Известные люди
»Алексей Гришин
Рождение: Россия, 22.8.1974
Гвардии Капитан А. Н. Гришин совершил 378 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сбил 13 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился в 1918 в деревне Санкино, в настоящее время Ясногорского района Тульской области, в семье крестьянина. Окончил 7 классов и аэроклуб в Москве. Работал слесарем. С 1939 годв а Красной Армии. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С Июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. К Маю 1945 года начальник эскадрильи 153-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 12-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский штурмовой авиационный остов, 2-я Воздушная вс, 1-й Украинский фронт ) Гвардии Капитан А. Н. Гришин совершил 378 боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сшиб 13 самолётов противника. 27 Июля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны продолжал службу в армии. В 1948 году окончил Высшие офицерские лётно - тактические курсы. С 1964 года Подполковник А. Н. Гришин - в запасе. Жил в Москве. Haграждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 22 Августа 1974 года.
* * *
Алексей Никонович Гришин, которого на фронте друзья называли "отважным и смелым воздушным бойцом", начал увлекаться авиацией достаточно до срока и полюбил её на всю существование. Да и нелегко, конечно, было не увлечься. Скольких замечательных успехов добились советские лётчики в 1930-е годы ! О них с восхищением вспоминают и нынче. Имена Чкалова, Громова, Водопьянова, Расковой, Гризодубовой, Осипенко, их товарищей и соратников по беспримерным перелётам вошли в историю. "Всё выше и выше !" - таким был девиз тех лет. Он звал молодёжь в кабины самолётов, в стремительный полёт. И она шла в аэроклубы, открывшие дорогу в небосклон. Не был исключением и Гришин.
Его папа погиб на фронте гражданской войны. Трудно приходилось матери, Анастасии Семёновне, сводить концы с концами. И без того небогатое крестьянское хозяйство потихоньку разваливалось без мужских рук. Жить в деревне становилось всё труднее. Это и вынудило Анастасию Семёновну перебраться в град. Стала она действовать стрелочницей на станции Лосиноостровская, а подросший Алексей пошёл в школу. К грамоте был он жаден, учился с интересом. Когда окончил семилетку, решил: "Буду подсоблять маме". И уже посредством немного дней поступил действовать в железнодорожные мастерские связи.
Вскоре о молодом слесаре с уважением заговорили в коллективе: скромный, занятие знает, его рационализаторские предложения облегчают работа. Мать гордилась сыном, своей опорой. "Нашёл правильную дорогу", - думала она. Но сынуля мечтал о другом. Именно в тот самый отрезок времени у него появилась страстная греза сделаться лётчиком. И чтобы быстрее осуществить свою мечту, перешёл вкалывать слесарем на Московский электрозавод имени В. В. Куйбышева и в то же время начал посещать аэроклуб. Совмещать работу и занятия было нелегко. Но его, как и многих других комсомольцев, увлеченных мечтой о небе, не пугало это. А оттого занимался он с увлечением, стремясь как позволительно быстрее достичь своей цели.
Месяцы учёбы пролетели проворно, и уже в Январе 1939 года райвоенкомат направил Гришина в Борисоглебскую авиационную школу лётчиков, которую он кроме того благополучно окончил. В день окончания учёбы отправил сообщение матери, где были такие строки: "Можешь поздравить меня. Теперь я лётчик ! Понимаешь, лётчик !"
Анастасия Семёновна радовалась за сына, но и печалилась в то же время. Понимала, что встречи в настоящее время предстоят редкие и недолгие, только во время отпусков.
Великая Отечественная войнв застала Алексея Гришина в 168-м истребительном авиационном полку, где он командовал звеном. С первых же дней войны пришлось немало летать: сопровождал бомбардировщики, вступал в схватки с врагом, летал на разведку. Работы хватало. Даже сообщение домой нацарапать было некогда, хотя понимал, что дома волнуются.
Как - то наша разведка установила, что в районе Могилёв - Подольского немцы взамен взорванного моста сквозь Днестр соорудили преходящий деревянный, по которому и переправлялись их полчища. С воздуха переправу охраняли вражеские истребители.
Советское руководство приняло заключение ликвидировать свежеиспеченный мост, что позволило бы задержать продвижение противника. Такая проблема была поставлена одному из наших бомбардировщиков. А сопровождать его к цели и прикрывать должен был Гришин со своим ведомым.
К Днестру шли на высоте 2000 метров, под облаками. Когда подходили к переправе, отметили 9 вражеских истребителей. Решили тут же штурмовать их. Надо было отвлечь чуткость истребителей от бомбардировщика.
Немецкие лётчики, надеясь, бесспорно, на лёгкую добычу, бросились на нашу пару. Тем временем бомбардировщик спикировал и сбросил свой груз. Переправу разметало. Находившиеся в тот миг на переправе бензоцистерны накрыла речная волна. Позже Гришин рассказывал об этом:
- Когда встретились с фашистскими истребителями, мы не отвернули, а пошли в лобовую атаку. 2 супротив 9 ! Кое - кто может подумать: безрассудство. Но другого выхода у нас не было. Оказавшийся передо мной гитлеровский лётчик не выдержал лобовой атаки и отвалил в сторону, оставив хвостище своего истребителя без прикрытия. Ситуация - выгодней не изобрести. Сбил я его, а другого фашиста грубо в таком же положении послал на землю мой ведомый. Оставшиеся 7 самолётов бросились врассыпную. Мы за ними. Подожгли ещё 2 истребителя. После этого повернули обратно: кончилось горючее, нужно было ретироваться на свой аэровокзал.
Когда пересекали Днестр, в машину Гришина попал вражеский снаряд, осколки которого повредили бензобак. Горючее стало заливать кабину. Лётчик задыхался. Как сел на землю, не мог вслед за тем более того припомнить. Пришёл в себя только тогда, когда колхозники вытаскивали его из - под обломков самолёта.
После недолгого пребывания в госпитале Гришин опять вернулся в свою количество. О том, что пришлось лечиться, матери не написал. Домой пошло послание, в котором было только немного слов: "Не волнуйся. Жив. Воюю".
В канун 7 Ноября 1941 года он получил свою первую награду - орден Красного Знамени.
Боевой вылет, во время которого Гришин был сбит, стал хорошим уроком на перспектива. Он ещё раз подтвердил известную истину: в полёте ни при каких обстоятельствах запрещено лишаться бдительности. Радость первой победы только на момент отвлекла лётчика, и он не заметил, как был сам атакован и подбит.
Боевая занятие Гришина, начавшаяся в небе Молдавии и юга Украины, продолжалась следом под Москвой, на Степном, 2-м и 1-м Украинских фронтах, а закончилась в Чехословакии. Вначале он командоэал звеном, позже эскадрильей. Водил на задания группы "Яков" различной численности. Десятки раз прикрывал штурмовиков, помогал им громить живую силу и боевую технику противника. Участвовал во многих штурмовках и бомбометаниях. Войну заканчивал уже в составе 153-го Гвардейского ( до 5 Февраля 1944 года - 516-й ИАП ) авиаполка.
Гришин по праву считался в части одним из опытнейших лётчиков. Умел неплохо соображать во фронтовой обстановке, в совершенстве освоил тактику действий при встрече с противником, мог проворно дать оценку складывающуюся в воздухе ситуацию и принять единственно верное заключение. И тем не менее он ни в жизнь не считал, что уже всё знает, всё постиг. Постоянно учился сам, того же требовал от подчинённых. Учился на собственном опыте и на опыте боевых товарищей. Ошибок, подобных той, которую допустил в начале войны, когда был сбит над Днестром, больше не совершал.
Летая на задания в небе Украины, с горечью всматривался в перепаханную танками и снарядами землю. Видел, что там, где побывали фашисты, остались сожжённые сёла, на месте большинства из них только трубы печные торчали. Да и многие города в груды камней превратились. Сердце переполнялось ненавистью к врагу.
Однажды Гришин получил немного необычное задание: определить, где неприятель укрывает свои танки, прибывшие недавно из тыловых районов. На выполнение этого задания вылетели ранним утром. Прошли раз, прочий над предполагаемым квадратом. Но вражеские машины вроде через землю провалились.
Что совершать ? Решили ещё раз одолеть путь над полем, что раскинулось за селом. Пока самолёты делали маневр, Гришин размышлял: "Странно что - то. Жатва только начинается, а копен многовато". И только в настоящий момент заметил следы от гусениц, обрывавшиеся у копен.
- Так вот оно в чём занятие ! - с радостью воскликнул Гришин.
Спикировав, он дал немного очередей из пулемётов. Копны вспыхнули ярким пламенем, и из - под них показались танки, которые устремились к лесу. Но покинуть им не удалось. Вызванные по радио наши штурмовики довершили разгром. Над полем ещё продолжительно стлался чёрный дым от пылающих танков.
Вылетая на разведку, Гришин не раз вступал в смертельные схватки с врагом и неизменно выходил из них победителем. Великолепно владея тактикой воздушного боя, он мог навязать противнику свою волю, сражался храбро и умело. Вот только немного коротких примеров, выписанных из документов, которые хранятся в архиве:
"7 Сентября 1943 года, будучи ведущим группы из 6 Як-1, которая сопровождала 12 Ил-2, Гвардии Капитан А. Н. Гришин вступил в воздушный махач с 16 Ме-109, пытавшимися штурмовать наши "Илы". Героически защищая штурмовиков, ведя махач с превосходящим в силе противником, он не допустил врагов к "Илам", отбил все атаки истребителей и вышел из боя победителем, сбив лично 2 Ме-109. Трёх "Мессеров" подожгли ведомые Гришина. Все наши истребители вернулись на свой аэровокзал.
2 Мая 1944 года А. Н. Гришин, являясь ведущим 4 Як-1, сопровождал группу из 6 Ил-2. Спустя некоторое время встретил 50 "Юнкерсов", прикрываемых 10 "Мессерами". Получив от авиационного командира с земли приказание штурмовать противника, Гришин смело ринулся в мордобой, тот, что провёл с исключительным мастерством. Он лично сшиб Ju-87 и Ме-109, не допустив потерь штурмовиков от истребителей противника".
Вэтого же за годы войны А. Н. Гришин провёл 378 успешных боевых вылетов, участвовал в 49 воздушных боях, сшиб лично 13 вражеских самолётов. Сухие цифры. Но они о многом говорят. В этих боях были и мастерство, и мужество, и отвага советского лётчика, верного сына своего народа. Говорят эти цифры и о солдатском фортуна, которое не обошло стороной Алексея Гришина.
378 боевых вылетов. Каждый из них требовал огромного напряжения сил, отличной подготовки, смелости, инициативы, умения применять все возможности своего самолёта.
До самого последнего дня войны Гришин находился в действующей армии. Летал на Берлин, Прагу. Матери ныне писал зачастую. Письма были подробные, полны оптимизма, веры в бойкий разгром врага.
За отличное выполнение заданий командования Алексей Никонович был награждён тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, Александра Невского. В 1945 году, уже затем дня Победы, он получил орден Ленина и медаль "Золотая Звезда" Героя Советского Союза.
В послевоенные годы Гришин продолжал службу в авиации, совершенствовал свои знания и боевой навык. В 1948 году окончил высшее военное учебное заведение. Летал на реактивных самолётах. С 1964 года Подполковник А. Н. Гришин находился в запасе, но передыхать не стал. Характер не позволял сиживать без дела. Его тянуло в коллектив, в гущу событий. И он, не успев возвратиться в Москву, пошёл вкалывать.
До последних дней своей жизни Алексей Никонович активно работал, вёл большую работу по военно - патриотическому воспитанию молодёжи, переписывался со школьниками, поддерживал тесные связи со своими боевыми побратимами.
Сегодня нет с нами Алексея Никоновича Гришина, отважного лётчика - истребителя, терпеливого командира - воспитателя, заботливого отца двух дочерей. Но память о нём жива в сердцах людей, рядом знавших его, в сердцах школьников, которые собирают материалы о жизни Героя, учатся на его примере души не чаять Родину, ограждать её.
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Губанов Aleksey Gubanov
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Алексею Алексеевичу Губанову присвоено 24 августа 1943 года за 358..
читать далее →
Алексей Дергач Aleksey Dergach
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, Красного Знамени ( четырежды ),..
читать далее →
Алексей Догадайло Aleksey Dogadaylo
К концу войны уничтожил 18 вражеских самолётов лично и 1 в составе группы. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было..
читать далее →
Алексей Душин Aleksey Dushin
После войны Алексей Захарович окончил Военную академию Генерального штаба и занимал ряд командных должностей. За период службы награждён многими..
читать далее →