Известные люди

»

Алексей Туманский

Алексей Туманский Aleksey Tumanskiy Карьера: Авиатор
Рождение: Россия» Смоленская область» Смоленск, 26.2.1900
Был лётчиком - испытателем, начальником лётно - испытательной станции авиационного завода. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. В городе Зарайск в честь Героя установлен обелиск.

Родился 26 Февраля 1900 года в Смоленске в семье служащего. Окончил гимназию. С 1918 года в Красной Армии. Участник Граждаской войны. В 1921 году окончил Егорьевскую школу лётчиков, в 1924 году - Зарайскую высшую школу авиации, в 1929 году - курсы усовершенствования командного состава, в 1936 году - курсы при Военно - Воздушной академии.

В Октябре 1936 года - Феврале 1937 года участвовал в национально - революционной войне испанского народа. Эскадрилья истребителей под командованием комбрига Б. А. Туржанского сшибла 6 самолётов франкистов. 31 Декабря 1936 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Участник Великой Отечественной войны.

Был лётчиком - испытателем, начальником лётно - испытательной станции авиационного завода. Жил в Москве. Награждён орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 14 Июня 1948 года. В городе Зарайск в честь Героя установлен обелиск.

* * *

Боpис Туpжанский pодился 26 Февpаля 1900 года в Смоленске. В 1910 - 1913 годах учился в 1-м Смоленском реальном училище, а потом перевёлся в Смоленскую гимназию. В 1915 году семейство Туржанских переехала существовать в Москву. Здесь Борис поступил обучаться в Художественное училище. Жил частными уроками. В 1917 году работал помошником художника. В 1918 году добровольцем ушёл в Красную Армию. До 1920 года, совместно со старшим братом Александром, служил во 2-м корпусном авиационном отряде, стоявшего на станции Гнездово, вблизи Смоленска. Был младшим телефонистом, сражался с белогвардейцами и интервентами на фронтах Гражданской войны.

И в дальнейшем судьбина вела братьев по жизни если и не рядом, то переплеталась довольно здорово. В 1923 году братья окончили Егоpьевскую военно - теоретическую школу лётчиков, в 1924 году - Заpайскую высшую школу авиации 1. Уже во время учёбы Борис проявил выдающиеся способности: инструкторы говорили, что у него "лёгкая рука" и самолёт ему послушен всецело. За аккуратность стрельбы он неоднократно получал призы.

Туржанский Александр Александрович ( 1889 - 1982 гг. ). В РККА с 1918 года. Участвовал в Гражданской войне. Окончил 1-ю военную авиашколу и Московскую высшую авиашколу. Командовал авиаотрядом, эскадрильей, авиабригадой, бомбардировочным авиакорпусом. В 1935 году ему было присвоено воинское звание комдив. Награждён орденами Ленина и Красной Звезды. 23 Июля 1938 года арестован по обвинению в участии в военно - фашистском заговоре. 29 Февраля 1940 года освобождён за недоказанностью обвинения и назначен помощником начальника Таганрогской военной школы лётчиков по лётной подготовке. 4 Июня 1940 года ему присвоено звание Генерал - Майор авиации.

С Июля 1940 года был начальником Качинской Краснознамённой военной авиационной школы, с Августа 1941 года - преподавателем, а следом старшой преподавателем Военной академии командного и штурманского состава ВВС. 19 Февраля 1942 года арестован по обвинению в пропаганде пораженческих настроений, клевете на командный состав Красной Армии и восхвалении германских войск. Находился под следствием до 25 Марта 1952 года. Был осужден к 12 годам лишения свободы. Освобожден после этого смерти Сталина. 29 Июля 1953 года реабилитирован. Назначен заместителем начальника кафедры бомбардировочной авиации ВВА. Окончил курсы усовершенствования при ВВА, служил преподавателем тактики ВВС в Военно - инженерной академии имени Жуковского. С Ноября 1955 года в отставке.

Борис Туржанский служил лётчиком - инструктором, а после этого был начальником лётного отделения Военно - Воздушной академии имени Жуковского. Был помощником начальника штаба авиабригады. В 1929 году окончил курсы усовершенствования командного состава, был командиром авиаотряда. В 1932 - 1933 годах командовал 7-й истребительной авиаэскадрильей имени Дзержинского. С Марта 1936 года комбриг Б. А. Туржанский был слушателем оперативного факультета Военно - Воздушной академии.

В начале Ноябре 1936 года 11 советских лётчиков - добровольцев ( Б. А. Туржанский, П. А. Антонец, К. Г. Баранчук, К. С. Бениковский, П. Т. Семёнов, П. А. Гончаров, А. И. Кетов, Н. Т. Петрухин, А. В. Плетюхин, В. Т. Сахранов и С. Г. Булкин ) прибыли на север Испании. В то время, воздушное прикрытие в Басконии, как и в целом на Северном фронте, по сути дела отсутствовало. Авиация республиканцев, укомплектованная устаревшими самолётами, совсем не была приспособлена к ведению военных действий с новейшими типами немецких и итальянских машин.

Но битва была реальностью и требовала противодействия врагу. Присоединив к имеющейся боевой технике спортивные самолёты и авиетки, командующий ВВС Подполковник Мартин Луна вооружил их примитивным стрелковым оружием и мелкими осколочными бомбами. Сформировал эскадрилью, которую остроумные испанские лётчики с горькой иронией называли "цирк Кроне". И они воевали. На них нападали истребители, обстреливали зенитки, но они не сдавались. Конечно, были и потери...

Поскольку, советских самолётов в тот миг на севере Испании ещё не было, группе прибывших лётчиков - добровольцев передали 3 "Бреге-XIX", 2 "Ньюпор - Деляжа" ( с неисправными пулемётами ), 1 "Фоккер" F.VII и единственный "Дрэгон".

Ведя активные воздушные бои на Северном фронте, над территорией, отрезанной от Центральной зоны войсками мятежников, отдельная эскадрилья под командованием Туржанского за недлинный отрезок времени сшибла 6 самолётов противника. Совершив немного налётов на аэродромы мятежников, лётчики эскадрильи уничтожили на земле 12 вражеских самолётов. Вспоминает Борис Туржанский:

"Когда мы узнали, что авиаторы мятежников любят поспать, и более того на войне встают достаточно поздненько, мы начали вырабатывать вылеты малость свет. Услышав, что на аэродроме Навия сосредоточено 12 самолётов мятежников типа "Драгон" и "Фиат" мы решили изготовить на тот самый аэровокзал неожиданный налёт. Атаку производили с пикирования. Три самолёта пробомбили ангары и с бреющего полёта обстреляли стоянку вражеских машин. Мы были встречены пулемётным огнём, но он не смог приостановить выполнение задачи, и мы сумели вывести из строя большое численность самолётов. А то, что было не уничтожено в начальный день, мы вывели из строя на следующий день, повторив налёт".

Эти налёты добровольцы провели 16 и 17 Ноября 1936 года.

В середине Ноября в Бильбао прибыл совдеповский корабль "А. Андреев", тот, что доставил 12 самолётов И-15 и авиационный бензин. К концу месяца советские специалисты смогли составить и облетать все истребители. Эскадрильей "Чатос" стал руководить Полковник Б. А. Туржанский. Это был дюжий дядя, под сделаться русским богатырям. Было малопонятно, как он вмещал своё могучее корпус в относительно небольшую кабину И-15.

Появление этой эскадрильи стало заметным фактором на фронте. Фашистские истребители и бомбардировщики несли потери от их стремительных атак. Население Бильбао и наземные войска с облегчением вздохнули. Сократились бомбардировки. Сражаясь с количественно превосходящими силами противника, лётчики обнаруживали необыкновенную отвагу и отчаянную смелость. Но главной причиной успеха являлось высокое лётное мастерство, умение комэска верно распределить силы, предпочесть нужную тактику боя. Начальник штаба Северного фронта майор Франсиско Сиутат говорил, что это была "эскадрилья героев, руководимая львом". Штурмовые налёты сменялись патрулированием, воздушными боями.

Франкисты кроме того усиливали свою авиацию на Северном фронте. Сюда в срочном порядке были переброшены немного эскадрилий из состава итальянского экспедиционного корпуса ( бомбардировщики SM-81 и истребители Fiat CR-32 ). Немецкие авиаторы из "Легиона Кондор", летали на Не-51, Не-46 и Ju-52/3m.

Большинство самолётов мятежников базировалось на аэродромах Витория и Леон. Республиканцы решили употребить этим обстоятельством и спланировали налёты с целью уничтожения вражеской авиации на земле.

21 Ноября 1936 года группа СБ с Центрального фронта нанесла бомбовый потрясение по Леону. По докладам лётчиков немного самолётов было уничтожено.

24 Ноября республиканцы бомбили Овиедо, а на следующий день - позиции мятежников в районах Градо и Кото дель Барко ( к северо - западу от Овиедо ).

3 Декабря 1936 года 14 республиканских самолётов бомбили казармы в Витории.

8 Декабря звено Не-51 атаковало шестёрку И-15, которая штурмовала аэровокзал в Витории. Республиканцы оказались "крепким орешком" и сшибли 1 "Хенкейль". Несмотря на то, что истребитель загорелся на высоте всего 150 метров, лётчику удалось употребить парашютом. Согласно некоторым данным, эта виктория была одержана Борисом Туржанским. Кроме того, на земле сожгли ещё немного машин и ангар.

Националисты признали потерю двух Ju-52, сгоревших в результате штурмовки. Немецкие лётчики заявили о двух подбитых И-15, которые якобы совершили вынужденные посадки на своей территории. Однако у республиканцев в тот день потерь не было.

10 Декабря шестёрка И-15 под командованием Туржанского вылетела на штурмовку аэродрома Витория. При подходе к цели "Чатос" были атакованы 8 истребителями противника, взлетевшими с другого аэродрома. В завязавшемся бою советские добровольцы сшибли 4 машины ( одну победу одержал Туржанский ). По докладам лётчиков ещё единственный истребитель разбился при вынужденной посадке.

13 Декабря шестёрка "Чатос" опять прилетела бомбить Виторию. Немцы успели вознести в воздух дежурную пару Не-51, но в разгоревшемся бою Туржанский сшиб обоих. Вспоминает Борис Туржанский:

"При подходе к аэродрому нам навстречу взлетели 2 самолёта серебряного цвета с чёрными полосами. У меня была высота метров 200, я догнал левого и дал длинную очередность из всех пулемётов. Сложилось ощущение, что вражеский самолёт взорвался: Второго я также сшиб - он загорелся и упал".

Справедливости с целью, следует подметить что по франкистским данным воздушный махач имел местоположение, но он происходил на день раньше и был сбит только единственный истребитель.

20 Декабря 1936 года в воздушном бою самолёт Туржанского был повреждён, а сам он несладко ранен. Ему всё - таки удалось перетянуть линию фронта, но при посадке в горах истребитель скапотировал. Место вынужденной посадки затем интенсивных поисков обнаружили только на следующий день. Советского добровольца экстренно отправили в тутошний лазарет, где он перенёс сложную черепную операцию, пришлось удалить зрачок. После лечения в госпитале был отправлен на родину.

31 Декабря 1936 года Борису Туржанскому было присвоено звание Героя Советского Союза. После учреждения медали "Золотая Звезда", как знака особого отличия для Героев Советского Союза, ему была вручена медаль 12. А еле-еле позже, 8 Апреля 1937 года ему было присвоено воинское звание комбриг.

После излечения Туржанский стал настойчиво достигать возвращения в строй. Во все инстанции посыпались настойчивые просьбы и рапорты о допуске к полётам. "Лётчик без глаза летать не может" - таков был единодушный вердикт врачей. Но лётчик продолжал настаивать на своём. Тогда, ему устроили суровое испытание: произвести 10 полётов на истребителе И-15 по кругу на аккуратность приземления. При этом посадочная площадка имела ограниченные размеры. Отлично выдержав опробование, Борис получил позволение на дальнейшие полёты без каких - либо ограничений.

23 Июля 1938 года по обвинению в участии в военно - фашистском заговоре был арестован начальник 2-го тяжелобомбардировочного авиакорпуса кавалер орденов Ленина и Красной Звезды комдив Александр Туржанский.

Арест брата не мог не сказаться на дальнейшей карьере Бориса Туржанского. В 1938 - 1940 годах он служил лётчиком - испытателем авиазавода 1 в Москве, испытывал серийные истребители И-15бис и И-153.

29 Февраля 1940 года комдив Александр Туржанский был освобождён за недоказанностью обвинения, а 4 Июня 1940 года ему было присвоено звание Генерал - Майор авиации.

В 1940 году Полковник Б. А. Туржанский стал начальником лётно - испытательной станции авиационного завода 1.

Участвовал он и в Великой Отечественной войне. В Июле - Октябре 1941 года в составе 2-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи ПВО Москвы нёс ночные боевые дежурства на Центральном аэродроме.

В конце 1941 года он был назначен начальником лётно - испытательной станции авиационного завода 153 в Новосибирске, а в 1942 году - начальником лётно - испытательной станции авиационного завода 82 в Тушино.

19 Февраля 1942 года Генерал - Майор авиации Александр Туржанский был снова арестован. 10 лет он находился под следствием и только 25 Марта 1952 года был осуждён к 12 годам лишения свободы. Его освободили только после этого смерти Сталина. Но Борис Туржанский так и не дождался освобождения брата.

14 Июня 1948 года Герой Советского Союза Полковник Б. А. Туржанский умер после этого тяжёлой продолжительной болезни. Он похоронен в Москве, на Армянском кладбище.

Имя Героя живёт и в эти дни посреди авиаторов. Через 20 с лишним лет, 14 Марта 1971 года, в газете "Красная звезда" была опубликована статья "Надпись на фюзеляже истребителя". В ней говорилось:

"В стройной шеренге сверхзвуковых ракетоносцев участливость привлекает единственный, на фюзеляже которого красуется надпись: "Имени Героя Советского Союза Туржанского Б. А.". Таким тот самый самолёт был принят с завода. Тогда приёмщики - авиационные специалисты - удивились, увидев подобную "вольность", но, раскрыв формуляр и прочитав вложенное туда сообщение, поняли, в чём занятие..."

Комсомольцы авиационного завода, где создавался самолёт, писали, что эта агрегатина изготовлена сверх плана за счет сэкономленных молодыми рабочими материалов и названа ими в честь комбрига Туржанского. Заводские комсомольцы просили руководство части закрепить тот самый самолёт за лучшими специалистами и лучшим лётчиком части. Пожелание молодых рабочих было выполнено.

В Подмосковье, в городе Зарайске воздвигнут монумент Герою Советского Союза Б. А. Туржанскому ( автор - архитектор В. Поляничев ). На фасаде здания, где раньше находилась учебное заведение лётчиков, в которой в 1920-х годах учился Герой, установлена мемориальная доска.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Флейшман Aleksey Fleyshman

Старший лейтенант А. Д. Флейшман совершил 306 боевых вылетов, в 57 воздушных боях лично сбил 11 и в группе 14 самолётов противника. 0 года за..
читать далее

Алексей Хлобыстов Aleksey Hlobustov

Алексей Хлобыстов совершил 335 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 7 самолётов лично и 24 в группе, был награждён вторым орденом Красного Знамени.
читать далее

Алексей Чернышов Aleksey Chernyshov

Haгpаждён орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), медалями. Его имя носила..
читать далее

Алексей Чурилин Aleksey Churilin

Всего произвёл более 300 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 30 неприятельских машин. 0 года за мужество и воинскую доблесть,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий