Известные люди
»Алла Демидова
Рождение: Россия» Москва, 29.9.1936
А.С. Демидова народная артистка РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977), премии Президента России (2001), премии имени К.С. Станиславского (1993), других премий в области кино- и театрального искусства.
Родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Мать Харченко Александра Дмитриевна, лаборант кафедры экономического факультета МГУ. Отец Демидов Сергей Алексеевич, погиб на фронте при освобождении Варшавы в 1944 году. Супруг Валуцкий Владимир Иванович, кинодраматург.
По воспоминаниям самой Демидовой, уже в 5 лет, отвечая на вопрос: Девочка, кем бы ты хотела сделаться?, она говорила: Великой актрисой. С детства участвовала в самодеятельности. Тяга к просветительству и возделение быть на сцене единственный на единственный с литературным словом заявили о себе весьма рано: кроме ролей в школьных спектаклях выступала перед соучениками с собственной чтецкой программой монологом Катерины из Грозы и отрывком из Анны Карениной.
После школы, не будучи принятой в Театральное училище имени Б.В. Щукина из-за нехороший дикции, Демидова поступает на экономический факультет МГУ, по окончании которого (1959) становится соискателем ученой степени и начинает новости семинарские занятия по политэкономии для студентов философского факультета. Еще на 3-м курсе она приходит в Студенческий театр МГУ, где играет свою первую заметную образ Лиду Петрусову в Такой любви Павла Когоута (режиссер Ролан Быков, 1958). Впоследствии потаенное, сдержанное, маскируемое самоиронией мучение, которым актриса наделила тот самый образ, стало чертой многих ее героинь, одной из вариаций ее сценической Темы.
Продолжая игрывать в Студенческом театре, Демидова поступает в студию при Театре имени Ленинского комсомола (руководители М. Шатров, В. Ворошилов), откель посредством год ее исключают как профнепригодную. Результатом становится новая, на этот раз успешная попытка поступления в Щукинское училище. Демидова попадает на вектор движения педагога Анны Орочко. Дипломный спектакль Добрый мужчина из Сезуана (Демидова госпожа Янг), поставленный на курсе Юрием Любимовым (1963), взрывает устоявшиеся псевдомхатовские представления о театральном искусстве и начинает новую эру в истории советского театра эру Таганки, сочетающей без малого уничтоженные к тому времени традиции Мейерхольда с традициями политического театра Брехта, дающего актеру вероятность отчуждения от образа и прямого контакта со зрительным залом.
Официально Театр на Таганке открывается в апреле 1964 года в помещении Московского театра драмы и комедии. Прежний коллектив реорганизован. Среди тех, кого Любимов считает костяком нового театра, Алла Демидова.
Однако лидером ранней Таганки она не становится, играет в ту пору в основном небольшие роли. Слава приходит из кино: в 1966 году она получает главную образ в фильме Игоря Таланкина Дневные звезды экранизации автобиографической повести Ольги Берггольц. Фильм, непривычным, поэтическим языком повествовавший об ужасах ленинградской блокады, купирован и положен на полку, и все-таки развлекуха Демидовой замечена профессионалами актриса получает одну кинороль за прочий, критики, чьей любовью она начинает пользоваться с тех пор, сравнивают ее манеру игры с манерой Смоктуновского. По итогам опроса журнала Советский экран Демидова названа самой перспективной актрисой 1968 года.
С этого года она начинает игрывать ведущие роли и в любимовских постановках: Эльмиры в Тартюфе (1968), пани Боженцкой в Часе Пик (1969), Гертруды в Гамлете (1971). В тот самый же отрезок времени, склонная к анализу и способная критически дать оценку дело собственного коллектива, актриса формулирует свой схема существования в театре Любимова: Стараться игрывать объемно, актерски оправдывая любое режиссерское построение Любимова. Это подстраивание под сильную волю режиссера по сути дела определяет все ее последующие взаимоотношения с Любимовым. И хотя с середины 1970-х годов она получает в Театре на Таганке роли, которые делают ее одной из заметных актрис: Милентьевна (Деревянные кони, 1974), Раневская (Вишневый сад, 1975, режиссер А. Эфрос), мама Раскольникова (Преступление и наказание, 1979), Маша (Три сестры, 1981), Марина Мнишек (Борис Годунов, 1982), все же неудовлетворенность своей актерской судьбой в режиссерском театре Любимова заставляет Демидову и ее друга и сценического партнера Владимира Высоцкого заняться поисками пьесы на двоих. Репетируют Крик Теннесси Уильямса, в то же время Высоцкий задумывает сценическую композицию по Федре Жана Расина. Воплощение обоих замыслов оборвалось в июле 1980-го со смертью Высоцкого.
В 19701980-е годы Демидова остается одной из самых популярных киноактрис. Среди ролей: Мария Спиридонова (Шестое июля, 1968), Леся Украинка (Иду к тебе, 1972), Аркадина (Чайка, 1972), Лизавета Павловна (Зеркало, 1974), Герцогиня Мальборо (Стакан воды, 1979), Елена Протасова (Дети солнца, 1985). Однако Новейшая история отечественного кино справедливо характеризует Демидову не только как одну из самых значительных и стильных современных русских актрис, но и как одну из самых невоплощенных в экранном пространстве: кинорежиссеры, поняв, что ей нет равных в изображении интеллектуальной рефлексии и духовной одержимости, пытались поверхностно тиражировать ее особенный имидж.
Нечто подобное продолжалось и на Таганке, не раскрывавшей актрису, расцвет таланта которой пришелся на кризисные для театра времена: понужденный отбытие Любимова за рубеж, приход на его пост Анатолия Эфроса и его трагическая конец. Результатом становится сотрудничество Демидовой с режиссером Романом Виктюком, в чьей постановке Федра по пьесе Марины Цветаевой (1988) Демидова в конце концов заявляет о себе как о трагической и вместе с тем синтетической актрисе, владеющей и современной пластикой, и поэтическим словом. В это же время ведутся переговоры о Федре Расина с французским режиссером Антуаном Витезом. Репетиции обрываются со смертью режиссера (1990).
В конце 1980-х начале 1990-х годов Федра Виктюка благополучно гастролирует по Европе и Америке. Стильность Демидовой, ее тяготение к четкой сценической форме и ослепительно выраженное личностное начало оказываются сильно востребованы Западом, где она считается звездой и образцом современной русской актрисы. На родине же к ней, не шибко разбираясь в тонкостях ее игры, приклеивают ярлык холодности и интеллектуальности. Упреки в формализме, разговоры о том, что Демидова, следом знаменитому Каратыгину, исповедует нехарактерную для русской сцены традицию школы представления, а не переживания, слышатся по этот день. По сути же, речь должна шагать об изысканной (не окончательно станиславской, но и нимало не любимовской) технике не-выражения чувств, делающей их серьезность в особенности значимой (М. Брашинский).
После возвращения на Таганку Юрия Любимова Демидова играет Марину Мнишек в возобновленном Борисе Годунове (1988), Донну Анну в Пире во время чумы (1989), Электру в Электре Софокла (1992). Все больше тяготеет к сольным трагическим ролям.
Хотя во время раскола Таганки и конфликта части труппы с художественным руководителем она поддерживает Любимова, все же с 1994 года пути Демидовой и Театра на Таганке расходятся. Формально считаясь актрисой Любимова, Демидова по сути дела пускается в свободное плавание. В 1993 году она создает свой Театр А и начинает сотрудничать с греческим режиссером Теодоросом Терзопулосом. Играет в его постановках Мертей (Квартет Х. Мюллера, 1993), Медею (Медея Мюллера-Еврипида, 1996), Гамлета (Гамлет-урок по У. Шекспиру, 2001).
Говоря об уникальной целеустремленности этой актрисы, любопытно проследить цепочка на первостепеннный воззрение неосуществимых желаний, всю дорогу реализуемых ею посредством установленный (временами длительный) промежуток времени. Примером служит ее греза о мужеский роли роли Гамлета, которую Демидова готовила ещё студенткой сообща с педагогом Анной Орочко и которую чуть-чуть не сыграла в спектакле Николая Охлопкова (1963). Роль вернулась к ней через больше чем 30 лет. За эти годы Демидова научилась превращать в высочайшие достоинства более того недостатки. Неканоническое произношение обернулось голосовым своеобразием. Когда-то жидкий, по-юношески экзальтированный звук получил мощь и широту диапазона, необходимую для трагедии.
Однако Демидова сыграла не канонического Гамлета, а особый наука мастерства, в котором представала вместе с тем и Гамлетом, и Гертрудой, и Офелией. Этот дар актрисы игрывать трагедию за пределами канона, как бы осовременивая ее, отмечает Новейшая история отечественного кино.
Не признавая проторенных театральных троп, Демидова сломала устоявшийся стереотип псевдочеховской героини, сыграв Раневскую из Вишневого сада дамой эпохи декаданса, тем самым открыв новые пути и для театра, и для литературоведения. Впоследствии она идет на прочий эксперимент: прививает эстетику Серебряного века античной трагедии.
Впрочем, трагедией в интерпретации не умеющей игрывать быт актрисы становится любая житейская драма. Трагическими разрешается наречь чуть-чуть ли не всех ее кино- и театральных персонажей от поверженной в политической борьбе эсерки Марии Спиридоновой до куртуазной герцогини Мертей из Квартета, история которой в исполнении Демидовой превращалась в трагедию неразделенной любви.
Возможно, как раз тяга к трагедийности наделила актрису неповторимой манерой поэтического чтения она читает русскую поэзию, следуя, аналогично поэтам, за музыкой стихов и вместе с тем передавая трагизм судеб их создателей.
Внутренний культ красоты, эстетизм, отличающий эту актрису, объясняет ее приверженность искусству Серебряного века. Обладая способностями филолога-исследователя, она заново открывает для слушателей культуру этого периода. Ни Федра Марины Цветаевой, ни Реквием и Поэма без героя Анны Ахматовой ни в жизнь раньше не игрались и не исполнялись публично. Впрочем, и пьесы немца Хайнера Мюллера до спектаклей Театра А были русскому зрителю неизвестны.
В кино 1990-х годов Демидова появляется как какой-то символ, придающий глубину и объем подчас поверхностным картинам. Ее небольшие роли, как и в свое время, смотрятся самоценными, отточенными номерами, полными внутренней эксцентрики и гротеска. Но и в больших, и в малых ролях, в каждом слове и жесте ее персонажей проглядывают уникальные фатум и персона. Среди ролей: Лебядкина (Бесы, 1992), императрица Елизавета (Незримый путешественник, 1999), мисс Минчин (Маленькая принцесса, 1999), Эльза (Письма к Эльзе, 2001). В конце 2001 года она снимается в роли Алисы Коонен в фильме Принцесса Брамбила, или Смерть Таирова. В 2004 году актриса сыграла образ Анны Сергеевны в картине Киры Муратовой Настройщик. За эту образ она удостоена национальной кинопремии Золотой орел в номинации Лучшая женская образ в кино (2006).
Находясь уже примерно 10 лет в свободном плавании (изъятие сотрудничество с театром Школа драматического искусства, где она сыграла Донну Анну в спектакле Анатолия Васильева Дон Жуан, или Каменный гость и другие стихи), Демидова по-прежнему остается звездой, окруженной из-за жесткой избирательности в ролях и замкнутой личной жизни ореолом таинственности. Следуя древним комедиантским традициям, она ездит по разным уголкам мира со спектаклями, поэтическими вечерами и мастер-классами. В Москве выступает только редко, и тогда рецензенты фиксируют, что этой Коонен нужен свой Таиров. В ожидании его наделенная литературным талантом актриса написала 5 книг, размышляя о природе искусства и вспоминая современников: Вторая реальность (М., 1980), А скажите, Иннокентий Михайлович... (М., 1988), Владимир Высоцкий (М., 1989), Тени зазеркалья (М., 1993), Бегущая строчка памяти (М., 2000), Ахматовские зеркала (М., 2004).
А.С. Демидова народная артистка РСФСР (1984), лауреат Государственной премии СССР (1977), премии Президента России (2001), премии имени К.С. Станиславского (1993), других премий в области кино- и театрального искусства.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Алла Тарасова Alla Tarasova
Алла Тарасова - выдающаяся советская актриса театра и кино. Родилась 25 января 1898 года.Алла Тарасова играла на сценах таких театров как:..
читать далее →
Алла Духова Alla Duhova
Алла Духова - известный российский хореограф, основательница шоу-балета "Тодес". Родилась 29 ноября 1966 года.Шоу-балет "Тодес" был основан в 1987..
читать далее →
Алла Осипенко Alla Osipenko
Алла ОСИПЕНКО была не просто блистательной балериной, она осталась легендой в истории Кировского театра, трупп Хореографические миниатюры и Бориса..
читать далее →
Алла Сигалова Alla Sigalova
Сегодня Алла Сигалова - одна из самых ярких отечественных балетмейстеров, работающих в разных жанрах. В Риге она ставит балет, в Вильнюсе и Москве -..
читать далее →