Известные люди

»

Алексей Сторожаков

Алексей Сторожаков Aleksey Storojakov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 12.2.1917
Старший лейтенант А. Н. Сторожаков совершил 152 боевых вылета, провёл 25 воздушных боёв, сбил лично 8 и в составе группы 3 самолёта противника.16 Января 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени ( дважды ).

Родился 12 Февраля 1917 года в селе Кагальник, теперь Азовского района Ростовской области, в семье крестьянина. Окончил 5 классов, школу ФЗУ. Работал обувщиком. В Красной Армии с 1935 года. Окончил Сталинградскую военную школу пилотов. Участник Советско - Финляндской войны 1939 - 1940 годов.

C Июня 1941 года снова на фронте. К Августу 1941 года заместитель командира эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка ( 39-я истребительная авиационная дивизия, Ленинградский фронт ) Старший лейтенант А. Н. Сторожаков совершил 152 боевых вылета, провёл 25 воздушных боёв, сшиб лично 8 и в составе группы 3 самолёта противника. 23 Июля 1941 года на подступах к Ленингpаду таpанил вpажеский самолёт - pазведчик Hs-126 и пpоизвёл посадку на повpеждённой машине. За эту победу был нагpаждён оpденом Кpасного Знамени.

Погиб 10 Сентября 1941 года в воздушном бою, имея на счету 10 самолётов сбитых лично и 3 - в составе группы. 16 Января 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденами Ленина и Красного Знамени ( дважды ). На месте гибели Героя установлен обелиск.

* * *

Алексей Сторожаков был одним из самых известных пилотов 154-го истребительного авиаполка в начальный отрезок времени Великой Отечественной войны.

Лётчики этого полка зачастую вылетали на прикрытие бомбардировщиков и штурмовиков. Они что надо понимали важность надёжного прикрытия своих боевых друзей и защищали их от атак "Мессеров", не жалея собственной жизни. Именно так и действовал начальник звена Старший лейтенант Алексей Сторожаков. Прикрывая 6 Июля группу СБ тройка истребителей И-16, во главе со Сторожаковым, отразила нападение 9 вражеских истребителей, сбив при этом 5 из них. Когда Алексей Николаевич сопровождал бомбардировщиков, они чувствовали себя твердо.

Был он известен ещё и тем, что в одно прекрасное время взял в плен двух вражеских пилотов. Заранее предвижу, что читатели скажут: "Лётчикам доступно многое, но чтобы хватать противника в плен, это уж извините"... А между тем всё так и было.

- Наш Алексей всё может, - говорили в полку, - о нём более того в сводке Советского информбюро написано.

Действительно, в сводке за 13 Августа 1941 года говорилось, что Старший лейтенант Сторожаков за 45 дней войны уничтожил 8 вражеских самолётов.

Когда началась битва, Алексею было 24 года. Но выглядел он старше. Коренастый, шея как у борца - крепкая, без малого вровень с широкими скулами. Лицо на ветрах огрубело ( летал потому как на открытом самолёте И-16 ). Даже оспинки на подбородке, казалось, выбиты ветром. С Алексеем завсегда было без труда. Если позволяла ситуация, лётчики собирались около его кургузого "Ишачка".

Однажды, когда Сторожаков с Пилютовым ( а они нередко летали совместно ) вернулись на аэровокзал и ведущий ушёл на командный пункт, Алексей сказал товарищам:

- Пока Пилютыч докладывает начальству по всей форме, я вам, пацаны, расскажу, как мы только что с фрицами в кошки - мышки играли. Не верите ? Тогда слушайте. Идём под самыми облаками. И нежданно видим, что - то мельтешит спереди. Пригляделись - 9 "Юнкерсов" и 8 "Мессеров". Идут густо, не подступишься.

- Надо бы немедленно в лоб, - вставил юный лётчик.

- Спасибо, - кивнул ему Сторожаков. - Ты их в лоб, а они тебя по лбу...

Он чуток помолчал.

- Грешным делом и я так считал - в лоб, и никаких гвоздей. Или пан, или пропал. А Пилютыч рассудил по - другому. Качнул мне крылышками - и в облачко. Я за ним. Когда фрицы подошли ближе, он вниз. Я не отстаю. И так мы ударили дуэтом в крайнего "Юнкерса", что он и очухаться не успел, - разом вниз. Только выскочили из одной атаки - разом во вторую. Со следующим такая же история. Но тут уж нас отметили. Пришлось быстренько ткнуться в облака. Так и ушли. Поиграли в кошки - мышки, 2 бомбардировщика сшибли - и будь здоров.

Сторожаков завидовал пилютовской рассудительности, старался подражать ему. Но не завсегда позволительно было рассчитывать на хитрость. Чаще приходилось ступать напролом. И не кто другой, как Пилютов, хвалил своего молодого друга за решительность. Узнав, что Сторожаков во главе звена истребителей атаковал 9 "Мессеров", Пилютов, просто невозмутимый, воскликнул: "Вот это молодчина !" А произошло это так.

Воздушный разведчик заметил в районе Порхова скопление немецких войск. Сомнений не было - накапливают резервы. Немедленно туда полетели наши бомбардировщики. Сопровождал их Сторожаков и с ним ещё 2 лётчика. Все понимали - звено истребителей не крайне надёжная броня для бомбардировщиков. Тем больше, что время, когда наши СБ ( скоростные бомбардировщики ) соответствовали своему названию, уже прошло. От "Мессеров" им не оставить. И в текущий момент наверно немецкие истребители вертятся над тем местом, где скопились войска.

Действительно, в воздухе кружило 9 Ме-109. Они уже начали разворачиваться для удара по бомбардировщикам, как как гром среди ясного неба сами попали под пламень.

Когда самолёты приближаются со стороны солнца, рассмотреть их весьма тяжко. Этим и воспользовался Сторожаков. Он так зашёл в атаку, чтобы немецкие лётчики, ослеплённые солнечными лучами, не тотчас увидели звено советских истребителей.

Внезапность удара лишила врагов инициативы, что уже само по себе весьма немаловажно. С первой же атаки 2 "Мессера" загорелись. Ошеломлённые этим немцы не успели прийти в себя, как на них обрушились новые удары.

Сторожаков бил врагов, не давая им опомниться. Только это могло пособить 3-м советским лётчикам одолеть 9 врагов. Правда, уже затем первой атаки их стало только 7. Ещё немного стремительных ударов - и осталось только 4 "Мессера". А совместно с численным превосходством немцы потеряли и уверенность. Об атаках они уже не помышляли.

Воспользовавшись этим, экипажи СБ отбомбились как на полигоне - безмятежно, по всем правилам. Они были уже неблизко от цели, когда их догнало звено Сторожакова. Убедившись, что 4 оставшихся Ме-109 не собираются преследовать бомбардировщиков, Алексей вышел из боя.

Через 12 дней вслед за тем этого Сторожакову случилось одному биться в районе своего аэродрома с 4 немецкими истребителями. Машина Алексея была повреждена, из пробитого бака лился бензин. Рискуя остаться без горючего и пасть, Сторожаков всё - таки продолжал сражаться, не давая противнику подступить к аэродрому.

А с пленными получилось вот как. Сторожаков вылетел вдогонку за воздушным разведчиком врага. Настиг, атаковал. С немецкого самолёта ответили огнём. Сторожакова ранило. Правда, несложно. Но от разведчика он не ушёл, подбил его. Однако тот ещё мог лететь. Чтобы отвязаться от советского истребителя, германец круто пошёл вниз, - над самой землёй ему легче было пропасть. Сторожаков за ним. "Оседлал" врага и прижимал его к земле всё ниже и ниже.

Снова набрать высоту разведчик уже не мог. Над ним, угрожая тараном, "висел" истребитель. Сторожаков хотел принудить разведчика присесть на свой аэропорт. Немец не подчинился. Он приземлился на первой подвернувшейся ровной площадке. Всё - таки оставалась надежда исчезнуть.

Прибавив прыть, Сторожаков уже посредством немного минут был на аэродроме. Выскочив из кабины, он попросил автомашину. Наспех объяснил, что километрах в 12 от них опустился вражеский самолёт.

Поляну, на которой сел германский разведчик, Сторожаков нашёл скоро. Машина была на месте, но экипаж исчез. Конечно, лётчик и штурман направились к линии фронта. Сторожаков приказал сопровождавшим его техникам поскорее снять с вражеского самолёта фотоаппарат. Проявив пленку, позволительно было познать, чем интересуются немцы, какие объекты они снимали. Забрав аппарат, Сторожаков и его товарищи вновь бросились в погоню.

Немцев удалось приметить в нескольких километрах от места их вынужденной посадки. Вероятно, они безотложно догадались, что догнавший их лётчик - это тот что ни на есть ас, с которым пришлось недавно повстречаться в воздухе. Во всяком случае, без лишних слов они подняли руки.

Когда решался вопросительный мотив о награждении Алексея Николаевича Сторожакова Золотой Звездой, наряду с другими его боевыми подвигами само собой учли и тот самый. В конце концов, не так нередко бывает, чтобы лётчик взял в плен лётчиков.

Свой финальный боевой вылет Алексей совершил 10 Сентября 1941 года. В тот самый день, вылетев на прикрытие группы наших бомбардировщиков, он был несладко pанен в районе железнодорожной станции Мга ( Ленинградская область ) и направил горящий самолёт в колонну вражеских бронетранспортеров. За 3 месяца войны отважный лётчик уничтожил 10 вражеских самолётов лично и 3 - в группе.

Эти боевые данные из короткой фронтовой жизни отважного лётчика - истребителя Алексея Николаевича Сторожакова взяты из документов Архива Министерства обороны СССР. Там же хранится представление на звание Героя Советского Союза, подписанное командующим Ленинградским фронтом Генерал - Лейтенантом М. С. Хозиным и членом Военного совета фронта секретарем ЦК ВКП(б) А. А. Ждановым. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 Января 1942 года А. Н. Сторожакову за героические подвиги, совершенные при выполнении боевых заданий командования на фронте в борьбе с немецкими захватчиками, посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Имеется в архиве и ещё единственный документ:

"Заместитель командира эскадрильи, он же штурман, 154-го истребительного авиационного полка Старший лейтенант Сторожаков Алексей Николаевич при сопровождении самолётов СБ на Красное Село города Ленинграда погиб в воздушном бою супротив германского фашизма на территории, занятой противником, 11 Сентября 1941 года. Место погребения не установлено".

...Красное Село. Гатчинский аэровокзал. Для опытного следопыта Михаила Маркова этого было довольно, чтобы начать к поиску. В 1982 году в Мариенбургском лесу он нашёл воронку, откель были извлечены останки лётчика. Вскоре на месте гибели Героя уже стоял обелиск с красной звездой и краткой надписью. Затем исполком Гатчинского райсовета принял вывод о благоустройстве могилы А. Н. Сторожакова и сооружении памятника. По инициативе районного отделения ВООПИК план памятника был заказан известному ленинградскому архитектору А. Д. Левенкову. Кроме стелы, установленной на могиле А. Н. Сторожакова, комплекс включает мелкий обелиск на месте падения самолёта и бюст Героя.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Суравешкин Aleksey Suraveshkin

Капитан А. С. Суравешкин выполнил более 200 успешных боевых вылетов ( в том числе 150 - на Як-3 ). В воздушных боях сбил 10 самолётов противника..
читать далее

Алексей Тарасов Aleksey Tarasov

Капитан А. К. Тарасов совершил 213 боевых вылетов, в 48 воздушных баях сбил 10 вражеских самолётов. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Алексей Туманский Aleksey Tumanskiy

Был лётчиком - испытателем, начальником лётно - испытательной станции авиационного завода. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени (..
читать далее

Алексей Флейшман Aleksey Fleyshman

Старший лейтенант А. Д. Флейшман совершил 306 боевых вылетов, в 57 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 14 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий