Известные люди

»

Алексей Прохоров

Алексей Прохоров Aleksey Prohorov Карьера: Герой
Рождение: Россия
В годы Великой Отечественной войны Василий Иванович Раков совершил десятки боевых вылетов. 22 июля 1944 года удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями. В 1946 году В. И. Раков окончил Академию Генерального штаба. В 1952 году ему присвоена ученая степень кандидата военно-морских наук, в 1953 году звание доцента. Позднее он стал доктором военно-морских наук, профессором. С 1948 года генерал-майор авиации Раков работал в Военно-морской академии. С 1971 года в запасе, живет и работает в Ленинграде.

Василий Иванович Раков родился в семье служащего. По национальности российский. Член КПСС с 1932 года. В Советской Армии с 1928 года. В 1931 году окончил военную школу морских летчиков, а в 1938 году Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования.

Звание Героя Советского Союза В. И. Ракову присвоено 7 февраля 1940 года за мужество и храбрость при выполнении боевых заданий командования.

В 1942 году окончил Военно-морскую академию.

Прославленный балтийский пилот Василий Иванович Раков прошел суровую жизненную и боевую школу. Летным делом Василий увлекся в годы, когда наша авиация только что стала вылезать на просторный простор и штурмовать мировые рекорды.

Знаменитые полеты выдающихся летчиков Громова, Шестакова и Чухновского побудили молодого ленинградского рабочего комсомольца Василия Ракова сделаться пилотом. В декабре 1928 года девятнадцатилетний юноша поступает добровольцем в школу авиаторов. После трех лет учебы он приезжает на Балтику летчиком. Мечта его сбылась, но служба над собой только ещё начиналась. Несколько лет ему пришлось служить в отряде, в котором вводились в строй молодые пилоты выпускники школ. Уже тогда у летчика стал вырабатываться свой манера и приемы в обучении летной молодежи. Василий Раков уделял исключительное внимательность методике учебной работы, ставя перед собой и своими товарищами задачи наиболее трудные и приближенные к боевой обстановке.

Василий Раков резво продвигался по службе. В 1938 году, позже окончания Высших авиационных курсов усовершенствования, он стал распоряжаться эскадрильей бомбардировщиков. Его эскадрилья отличалась высокой боевой выучкой, слетанностью, товарищеской сплоченностью. Командир эскадрильи в совершенстве владел искусством слепого полета над безбрежным, зачастую беспокойным морем и с здоровый высоты поражал движущиеся цели.

Опыт бомбометания летчиков эскадрильи В. И. Ракова изучали и перенимали многие морские летчики. Раков не раз получал от высшего командования благодарности за отличную работу.

Во время войны Василий Иванович Раков водил на боевые задания тяжелые, нагруженные бомбами самолеты своей эскадрильи и днем и ночью.

Особенно ему запомнился начальный боевой вылет.

Нам оказана высокая боевая честь, сказал он летчикам, истребить вражеский аэровокзал. Лететь нам неблизко. Погода нелетная. Смелость и безошибочный расчет в действиях вот что нам необходимо.

Брезжит рассвет. Над аэродромом низкая облачность, начался снегопад. Взлетела зеленая ракета. Взвихрив снег, поднялось первое звено. Следом второе, третье...

Видимость была до того неважный, что Раков порою не различал машин своего первого звена. Они то появлялись, то скрывались в облаках и густом тумане. Снег пошел сильнее. Самолетам пришлось снизиться и лететь на высоте 30 40 метров. Особенно опасным оказался полет над заливом, где облака сливались с водой. Требовалось большое мастерство, чтобы удерживать высоту и не врезаться в залив. Это был риск дерзкий, но обоснованный. Раков верил в своих летчиков, которых он обучил обладать техникой слепых полетов.

Самолеты пересекли залив и, прижатые снежными облаками, бреющим полетом прошли над лесом. В районе цели облачность мало поднялась. Набрав высоту, Раков увидел аэродром: знакомый по карте островок, а на нем мачты радиостанций, ангары, здания. Загорается красная лампа, за ней зеленая. Когда вспыхнет белая так удерживать! никакие отклонения от боевого курса невозможны. Вот уже и белые лампочки горят перед всеми командирами боевых машин. Раков первым сбросил груз и, развернувшись, стал следить за работой своих ведомых. Он видит, как столбик огня, дыма и обломков подымается над ангаром прямое попадание! В черном дыме взлетает на воздух и второй ангар. Рушится мачта радиостанции. Взрывы следуют единственный за другим. Накрыты бомбами и главные сооружения аэродрома.

Враг, как и предполагал Раков, был застигнут врасплох. Он не ожидал налета в такую непогоду. Зенитки стали новости жар уже вдогон уходившим советским самолетам позже того, как на земле отгрохотали разрывы бомб. Сомкнутым строем, без потерь возвращались балтийцы домой.

Капитан Раков служил для летчиков примером мужества и стойкости. Однажды он получил в особенности сложное задание: произвести основательный рейд и разбомбить единственный из крупных приморских объектов. Раков прошел над морскими зимними просторами, точь-в-точь вышел на мишень и обрушился на врага. Но отважных летчиков встретил шквал огня. Они набрали высоту. Снаряды плотно ложились около них. Однако мишень уже дана штурманом, и Раков по-прежнему держит боевой вектор движения. Строго выдюжить вектор движения, прыть и высоту непременное обстоятельство прицельного бомбометания. Вприятель левый двигатель его машины грубо затрясло. Подбит, подумал он, только бы не пожар! Ведь бомбы ещё не сброшены, а мишень осталась позади.

Вот тут и сказался летный нрав. Раков выключает левый движок и под сильным огнем зениток на высоте 300 400 метров снова ложится на боевой вектор движения и идет на мишень. Командир должен метко скинуть свой груз. Ведь по его расчетам будут бомбить остальные! Штурман сбрасывает в конце концов бомбы на вражеский судно. Вслед за Раковым бомбит его эскадрилья. Теперь не возбраняется ворочаться!

К машине командира пристраиваются остальные, но летчикам, чтобы не обогнать командира, приходится ходить на неполных оборотах. Раков с беспокойством смотрит на часы. До аэродрома ещё вдали. Если машины будут держаться за ним, они до вечера не успеют возвратиться. А посадка в темноте на их маленьком аэродроме опасна. После короткого раздумья начальник отдает по радио приказ: Всем самолетам бросить меня и шагать на аэровокзал. Я дойду один. Самолеты проходят вперед, но стараются не утрачивать командира из виду им тяжко покинуть его над неприятельской территорией с подбитым мотором. Но начальник ещё раз подтверждает свой приказ: Всем ходить на аэродром. Самолеты скрываются. Машина Ракова идет одна в густых облаках. Кабина покрывается льдом. И только сквозь полтора часа полета пилот совершил посадку.

Взаимная выручка и товарищеская подмога неписаный воинский закон, свято соблюдавшийся летчиками.

Как-то в бою была солидно повреждена одна из машин. Ее не оставили. Шли сомкнуто, не говоря ни слова, как бы поддерживая на своих крыльях подбитого. Попавший в беду пилот видел тот самый железный товарищеский строй, видел рядом Ракова и шел из последних сил. Так и вернулись на аэропорт.

Был происшествие, когда во время воздушного боя горящий авиалайнер младшего лейтенанта Курочкина, преследуемый вражескими истребителями, исчез. Раков вывел самолеты из боя. Но что с Курочкиным? Прошли томительные минуты. И вот радист передал ему записку: Задание выполнено. Самолет горит. Сбил два неприятельских самолета. Курочкин. Значит, не погиб храбрый пилот! И начальник решает активизировать его поиски. Но откопать его удалось не безотложно. Сначала в мерзлый безбрежной пустыне обнаружили полусгоревший, дымившийся авиалайнер, а потом и экипаж Курочкина. Три человека стояли примерно разводья и махали шлемами. Раков спустился, присмотрелся и увидел, что нелегкий авиалайнер усадить воспрещено. Тогда он сбросил вымпел: Ждите. Скоро буду и улетел. Через некоторое время он вернулся на учебном самолете и спас товарищей.

Капитан Раков перед боевым вылетом неизменно готовил своих подчиненных к преодолению трудностей и опасностей. Но когда самолеты возвращались из тяжелого полета на аэропорт, он сухо и кратко докладывал: Задание выполнено.

Противодействие было?

Было.

И все. А о том, что он прорывался со своими соколами сквозь многослойный пламень, посредством сплошные завесы разрывов, о том, как он дрался с яростно наседавшими вражескими самолетами, Раков сказывать не любил.

Как бы ни было сложно, рискованно и угрожающе боевое поручение, он вечно возвращался с победой. Когда позже одного в особенности удачного полета Ракова спросили, в чем секрет его боевых успехов, он ответил:

Если в мордобой вылетает 12 экипажей, но я не уверен хоть в одном из них значит, я не могу ручаться за фарт операции. Вот отчего я навалом работаю с каждым человеком, досконально изучаю людей, воспитываю их.

Свои глубокие знания, боевой навык, новаторские приемы в тактике бомбардировочной авиации он со свойственным ему педагогическим даром передавал молодым пилотам. Раков отличался особым умением взращивать в них отвагу, решительность и хладнокровие качества, до того необходимые в боевой обстановке.

Учеников Василия Ивановича не возбраняется было повстречать на всех фронтах. Но в особенности немало летчиков он обучил в дни Великой Отечественной войны на Балтике. Зачастую они сражались рядом, крыло к крылу со своим учителем.

Его храбрость, настойчивость и свобода к победе при выполнении боевых заданий служили образцом для подчиненных... Требовалось причинить бомбовый потрясение по железнодорожной станции, где скопилось как собак нерезаных техники противника. Погода была скверная. На выполнение этого трудного задания вылетела группа самолетов во главе с Раковым. Гвардейцы пробились через завесу зенитного огня. Раков первым подошел к станции и с поразительной точностью сбросил на мишень бомбовый груз. Уверенно действовали и его ведомые. Горели эшелоны, была объята огнем станция. Но и в машину командира попал снаряд. Она стала нехорошо управляема и вот-вот могла свалиться в штопор. Большим напряжением воли и сил Раков удерживал ее и продолжал возглавлять действиями летчиков. И только следом того, как убедился, что железнодорожная станция разрушена, а воинские эшелоны разбиты, ушел от цели.

В 1943 году Раков благополучно бомбил вражеские артиллерийские батареи, взрывал склады с боеприпасами и горючим, пускал под откос воинские эшелоны, выводил из строя железнодорожные станции и мосты.

Однако чаще всего эскадрилья майора Ракова вылетала на истребление вражеских дальнобойных артиллерийских батарей, обстреливавших Ленинград. Эти батареи враг скрупулезно маскировал. Когда наши самолеты поднимались в воздух, фашисты прекращали жар. Это облегчало положение города, но усложняло задачу летчиков. Иной раз приходилось действовать два-три захода на мишень, в свое время чем удавалось приметить ее и свалить бомбы.

За время войны под Ленинградом Раков недурственно изучил окрестности города, знал всякий бугорок в тех местах. Но зачастую из-за дрянной погоды полеты не производились. Стояла низкая облачность. Не выдержав, Раков обратился к командиру дивизии:

Разрешите слетать на бомбежку хотя бы с горизонтального полета.

С горизонтального бомбят другие, а мы пикировщики, у нас важные малоразмерные цели, ответил комдив.

Раков и сам это знал, но он стремился в махач. Однажды перед ним была поставлена такая задача: группе в составе двух звеньев в условиях нехороший видимости, при недостаточной для атаки с пикирования высоте облачности причинить неожиданный бомбовый потрясение по вражескому командному пункту.

Учитывая обстановку, Раков подготовил два варианта атаки цели: с крутого и пологого пикирования. Второй вариант не снабжал снайперского попадания бомб в мишень, потому начальник центровой расчет для себя делал на атаку с крутого пикирования. Риск был велик, но мишень стоила того.

Подвесьте мне три пятисотки, остальным по две! приказал он техническому составу.

Когда шестерка самолетов поднялась в воздух, Раков убедился в сложности обстановки.

Второй вариант! передал он по радио ведомым.

Сам же решил штурмовать мишень с крутого пикирования.

Противник скрупулезно маскировался. Ведущий знал, что командный пункт находился под землей. Автомашины к нему рядом не подъезжали, а останавливались в отдалении, в укрытии. Далее к КП вели тропинки, а вслед за тем и они грубо обрывались.

Не обманете, тут у вас маскировочная сеть, подумал Раков, когда с трудом разглядел такую картину. Именно на тот самый белый участок, лишенный всяких следов, он и направил свой авиалайнер.

Рассчитав миг ввода в пикирование, начальник эскадрильи энергично отжал штурвал. Самолет без малого отвесно пошел к земле. На прицеливание были затрачены практически мгновения.

В самую точку положили! возбужденно доложил штурман Давыдов, когда авиалайнер был выведен из пикирования у самой земли.

Ведомые, следуя указанию командира, последовательно штурмовали мишень с пологого пикирования. Задание командования было выполнено.

В январе 1944 года началась подготовка к наступлению. На долю летчиков выпала проблема подсобить наземным частям одолеть сопротивление врага и разгромить его у стен Ленинграда.

В. И. Раков со своими летчиками участвовал в ожесточенных боях в районе Синявина, Мги, Красногвардейска, Кингисеппа. На ПЕ-2 он неоднократно летал на бомбежку артиллерийских батарей, варварски обстреливавших Ленинград. Экипажи пикировщиков под его командованием смело расчищали стезя наступавшей пехоте. С земли нередко передавали: Молодцы! Действуете отлично.

В руках Ракова ПЕ-2 из бомбардировщика часто превращался в штурмовик. Наши сухопутные войска в районе Ропши, Волосова и Елизаветина не раз наблюдали, как пилотируемый Раковым авиалайнер устремлялся в пике, пилот сбрасывал бомбовый груз, а далее на бреющем полете обстреливал гитлеровцев из пулемета.

Очень трудным оказался налет на ж-д мост за Нарвой. К пикировщикам с земли отовсюду тянулись белесые трассы. Но с боевого курса сворачивать уже было не разрешено. Раков и на тот самый раз остался верен своему правилу и сбросил бомбы на мишень, только снизившись до предела.

Позднее летевшие позади командира пилоты рассказывали ему:

Одна ваша взрывчатка упала на мост, другая у самых устоев на полотне дороги. Взрывы взметнулись крайне приподнято. Мы подумали, что вы взорвались. Но смотрим летите!

Однако пикировщик Ракова был до такой степени искалечен, что штурман ожидал команды оставить авиалайнер. Только хладнокровие, выносливость, мастерское управление помогли Ракову дотянуть до своей территории и усадить авиалайнер на своем аэродроме.

В июне 1944 года В. И. Раков был назначен командиром гвардейского авиационного полка пикирующих бомбардировщиков. Вооруженный богатым опытом, он с присущей ему энергией взялся за повышение боевой выучки летчиков.

Об одном из наиболее выдающихся геройских поступков В. И. Ракова в официальном документе того времени говорится: 16.7.44 г. гвардии подполковник Раков, преодолевая мощный заградительный жар зенитной артиллерии, с группой самолетов пробился к цели в военно-морскую базу Котка и точным бомбовым ударом с пикирования потопил вражеский броненосец береговой обороны.

Фашисты, когда им пришлось туго на побережье Финского залива, решили ввести в действо флагманский судно Ниобе. Своей артиллерией он должен был прийти на выручку потрепанные в боях сухопутные части. Но откорректировать дела на фронте с помощью броненосца гитлеровцам не удалось. Раков долговременно охотился за Ниобе. И вот стало известно, что судно прибыл в военно-морскую базу. Наконец-то! В приподнятом настроении, с твердой решимостью во что бы то ни стало потопить броненосец, Раков вылетел во главе 28 пикирующих бомбардировщиков. Одновременно с их вылетом группа лавочкиных блокировала сопредельный с базой вражеский аэропорт, чтобы авиация гитлеровцев не могла стать поперек дороги бомбовому удару по кораблю.

Ракову была известна организация огневой защиты вражеского порта, над которым он не раз летал. Он предвидел, что встретит труднопреодолимую стену заградительного огня, и загодя подготовился к этому. Машины поднялись в воздух. Передовое звено гвардейцев повел сам Василий Иванович. Ему предстояло первому свалить бомбы и скинуть так, чтобы накрыть броненосец, по иному могли бы очутиться безрезультатными все последующие атаки пикировщиков.

Под крыльями краснозвездных самолетов простиралась безбрежная гладь близкий Балтики. Вскоре показалась знакомая панорама порта. Командир по радио приказал: Приготовиться к атаке! Самолеты легли на боевой вектор движения. Враг открыл буйный орудийный и автоматный пламень со всех береговых батарей, прикрывавших базу. Ожесточенная пальба велась и зенитными орудиями броненосца. К самолетам протянулись огненные трассы. Черные шапки разрывов повисли в небе. Но тщетны были усилия врага! Прорвав огневую завесу, Раков твердо повел гвардейцев прямо на мишень. С первого захода звено Ракова накрыло броненосец бомбами, и он перестал палить. Второе звено летчиков, которых вел в атаку гвардии майор Пономаренко, метким попаданием двух бомб решительно решило судьбу корабля. Ниобе загорелся, сквозь немного минут последовал сильнейший взрыв. Окутанный дымом и объятый пламенем броненосец накренился и начал тонуть. Около 300 гитлеровцев сообща с кораблем нашли себе могилу на дне моря.

При выполнении этого задания отличились ещё гвардейцы, которых вели в мордобой гвардии капитан Усенко и командиры звеньев Аносов и Калашников.

С любовью и уважением отзывался полковник Раков о лучших, смелых и мужественных людях своей части. А они, в свою очередность, гордились тем, что воевали под командованием до того прославленного боевыми делами офицера. В полку стал традиционным девиз командира Ракова, являвшийся непреложным законом боевой жизни летчиков-гвардейцев: В бою с курса не сворачивать, сражаться до последнего вздоха. И всякий стремился придерживаться вдохновляющему примеру офицера-коммуниста Ракова, свято исполнить клятву, данную при развернутом гвардейском знамени: Своими бомбовыми ударами мы будем истреблять врага. Нет и не будет ему от нас пощады до тех пор, в то время как в нашей груди бьется сердце и в жилах течет кровь...

С большим воодушевлением и чувством законной гордости за своего командира и за свой полк встретили воины известие, что их начальник В. И. Раков за отличное выполнение боевых заданий, высокое летное мастерство, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагом, Указом Президиума Верховного Совета СССР награжден второй медалью Золотая Звезда.

О славных делах В. И. Ракова и его летчиков советских времен народонаселение не раз узнавал следом из сводок Совинформбюро.

Так, 19 сентября 1944 года летчики под командованием Ракова нанесли массированный потрясение по одной из военно-морских баз, по военным кораблям и транспортам, занимавшимся перевозками в Прибалтике, В то время гитлеровское руководство стремилось всеми силами удержать порты в Прибалтике, посредством которые ещё могла осуществляться связь между Германией и группировкой войск в Латвии и Эстонии.

Самолеты, ведомые гвардии полковником Раковым, уже на подходе к цели встретили сильное сопротивление. Помимо зенитного огня район прикрывался вражеской авиацией. Однако балтийские соколы прорвались к судам, стоявшим на базе, и нанесли точный бомбовый потрясение. В результате этого налета гитлеровцы потеряли три транспорта и три подводные лодки. Кроме того, были капитально повреждены два транспорта, разрушены многие портовые сооружения склады, пирсы и плавучий док. В разыгравшихся при этом воздушных боях наши истребители сшибли 19 самолетов противника.

В годы Великой Отечественной войны дважды Герой Советского Союза В. И. Раков сделал десятки боевых вылетов. Бесстрашный советских времен пилот потопил 12 вражеских кораблей различных классов. На его геройских поступках во славу Родины воспитываются воины-авиаторы.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Рогов Aleksey Rogov

Героя Советского Союза (22.10.41). Награжден орденом Ленина.
читать далее

Алексей Рязанов Aleksey Ryazanov

В годы Великой Отечественной войны А. К. Рязанов сражался на Юго-Западном, Центральном, Брянском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, 2-м..
читать далее

Алексей Скурлатов Aleksey Skurlatov

Алексей Скурлатов - прототип героя памятника "Алеша", солдат Советской Армии, участник ВОВ. Родился 18 июня 1925 года.Алексея Скурлатова призвали в..
читать далее

Алексей Федоров Aleksey Fedorov

Партизанские отряды и соединения, которыми он командовал, осуществили ряд смелых операций в тылу врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий