Известные люди
»Алексей Никуленков
Рождение: Россия
Летал на Як-1 и Як-9. Совершил 148 успешных боевых вылетов, провёл 46 воздушных боёв, сбил 12 самолётов противника лично и 2 в составе группы. Войну закончил в Берлине. Награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.
Лётчик - истребитель. С 1937 года жил в Москве. Летать учился в Пролетарском аэроклубе, тот, что окончил в Январе 1940 года. Затем поступил в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Окончил её в Июне 1941 года, в звании сержанта.
С конца 1942 года в действующей армии. С Января 1943 года по Май 1945 года сражался в составе 515-го истребительного авиационного полка. Летал на Як-1 и Як-9. Совершил 148 успешных боевых вылетов, провёл 46 воздушных боёв, сшиб 12 самолётов противника лично и 2 в составе группы. Войну закончил в Берлине. Награждён орденами Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, медалями.
В послевоенные годы продолжал служить в ВВС, освоил больше 20 типов самолётов, в том числе и сверхзвуковые. С 1961 года Гвардии майор А. В. Никуленков - в запасе. Жил в Москве. Работал контролёром в магазине Мебельторга, позднее - начальником караула в Научно - Исследовательском институте вычислительного комплекса.
* * *
Ему были присущи настойчивость в достижении цели, упорство и ощущение ответственности. Эти качества помогли ему в исполнении заветной мечты - сделаться лётчиком, а в отрезок времени Великой Отечественной войны побеждать врага во что бы то ни стало. Если сопровождал на боевые задания бомбардировщиков или штурмовиков, то своим надёжным прикрытием снабжал их успешные действия, если прикрывал наземные войска, не допускал вражеские бомбардировщики в район действия, если заметил врага, смело вступал в махач и добивался победы.
На фронте он совершил 148 боевых вылетов, провёл 46 воздушных боёв, в которых сшиб 14 самолётов противника лично и 2 в группе ( по другим источникам - 11 лично и 4 в группе ). Обстоятельства каждого боя не похожи приятель на друга. Бои были трудными, напряжёнными. Он сражался с опытным и коварным противником, но плод был единственный - супостат уничтожен, Никуленков возвращался с победой. За годы войны был награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя - Отечественной войны и орденом Красной Звезды.
Каждый боевой вылет, любой воздушный мордобой, произвольный сбитый самолёт - геройский поступок. В него мог попасть зенитный снаряд, мог штурмовать вражеский самолёт, а ведение боя требовало не только мужества и отваги, но и большого лётного мастерства. За отрезок времени войны он не потерял ни одного ведомого, не погиб ни единственный лётчик из руководимого им звена.
Невозможно без волнения впитывать текст записи военных лет в его личной лётной книжке. Выцвели чернила и поблекли печати, заверяющие подписи. А есть ещё память. Она сберегла обстоятельства трудных боёв, те минуты и более того секунды, решавшие исход боёв и фортуна побед.
* * *
Когда в 1930 году в селе Зимницы Думинического района, нынче Калужской области организовался начальный колхоз, в него вступил папа Алексея - Василий Осипович Никуленков. В 1934 году семейство переехала в шахтёрский городишко Макеевку на Донбассе. Отец устроился трудиться стекольщиком на шахте. Трудился на совесть, по - крестьянски. Зимой 1934 года во время сильного гололёда папа поскользнулся и упал с лестницы 15-метровой высоты. Через полтора часа он скончался.
Мать, Прасковия Ивановна, была болезненной женщиной. Она вела их немудрёное домашнее хозяйство. После смерти мужа ей стало вовсе скверно. Голод гнал малолетнего Алешу из дома. Раздетый, голодный, сам добывал себе пропитание. Фактически он был беспризорным: ночевал в заброшенных местах, в ящиках, на трубах теплотрассы. Но Алеша старался и получить. Его неуёмная природа ещё в детстве стремилась к трудному, рискованному. Он поступил в цирк, учился акробатике, ритмическим танцам.
Вскоре в Макеевку приехал имеющий известность певец и глава джаза Леонид Утёсов. Он собрал беспризорников, проверил голосовые данные, слух, сообразительность и организовал шумовой оркестр. Туда попал и Алексей. Ребята были грязные, завшивленные. Их вымыли, одели. Начались репетиции. Два месяца Утесов готовил оркестр. Алеша играл на тринделе ( ударял палочкой по треугольной пластине ). Они выступали в рабочих коллективах, пионерских лагерях.
Перед началом концертов Утесов рассказывал о судьбах этих ребят и о том, где их разыскали. Это были, в основном осиротевшие дети шахтёров в голодные 1933 - 1934 годы. Оркестр действовал примерно 3-х месяцев, далее Утёсов передал его культработникам шахты.
Из оркестра Алексею пришлось покинуть в связи с болезнью матери. Здоровье её не поправлялось и она вернулась в родную деревню Зимницы. Вскоре туда приехал Алексей. Он стал для болезненный матери кормильцем. Чтобы получить, пас коров, лошадей. В Зимницах он окончил 7 классов.
Вскоре его послали в Смоленск на курсы киномехаников. Окончив их, был назначен киномехаником. Возил на лошади аппаратуру по сёлам, показывал фильмы. Стояли лютые морозы, он мёрз в неважный одежонке и нередко бывал голодным. Привезёт в деревню кино, прокрутит его, а вслед за тем люди обогреют и накормят подростка - киномеханика.
В деревне самочувствие матери стало поправляться. В 1937 году двоюродный брат Алёши - Пётр Григорьевич Никуленков забрал его в Москву. У брата была семейство из 9 мужчина, но нашлось местоположение и для 16-летнего Алёши.
Жена брата, Прасковия Михайловна, мама семерых детей, с охотой приютила Алёшу, хотя и не могла досыта накормить его. Видя тяжёлое материальное положение, Алёша старался стать пораньше и покинуть, чтобы не завтракать у брата. Устроился учеником слесаря в Промгражданстрой. Заработанных денег не хватало на еду, его наличие неизменно было полуголодным. Когда хотелось есть, подбирал в столовых объедки, временами получал пинки.
Очень хотелось обучаться. По совету людей пошёл к Надежде Константиновне Крупской на Кропоткинскую улицу. Рассказал секретарю о своём желании. Через час пригласили к Надежде Константиновне. Рассказал ей всё: о родителях, о том как бродяжничал, об оркестре Утёсова и о том, что крайне хочет обучаться. Надежда Константиновна написала на бланке послание в приёмную К. Е. Ворошилова с просьбой установить Алексея воспитанником военного духового оркестра. Принял его комбриг, сызнова расспросил и дал ориентация в ЦАГИ.
Обратно шёл шатаясь от голода, чувствовал, что не дойдёт, он с утра ничего но ел. Зашёл в одну столовую, стал составлять со столов объедки и клал за пазуху. За этим занятием увидел его дядя в лётной форме в звании Капитана. Он повёл Алешу на улицу и велел выкинуть объедки. Привёл в столовую, накормил, расспросил обо всём и сказал:
- Хочешь обучаться ?
- Хочу, - ответил Алексей, внимательно глядя на лётные эмблемы Капитана, - на лётчика...
Капитан дал ему 3 рубля и сказал прийти утром следующего дня на улицу имени 9 Января в приёмную известного лётчика Молокова.
С трудом дождался утра, чувствовал, что отныне в его жизни произойдёт что - то важное. Капитан выписал два пропуска и повёл Алексея к Молокову. Алексей рассказал всё о себе. Молокову понравился подвижный смекалистый паренёк с огромными глазами.
Два пакета дали Алёше. В одном было ориентация в аэроклуб, в другом - приказание о выдаче ему обмундирования. В военторге его вымыли, постригли, одели и выдали предписание в банк на приобретение 30 рублей. На все финансы купил продукты для семьи брата.
Прасковия Михайловна посмотрела на него с укором, не хотела хватать продукты, думала, что украл их. Вскоре пришёл брат с работы. Рассказал ему всё Алёша и показал ориентация в аэроклуб. Брат всё понял и сказал:
- Мать, принимай продукты, они не ворованы. Наш Алёша на правильном пути.
В штабе Пролетарского аэроклуба получил ориентация на аэропорт в Чертаново учеником по сборке самолётов. Так, в 1938 году для Алексея Никуленкова начался дорога в авиацию...
Привозили в больших ящиках в разобранном виде самолёты У-2, на аэродроме их собирали, облётывали. Чтобы учинить Алёше жилье, подобрали ему здоровущий ящик, покрыли толью, сделали ворота, поставили железную койка и печку, пристроили осколочек зеркала. Так у него появилась собственная "квартира".
Увидев большое старание и способности, Алексея перевели в моторные мастерские, где ремонтировались моторы М-11. Мастер Василий Петрович Гаев учил паренька, опекал его. И не только Гаев. Лётчики - инструкторы приезжали утром на аэровокзал в унтах. Днём, когда теплело, снимали унты, оставляли их в "квартире" и переобувались в сапоги. Они понимали его положение и старались скрыто покинуть ему съестное - бутерброды, пирожки и более того финансы.
Во время тренировочных полётов во вторую кабину вместо мешка с песком сажали Алёшу. Поднимавшись в небосвод, он ощущал фортуна полёта и ещё больше им завладела идея научиться летать во что бы то ни стало. Эти мысли нельзя было утаить.
Лётчики понимали паренька, и втайне от командования стали его обучать лётному делу. Успехи были так очевидны, что по ходатайству лётчиков он был зачислен курсантом в тот же аэроклуб, тот, что благополучно окончил в Январе 1940 года.
В числе лучших выпускников был направлен в Борисоглебскую школу лётчиков - истребителей имени Чкалова. Но не имея общеобразовательной подготовки, он не мог сдать вступительные экзамены. Вернулся в аэроклуб, работал и учился в вечерней школе.
В это время в деревне Зимницы умерла Алешина матушка. Тяжело переживал он эту утрату. Но более того в таком горесть он не позволил себе расслабиться. Можно представить, каких усилий это стоило Алексею, если сквозь 3 месяца он сызнова поехал в Борисоглебскую авиашколу, удачно сдал экзамены и был зачислен курсантом.
Учёба давалась без труда. Прошёл вектор движения обучения и стал независимо летать на самолёте И-16. Трудно передать отрада и фортуна бывшего беспризорника ставшего в 20 лет лётчиком - истребителем. В Июне 1941 года выпущен в звании сержанта.
Вначале был направлен в Люберцы под Москвой, следом в 16-й запасной авиаполк, базировавшийся в Захарково напротив Химкинского речного вокзала.
...Шла Великая Отечественная махаловка. Нужны были лётные кадры и новые аэродромы. Прибывшие в ЗАП лётчики сделали по немного тренировочных полётов и с нетерпением ждали отправки на фронт. Неожиданно 8 из них, в том числе Никуленкова, направили в указание заместителя наркома обороны Л. З. Мехлиса для выполнения правительственного задания. Требовалось откопать площадки и сформировать сооружение аэродромов около Москвы. Был серьезный отрезок времени, недруг бомбил столицу. Мехлис провёл инструктаж по организации строительства аэродромов, наделил исполнителей большими правами, и в указание каждого выделил по легковой автомашине. Это было весьма ответственное поручение, а исполнителям было всего по 20 лет.
Никуленкову был определён Юхновский район в 180 километрах юго - западнее Москвы. Районный комитет партии мобилизовал на возведение колхозников. Работали не считаясь со временем и силами. Вместоположение запланированных 12 дней, аэровокзал был построен за 9. На приёмку прибыли Генерал - Майор Запорожец и Генерал - Лейтенант Гусев. Аэродром, построенный под руководством комсомольца Никуленкова получил отличную оценку, а сам - признательность от заместителя наркома. Колхозникам объявили признательность, а особенно отличившихся покатали на самолёте.
После выполнения этого задания вернулся в свою доля, откель в Августе 1941 года направлен в городок Красноярск для дальнейших тренировок. В то трудное время Родина берегла и готовила лётные кадры, предвидя затяжной нрав войны.
В Октябре 1941 года Никуленков направлен в городок Новосибирск для переучивания на теперешний боевой истребитель Як-1.
Ещё в 1938 году на аэровокзал Чертаново приезжал Валерий Павлович Чкалов для встречи с курсантами. Выступление Чкалова зажгло огоньки мужества и отваги. Он говорил, что для совершенства полётов одной отваги чуть-чуть, нужны знания, благоразумный расчёт и убеждённость в полезности. После этого выступления Алексей почувствовал, что Чкалов аккурат тот мужчина, на кого он должен равняться. Но нужно некогда всего научиться летать, и летать неплохо, как Чкалов.
Теперь он в Новосибирске совершенствует лётное мастерство. Полёты для него, как торжество. Летает с большим желанием, и агрегатина послушна в его руках. Но когда же на фронт ? Как аргументировать, что что надо летаешь, что готов к защите Родины. И Алексей решился. Однажды, вылетев в тренировочный полёт на самолёте УТИ-4, заранее всё рассчитав, он дважды пролетел под мостом на реке Обь. Он знал, что будет наказан, но готов нести возмездие, только бы угодить на фронт.
20 суток гауптвахты получил Никуленков от командира запасного полка Майора Шичкова за свой дерзкий полёт. Он не раскаивался, а только ждал как сложится его фатум вслед за тем ареста.
Однако, пролёты под мостом не остались тайной для лётчиков. В конце 1942 года там формировался 515-й истребительный авиаполк. Об этом полёте узнал и начальник полка Майор Фёдор Иванович Максимов, тот, что на эти действия посмотрел по иному, увидев в Никуленкове задатки хорошего лётчика. Он добился его зачисления в свой полк. Вылетел за ним на самолёте УТ-2 в село Коченёво, где была гауптвахта, и привёз его в количество. С этим полком Никуленков убыл на фронт.
* * *
...Это было на Воронежском фронте. Группа истребителей полка под командой Лейтенанта М. Н. Тюлькина сопровождала 12 бомбардировщиков Пе-2 в район Микояновки. Ведомым у Тюлькина был Никуленков. Пересекли линию фронта. Вдружбан Никуленков увидел, что единственный бомбардировщик отстал от группы. Как выяснилось позднее, были неполадки в работе одного двигателя. Возвращаться назад было вдалеке и небезопасно, лететь к цели в одиночку также рискованно, он без труда мог сделаться добычей врага. Нельзя было медлить. Пытался связаться с ведущим по радио, но не работал радиопередатчик. Исходя из обстановки на фронте приходилось принимать самые непредвиденные решения. Так было и в тот самый раз. Никуленков знал, что товарищи надёжно прикроют его командира, отошёл от группы и пристроился к отставшему бомбардировщику.
В это время два Ме-109 начали атаку на "Петлякова". Никуленков отогнал их огнём из пушки. "Мессеры" отстали, но не отказались от своей цели - истребить одинокий Пе-2. Никуленков подлетел, делал знаки экипажу бомбардировщика, предлагая возвратиться назад, но экипаж не принял это предложение, самолёт упрямо двигался к цели, чтобы скинуть бомбы на вражеский предмет. Советский истребитель надёжно охранял его в этом полёте.
Наконец достигли цели. Сбросив бомбы на врага, "Петляков" повернул вспять. Лишившись бомбовой нагрузки, он перешёл на бреющий полёт, чтобы покинуть неприметно. "Мессеры" потеряли его из вида и решили расправиться с советским истребителем.
Отбив одну атаку, Никуленков увидел ещё двух "Мессеров", вышедших из облаков. Четверо супротив одного. Две пары штурмовали его поочередно. Никуленков бросал самолёт вверх, вниз, делал рискованные маневры, уходя от атак. Всё смешалось в стремительном круговороте. Атаки врагов не достигли цели. Обстановка усложнилась: подбит двигатель "Яка", самолёт весь изрешечён, а под ним территория потивника...
Казалось, нет надежды на избавление. Остался финальный шанс, чтобы до конца претворить в жизнь свой должок...
Никуленков молниеносно развернулся и зашёл в хвостище противнику, намериваясь таранить его. Еще миг... и самолёты встретиться. "Мессер" грубо отвернул и ушёл в облака. Никуленков - за ним. В облаках самолёты противника потеряли его из вида.
Выйдя из облаков, очутился над вражеским аэродромом. Ударили зенитки, прибавив ещё море пробоин. Пришлось сызнова оставить в облака. С большим трудом на подбитом моторе перелетел линию фронта и совершил посадку на ближайшем аэродроме. На тот самый самолёт смотрели, как на диво, он весь был изрешечён снарядами "Мессеров" и осколками зениток, в нём насчитали до 140 пробоин. С точки зрения аэродинамики он должен был развалиться.
Этот боевой момент является примером взаимной выручки наших воинов в боевой обстановке, величайшего патриотизма советских лётчиков, их настойчивости в выполнении боевых задач, мужества и лётного совершенства и бомбардировщика, и истребителя.
Непостижимо трудная ситуация и смертельная угроза ещё больше закалила их, потому что позже ими были совершены другие подвиги, не уступающие этому по сложности и опасности.
Утром 4 Августа 1943 года Никуленков вылетел в составе группы на прикрытие наших наземных войск в районе Шопино, Терновка, Вислое. Шли на высоте 6000 метров. Слева увидели вражеский самолёт - разведчик Не-111. Он шёл на запад, вёз разведданные. Нельзя было предположить, чтобы разведчик ушёл. Радиопередатчик на самолёте Никуленкова не работал. Он покачал крыльями, подавая знак командиру и ринулся за "Хейнкелем", шедшим на высоте 7000 метров.
Никуленков начал набирать высоту, преследуя немца. Зашёл со стороны солнца. Стрелок открыл жар. Сманеврировав, Никуленков ушёл от огненных трасс и заново пошёл в атаку. Меткой очередью убил вражеского стрелка, и в очередной атаке открыл пламень из всех огневых точек. При выходе из атаки увидел горящий правый мотор "Хейнкеля". Враг пытался соскальзывать, чтобы сшибить полымя, но безрезультатно. Когда убедился, что вражеский разведчик сбит, Алексей догнал свою группу, выполнявшую задачу по прикрытию наземных войск.
Вернулись на базу и технический состав стал готовить самолёты к следующему вылету. В это время к командному пункту полка подъехал на "Виллисе" агент 16-й Воздушной армии и приказал создать лётный состав. Построили и доложили.
- Кто в последнем вылете сшиб вражеский самолёт ? - спросил жестко агент Воздушной армии, - Два шага вперёд !
Всем показалось, что кто - то провинился, что по ошибке сшибли свой самолёт. Никуленков вышел из строя и с дрожью в голосе ответил:
- Младший лейтенант Никуленков...
- Что же вы наделали !? Командующий так перепугался, что стакана чая не допил. Впредь он приказал сбивать вражеские самолёты так, чтобы они не падали в районе командного пункта. А вас, Младший лейтенант Никуленков, награждает орденом Красного Знамени.
Громовое "Ура!" лётчиков потрясло воздух. Оказалось, что сбитый Не-111 упал рядом с командным пунктом командарма и взорвался с огромным шумом.
Осенью 1943 года нередко летали на прикрытие штурмовиков Ил-2. Однажды парой Як-1 сопровождали на боевое поручение 6 "Ильюшиных". При подходе к линии фронта к штурмовикам пыталась пробиться и штурмовать пара Ме-109. Потом подошла ещё одна пара. Командиру звена Никуленкову и его ведомому А. Рысину пришлось метаться и отбивать атаки. Реакция была мгновенной. Это походило на цирковые трюки. Вихрем налетали на пару "Мессеров", мельтешили трассы огня, отгоняя стервятников, следом преграждали стезя к "Ильюшиным" прочий паре. Невозможно было новости прицельный пламень. В этой схватке не удалось сшибить ни одного противника, но ни единственный штурмовик не пострадал. Выполнив поручение, все невредимыми вернулись на базу.
Вскоре лётчики - штурмовики прибыли в полк для встречи с истребителями. Вместе поужинали.
- Кто летает на машине с бортовым номером "15", - спросили они.
Поднялся Никуленков: "Это моя машина".
За отвагу и удаль молодецкую лётчики - штурмовики прозвали его "Ураганом". В воздухе они узнавали Никуленкова по "почерку" и не раз в трудные минуты обращались по радио: "Ураган", прикрой !"
Разные были у него радиопозывные, но для штурмовиков он был "Ураганом". Потом и свои стали его так звать. Уже после этого войны многие однополчане в письмах обращаются к нему: "Уважаемый боевой товарищ, "Ураган" !.. А бывший начальник полка Полковник Фёдор Иванович Максимов написал ему однажды: "Хотя у тебя предостаточно ураганной энергии, желаю удвоить её, чтобы твой работа сделал мощь нашей Родины ещё крепче".
15 Сентября 1943 года воздушная разведка обнаружила в районе села Николаевка Харьковской области большое скопление танков и активный силы противника. 12 штурмовиков под командой Фёдора Борисовича Бубликова вылетела на штурмовку вражеских танков и наземных войск. Их сопровождали 6 истребителей 515-го истребительного авиаполка. Возглавлял их заместитель командира эскадрильи Дмитрий Иванович Черкасов.
До линии фронта было не больше 60 километров, от линии фронта до цели - 28. Погода грубо ухудшилась. Пришлось опуститься под облака до 400 метров. Вскоре показалась мишень. В воздухе не видно вражеских самолётов, молчат зенитки. Шквальным огнём обрушилась на врага группа Бубликова. Сделали единственный за другим 4 захода на мишень. Земля содрогалась от взрывов. Горят танки, взрываются боеприпасы и цистерны с горючим, мечутся, как ошалелые, немецкие солдаты. В воздухе "Ильюшиных" надёжно прикрывают наши Як-1. Задание выполнено.
В воздухе не было столкновений с вражескими истребителями, и Никуленкову показалось, что он немного поработал. В баках ещё довольно горючего и совершенный комплект боеприпасов. Он по радио спрашивает разрешения у ведущего группы Черкасова провести недалеко разведку дороги Харьков - Богодухов.
Снизившись летят на бреющем. Цель видна, как на ладони. В сторону Богодухова движутся колонны немецкой пехоты. По радио Никуленков передает штурмовикам:
- Я - "Ураган". Обнаружил новую мишень. Идите за мной !
- Вас понял. Следуйте к цели !
Никуленков повёл штурмовиков к цели. Под надёжным прикрытием истребителей они сходу атакуют немецкую пехоту. Одна штурмовая вылазка, вторая... Кончились боеприпасы, а немцы всё идут и не видно конца колонны. В наушниках раздается звук Бубликова:
- Родные мои, за любимую Родину, за слезы матерей и сестёр наших, следуйте моему примеру !
Машина Бубликова пошла грубо вниз. Что случилось ? Неужели подбит ? Нет, что - то другое... Никуленков участливо следит за Бубликовым. Тот затяжелил винт ( перевёл его на крупный уголок ) всё быстрее снижаясь. Затем агрегатина прошла прямо по колонне, сея страх и смятение у неприятеля. Винт самолёта рубит, кромсает немецких пехотинцев. Все штурмовики следуют примеру своего командира, одна за прочий повторяются атаки.
Горючее на исходе, пора отправляться. Все сообща возвращаются на базу. В небе по - прежнему спокойно: ни одного вражеского самолёта, молчат зенитки. Втоварищ в населённом пункте Мерефа Никуленков увидел у одного из домов страсть сколько немецких автомашин.
- Очевидно штаб, подумал он и доложил Черкасову.
- Разрешаю штурмовку, - ответил начальник. Немедленно Никуленков отходит от группы и обрушивает на немцев дюжий жар из всех огневых точек. Пламя охватило обиталище и немного автомашин. В панике немцы бросаются в разные стороны, их преследует пара истребителей, заход следует за заходом. Немцы с земли открыли жар. Но Никуленков не думает об опасности, он только видит извергов, топчущих нашу землю, уничтожающих свойский народонаселение. В одной из атак на высоте 15 метров подбили самолёт. С трудом удалось вылезти из атаки и набрать высоту 200 метров. Нужно тут же покидать. До линии фронта 24 километра. Положение не из лёгких. Бензин бьёт в кабину, им пропиталась одежка лётчика. Едва прошёл половину пути, полымя охватило кабину и ползёт к лётчику. О случившемся Никуленков передаёт по радио командиру.
- Тяни, дружбан... - говорит начальник. Он и сам понимает, что необходимо таскать. Ещё десяток километров... Легко проговорить ! Лихорадочно мелькают мысли:
- Надо что - то изготовить... дотянуть... выжить... Срочно принимает меры, чтоб не взорваться в воздухе: включает нейтралку, уменьшает обороты двигателя, надевает очки. С закрытыми глазами продолжает лететь к линии фронта. Приоткрыл глаза - вся кабина в пламени и сам полыхает, как факел...
Никуленков стал разыскивать мишень, куда бы обратить свой горящий самолёт. Но цели не видно из - за дыма, он плотно валит из патрубков мотора. Знает - под ним немцы. Но где ? Самолёт нужно обязательно сориентировать на врага, приказать долго жить по иному он не имеет права. В данной ситуации он отвергает другую кончина, считает её бессмысленной. И он решил во что бы то ни стало перетянуть за линию фронта. Возможно удастся выпрыгнуть с парашютом. Ещё ладно, что удается подсоблять высоту 200 метров.
Пора. Дольше оставаться в кабине нереально. Расстегивать привязные ремни не пришлось, они сгорели на лётчике. Скинул фонарик, ударил о ручку штурвала. Самолёт грубо пошёл вниз, лётчика выбросило из кабины. Едва успел раскрыться парашют, как последовал потрясение о землю. Ноги вошли в славно вспаханную украинскую землю.
Невыносимо жгло лик человеческий, руки, ноги. Недалеко горел близкий "Яшка". Не покидала тревога: дотянул ли до своих ? А если нет ?
Кто - то окликнул его. Превозмогая мучительную боль, оглянулся. Увидел до зубов вооружённого паренька лет 14 - 16. Распухшие губы лётчика чуть прошептали: "Здесь немцы ?"
Мальчик не понял вопроса и в свою очередность спросил: "Ты кто ?"
Никуленков подумал, что тут немцы и что парнишка принял его за "фрица". Только не плен, лучше конец... Выхватил наган, но в патроннике не оказалось патрона. Обожженные руки не слушались, не хватило сил перезарядить револьвер. Он решил отдать богу душу, не сдаться врагу живым. Доползти до минного поля и взорваться...
Паренёк подошёл поближе, посмотрел на лётчика и увидел под лямкой парашюта обгорелый орден Красного Знамени. Он понял, что перед ним советских времен лётчик и закричал: "Здесь наши, наши !"
В ту же минуту Никуленков увидел совдеповский танк, а в нём наших танкистов. Танк приближался. С запада была слышна немецкая речь.
- Нейтральная полоска, - промелькнуло в голове и он потерял разум.
Очнулся в палатке. Рядом лежали раненые бойцы. Прифронтовой медсанбат. Держалась высокая температура. Обгоревшие физиономия, руки, ноги покрылись гнойным панцирем. Он не мог гутарить, чувствовал, что задыхается. Врач осмотрительно нащупал щель рта, осмотрительно надрезал, сделал небольшое отверстие и вставил резиновую трубку. Дышать стало легче. Но сплошное нагноение давало высокую температуру и частые потери сознания.
Через палатку медсанбата нередко пролетали немецкие снаряды и в неё мог очутиться каждый из них.
Поправлялся крайне неторопливо. Врачи, сестры, санитары сделали всё, чтобы спасти ему существование, но возлежать, видимо, ещё длительно придется. Товарищи летают, сражаются, а он бессилен более того стать на ноги.
На 7-й день Никуленкова отправили в ближний лазарет под Харьковом. Не доезжая Харькова, увидел самолёты своей дивизии со знакомой эмблемой, идущие на посадку на аэропорт Осызнова. Попросил шофёра завернуть на аэропорт. Через немного минут он посреди друзей одного из полкой своей дивизии. Его не узнали, да и немудрено... Пришлось назваться.
О Никуленкове сообщили командиру полка Майору Максимову. Прошло немного минут и на поле показалась санитарная агрегатина, за ней бежали однополчане. Трудно обрисовать эту трогательную встречу, её нужно было зреть. Слезы радости и благодарности застилали глаза Адексея. Однополчане подняли его на руки и понесли посредством весь аэровокзал в расположение родного полка. Говорить Алексей не мог, он слушал. Узнал, что с того боевого задания вернулись на базу все штурмовики и истребители, помимо него. Правда, 6-ти "Ильюшиным" из - за повреждений пришлось сделать посадку с убранными шасси, на "живот", как говорят в авиации.
Да, приятный был вылет, он дорого обошёлся врагам, а те из них, которые остались в живых, запомнили его на всю бытие.
За проявленные мужество и героизм при выполнении боевого задания 15 Сентября 1943 года Никуленков был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени.
Трудно было расставаться с друзьями. 25 Сентября Алексей прибыл в лазарет, твёрдо веря, что вернётся в свой полк и опять будет, громить врага.
Но всё оказалось не так легко. Кроме сильных ожогов, при приземлении с парашютом были повреждены ноги и стать на них он продолжительно не мог. Прошло долгих 3 месяца в свое время, чем Алексей мог возвратиться в строй. Зажили раны. Ожоги оставили рубцы. Ещё больше усилилась ненависть к захватчикам и влечение истреблять врага, посягнувшего на нашу Родину.
В конце Августа 1944 года полк базировался на аэродроме Подлюдовка севернее Люблина. В единственный из дней звено истребителей, в составе Старшего лейтенанта Марьина, его ведомого Василия Третьякова и Старшего лейтенанта Алексея Никуленкова с ведомым Василием Поздняковым, прикрывали плацдарм и переправу сквозь Вислу. Встретив 4 вражеских истребителя FW-190 завязали мордобой. Наши лётчики сшибли 3 вражеских самолёта: одного Марьин и двух - Никуленков с Поздняковым. Но при этом и сами понесли потери: погиб Василий Третьяков...
Особенно отличился 515-й полк в боях над Померанией. За большие боевые успехи ему присвоено наименование "Померанский".
16-я Воздушная вс получила задачу перед наступлением унять вражескую авиацию на ближайших аэродромах и сломать опорные пункты на направлении главного удара. Затем сопровождением и прикрытием войск фронта, в особенности танковых армий, содействовать разгрому восточно - померанской группировки. С целью ослабления вражеской авиации Генерал С. И. Руденко решил силами 60 штурмовиков и 90 истребителей причинить одновременный потрясение по аэродромам Финовфурт, Альтдамм и Штеттин, на которых, по данным воздушной разведки, базировалось до 200 самолётов. Удар был намечен на 28 Февраля за час до наступления темноты, когда все самолёты противника будут находиться на аэродромах.
По аэродрому Финовфурт потрясение наносили 20 штурмовиков 724-го ШАП ( 300-й ШАД ). Их снабжали истребители 193-й ИАД, разделившись на группу непосредственного прикрытия ( 18 истребителей ) и ударную группу ( 12 истребителей ). В 25 км от цели ударная группа истребителей 515-го ИАП, вырвавшись вперед для блокировки аэродрома противника, встретила 10 вражеских самолётов, подходивших к аэродрому для посадки, и атаковала их. Первым сшиб FW-190 Старший лейтенант С. Е. Путимцев - самолёт горящим факелом упал в районе аэродрома. Затем единственный Ju-88, заходящий на посадку, уничтожил Лейтенант А. В. Никуленков. Такая же участь постигла и Ju-87, тот, что был сбит Старшим лейтенантом С. А. Бахаевым. Зенитные средства противника огня не открывали...
Около 19 часов к аэродрому группами стали приближаться штурмовики. Они наносили удары по стоянкам самолётов, зенитным точкам, складам, а истребители, расправившись с вражескими самолётами в воздухе, отметили двух взлетающих FW-190. Никуленков в два счета атаковал сверху позади одного из них и сшиб его. Когда выходил из атаки, ему подвернулся второй "Фоккер". Меткая очередность - и супротивник упал на свой же аэровокзал.
Большой урон нанесли врагу штурмовики, а истребители повредили на земле 10 и сшибли в воздухе 7 самолётов противника. В тот самый день А. В. Никуленков лично сшиб 3 самолёта противника. В книге "Крылья победы" командующий 16-й Воздушной армии Маршал авиации С. И. Руденко даёт высокую оценку действиям лётного состава в тот самый отрезок времени.
28 Апреля 1945 года полк перебазировался на берлинский аэропорт Темпельгоф. Вокруг аэродрома ещё были немецкие войска, которые могли обстрелять его с крыш домов в любую минуту.
Первым на аэродроме, затем разминирования посадочной полосы, приземлился начальник полка Майор Георгий Васильевич Громов со своим ведомым Юрием Дьяченко. Остальные экипажи приземлялись звеньями. Немцы открыли по аэродрому пламень из миномётов, но наши "катюши" заставили их замолкнуть. Перелёт закончился успешно, и тут Никуленков вспомнил, что ещё с периода освобождения Польши возит с собой полотнище красного материала. Тогда, в Польше, он дал себе словечко долететь до Берлина и там на аэродроме укрепить красное полотнище стяга.
И вот он в Берлине. Достал красное полотнище, прикрепил его к древку и начал устанавливать на вершине полуразрушенного капонира. Это едва не стоило ему жизни. Немцы открыли пламень. Но всё обошлось. На аэродроме развевалось красное полотнище стяга.
Каждый занялся своим делом. Разминировали всю территорию аэродрома, рассредоточили самолёты. В конце дня над аэродромом показались вражеские истребители, но тотчас же были отогнаны огнем нашей зенитной артиллерии.
Ночью на аэродроме было смирно, но наземные войска ещё вели ожесточённые бои, прокладывая тракт к рейхстагу. Не спалось лётчикам в эту первую в Берлине темное время суток. Позади трудные годы войны. Близка виктория - исторические дни и более того часы.
Алексей шёл с друзьями по аэродрому и как снег на голову увидел: со стороны рейхстага по направлению Бранденбургских ворот взлетел вражеский транспортный самолёт. Наши прожектористы держат его в цепких лучах света. Раздались частые выстрелы зениток и вскоре небосклон озарил сноп пламени, тот, что распадаясь на части, стал валиться на землю. Вражеский самолёт свалился горящим вблизи от места взлёта.
Второй день базирования на аэродроме Темпельгоф. Наши истребители по - прежнему зорко следят за небом. Враг знает об этом и не в силах уже активно делать. Лишь одиночные их истребители редко проносятся над аэродромом.
О продвижении наших войск к рейхстагу в полку узнавали по алому полотнищу, которое добро было видно с всякий точки Берлина. Оно было закреплено на аэростате заграждения, тот, что везли на грузовой автомашине. Знамя высокомерно реяло над городом на высоте 200 метров и двигалось по направлению к рейхстагу.
В тяжёлых сражениях наши бойцы отвоевывали произвольный жилье, каждую улицу, произвольный микрорайон и сообща с ними двигался аэростат с красным знаменем.
30 Апреля пал финальный оплот фашизма - рейхстаг. Над ним реяло красное полотнище стяга. До конца войны оставались считанные дни. После взятия рейхстага туда приехала группа лётчиков полка. Они оставили свои подписи на стенах и колоннах. Вокруг рейхстага площадь застилали мёртвые немецкие солдаты. Вспомнили о вражеском транспортном самолёте, сбитом зенитчиками в темное время суток на 29 Апреля и решили глянуть как он смог взмыть с ограниченной полосы. Оказалось, что были убраны столбы электрического освещения и спилены деревья, за счёт чего была расширена взлётная полоска. Недалеко от Бранденбургских ворот лежала груда обгоревшего дюралюминия, напоминавшая скелет. Это всё, что осталось от вражеского самолёта.
2 Мая не было вылетов. На аэродроме стояла безмятежность. Его готовили к приёму пленных немцев. В 16 часов аэровокзал заполнили побеждённые немецкие солдаты - всего 40 тысяч ! Но куда девался их воинственный облик ? Смотрели кто понуро, кто угнетённо, кто злобно. Вскоре они были отправлены по назначению ! Кто в лагеря для военнопленных, кто для дальнейшей проверки.
С 6 Мая вражеская авиация в воздухе больше не появлялась.
7 Мая полку была поставлена ответственная и почётная проблема. 18 истребителей полка под командой Майора Михаила Николаевича Тюлькина должна будет 8 Мая 1945 года почётным эскортом сопровождать и караулить "Дугласы" союзников, летящих на подписание безоговорочной капитуляции Германии.
Руководителем полётов 8 Мая был назначен Майор В. Н. Сухопольский, дежурным по полётам - Лейтенант А. В. Никуленков. Технический состав скрупулезно готовил материальную доля, самолёты рассредоточены по 6 приятель за другом, определены стоянки для прилетавших самолётов, проверялась служба радиостанций, уточнялся прогноз погоды. О состоянии готовности систематически докладывали командиру полка.
В приказание дежурного была выделена автомашина "Виллис" на борту которой на русском, английском и французском языках было написано: "Рулить за мной !"
8 Мая действия на аэродроме были чёткими и пунктуальными. Прибывали представители командования, журналисты, фотокорреспонденты. Дежурному по полётам Никуленкову пришлось встречать прибывших, рапортовать о них и представлять их по необходимости командованию. Дежурный "Виллис" метался по аэродрому, ориентировался по обстановке. Никуленков сходу принимал решения и действовал твердо и чётко.
Первым зашёл на посадку британский самолёт. Подъехав к нему, Никуленков показал на борт автомашины с надписью: "Рулить за мной !" Английский лётчик кивнул головой - понял, потом приземлились остальные самолёты и зарулили на отведёные им стоянки. Здесь же поблизости стоял крупный столик, на котором были закреплены флажки 4-х союзных государств. Неподалеку играл духовой оркестр. Стояли представители нашего командования. Гостей встречал Генерал армии В. Д. Соколовский.
Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Новиков Aleksey Novikov
Капитан А. И. Новиков совершил 242 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 11 самолётов противника. 4 Февраля 1943 года за мужество и воинскую..
читать далее →
Алексей Павлов Aleksey Pavlov
Гвардии Старший лейтенант А. Н. Павлов совершил 224 боевых вылета, участвуя в 40 воздушных боях, сбил лично 16 самолётов противника. 0 года за..
читать далее →
Алексей Панов Aleksey Panov
К моменту своей гибели, Алексей Борисович Панов совершил 241 боевой вылет, принял участие в 41 воздушном бою, лично сбил 14 вражеских самолётов (..
читать далее →
Алексей Пашкевич Aleksey Pashkevich
Всего совершил более 300 успешных боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 20 самолётов противника.После войны продолжал служить в ВВС...
читать далее →