мая 1719 г." - это вершины батальной живописи Боголюбова.

В 50-х годах, воссоздавая историю Крымской войны, Боголюбов многословно и сухо воспроизводил исторически-документальную правду. Теперь он приходит к новым и самостоятельным композиционным решениям, достигает здоровущий смысловой и живописной выразительности. Это ставит его работы на одно из первых мест посреди произведений батально-исторического жанра второй половины XIX века. Правда, Боголюбов не обладал той мощью фантазии, которая присуща полотнам его старшего современника Айвазовского, художника-импровизатора, писавшего только по памяти и ни при каких обстоятельствах не делавшего этюдов, но зато картины Боголюбова неплохо обдуманы и добро нарисованы. Ему чужды преувеличения Айвазовского, чужды и его ошибки. Моряк по профессии, он великолепно знал судно и не допускал дилетантских просчетов, изображая мачты и паруса. Еще А. А. Иванов, заметив дар Айвазовского, предугадал те опасности, которые сулил ему легкий счастливый момент у публики. Он предсказывал, что юный художник будет обладать "добрый капитал", и выражал опасения по поводу попыток Айвазовского творить себе славу газетной шумихой. Впоследствии об этом же писал в своих дневниках Боголюбов. Морские драмы Айвазовского, которые поражают чаше всего внешней красотой и внешними эффектами, Боголюбов грубо критиковал.

В своей критике творческого способа Айвазовского Боголюбов был прав. Однако время сделало выбор: популярность Айвазовского не может топать в сопоставление с сравнительно малой известностью марин Боголюбова. К Боголюбову, автору скрупулезнейшей, но неизменно прозаической истории русского военного флота, ни в жизнь не приходило то поистине поэтическое вдохновение, которым отмечено большинство полотен Айвазовского.

Вторую половину 60-х годов Боголюбов провел в беспрерывных странствиях: 1866 год - турне по России, потом - Дюссельдорф, Дания. 1868 год - вновь Петербург. В следующем году - третье турне по Волге.

В 1869 году в Петербурге открылась экспозиция работ Боголюбова, посвященная памяти профессора А. Бейдемана. После ее закрытия Боголюбов опять путешествует по России, а далее уезжает в Голландию, Бельгию и Германию. Из работ, экспонировавшихся на экспозиции, следует пометить большую картину "Крушение фрегата "Александр Невский" (1868, Центральный военно-морской музей) и волжские виды.

1870-1871 годы художник проводит в Париже и, получив заказ, занимается росписью русской посольской церкви.

К этому времени относится пейзаж "Лес в Вёле" (Третьяковская галерея). В тихой лесной роще - темный заросший пруд, на поверхность которого ложатся легкие тени. Сквозь верхушки деревьев проглядывает серенькое небосклон. Густая листва кажется погруженной в прозрачную атмосферу. Это "безлюдная" натура, но кажется, что в этом месте незримо присутствует дядя. Тональная живопись этой картины строится на тончайших переходах и сочетаниях зеленого цвета, она роднит тот самый пленэрный пейзаж с лучшими произведениями барбизонской школы. Боголюбов предстает перед нами в новом качестве - не как автор видовых полотен, исполненных в духе академического романтизма, а как романтик иного - реалистического плана.

Элементы нового отношения к пейзажу - заинтересованность к состоянию природы, к ее внутреннему эмоциональному содержанию - угадывались в творчестве Боголюбова уже в начале 60-х годов и в особенности в итальянских пейзажах художника, но ещё в большей степени они заметны в одном из самых очаровательных по простоте и задушевности пейзажей - "Вёль. Дворюга фермы. Осень" (Русский музей).

Нормандские этюды подготовили художника к созданию картины "Устье Невы" (1872, Третьяковская галерея), которая в творчестве Боголюбова стала этапной. Даже современники славно понимали, что "сличая и припоминая виденное уже нами, вышедшее из-под кисти Боголюбова, не разрешено не сознаться, что его "Устье Невы" во многом представляет приметный шаг вперед. Прежде всего поражает в этом месте независимость и простота концепции".

Широкая даль Невы, светлые силуэты зданий Петербурга, освещенные суда и песчаная отмель реки, изображенные на этом полотне, полны жизни и правды. Безыскусственность и простота сюжета, глубокая реалистическая убедительность и дерзновенный живописный прием, использованный Боголюбовым, приводят его "к решениям, близким передвижническому пейзажу". Близким, но обособленным. И вот зачем.

С передвижниками Боголюбова сближала верность принципам реалистического искусства. Но в истории русского пейзажа он, как и Похитонов, тот, что позднее также преимущественно жил и работал за рубежом, занимает немного особое положение. Даже в национальных по теме и содержанию полотнах Боголюбова вечно преобладает пассивно-созерцательное начало. При всей изобразительной достоверности живописный и экспансивный строй картин Боголюбова имеет чуть-чуть общего с русским пленэрным пейзажем 70-х годов, в котором в эти годы все больше утверждаются мотивы, выражающие социальные настроения русского общества.

Идейных позиций передвижников в своем творчестве Боголюбов не разделял. Программа национально-самобытного искусства, воплощающего животрепещущие социальные темы, была ему в целом чужда. Тем не менее, он участвует во всех передвижных выставках, начиная с первой - 1871 года, в следующем году становится одним из самых деятельных, влиятельных членов правления Товарищества и умело использует близкое положение, связи и авторитет в официальных кругах для дела художников-передвижников.

Большую образ в сближении с передвижниками сыграл выход Боголюбова в 1873 году из состава Совета консервативной Академии, в тот, что он был избран в 1871 году, и последующая его активная схватка с Академией в 1876 году по вопросу о создании русской Академии в Риме.

Глубокую связь, которая существовала между ним и передвижниками, убедительнейшим образом подтверждает история создания Боголюбовым народного музея имени Радищева в Саратове.

Прогрессивное начинание Боголюбова было горячо одобрено передвижниками. Ознакомившись с проектом организации саратовского музея, Репин писал Стасову: "Поддержать и развить искусство может только одно: народные музеи, которые следует организовать во всех больших городах. Пока их не будет, не будет и настоящего искусства"

Первая попытка демократизации искусства была предпринята Товариществом передвижных художественных экспозиций. Следующий шаг в этом же направлении сделал Боголюбов, основав основополагающий в России общедоступный музей.

Мысль о его создании возникла у Боголюбова ещё в 50-е годы, в отрезок времени заграничного пенсионерства. "С тех пор, - писал современник, - на всем, что он приобретал и что ему дарили по части предметов искусства и книг... сразу появлялась метка: "Р. М." (Радищевский музей). Свою художественную коллекцию Боголюбов решил доставить в дар Саратову. И не невзначай. Вот как он объясняет это в дневниках: "Мысль об учреждении музея и школы в родном моем городе Саратове меня всю дорогу занимала, тем больше, что дедушка мой, прославленный литератор екатерининского века, был саратовским помещиком и именитым дворянином... но... независимо от личных чувств, привязанности к близкий губернии, во мне созрело убеждение, что как раз Саратов, как единственный из самых важных центральных пунктов нашего края, представляет особенные удобства и удовлетворяет действительным потребностям в затеянном мною предприятии". Создавая музей, Боголюбов хотел "бросить по себе память, возвышая втоптанное в грязища имя деда. С прочий стороны, - объяснял он, - я завсегда думал, что любой гражданин в моих условиях обязан все близкое добро возвращать своей родине, дабы возвысить образовательное занятие юношества".

Много энергии и упорства потребовалось Боголюбову, чтобы осилить трудности, связанные с устройством музея в Саратове. Косность и упрямство большей части городского управления затянули занятие основания и открытия музея на восемь лег.

Много препятствий надобно было осилить, чтобы достичь высочайшего разрешения на наименование музея "Радищевским". И ещё длительно после этого этого в придворных кругах не могли уняться - "на каком основании в Саратове музей назван Радищевским - именем революционера".

Боголюбов связал основополагающий музей в периферии с именем своего деда, А. Н. Радищева, автора крамольного "Путешествия из Петербурга в Москву".

29 июня 1885 года состоялось торжественное открытие первого в России провинциального художественного музея.

На прочий день Радищевский музей был открыт задаром для публики. К 10 часам утра у входа собралась многотысячная орда. В сооружение впускали по пятьсот-шестьсот посетителей. С 10 часов утра до 3 часов дня в музее побывало 2700 мужчина, но не все желающие успели оглядеть его в тот же день. Это идеально небывалое явление в художественной жизни России воочию убеждало, сколь важным и необходимым было начатое Боголюбовым занятие.

Стоит ещё раз освежить память, что в 1885 году Третьяковская галерея была частным собранием, а двери Русского музея открылись для широкой публики тринадцать лет через потом создания музея в Саратове.

После открытия в 1885 году первого провинциального художественного музея, основанного Боголюбовым в Саратове, по всей России прошла волна организации художественных музеев. Вслед за Саратовским музеем возникают музеи в Харькове, Нижнем Новгороде, Пензе и других городах России.

Саратовский музей был открыт в 1885 году, Русский музей в Ленинграде был открыт тринадцать лет через после этого Саратовского музея.

После открытия музея Боголюбов с ещё большей энергией продолжает печься о музее и пополнении его коллекции, а кроме того об открытии рисовальной школы при нем. Здесь Боголюбов сталкивается с ещё большей косностью "отцов города".

Он так и не дождался открытия школы, которое состоялось в феврале 1897 года, через три месяца следом смерти Боголюбова. Школа носила в честь его наименование - "Боголюбовское рисовальное училище".

Боголюбов завещал любимому своему детищу - музею и рисовальной школе - все близкое добро и доход в сумме двухсот тысяч рублей.

Прогрессивные устремления Боголюбова, преданность его русской культуре определили и общественную позицию Боголюбова во Франции, где он прожил четверть века.

Парижский отрезок времени его жизни начинается с 1873 года. Вынужденный оставить родину из-за серьезной болезни сердца, художник оставался за рубежом до конца своих дней. Но без малого каждое лето Боголюбов приезжал в Россию. Он сберег верность родине и жил интересами русского искусства.

В парижской мастерской Боголюбова вечно собирались русские художники. Здесь зачастую бывали Репин, Поленов, Антокольский, Верещагин, Похитонов и многие другие.

Русские художники ещё все время бывали у генерала Татищева и в доме знаменитой певицы Полины Виардо, где слушали превосходную музыку и лучших европейских музыкантов. Боголюбов вспоминает, что там он познакомился с Сен-Сансом, Золя и многими другими представителями французской культуры.

"Все шло под эту кровлю высокого художества, - пишет Боголюбов, - считая честью быть у гениальной певицы и музыкантши... Бывали тут и литературные утра, - продолжает он, - организованные И. С. Тургеневым для усиления средств русской учащейся в Париже молодежи, которую он поддерживал, не зная отказа".

"Вторники" Боголюбова и "четверги" Тургенева как бы предшествовали организационному сплочению русских художников, финальный толчок которому дала русско-турецкая битва. "Радостная весть, что Плевна пала, - вспоминал Боголюбов, - нас ободрила, мы порешили в день ее взятия учредить в Париже О-во взаимного вспомоществования русских художников. Сейчас собрали картины, рисунки для лотереи, которую тут же разыграли... написали устав, над которым много потрудился И. С. Тургенев".

Связь Боголюбова с передовым русским искусством не нарушалась и тогда, когда он жил во Франции. Руководимый им российский художественный круг в Париже не только объединял художников, живших в отдалении от родины, но и создавал им условия для работы. Предоставляя же приют и поддержка молодым художникам, которым Академия отказывала в своем покровительстве, российский художественный круг тем самым противостоял реакционной Академии и способствовал развитию национального искусства. "Интересы этого кружка были не парижские, а русские вообще", - как говорил М. М. Антокольский.

Когда И. К. Репин за рубежом в 1874 году остался без денег, Боголюбов устраивает ему выгодный заказ, и юный художник может опять начать за картину "Садко".

Через посредство Боголюбова сильно зачастую получали выгодные заказы Крамской, Савицкий, Поленов и другие. Цены на эти заказы типично устанавливал сам Боголюбов, выговаривая при этом быть может больше выгодные условия для художников.

В 1874 году целая плеяда молодых русских художников, пенсионеров Академии художеств, в числе которых были Репин, Поленов, Харламов, Савицкий, Верещагин, Антокольский, Беггров и другие, находит себе приют в Париже у жившего там Боголюбова.

Живя во Франции, Боголюбов, как всю дорогу, много" и плодотворно работает. О его пейзажной манере этой поры, помимо упомянутых видов Вёля, дают представление десятки этюдов, хранящихся в Саратовском музее. Один за другим он создает их в живописных уголках Нормандии, Голландии, Швейцарии, Италии. Раньше пейзажи Боголюбова изобиловали деталями - ныне он стремится к обобщенности форм, передает посредством образы природы свои мысли и чувства, достигает здоровый выразительности в крайне небольших по размеру полотнах. Это придает живым наброскам с натуры нрав этюдов-картин. Пейзажи "Суда в гавани Дьепп", "Скалы в Фекане", "Мельница в Вёле", "Прачки в Нанте" полны света и воздуха. Воздух окутывает густую зелень, тугие мачты и паруса. На поверхность воды ложатся отражения с бесконечным разнообразием цветовых оттенков. Близкие по технике исполнения то к барбизонской, то к импрессионистической манере письма, этюды Боголюбова, тем не менее, крайне непосредственны и несут на себе печать его индивидуального живописного почерка.

Но более того в эти годы, работая по преимуществу над пейзажем, он все же возвращается к изображению баталий и видовых перспектив В 1877 году Боголюбов едет на театр военных действий и тогда же заканчивает работу над картинами "Взрыв турецкого монитора" и "Высадка в Мачин корпуса генерала Циммермана". Полотно "Дело лейтенанта Скрыдлова на Дунае" закончено позднее - в 1881 году. А в конце 70-х-начале 80-х годов Боголюбов создает единый строй панорамических видов - "Нижний Новгород", "Москва с Хамовнической набережной", "Голицынская больница", "Москва, Волхонка" и др. По сравнению с ранними перспективами они больше живописны и сочетают в себе традиции перспективного видового пейзажа, унаследованные художником от Академии, с реалистическими началами его пейзажной живописи с натуры.

Живописное дарование Боголюбова наиболее полно раскрылось в пейзажах 80-х годов. Этюд "Ферма в Шамбодуане", передающий прелесть и обаяние ранней осени, и пейзаж осеннего Шевенингена, написанный в сдержанной серебристой гамме, не возбраняется прозвать шедеврами Боголюбова. Если в его этюдах 70-х годов цвет играл еле-еле ли не самодовлеющую образ, то в настоящий момент - это единственный из пластических элементов, помогающих художнику выказать свои чувства сквозь образ и состояние взволновавшей его природы.

Уже в 60-70-е годы современники считали Боголюбова художником, великолепно усвоившим современную европейскую технику живописи и "сочинительство" пейзажа. Но и тогда посреди его работ больше всего фиксировали своеобразно-неповторимые маленькие этюды. Именно в них, и в особенности в концевой отрезок времени творчества, в полной мере развернулось реалистическое дарование Боголюбова. Заметим, что во французском искусстве в эти годы ясно наметились тенденции субъективного истолкования реальности. Но Боголюбов остался верен реалистической правде до конца жизни. Даже незадолго до смерти он пишет жизнерадостные, оптимистические пейзажи, покоряющие мягкой лирикой и глубиной содержания. Совсем мелкотравчатый этюд сохраняет прелесть живого восприятия природы и вкупе с тем несет в себе значительность законченного произведения; в этом - одна из отличительных бес пейзажей Боголюбова, которая ставит его на особое местоположение в истории русского пейзажа XIX века.

Совершенно по-новому Боголюбов изображает в своих последних полотнах море. Картина "Прибой в Ментоне" (Центральный военно-морской музей) полна суровой правды и совершенно лишена эффектных деталей, присущих маринам Айвазовского и Судковского. Грозовое небосвод затянуто золотящимися по краям тяжелыми, мрачными тучами. Море, отражая последние лучи солнца, сверкает и пенится, подкатываясь к отлогому берегу. На горизонте - еле-еле различимый силуэт одинокой накренившейся мачты. Сопоставление двух могучих стихий - мрачного грозового неба и растревоженного моря - исполнено глубокого драматизма.

Не менее значительны и интересны, чем картины и этюды Боголюбова, его рисунки. Это независимая, значительная область в творчестве художника, о размерах которой не возбраняется судить хотя бы уже по тому, что только в собраниях Русского музея в Ленинграде и Саратовского художественного музея хранится до двух тысяч его рисунков. Конечно, они вдали не все равноценны.

Виртуозность и мастерство, присущие рисункам Боголюбова, пришли к художнику не сию минуту. Они явились в результате упорной работы в течение десятилетии, благодаря тому что Боголюбов без малого не расставался с карандашом, фиксируя свои наблюдения, воспоминания или мысли на всем, что оказывалось у него под рукой:

будь то визитная карточка или каталог последней выставки, тетрадка или миниатюрный блокнот.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Венецианов Aleksey Venecianov

В 1822 г. в жизни 42-летнего художника Алексея Венецианова произошло знаменательное событие. Его работа была представлена императору, награждена..
читать далее

Алексей Саврасов Aleksey Savrasov

Алексей Саврасов - выдающийся русский художник, родился 24 мая 1830 года.Алексей Саврасов является одним из самых ярких представителей..
читать далее

Алексей Шмаринов Aleksey Shmarinov

А.Д.Шмаринов - один из знатоков старорусских текстов и летописей. Как составитель и книжный художник, он задумал и осуществил серию фундаментальных..
читать далее

Алексей Явленский Aleksey Yavlenskiy

Русский художник-экспрессионист, живший и работавший в Германии. Входил в группу художников Синий всадник.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий