Известные люди

»

Алексей Мазуренко

Алексей Мазуренко Aleksey Mazurenko Карьера: Герой
Рождение: Украина
23 октября 1942 года А. Е. Мазуренко было присвоено звание Героя Советского Союза. 5 ноября 1944 года удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.

Алексей Ефимович Мазуренко родился в семье крестьянина. По национальности украинец. Член КПСС с 1942 года.

До призыва в ряды Советской Армии работал электрослесарем. Учился в планерной школе, а потом в аэроклубе. В 1938 году был призван на военную службу и направлен в Военно-морское авиационное училище, которое окончил в 1940 году.

За годы Великой Отечественной войны прошел дорога от пилота до командира полка. Многие тысячи километров налетал он на своем ильюшине над морскими просторами, над немецкими укреплениями, участвовал в боях под Ленинградом, над Прибалтикой. Вэтого за время войны отважный пилот совершил рядом 300 успешных боевых вылетов. На его личном счету страсть сколько потопленных вражеских судов, а ещё большое численность боевой техники, уничтоженной на суше.

После Великой Отечественной войны генерал-майор авиации А. Е. Мазуренко окончил высшие офицерские летно-тактические курсы и авиафакультет Военно-морской академии. Командовал частями, соединениями, работал в высших военно-учебных заведениях. С 1972 года находится в запасе, живет и работает в Ленинграде.

Капитан Челноков прильнул к телефонной трубке. Летчики эскадрильи притихли: начальник разговаривал по прямому проводу с командующим авиацией флота, и по тому, что сам командующий интересовался кого пошлют на сегодняшнее ночное поручение, все поняли, что оно не из обычных.

Да, мне говорили, приятель командующий, и кандидатуру мы уже определили. Полетит меньший лейтенант Мазуренко.

Командир эскадрильи сызнова прислушался к голосу командующего, позже постепенно ответил:

За Мазуренко я уверен. Да, он сумеет претворить в жизнь поручение...

Командир эскадрильи обвел взглядом летчиков эскадрильи и, встретившись глазами с младшим лейтенантом Алексеем Мазуренко, подозвал его к себе.

Ваш экипаж, друг Мазуренко, выделен на независимый полет. Полетите ночью. Задание получите в штабе полка посредством 30 мин. Ясно?

Так верно, приятель капитан.

Задание ответственное. Вас рекомендовали я и начальник полка. Командующий согласился. Поняли, что это значит?

Понял, друг капитан, ответил Мазуренко.

В штабе начальник полка сказал молодому летчику:

Вам предстоит сделать одиночный вылет ночью. В Финском заливе, предположительно вот в этом квадрате, начальник острием карандаша обвел небольшую клеточку на карте, ночью должны миновать вражеские суда-транспорты. Надо сыскать их и причинить потрясение. Вылет в 22.00.

Мазуренко уже слышал о подобных одиночных вылетах морских бомбардировщиков и штурмовиков. Командование не располагало достаточными силами, чтобы наносить массированные удары по вражеским транспортам. Но необходимо было удерживать под контролем воды Финского залива, мешать врагу применять транспортный и боевой флот для связи с его войсками, действовавшими супротив войск, оборонявших Ленинград. Вот для этого и посылались самолеты-одиночки. Они наносили удары по активный силе и технике, которую супротивник пытался перебрасывать к Ленинграду морским путем.

Морские летчики знали, что подобные задания давали только тем, кто зарекомендовал себя мастером самолетовождения над морем в ночных условиях, кто мог метко бомбить. Мазуренко воспринял это поручение как честь.

Ровно в десять часов вечера морской штурмовик оторвался от взлетного поля и взял вектор движения на запад. Финский залив казался с воздуха смолянисто-черным. На таком фоне приметить мишень тяжко. Нужны навык и зоркий око.

Над заданным квадратом, меняя ориентация полета, Мазуренко внимательно всматривался в гладь залива. Прошло немного минут, и внимательность его привлекла одна точка, потом стал виден силуэт транспорта.

Летчик направил авиалайнер в пике. Рассекая морской воздух, штурмовик молниеносно несся к воде, а снизу потянулись к самолету трассы пулеметных очередей.

При выводе машины из пикирования Мазуренко сбросил две бомбы. Над заливом вспенились фонтаны взрывов. Одна взрывчатка попала во вражеский транспорт, и он, окутавшись клубами дыма, стал неторопливо оседать.

,Да, не ошибся начальник эскадрильи Н. В. Челноков, назначая младшего лейтенанта Мазуренко на это ответственное поручение. Летчик с честью выполнил его.

Боевая дело этого- относительно молодого летчика началась с первых же дней войны. Алексей Мазуренко не имел боевого опыта, и в его первых боевых полетах было больше смелости, чем умения. А противник был вооружен опытом современной войны, имел превосходство в силах. Мазуренко понял, что надобно хоть отбавляй обучаться. И он стал с жадностью перенимать навык старших, таких, как начальник эскадрильи Челноков.

Шли кровопролитные бои за град Ленина. Морским летчикам-балтийцам приходилось исполнять необычные для них задания: наносить штурмовые удары не только по морским, но и по наземным целям.

Алексею Мазуренко в особенности запомнился единственный из первых воздушных боев, в котором он участвовал.

Летнее начало дня. Летчики дежурят у своих машин в ожидании вылета. Взвилась красная ракета. Капитан Челноков взлетает первым. В воздухе к нему пристраивается вся эскадрилья. Мазуренко идет с правой стороны в звене командира.

Фашисты торопились форсировать Западную Двину, наводили понтонные мосты. Танки, бронемашины и другая техника ждали переправы. Эту переправу гитлеровцы прикрывали зенитками и барражирующими мессершмиттами. И, несмотря на это, наши самолеты прорвались к переправе. Отбиваясь от немецких истребителей, летчики наши с маленький высоты нанесли сокрушительный бомбовый потрясение по фашистским танкам, бронемашинам, по самой переправе.

Мессершмитты набрасывались то на единственный, то на иной свой авиалайнер. Один из мессеров зашел в хвостище машины Мазуренко. Вражеский авиалайнер неотвязно шел следом, строча из пулеметов. Но младой пилот сумел оставить из-под удара, а фашист, проскочив мимо, попал под пламень пулеметов с соседней машины и был сбит.

Отлетался, гад! торжествующе воскликнул Мазуренко.

Но неожиданно он увидел, как мессеры зажгли авиалайнер его друга Петра Игашова. Помочь бы ему, да поздненько!

Петя, прыгай, горишь!

Не услышал товарища Петр Игашов. Видимо, он принял уже другое заключение. На пылающей машине Игашов таранил вражеский авиалайнер. Это был начальный и финальный махач Петра Игашова...

Картина геройской гибели друга на всю бытие осталась в памяти Алексея Мазуренко.

Когда летчики возвратились на свой аэропорт, к Мазуренко подошел Челноков и сказал:

Поздравляю! Вы храбро дрались!

Служу Советскому Союзу! Буду сражаться ещё лучше.

Свое обещание Мазуренко выполнил. Он понял, что одной храбрости в боях с коварным врагом всего ничего, с ним необходимо сражаться умело и умно. Молодой пилот не только стал присматриваться к тактике боя опытных летчиков, обучаться у них, но и независимо выискивать новые способы борьбы. Постепенно у него вырабатывались расчетливость, решительность, находчивость и хладнокровие.

Полк получил новые, больше совершенные машины штурмовики ИЛ-2. Летчики были ими довольны. Мазуренко овладел новым самолетом и уже не расставался с ним всю войну.

Враг рвался к Ленинграду. Шли упорные, ожесточенные бои. Морским летчикам в эту пору приходилось бомбить вражеские суда в Финском заливе и наносить удары по фашистским танковым колоннам, подползавшим к городу.

Возмужавший пилот Мазуренко приобрел боевой навык и выходил победителем из самых тяжелых, казалось, безысходных положений. Так, в одном из горячих боев плоскости самолета Мазуренко шибко пострадали от зенитных снарядов.

Обхватив обеими руками ручку управления, пилот с трудом удерживал авиалайнер, не позволяя ему свалиться в штопор. Проходили мучительные минуты. От напряжения крупные капли пота стекали со лба. Машина кренилась все больше и больше. В эту минуту Алексей Мазуренко увидел рядом машину капитана Челнокова.

Осталось чуть-чуть! крикнул ему начальник.

Собрав последние силы, пилот удержал авиалайнер в горизонтальном полете. И вот черта фронта пройдена! Челноков все время рядом. Казалось, что начальник крыльями своего самолета хотел прийти на помощь в воздухе непослушную, израненную машину.

Держись!

Когда Мазуренко на своей искалеченной машине приземлился, к нему подбежал капитан Челноков.

Молодец! Выдержал... И он крепко-накрепко обнял летчика.

День ото дня росло боевое мастерство морского летчика Алексея Ефимовича Мазуренко. За первостепеннный год войны он со своими боевыми друзьями потопил 20 кораблей, уничтожил десятки танков и немало прочий вражеской техники.

За образцовое выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество, геройство и отвагу Алексею Ефимовичу Мазуренко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Героя Балтики руководство послало обучаться. После окончания учебы его назначили на ответственный пост. Он бывал ныне и на Севере, и на Черноморском флоте, и на Балтике. За первостепеннный год войны он научился мастерски летать, тактически умело новости мордобой. Теперь он учил своему искусству молодых летчиков. Он летал сообща с ними на боевые задания и своим примером, на практике убеждал их в правильности тех или других тактических приемов борьбы с врагом. Наглядным пособием часто служили фашистские корабли. Так, на Севере Мазуренко лично потопил два немецких транспорта и девять совместно с Труппой молодых летчиков.

В январе 1944 года А. Е. Мазуренко прилетел на Балтику. Его назначили командиром полка, в котором он начинал свою службу. Радостно было увидаться со старыми боевыми друзьями. Тяжело постигать о тех, кого не стало...

В полку произошли большие перемены. Самолетов в настоящий момент хватало для всех, и все-таки летный состав в большинстве своем новички. Но Мазуренко не свыкаться вкалывать с молодыми летчиками.

Наши войска в это время готовились к тому, чтобы целиком ликвидировать колечко блокады, свыше двух лет душившее Ленинград. Перед летчиками стояли сложные задачи. Мазуренко сутками не уходил со старта. По его команде штурмовики летали на боевые задания днем и ночью. На особенно трудные задания вылетал сам начальник, водил молодых летчиков на штурмовку.

Случалось, что, попав в трудное положение, молодые летчики не выдерживали и нарушали боевой строй.

Соколики, за мной! слышали летчики в наушниках тихий звук командира и заново собирались в боевой строй, шли за ведущим и поражали мишень.

Мазуренко и на земле и в воздухе учил подчиненных маневрировать в зоне зенитного огня, проворно принимать решения, завертывать на мишень и наносить потрясение по морским и наземным объектам. Командир полка требовал от своих подчиненных строжайшей дисциплины и моральной чистоты. Он сурово покарал одного летчика, пытавшегося утаить свой проступок. Перед строем он сказал:

Мы гвардейцы! Мы никому не позволим пятнать наше славное полотнище стяга. Оно добыто кровью лучших людей, наших славных летчиков-балтийцев...

У молодых летчиков накапливался навык. Они росли, мужали, множились их победы.

Летчик Гончаров, в частности, пришел в полк неопытным сержантом. Через немного месяцев он говорил:

Я полно раз ходил ведомым нашего командира, а следом и сам стал водить штурмовики. Вырастил меня и обучил биться он, свой начальник.

Воспитанники Мазуренко, такие, как Гончаров, Карлов, Новицкий, стали гордостью гвардейской части.

24 марта 1944 года Совинформбюро сообщило об одном из геройских поступков летчиков-балтийцев. Особенно отличились тогда штурмовики А. Е. Мазуренко.

В Финском заливе появился неприятельский караван судов, шедший под сильной охраной. В серое, ненастное начало дня летчики гвардейского полка вылетели, чтобы причинить врагу бомбово-штурмовой потрясение. Группу повел Мазуренко.

Зенитная артиллерия с кораблей открыла но штурмовикам мощный жар. Но первая же пара самолетов, мастерски маневрируя, прорвалась через литой заградительный пламень и нанесла повреждение сторожевому кораблю.

Стремительно проносятся над вражескими судами летчики-гвардейцы. Высоко поднимаются столбы дыма и пламени. Это горят взорванные неприятельские корабли. Вместе с экипажами и грузом их поглощает море.

В разгар боя в машину майора Каштанкина попал зенитный снаряд. Пламя охватило авиалайнер. До аэродрома не дотянуть. Друзья услышали по радио последние его слова:

Прощайте, товарищи!

Горящий штурмовик бесстрашного гвардейца врезался во вражеский судно. Взрыв и на месте неприятельского судна остались одни обломки. Дорого заплатили гитлеровцы за существование летчика-героя!

Уцелевшие фашистские суда попытались укрыться от штурмовых ударов наших самолетов в ближайшей бухте. Но и в этом месте их настигли гвардейцы! В тот самый день фашисты потеряли два транспорта, два боевых корабля и сторожевой катерок. Мазуренко лично потопил вражеский транспорт.

Блестящие действия штурмовиков-гвардейцев получили высокую оценку. В листовке, изданной Политуправлением Балтийского флота, говорилось: Это большая виктория. Она вдохновляющий образец нарастающего удара, возросшего летного и боевого мастерства наших соколов.

Удары по врагу становились все больше меткими и сокрушительными. Гитлеровцы попытались усилить конвой, но корабли снова шли ко дну от ударов с воздуха. Увеличили прикрытие с воздуха и это не помогло.

Победы гвардейцев в значительной мере объяснялись тем, что летчики-гвардейцы по инициативе Н. В. Челнокова стали использовать свежеиспеченный способ бомбометания с предельно низких высот.

Шли упорные бои за отбояривание острова Сааремаа (Эзель), прикрывавшего подступы к Рижскому заливу. Здесь сосредоточилось 45 кораблей и транспортов противника. Гвардейцам полка Мазуренко предстояло причинить по ним массированный потрясение. Группу штурмовиков повел мастер бомбометания пилот Гургенидзе. Командир полка вылетел для наблюдения и контроля, и оттого его агрегатина шла выше группы и позади.

Противник встретил летчиков-моряков сильным зенитным огневым заслоном. Стреляла не только артиллерия вражеских кораблей, но и береговая. Однако гвардейцы пробились и с малой высоты нанесли бомбовый потрясение.

Первым сбросил бомбы и угодил в середину самого крупного транспорта пилот Гургенидзе. Мазуренко видел, как поврежденный транспорт накренился, но все ещё держался на плаву. Нет, не смог остаться в стороне от боя Алексей Мазуренко. С высоты 800 метров он ввел свой авиалайнер в пике и сбросил бомбы. От меткого удара транспорт загорелся.

Вот в настоящий момент работу позволительно полагать завершенной, набирая высоту, проговорил Мазуренко.

Атаки по вражеским кораблям следовали одна за иной. Летчики-гвардейцы потопили четыре вражеских судна и без потерь вернулись на свой аэровокзал.

За выдающиеся боевые успехи штурмовой полк, которым командовал Алексей Ефимович Мазуренко, наградили орденом Красного Знамени, а сам начальник был удостоен второй медали Золотая Звезда.

Это вдвойне знаменательное событие летчики гвардейского краснознаменного полка отметили новой победой: за немного дней они потопили три фашистских миноносца и повредили нелегкий германский крейсер.

Штурмовики-гвардейцы во главе с Мазуренко неутомимо искали и топили вражеские корабли. В 1944 году, когда развернулось победоносное штурмование наших войск, они потопили и повредили свыше 150 немецких судов. Слава гвардейцев-штурмовиков и их командира Мазуренко разнеслась по всему фронту.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Маресьев Aleksey Maresiev

Маресьев Алексей Петрович (р. 20.5.1916, Камышин), летчик, полковник (1978), Герой Советского Союза (1943), кандидат исторических наук (1956).
читать далее

Алексей Миронов Aleksey Mironov

К Маю 1943 года снайпер 1-го стрелкового батальона 1291-го стрелкового полка ( 84-я стрелковая дивизия, 2-й Украинский фронт ) Гвардии сержант А. А...
читать далее

Алексей Остаев Aleksey Egorovich Ostaev

Алексей Остаев - герой Советского Союза. Родился 15 декабря 1905 года.Алексей Остаев награжден орденами Ленина и Красного Знамени, медалями.
читать далее

Алексей Прохоров Aleksey Prohorov

В годы Великой Отечественной войны Василий Иванович Раков совершил десятки боевых вылетов. 22 июля 1944 года удостоен второй медали Золотая Звезда...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий