Известные люди

»

Алексей Щусев

Алексей Щусев Aleksey Schusev Карьера: Архитектор
Рождение: Молдова» Кишинев, 8.10.1873 - 24.5
Алексей Щусев - русский и советский архитектор, академик. Родился 8 октября 1873 года.Известен пот таким постройкам как: Храм-памятник на Куликовом поле, храм-музей в Натальевке под Харьковом, Марфо-Марьинская Обитель в Москве,Казанский вокзал, Мавзолей В. И. Ленина, здание Наркомзема, станция метро Комсомольская-кольцевая, гостиница Москва.

Сами обстоятельства рождения и детства Алексея Викторовича Щусева благоприятствовали становлению и развитию в нем таланта.

Отец архитектора, Виктор Петрович, в чинах был относительно небольших. Но в родном Кишиневе он обращал на себя чуткость импозантной внешностью и рвением во всякой деятельности, за какую доводилось ему приниматься. Наиболее прославился участием в строительстве школы, больницы, прочих богоугодных заведений, проходивших как раз по его ведомству.

Мать, в девичестве Мария Корнеевна Зозулина, в день своей свадьбы была моложе Виктора Петровича больше чем в два раза. Происходила она из круга местной интеллигенции, что позже скажется на воспитании ее четырех сыновей.

Наибольший экстаз вызывал у домашних до срока проклюнувшийся в мальчике гений художника. Рисовал по особенному, подсознательно стремясь к освоению мира.

Обучаясь в мастерской Леонтия Бенуа, Щусев убедился, что в столице баталия за выживание требует куда большей смекалки, чем в глубинке. Он ищет случая выказать себя и не останавливается более того перед экстравагантными ходами. Так 1895 г., узнав из газеты о кончине генерала Д. П. Шубина, Поздеева является к вдове с готовым эскизом надгробия. Ни с ней, ни с покойным знаком не был, рекомендаций не имел, при всем при том сумел отстоять близкое убеждение в том, что заказ должен быть отдан ему. На кладбище Александро-Невской лавры появилась квадратная в плане часовенка под шатром.

В 1896 г. Щусев выполнил дипломный план на тему "Барская усадьба".

Щусев нарисовал особняк в духе французского Ренессанса и церковку, вызывающую в памяти бессчетные московские образцы конца XVII в.

Практическим результатом явилась Большая золотая медаль и право на заграничную командировку. Щусев поступает внешне парадоксально. Вместоположение Европы отправляется в Азию, в Самарканд, в составе археологической экспедиции он исследует гробницу Тамерлана...

Спустя год Щусев все-таки отправился в европейское турне.

В Петербурге Щусев устроил выставку путевых зарисовок. Репин объявил его лучшим рисовальщиком посреди архитекторов. Но это был счастливый момент прошедшего. А в настоящем больше актуальным было то, что посреди архитекторов он - начинающий архитектор.

В Кишиневе, под крылом благоволящих ему местных тузов, он мог быть обеспечен заказами, уважением, средствами. Однако положение провинциального зодчего и гарантируемое этим положением буржуазное благополучие его в настоящее время не прельщало. Слишком широкие горизонты открылись духовному взору Алексея Щусева...

На Крюковом канале была снята светелка за 25 рублей в месяц, со столом и прислугой. Психологически это было трудное время. Он выполняет разовые поручения именитых зодчих. Но увязнуть в их мастерских не стремится. Стать "негром" у Бенуа, Мельцера или Котова обещало приличное содержание, и все-таки грозило утерей индивидуальности. Щусев жаждал самостоятельной работы, творческого полета, в котором разовьется его дарование.

Щусев энергично занялся общественной деятельностью, приобрел связи и опытность. Участвовал в организации 3-го Всероссийского съезда русских зодчих. С рекомендациями Бенуа и Котова вступил в Петербургское среда архитекторов. Полученное за женой приданое снимало угрозу голодной смерти, и у него хватило выдержки дожидаться, когда он понадобится. Профессор Г. И. Котов начал переадресовывать Щусеву заказы, приниматься за которые сам не решался, а на сто процентов отвергать считал аполитичным. Это были церковные заказы.

Молодой зодчий, сумевший в течение нескольких лет заделаться в Петербурге заметной фигурой, заинтересовал графа Олсуфьева, крупного сановника и сноба. Граф предложил ему перелицевать и надстроить свой фамильный особняк на Фонтанке. Это на редкость заманчивое предложение Щусев принял зимой 1902 г.

Для Щусева это было только началом. Ведь на набережной Фонтанки под номером 14 стоят два дома Олсуфьевых. Второй был построен по проекту Ф. Н. Соболевского и соединен с первым внутренними переходами в 1860-1869 гг. Щусев модернизировал в 1910 г. и тот самый обитель. Получился прелестный мини-ансамбль.

Граф был в восторге. Здание, как известно, для владельца есть род костюма, а щусевские фасады явились тогда последним писком архитектурной моды.

Олсуфьев был председателем комитета по увековечению Куликовской битвы. Утвердив щусевский план собственного дома на Фонтанке, он всецело уверовал в дар зодчего и предложил заняться храмом-памятником.

Правда, своим эскизом он членов комитета полно шокировал. Западный фасад храма предстал на нем двумя мощными башнями и стеной между ними. На стену посажена звонничка, дальше возвышался куб самой церкви. Возникала иллюзия древнерусского городка. Архитектору подметили, что башни эти в храме не к месту. Возникла обстановка из тех, в которых точка зрения авторов постоянно уязвимее позиции заказчиков. По счастью, Алексей Викторович был чересчур умен, чтобы полемизировать с начальством и демонстрировать превосходство своей эрудиции. Он мог удивлять, не возмущая, и предпочитал одаривать объяснения, подкупающие простотой. Сказал, что башни символизируют двух иноков-богатырей Пересвета и Ослябю, так отличившихся в битве. Довод по-своему неоспоримый, скептики руками развели - и отстали. Щусев отныне творил вольно.

Через два года следом исполнения им эскиза храма-памятника, в июне 1904 г. Щусев отправится в Овруч. Там в плачевном состоянии находились руины церкви св. Василия. Археологические изыскания показали, что западный фасад древнего храма имел толстые башни по обе стороны от входа, т. е. ту же структуру, что сочиненный Щусевым фасад храма на Куликовом поле. Факт, характеризующий интуицию зодчего.

Творческое родное кредо Алексей Викторович обнародовал в журнале "Зодчий" в 1905 г. Решительность его тона обоснована успехами в архитектурной практике.

В архитектуре национального направления Щусев становится бесспорным лидером. Мощный собор Почаевской лавры, лиричный комплекс Марфо-Мариинской обители, прелестная церковка в селе Натальевка Харьковской губернии, патетичный мемориал на Куликовом поле - это вдалеке не совершенный перечень шедевров, созданных им в те годы по городам и весям империи.

Вершиной творчества в этом жанре мог сделаться Троицкий собор на одноименной площади в Петербурге. Есть основательный толк в том, что первым петербургским творением Щусева стал надгробный монумент и что в том же жанре оказалось последнее его творение в дореволюционном Петербурге. Речь идет о памятнике А. И. Куинджи, поставленном в 1914 г. на Смоленском кладбище и перенесенном через полстолетия в Некрополь мастеров искусств. Так что очутился неведомо для Щусева тот самый монумент в той же Александро-Невской лавре, где дебютировал он часовенкой над гробом генерала Шубина-Поздеева.

Петербургские мотивы присутствуют во многих проектах, выполненных Щусевым для других городов России. В 1914-1916 гг. Щусев проектирует и строит железнодорожные вокзалы в периферии. Использует мотивы петровской и елизаветинской архитектуры. Некоторые станции решены в неоклассическом стиле.

Петербуржцев, товарищей по "Миру искусства", пригласил он для выполнения живописного убранства Казанского вокзала в Москве. О методе работы зодчего не возбраняется судить по его записи: "Первые эскизы отделки сделал я. Затем включился приглашенный А. Бенуа..." Впрочем, Казанский вокзал суждено было Алексею Викторовичу завершать уже в другую историческую эпоху. Встрой ли он об этом догадывался, когда начинал.

Так же читайте биографии известных людей:
Алексей Яковлев Aleksey Yakovlev

архитектор, окончил Петербургский институт гражданских инженеров Императора Николая I (1909).
читать далее

Алексей Архипов Aleksey Arhipov

Сын скульптора, внук инженера, потомок строителей Атлантиды. После многих превращений родился примерно в 4 часа утром 16 марта 1955 года.
читать далее

Алексей Мерзляков Aleksey Merzliakov

Мерзляков Алексей Федорович - известный критик и поэт (1778 - 1830). Родился в небогатой купеческой семье.
читать далее

Алексей Апухтин Aleksey Apuhtin

Алексей Апухтин - русский поэт. Родился 27 ноября 1840 года.Монологи Алексей Апухтин в стихах, романсы, альбомные посвящения, пародии, эпиграммы и..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий