Известные люди

»

Алексей Мерзляков

Алексей Мерзляков Aleksey Merzliakov Карьера: Критик
Рождение: Россия
Мерзляков Алексей Федорович - известный критик и поэт (1778 - 1830). Родился в небогатой купеческой семье.

Учился в Пермском народном училище, где обратил на себя участливость "Одой на заключение мира со шведами", дошедшей до императрицы Екатерины II. Его на государственный счет определили в университетскую Московскую гимназию. Студентом он сблизился с Жуковским и был членом "Дружеского литературного общества", задавшегося целью "очищать привкус, развивать и предуготовлять понятия обо всем, что изящно, что превосходно". Многим обязан он советам Дмитриева. Первые поэтические опыты Мерзлякова появились в журнале Подшивалова : "Приятное и полезное препровождение времени" (1796). Молодой стихотворец подражал Ломоносову, Державину, Карамзину. В "Утренней Заре" Мерзляков поместил оду: "Непостижимому", очевидно рассчитанную на соревнование с одой Державина "Бог". Здесь напечатаны "Песнь Моисеева по прохождении Чермного моря", имевшая особый фарт, и перевод "Ars Poetica" ("Наука Стихотворения") Горация. В 1804 г. Мерзляков получил уровень магистра и кафедру российского красноречия и поэзии, которую занимал в Московском университете до самой смерти. В начале 1812 г. Мерзляков открыл серию публичных лекций, собиравших цвет литературного и аристократического общества. Прерванные нашествием Наполеона, лекции возобновились в 1816 г. и дали разбор популярнейших произведений тогдашней русской литературы. В общем Мерзляков был самым видным представителем университетской словесной науки в течение первой трети XIX в. При вступлении на кафедру он не нашел в русской литературе господства какой-либо одной определенной и общественной школы. Авторитет Сумарокова казался непоколебимым, имя Ломоносова как поэта - священным. "Россиада" Хераскова считалась последним словом русского эпического гения; с иной стороны, публика зачитывалась балладами Жуковского, и сообща с ним проникали туманные образы немецкого романтизма. Немного позже, в что ни на есть зрелый отрезок времени профессуры Мерзлякова, стали являться первые произведения Пушкина. Природный, жутко развитой художественный привкус помешал Мерзлякову замкнуться в классическую схоластику. Он первостепеннный отделил преподавание русской словесности от древних литератур и сообщил кафедре русской литературы самостоятельное значимость. До Мерзлякова разбор образцов отечественного слова происходил на основании латинских риторик. Мерзляков вписал в преподавание свой критический гений, выдвинул на первостепеннный проект национальное содержание русских произведений и старые руководства заменил новыми. Но реорганизация дальше не пошла. У Мерзлякова не оказалось довольно смелости и энергии, чтобы бесповоротно порвать с традициями педантизма. Он положил в основу своего преподавания сочинение немецкого эстетика Эшенбурга. Составленные им "Краткое начертание теории изящной словесности" и "Краткая риторика" представляли перевод или пересказ идей Эшенбурга; но переводчик часто вставлял в контент такие мысли, которые негусто соответствовали подлиннику: "Произведения изящных искусств, - писал, в частности, Мерзляков, - как предмет чувствования и вкуса, не подвержены строгим правилам и не могут, кажется, обладать постоянной системы или науки изящного". Несравненно важнее всяких правил - критика вкуса. Эта двойственность идей и приемов проходит посредством всю дело Мерзлякова. В теории он, в частности, в соответствии Горацию, делил всю поэзию на два рода - эпический и драматический, а лирическую поэзию включал в разряд эпической. Больше оригинальности и исторического значения представляют критические статьи Мерзлякова, появлявшиеся в "Трудах Общества Любителей Российской Словесности", в "Вестнике Европы" Каченовского и в журнале "Амфион", тот, что издавал Мерзляков сообща с Ф.Ф. Ивановым и С.В. Смирновым. Встречающиеся тут отзывы о важнейших писателях русской литературы нередко отличаются громадный критической проницательностью и художественным чутьем. В статье: "Рассуждение о российской словесности в нынешнем ее состоянии" ("Труды", 1812, I) Мерзляков характеризует занятие Тредьяковского, Сумарокова, Ломоносова, Державина, Хераскова, Озерова, Крылова, идеально независимо от теоретических пиитик. Значение "Телемахиды" Тредьяковского он старается обусловить с исторической точки зре

ния: по поводу Сумарокова и Озерова читает резкую отповедь подражанию французам, "умственному рабству" русских писателей; по поводу Ломоносова высказывает порицание пристрастию к торжественным одам, так как "дядя всего занимательнее для человека"; с этой же точки зрения восхваляется Державин за употребление будничных, народных выражений. В "Вестнике Европы" Мерзляков напечатал пространные разборы сочинений Сумарокова, трагедий Озерова, "Мельника" Аблесимова (1817, части 91 - 94), в "Трудах" - статью о Державине (1820, XVIII) и "Письмо из Сибири" (1818, XI). Эти статьи следует полагать наиболее полным отражением критического таланта Мерзлякова. В развенчивании произведений Сумарокова, в больше точном и рассудительном определении поэтических заслуг Ломоносова и художественного таланта Державина Мерзляков явился предшественником Надеждина и Белинского. Ему недоставало, при всем при том, цельности и последовательности руководящих принципов. "Вот где система", говорил он своим слушателям, указывая на сердце и сводя критику, таким образом, к впечатлениям, которым вдобавок предстояло мириться с неизменными толками профессора о "правилах". Отсюда противоречия и сбивчивость представлений, на что и указал современник Мерзлякова, Веневитинов. Молодой критик отметил ещё и прочий, чуть-чуть ли не больше значимый, минус эстетики Мерзлякова: профессор не следил за развитием своей науки, с течением времени более того нимало покинул штудирование ее, лекции свои превратил в импровизации, в разборе произведений Ломоносова или Державина, невзначай попадающихся на глаза при раскрытии книги на кафедре. Вновь возникавшие явления в области литературы заставали Мерзлякова врасплох: он или подвергал их суду с узкой схоластической точки зрения, или обнаруживал растерянность критической мысли. Так, в "Письме из Сибири" он напал на баллады и на "дух германских поэтов" на таком основании: "Что это за дух, тот, что разрушает все правила пиитики, смешивает вкупе все роды, комедии с трагедией, песни с сатирой, балладу с одной и пр. и пр.?" Появление Пушкина повергло Мерзлякова в смущение. Очевидцы рассказывают, что, читая "Кавказского пленника", Мерзляков плакал: "Он чувствовал, что это превосходно, но не мог вернуть себе отчета в этой красоте и - безмолвствовал".

Двойственность и недоконченность подмечают Мерзлякова и как поэта. Он - лирик, совместивший все жанры, от классической оды до обычный песни, несложно становившейся достоянием более того нелитературной публики. Упражняясь в торжественном жанре Ломоносова и Державина, Мерзляков выражает патриотические и религиозные чувства посредством самых изысканных риторических фигур и в "высоком стиле". Довольно обширен у Мерзлякова отдел стихотворений на академические торжества; в этом месте напыщенная форма искупается восторженной верой автора в науку. Гораздо большим поэтическим достоинством обладают песни и романсы Мерзлякова; многие из них положены на музыку. Иногда сентиментальный тон вредит глубине чувства; условные восклицания, шаблонные обороты встречаются зачастую - но некоторые песни Мерзлякова напоминают лучшие Кольцовские песни. Таковы, в частности, "Я не думала ни о чем в свете тужить", "Чернобровой, черноглазой молодчина удалой", "Ожиданье" ("Тошно девице ожидать мила друга"), знаменитое "Одиночество" ("Среди долины ровныя"). В стихотворениях для детей отразилась гуманная природа автора; особенной живостью отличается "хоровой коллектив детей маленькой Наташи". Мерзляков полно переводил. Лучшие из его переводов - "Эклоги" Вергилия и Теокрита. Статьи и лекции Мерзлякова до сих пор не изданы. Поэтические произведения изданы Обществом любителей русской словесности в Москве в 1867 г., в двух частях, с примечаниями М.Н. Лонгинова. Биография Мерзлякова - в "Биографическом словаре профессоров и преподавателей Московского университета" (Москва, 1855, ч. II); сведения о нем в книге М. Дмитриева "Мелочи из запаса моей памяти" (2-е изд., М., 1869). Оценку Мерзлякова, как теоретика и критика, см. у И.М. Белоруссова "Зачатки русской литературной критики" (вып. 2-й, 1888). - Ср. П.Н. Сакулин "Князь В.Ф. Одоевский" (т. I, ч. 1, стр. 49 - 56). Новые архивные материалы - у В.М. Истрина, в статьях о Дружеском литературном обществе и младшем Тургеневском кружке ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1910, 8, и 1913, 3); "Архив братьев Тургеневых" (вып. 2-й, 1911).

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Апухтин Aleksey Apuhtin

Алексей Апухтин - русский поэт. Родился 27 ноября 1840 года.Монологи Алексей Апухтин в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и..
читать далее

Алексей Ахматов Aleksey Ahmatov

Работал корректором в Библиотеке Академии Наук СССР, сторожем вневедомственной охраны, грузчиком в Русском музее. В настоящее время старший редактор..
читать далее

Алексей Жемчужников Aleksey Jemchugnikov

Алексей Жемчужников - русский поэт-лирик, сатирик и юморист. Родился 22 февраля 1821 года.Первая книга произведений Алексея Жемчужникова вышла в..
читать далее

Алексей Кольцов Aleksey Koltsov

Кольцов Алексей Васильевич - знаменитый народный поэт. Родился 3 октября 1809 года, в зажиточной мещанской семье города Воронежа.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий