Известные люди
»Алексей Рязанов
Рождение: Россия, 27.2.1920
В годы Великой Отечественной войны А. К. Рязанов сражался на Юго-Западном, Центральном, Брянском, Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском, 2-м Прибалтийском фронтах. Был командиром эскадрильи, а затем помощником командира авиаполка. Совершил 509 боевых вылетов, провел 97 воздушных боев, сбил лично 31 самолет противника и 16 в группе. 24 августа 1943 года ему присвоено звание Героя Советского Союза. 18 августа 1945 года за новые подвиги он удостоен второй медали Золотая Звезда. Награжден также многими орденами и медалями.
Алексей Константинович Рязанов родился в семье крестьянина. По национальности российский. Член КПСС с 1942 года. В Советской Армии с 1939 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
После Великой Отечественной войны окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе, а потом Академию Генерального штаба. В настоящее время генерал-майор авиации А. К. Рязанов продолжает службу в войсках ПВО.
Самолет с фашистской свастикой на плоскостях и фюзеляже летел над советской землей. Летел открыто, не таясь, более того не пытаясь маскироваться.
Это было 22 июня 1941 года.
Хеншель-126 держал вектор движения на восток. Задание, с которым он направлялся в глубь советской территории, не казалось необычным его экипажу. Бомбардировка мирных городов, расстрел с воздуха безоружного населения стали для гитлеровцев привычным делом и до сих пор не были связаны с особым риском. Летчики фашистской армии привыкли к легким победам в Западной Европе.
Однако на полпути между государственной рубежом Советского Союза и столицей Украины авиалайнер со свастикой был атакован краснозвездным истребителем. Короткая схватка и от хеншеля-126 осталась на земле только груда полуобгоревших обломков...
Сбил тот самый фашистский авиалайнер в памятное июньское воскресенье 1941 года летчик-истребитель Алексей Рязанов. Через немного дней от его метких очередей нашел свою погибель второй фашистский авиалайнер на тот самый раз нелегкий бомбардировщик хейнкель-111.
Список боевых побед А. К. Рязанова, позднее одного из прославленных летчиков Военно-Воздушных Сил СССР, был открыт.
Алексею Рязанову тогда чуть-чуть перевалило за двадцать, он ещё не был умудрен боевым опытом. Его злободневный тракт, собственно, ничем не отличался от жизни миллионов других советских юношей, которые родились и выросли потом Великого Октября.
Учился в советской школе. Страстно мечтал быть похожим на героев гражданской войны, подвиги которых звучали уже как сказка. Завидовал тем, кто строил Комсомольск, Магнитку, возводил Днепрогэс, штурмовал Северный полюс, совершал дальние беспосадочные перелеты. Юношеское влечение к романтике привело его в авиацию в нашей стране всякий может избрать себе профессию по душе. Окончил училище, стал военным летчиком. В строевой части упрямо овладевал мастерством истребителя. Жизненный дорога только начинался.
И вот махаловка... Трудно было нашей армии в ту пору. Враг, рвался вперед, стремясь применять свои временные преимущества. Чтобы поддержать наземным войскам сдержать тот самый свирепый натиск, советское руководство бросало в махач все имевшиеся в наличии самолеты. На каждого летчика, тот, что был тогда в строю, приходилась предельная нагрузка.
Пока авиационный полк, в котором служил Алексей Рязанов, вел боевые действия на Украине, на счету летчика числилось уже четыре сбитых вражеских самолета.
Прошел первостепеннный год Великой Отечественной войны. Дважды орденоносец капитан Рязанов был назначен командиром эскадрильи истребительного авиационного полка. Теперь на его плечи легла ответственность за весь боевой коллектив, за его воспитание и обучение.
Год непрерывных ожесточенных боев явился огромной школой боевого мастерства. Воюя с врагом, Рязанов настойчиво учился, не переставал совершенствовать свои знания и навыки. Повышать порядок культуры воздушного боя тот самый принцип был положен молодым командиром в основу работы с летным составом. Он разбирал с летчиками всякий проведенный мордобой, характерные приемы и методы врага, свои удачи и неудачи. В соответствии с этим намечались планы действия на грядущее.
Бесспорной заслугой командира эскадрильи стало то, что он приучал каждого летчика подразделения применять в воздухе радио.
Сейчас нереально себе представить, чтобы пилот мог двинуться в полет и исполнять поручение без комплекса радио и радиолокационной аппаратуры. Но в 1942 году занятие обстояло немного по иному. Хотя радио к тому времени уже непоколебимо утвердилось в авиации, ещё не все летчики, в особенности в истребительной авиации, применяли его.
Объясняется это легко. В состав летного экипажа бомбардировщика, как известно, входит немного мужчина. Например, пилот всецело поглощен управлением, то есть пилотирует авиалайнер в воздухе. А для того чтобы полет происходил метко в заданном направлении, на борту самолета есть штурман, тот, что прокладывает потребный вектор движения на карте, делает необходимые навигационные измерения и расчеты, непрерывно контролирует, где летит авиалайнер, сколь ему осталось до цели и т. д. Воздушный стрелок-радист поддерживает по радио связь с землей, в случае же нападения на авиалайнер отражает атаки огнем пулемета или пушки, которые имеются в его распоряжении. Таким образом, любой из членов экипажа выполняет определенную доля общих обязанностей.
В различие от этого на самолете-истребителе функции всех членов экипажа совмещены в одном лице. В полете летчику, вестимо, нежелательна какая-либо дополнительная нагрузка, тем больше, если она не кажется весьма нужной. Поэтому некоторые истребители относились с известным предубеждением к сложной радиоаппаратуре на самолете. В силу привычки считалось, что радио совсем не непременно в полете. Как и вечно, новое завоевывало право на существование в борьбе со старым.
Пока на самолете не было радиооборудования, истребитель, поднявшись в воздух, действовал, полагаясь всецело на свои собственные возможности. Он в буквальном смысле слова оставался единственный в бескрайнем небе. Если же летела группа, тогда ею управлял начальник ведущий. Но как? В его распоряжении для этого было немного команд, которые он мог передать заблаговременно обусловленными движениями самолета, к примеру покачиваниями с крыла на крыло, пикированием в сторону цели и т. и.
Чтобы привести тактику воздушного боя в соответствие с боевыми возможностями авиационной техники, нужно было радикально разделаться с существовавшей недооценкой радио для управления самолетами в воздухе. На смену традиционной и, пожалуй, центровой для того времени команде: Делай, как я! следовало быстрее внедрять радио с его огромными возможностями четкого и непрерывного управления.
Капитан А. К. Рязанов несть числа сделал в этом отношении в своей эскадрилье. В то же время он считал делом первейшей важности для себя, как командира, не снимать целиком с вооружения испытанную в авиации команду: Делай, как я! ибо в широком смысле она означает, что начальник это эталон для подчиненных вечно и повсеместно.
Командир авиационного подразделения это ведущий в полном смысле слова. На земле, перед боями, он возглавляет учебу своих летчиков, организует систематические тренировки, периодически вылетает с каждым из них в отдельности. Ему подчинены многие специалисты самых различных профессий и квалификации. Командир эскадрильи направляет усилия каждого из них и всего подразделения в целом на образцовое вывод боевых задач. В полете же он лично возглавляет свою группу и, как правило, первым устремляется в атаку на врага. Если, к примеру, командиры стрелкового батальона или артиллерийского дивизиона руководят действиями своих подразделений, находясь на командном или наблюдательном пункте, и им незачем в бою исполнять функции, допустим, автоматчика, пулеметчика, номеров орудийных расчетов, то начальник эскадрильи поставлен в иные условия. Управляя подразделением, он находится в едином с ним строю, ведет мордобой теми же средствами, тем же оружием, что и его летчики. Он ведущий, все остальные его ведомые. Нужно ли калякать, что в эдакий обстановке мощь личного примера возрастает стократно.
Вцолне без сомнения тяготение каждого летчика научиться так же ясно и непринужденно править своим самолетом, подчинять его своей воле, мочь одним духом и нежданно для противника осуществить маневр в бою, как это делает его командир; он стремится быть таким же смелым и находчивым, таким же выносливым и зорким, как его командир; он хочет разить врагов так же метко и беспощадно, как его начальник. Все это делает непреложным законом имеющееся правило: начальник во всем должен быть на голову выше подчиненных.
Именно таким командиром был для своих летчиков коммунист Алексей Константинович Рязанов. Прежде всего он сам неустанно учился на опыте ветеранов-однополчан, таких, как начальник эскадрильи капитан А. Г. Карманов, посмертно удостоенный звания Героя Советского Союза. Теперь у него, Алексея Рязанова, учились, его личному примеру следовали новые воздушные бойцы. Одним из них был И. Н. Степаненко, с начала 1942 года ставший его ведомым. Под руководством Рязанова Степаненко провел основополагающий воздушный махач на Брянском фронте 12 июня 1942 года, а через ещё три дня одержал и первую свою победу, сбив юнкерс.
Обучая и воспитывая подчиненных, Алексей Константинович увеличивал и свой собственный боевой счет.
12 июля 1942 года восемь наших истребителей прикрывали действия наземных войск в районе Землянска на Брянском фронте. Навстречу им летели 24 бомбардировщика Ю-87 в сопровождении восьми мессершмиттов. Группа советских авиаторов смело вступила в неравный махач с превосходящими силами противника, не дав ему свалить бомбы на боевые порядки наземных войск. В итоге боя было уничтожено семь вражеских машин. Капитан Рязанов в этом бою лично сшиб вражеский бомбардировщик. А всего на протяжении только одной недели в трех воздушных боях, проведенных им вслед за тем назначения командиром эскадрильи, Рязанов уничтожил три фашистских самолета.
Вскоре руководство перебросило полк, в тот, что входила эскадрилья Рязанова, на иной участок советско-германского фронта, ставший решающим в ту тяжелую для нашей Родины пору лета и осени 1942 года. Здесь, в междуречье Волги и Дона, воздушные бои носили невиданный по своему напряжению нрав. Каждый вылет это воздушный мордобой, причем, как правило, с превосходящими силами противника. 21 августа шесть истребителей, ведомых капитаном Рязановым, прикрывали группу своих штурмовиков. При подходе к объекту группу штурмовали восемь МЕ-109. Истребители отбили эту атаку, уничтожив два мессершмитта. Одного из них сшиб Рязанов. Наши штурмовики потерь не имели.
В иной вылет А. К. Рязанову довелось скрестить оружие уже не с мессершмиттами, повадки которых он успел основательно исследовать, а с их итальянскими коллегами макки-200. И сызнова одержана виктория. В итоге этого боя на личном счету Рязанова кроме самолетов всех типов собственно немецкого производства появился итальянский истребитель. И так день за днем, от вылета к вылету выковывались, шлифовались великолепные качества несгибаемого воздушного бойца.
Весна 1943 года началась ожесточенными воздушными сражениями в небе Кубани. Советская авиация боролась за безраздельное господство в воздухе.
Ряд летчиков-новаторов, в их числе и А. К. Рязанов, вносили свой вклад в всевозможный арсенал тактических приемов и способов, из которых складывается наука побеждать. Поиск, сближение с противником, штурмовая вылазка, выход из боя, преследование все эти элементы воздушного боя отличались в исполнении новаторов тактической зрелостью, глубиной замысла, технической отточенностью. Росло цифра побед, которые были следствием их высокого профессионального мастерства и культуры воздушного боя.
С этой точки зрения показателен махач, проведенный четырьмя нашими истребителями супротив четырех МЕ-109 в районе станицы Абинская. Умело используя тактико-технические данные истребителя ЯК-1, наши летчики сумели навязать противнику наименее выгодные для него условия. В итоге этой схватки недруг потерял три из четырех машин прямо над районом боя, а четвертая ушла за линию фронта подбитой. Два самолета сшиб в этом бою Рязанов.
На иной день Рязанов повел на поручение шестерку яков. Вновь завязался ожесточенный воздушный махач, в результате которого недруг потерял четыре истребителя. Капитан Рязанов продолжал преследование пятого до аэродрома примерно Анапы, уже в тылу врага. Обстановка грубо усложнилась. В районе аэродрома пилот обнаружил шесть немецких бомбардировщиков. К ним на подмога взлетела большая группа истребителей.
Быстро оценив положение, Рязанов понял, что в настоящее время он сам оказался в положении преследуемого. В таких условиях лучшая оборона атакование. И пилот вступил в неравный махач. С дистанции 50 метров с первой очереди он зажег единственный из ведомых бомбардировщиков. Взлетевшие мессеры, в свою очередность, обрушились на дерзкий истребитель.
Находясь в центре вражеских самолетов, Рязанов отбивал одну за иной непрерывные вражеские атаки, стремясь во что бы то ни стало подступить к линии фронта. И это ему удалось! Больше того, он сшиб одного из наседавших врагов. Однако уже над линией фронта его израненный авиалайнер потерял управление и перешел в отвесное пике. Теперь все возможности для продолжения боя были целиком исчерпаны. Летчик выбросился из неуправляемой машины и приземлился в горах, на самой линии соприкосновения наших наземных войск с противником. Друзья-пехотинцы помогли Рязанову достигнуть до своих траншей, а потом доставили на аэропорт.
Указом Президиума Верховного Совета СССР в августе 1943 года А. К. Рязанову было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени он произвел 407 боевых вылетов, лично сшиб в воздушных боях 19 самолетов противника и 16 в группе. И тот самый победный счет героя неизменно продолжал увеличиваться!
Начав 22 июня 1941 года нелегкий воинский дорога от государственной границы реки Прут и пройдя посредством Сталинград, Брянщину, Прибалтику, приятный воздушный воин великой армии дошел до границ Восточной Пруссии. 509 раз поднимался он на выполнение боевых заданий. Это было и прикрытие наземных войск, и патрулирование, и разведка, и сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков, и полеты на перехват воздушного противника и на штурмовку его войск, и блокирование аэродромов, и свободная охота.
26 января 1945 года Рязанов провел свой 97-й воздушный махач. Это произошло южнее города Салдус в Прибалтике. 13 наших ЯК-9 барражировали над полем боя, обеспечивая боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков. Они встретились с 20 гитлеровскими фокке-вульфами. В бою советские летчики уничтожили 10 самолетов врага, а сами не потеряли ни одного. Майор Рязанов лично сшиб единственный фашистский истребитель 31-й на его боевом счету. В этом бою пилот был ранен. В третий раз за время войны пролил А. К. Рязанов свою кровь. На тот самый раз ранение оказалось тяжелым. Тем не менее он не оставил боевую машину, подбитую зенитками, и сумел усадить ее на своей территории.
Победа была уже близка. И хотя Рязанов не мог в те дни подняться в воздух, он шел навстречу ей вкупе со своей частью, в которой вырос до заместителя командира полка.
За беспримерный героизм и мужество в боях с врагами Алексеи Константинович Рязанов был вторично представлен к званию Героя Советского Союза. Командир соединения, характеризуя Рязанова, написал на этом представлении: Лучший пилот соединения, бесстрашный воздушный боец.
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Скурлатов Aleksey Skurlatov
Алексей Скурлатов - прототип героя памятника "Алеша", солдат Советской Армии, участник ВОВ. Родился 18 июня 1925 года.Алексея Скурлатова призвали в..
читать далее →
Алексей Федоров Aleksey Fedorov
Партизанские отряды и соединения, которыми он командовал, осуществили ряд смелых операций в тылу врага. Указом Президиума Верховного Совета СССР от..
читать далее →
Алексей Айги Aleksey Aigy
Есть композиторы, которых можно назвать новаторами или первооткрывателями стилей, звуков, технологий. Я этим не занимаюсь. В каком-то смысле мою..
читать далее →
Алексей Аксёнов Aleksey Aksenov
Советский композитор, музыковед и педагог.
читать далее →