Известные люди
»Альберт Кинг
Рождение: США, 25.4.1923
Шести футов четырёх дюймов роста и весом 250 фунтов, Альберт Кинг возвышается на голову над бесчисленными гитаристами, внёсшими свою лепту в развитие послевоенного блюза. Внешне узнать его можно мгновенно по росту, неизменной трубке, зажатой в зубах и, конечно, его футуристической гитаре, Гибсон Flying V. Но его музыка ещё более индивидуальна. Интенсивный, густой звук его гитары и обманчиво простой стиль оказали неоценимое влияние на легионы гитаристов.
Шести футов четырёх дюймов роста и весом 250 фунтов, Альберт Кинг возвышается на голову над бесчисленными гитаристами, внёсшими свою лепту в формирование послевоенного блюза. Внешне изведать его разрешено в два счета по росту, неизменной трубке, зажатой в зубах и, конечно, его футуристической гитаре, Гибсон Flying V. Но его музыка ещё больше индивидуальна. Интенсивный, плотный звук его гитары и обманчиво азбучный манера оказали неоценимое воздействие на легионы гитаристов.
Не многое известно о детстве Альберта, и его склонность приукрашивать истину только осложняет занятие. Он родился в Индианоле, в сердце Дельты, но и его настояшее имя, и дата рождения, 25 апреля 1923 года, подвегались сомнению многие из его знакомых утверждали, что Альберт на немного лет старше.
Альберт принял известный в то время посреди блюзмэнов псевдоним Кинг в начале 50'х, вдогон за успехом Three Oclock Blues Би Би Кинга. Отцом Альберта был бродячий проповедник, расставшийся с семьёй когда Альберту было 5 лет. Мать Альберта, Мэри Блевинс, вскоре вышла замуж за Уилла Нельсона, и вся семейство, включавшая десяток разного рода дядьёв и двоюродных сестёр, переехала в Форрест Сити в Арканзасе. Мальчишка принял фамилию отчима и стал Альбертом Нельсоном.
Детство и молодость Альберта были относительно нормальными. Их семейство кормилась фермерством, что было обычным для чёрных обитателей Юга. Как и многие другие деревенские дети, Альберт без малого не ходил в школу, и научился уяснять текст и сочинять уже взрослым. Первые ноты Альберт извлёк из легендарной Диддли Боу натянутой проволоки, на которой играли бутылкой. Потом он смастерил себе гитару. Годы через он вспоминал: Корпус я сделал из сигарной коробки, а гриф из обструганного деревца. Струны были намотаны на деревянные колышки. Я настроил их по разному, но все шесть были из одинаковой проволоки.
Когда Альберт подрос, он устроился вкалывать водителем бульдозера. В 1942м он купил у приятеля настоящую гитару, Гилд (Guild), за единственный бакс двадцать пять центов. Вдохновлённый музыкой Блайнд Лемон Джефферсона, Лонни Джонсона, Сонни Боя Виллиамсона и, позже, Т-Бон Уокера, Альберт потратил полно времени учась игрывать на своей гитаре, хотя и необычным способом. Альберт был левшой и держал обыкновенную гитару грифом налево и головой вниз. В то же время он напевал с местной госпел-группой The Harmony Kings.
Одна из характерных особенностей его стиля развлекуха без медиатора. Я ни в жизнь не мог игрывать медиатором, говорил он в беседа с журналом Guitar Player (сентябрь '77) Я пробовал, но как только я разогревался, швырял его в уголок. Наконец я решил ну его к чёрту. Так что я играю легко большим пальцем.
В 1950, Альберт ненароком познакомился с М.С. Ридером и переехал в Оцеолу. Ридер был владельцем знаменитого клуба Т-99. Оцеола находится между Мемфисом и Сент-Луисом, прямо на шестдесят первой дороге, и каждая группа, проезжавшая из одного города в иной, считала должным там застопориться. Из Мемфиса клуб Т-99 посещали такие светила, как Би Би Кинг, Бобби Бланд, Руфус Томас, Роско Гордон и Джонни Эйс.
Была в Т-99 и собственная группа, The In The Groove Boys, с непостоянным составом, тот, что в разное время включал в себя пианиста Эдди Сноу, работавшего для знаменитого лейбла Sun, Карла Тейта, Кларенса Дрейпер и Уолтера Джефферсона. В жерло этого музыкального вулкана приземлился Альберт Нельсон со своей первой электрогитарой, стадвадцатидолларовым Эпифоном.
Бывший вокалист Айка Тёрнера и обитатель Оцеолы Джимми Томас был тогда подростком. В субботу вечером Оцеола кипела, вспоминает он, - мелкий городишко, но идеально буйный. Оцеола была более того круче чем Каир и всякие такие места, хоть они и больше. В каждом кабаке, в каждом кафе играли на финансы. И Альберта я помню, конечно! Мы его называли Большой Альберт или Чёрный Альберт, такие у него были прозвища. Он водил трейлер, хлопок перевозил, а на гитаре играл по выходным.
Карл Тейт, игравший в то время в In The Groove Boys на барабанах, вспоминал: Альберт был блюз на сто процентов. Он другой раз и быстрые блюзы играл, но его настоящие вещи это, конечно, корневой, кантри-блюз, типа Little Boy Blue.
The In The Groove Boys были популярной группой, и, помимо Т-99, они играли в других барах Оцеолы и соседних городов. Вдобавок, их систематично приглашали на местную радиостанцию. Тэйт рассказывает: Альберт играл и на ударных также. Когда я пропускал трансляцию, он садился за установку вместо меня, а кто-нибудь прочий играл на гитаре.
Мы знали тогда, может, три-четыре песни. И мы их играли резво, неспешно и средне, - говорил сам Альберт. Один из обитателей Оцеолы подтверждает: Альберт был так себе музыкант когда он начал в этом месте игрывать.
Альберт полностью прижился в Оцеоле. У него родилось трое детей, и двое из его сестёр, Эдди Лу и Биг Ред, также переехали и поселились неподалёку.
Впрочем, его бытие не была сверх меры гладкой. Альберт не любил припоминать об аварии, в которую он попал в начале 50-х в Арканзасском городке Марион. Грузовик с Альбертом за рулём столкнулся с иной машиной, и немного мужчина погибло. Погибшие были белыми, а в накалённой атмосфере южных штатов это могло привести к большим неприятностям. Альберт попал в тюрьму. К счастью, у Альберта были влиятельные знакомые: М.С. Ридер и имеющий известность белый бизнесмен по имени Хал Джексон помогли вызволить его из тюрьмы. В результате Альберт отделался относительно несложно.
Вдохновлённый десятками блюзменов из Арканзаса и Миссиссипи, нашедшими признание на Севере, Альберт решил перебраться в Гэри, штат Индиана. Там он присоединился к группе легендарных блюзовиков Джона Брима и Джимми Рида. И Рид, и Брим были гитаристами, так что Альберту пришлось усесться за барабаны.
Независимые лейблы вырастали как грибы, и за новыми талантами шла настоящая охота. Когда Альберт решил попытать счастья на записи, это было нетрудно свершить. Никто другой как Вилли Диксон свёл Альберта с известным Чикагским диджеем Алом Бенсоном, владельцем лейбла Parrot. Альберт вспоминал их встречу: Я ждал его на улице полтора часа. Он выходит и неожиданно говорит Играй. У меня ни усилителя, ничего нет. Что совершать я начал игрывать. Он послушал меня минут пять и говорит окей, в эти дни вечером приходи в студию. Вот и всё.
Тридцатого ноября 1953 года состоялся дебют Альберта Кинга на записи. В сессии участвовали Вилли Диксон на басу вкупе с музыкантами из группы Элмора Джеймса, пианистом Литл Джонни Джонсом и барабанщиком Оди Пайном. Они записали пять вещей, две из которых Be On Your Merry Way и Bad Luck Blues вышли на сингле. На этих первых записях гитара Кинга звучит по-другому, чем на записях 60-х годов. Не слышно ни того жалящего звука которому подражали все, ни фирменных риффов, копированных нота-в-ноту Клэптоном. Все записи, сделанные за эту сессию, звучат шибко традиционно. Его вокал, хотя вообще-то, уже тогда звучал так же мощно и богато, как в последующие годы.
Впоследствии, рассказывая об этом сингле, Альберт нередко утверждал вещи, в которые нелегко уверовать. Например, он говорил, что было продано 350000 копий и что за эту сессию ему заплатили четырнадцать долларов. Навряд ли он вправду получил больше четырнадцати долларов платы, но 350000 копий это явное преувеличение. Синглы, расходившиеся в такой степени благополучно, на практике гарантировали явление песни в чартах, местных и всеамериканских, и продление контракта с музыкантом. Ни того, ни другого не случилось. В 1954-м Альберт вернулся в Оцеолу, не снискав славы.
Ещё два года прошли в выступлениях с группой In The Groove Boys по барам и кабачкам Арканзаса. К '56-му Альберт сызнова снялся с места и переехал в Сент-Луис. В этом городе была большая блюзовая сцена и работы для музыканта было предостаточно. Но и соперники у него были серьёзные: Kings of Rhythm Айка Тёрнера, группы Литл Милтона и Рузвельта Маркса, Hound Dogs Джимми О'Нила.
Сперва Кинг без затей ходил по многочисленным клубам, рассеянным по городу, знакомился с людьми, играл в джем-сейшенах. К октябрю '56-го он уже собрал группу и начал систематично игрывать по клубам. Гитарист Ларри Дэвис, долгое время игравший с Кингом, вспоминает: Я встретил Альберта когда он только переехал в Сент-Луис. Они тогда играли втроём в маленьком баре на Олив-стрит. Я сначала обратил на него участливость из-за его голоса. Он классно напевал, дюжий звук. А вслед за тем уже я стал с ним игрывать, я и Сэм Роудс.
К '58-му году у Альберта появилась его Гибсон Flying V, гитара, которая завсегда будет ассоциириваться с Кингом. Он называл её Люси. Может быть, он следовал своему однофамильцу Би Би, называвшему свою гитару Люсиль, но сам Альберт утверждает, что он назвал её в честь актрисы Люсиль Болл из популярного комедийного шоу I Love Lucy. (Кстати, долгое время существовал слух, что Альберт и Би Би братья. Надо проговорить, Альберт не в особенности старался это опровергнуть.)
Альберт начал привлекать чуткость публики. Гитарист Бобби Кинг вспоминает расклад своего приятеля о том, что тот видел самого здоровенного, чернющего, жуткого чувака за всю свою бытие. Гитара у него как чёртов космический корабль; сам он левша и у него самый-самый окончательный габарит башмак, какой только бывает! Медленно, но точно Альберт превращался из никому не известного новичка в одного из ведущих блюзменов Сент-Луиса.
В 1958-м году Роберт Лайонс, менеджер радиостанции KATZ, открыл Bobbin Records, в основном для того, чтобы давать диски Литл Милтона. Первый сингл Литл Милтона стал хитом, и Лайонс пустился в поиски других местных талантов. На Bobbin Records записывались блюзовики, госпел-группы и более того рокабиллы; летом '59-го к этому списку присоединился и Альберт.
К тому времени его группа увеличилась, и просто с ним играли двое духовых и пианист; в составе порой участвовали ведущие музыканты города. Музыка также изменилась; в настоящее время его саунд был ближе к джамп-блюзу. Сам Альберт стал больше уверенным лидером, и его фирменный звук яркая гитара со свингующей джазовой поддержкой уже целиком сформировался. Я завсегда любил джаз, в особенности биг-бэнды. Записи на Bobbin Records шибко оркестрованные, с аранжировками, которые смешивают блюз и джаз. Это джазовые аранжировки кругом блюзовой гитары.
Среди записей Кинга на Bobbin Records на практике не было плохих. Цепочка синглов, добавившая ему поклонников и упрочившая его репутацию посреди музыкантов, увенчалась Dont Throw Your Love On Me So Strong, с участием Айка Тёрнера на пианино. В конце '61-го года эта песня добралась до четырнадцатого места в ритм-энд-блюзовых чартах. Музыкантом заинтересовалась фирма побольше, King Records, на которой Альберт записал альбом The Big Blues, вышедший в '63-м. Продолжал он записываться и на Bobbin Records, которые выпустили ещё восемь синглов и записали ещё единственный альбом. К сожалению, в конце '62 Bobbin закрылись, и готовый альбом провёл 'на полке' немного лет, выйдя в конце концов, на Modern Blues Recordings под названием Lets Have A Natural Ball (Давайте Оттянемся).
Среди коллег-музыкантов Альберт был известен не только за гитарную игру, но и за тяжёлый, неуживчивый нрав. Его группа меняла состав с неслыханной быстротой. Раймонд Хилл, игравший с Кингом в начале 60-х, вспоминал: Я проработал с Альбертом долговременно. Он всё время менял музыкантов, а мне приходилось всё улаживать. Я репетировал с новичками, обьяснял, чего он от них хочет. Да, Альберт это что-то! Но мы с ним понимали дружбан друга, мы ладили.
Барабанщик Юджин Вашингтон описывает это иначе: Альберт мужчина с характером. Дело в том, что большинство гитаристов которые ещё и поют, нередко меняют темп. Когда они играют или поют, темп единственный, а когда они перестают игрывать, всё убыстряется. И это создавало постоянные конфликты. Так что ударников он менял, как перчатки!
В группе у Альберта музыканты зарабатывали хорошие денежки, вспоминает Кенни Райс, бросивший школу позже приглашения игрывать в группе Кинга, Альберт платил больше, чем все остальные: Литл Милтон, Билли Гейлс, более того Айк Тёрнер. У Альберта разрешено было славно получить если только он тебя не выгонял. Если ты терпел его выходки и выкладывался на сцене, у него весьма многому разрешено было научиться.
Он всю дорогу орал на своих барабанщиков ни за что. Он сам отсчитывал темп, но он играл по чувству то быстрее, то медленнее. И в конце концов я уже мог придерживаться ему как угодно и держал темп верно как он отсчитывал. Но мы всё одинаково нередко ссорились.
В мае '64-го Альберт ещё попал в студию, на тот самый раз записываясь для маленького независимого лейбла Coun-Tree. Джазовый вокалист Лео Гуден, державший кроме того клуб под названием Goodens Blue Note Club в Ист-Сент-Луисе, создал Coun-Tree чтобы сбывать пластинки группы самого Гудена, Leos Five. Кинг был одним из немногих 'посторонних' на лейбле.
На этой сессии Кинга сопровождают Leos Five, с Доном Джеймсом на органе и Кенни Райсом на ударных. Они записали материала на два сингла: Worsome Baby / C.O.D. и Lonesome / You Threw Your Love On Me Too Strong. Последняя вещь была переработкой его хита, вышедшего на Bobbin Records. По звуку эти записи прямые предшественники его 'золотого периода' на Stax Records.
Эти диски славно продавались в Сент-Луисе, Чикаго и Канзас-Сити. Кенни Райс, перешедший к тому времени в Leos Five, вспоминает о проблеме, ставшей перед Гуденом: Лео не любил ритм-энд-блюз, но записи Альберта начали продаваться более того лучше, чем диски самого Гудена. Они серьёзно раскрутились, их покупали в Канзас-Сити и повсюду, и нам пришлось поехать на тур с Альбертом. Я помню, как мы вьезжали в Канзас-Сити и включили радио. 'Сегодня вечером большущий концерт! Играют Leos Five и Альберт Кинг!' И они поставили песню Кинга. Я помню тот самый конец дня. Всё шло вкривь и вкось. Альберт взбесился и ушёл со сцены, не доиграв он в очередной раз не поладил со своими музыкантами. А Лео всю поездку злился, в силу того что что Альберт был популярнее.
В конце концов Гуден решил проблему этого соперничества простым способом: он расторг контракт с Кингом. Гитаристу пришлось разыскивать новую компанию, которой стали Stax Records.
Открывшись в '59м под названием Satellite Records, тот самый самостоятельный лейбл вскоре стал одним из китов жанра соул. На нём записывались, посреди прочих, Руфус и Карла Томас, Booker T & the MGs, Отис Реддинг и дуэт Сэм энд Дейв. Но до Кинга на Stax-е не было ни одного блюзового музыканта, и президент компании, Джим Стюарт, отнёсся к предложению сотрудничать с Кингом шибко скептически, полагая, что блюз не будет продаваться. К счастью, сестре Стюарта удалось его уломать.
С самого начала Альберт чувствовал себя как дома. Вездесущие Booker T & the MGs оказались идеальной поддержкой для его стиля. Его творческие силы были на подъёме, и записи, сделанные для Stax Records, были в то же время весьма популярны посреди слушателей и сильно влиятельны посреди коллег-блюзменов. На первой же сессии была записана сегодня классическая вещь Laundromat Blues, обеспечившая Кингу первое явление на чартах за пять лет. Оборотной стороной сингла был инструментал Overall Junction: Кинг говорил, что его группа открывала концерты, играя Overall Junction до тех пор, в то время как все не настроятся! Следующая же запись дала одну из самых известных песен Кинга Oh Pretty Woman (Cant Make You Love Me). За ней последовала Crosscut Saw, известная раньше в версии группы The Birmingham Blues Boys. Кинг обновил тот самый строгий блюз, написанный ещё в тридцатых, добавив бит румбы в партию ударных.
В '67-м Букер Ти и вокалист Виллиам Белл записали демо-версию Born Under A Bad Sign. Песня, с её запоминающимся риффом и колоритными строчками типа If it wasnt for bad luck, I wouldnt have no luck at all была вроде нарочно написана для Альберта. Когда на готовую демо-запись наложили вокал и гитару Кинга, шедевр был готов. На обороте сингла эту песню сопровождал неспешный блюз Personal Manager, на котором Альберт сыграл одно из лучших своих соло.
В конце '67-го вышел начальный альбом Кинга, Born Under A Bad Sign, состоявший частью из уже вышедших синглов, частью из нового материала. Появление этого диска совпало с ростом популярности Кинга посреди белой молодёжи. В июле '68-го он впервой дал концерт в знаменитом Филморе Вест Сан-Францисском хипповском концертном зале. Часть записей с него вышли на пластинке под названием Live Wire/Blues Power, одним из лучших 'живых' блюзовых альбомов, а всё другое было выпущено ещё немного лет через на паре пластинок под названием Wednesday/Thursday Night In San Francisco.
Вернувшись в Мемфис, Альберт записал свой начальный подлинный студийный альбом, Years Gone By, с участием всё тех же MGs и духовой секции The Memphis Horns. На нём были версии таковый классики блюза, как Killing Floor Хаулин Вулфа и The Sky Is Crying Элмора Джеймса, а ещё его собственная вещь Drowning On Dry Land.
Альберту довелось сыграть немного внезапный концерт в ноябре '69-го, когда его пригласили выступать в Powell Concert Hall с симфоническим оркестром. Он сыграл пять из своих недавних хитов для Stax-а. Одетый в чёрный фрак и со своей Flying V наперевес, Альберт являл достаточно нелепое представление.
Но его изобретательный менеджер на этом не остановился. Следующим проектом был 'концептуальный' альбом King Does The Kings Things: Альберт Кинг поёт песни Элвиса Пресли. Чем меньше будет сказано об этом странном альбоме, тем лучше.
Зато следующая его запись больше чем оправдала ожидания слушателей. Альбом Ill Play The Blues For You был записан с духовыми группами The Bar-Kays, The Movement и The Memphis Horns, и представлял собой безупречный сплав современного соул/фанка и блюза. Многие, как, в частности, Би Би Кинг, пытались воспроизвести тот самый саунд, но безуспешно. В различие от них, Альберт на этих записях звучит безусловно и раскованно, не производя впечатления рассчётливого попсовика, зарабатывающего на
Ставшие классическими вещи как, в частности, Answer To The Laundromat Blues реакция на его преждевременный хит, Angel of Mercy, сумрачный и неспешный блюз, или Breaking Up Somebodys Home сделали тот самый альбом Библией современного блюза. Но настоящей жемчужиной была Ill Play The Blues For You, которую до сих пор крутят на 'чёрных' радиостанциях.
В 1974-му году у Stax-а начались финансовые проблемы, и Альберт перешёл на лейбл Utopia, на котором вышли два следующих альбома. К сожалению, оба были весьма неровными, и гитара и вокал Альберта утонули в обилии струнных и бэк-вокала. К концу 70-х Кинг начал записываться на Tomato, и свойство его музыки броско повысилось. Его эксперименты с соул-блюзовым гибридом закончились и он вернулся к чистому блюзовому звучанию. Он работал в студиях Детройта и Нью-Орлеана, и одна из этих сессий вышла под названием New Orleans Heat. В восьмидесятых Кинг заключил контракт с Fantasy Records: два альбома, вышедшие на Fantasy, состояли из переигранных старых вещей и неплохого нового материала.
В середине восьмидесятых Альберт начал поговаривать об уходе 'на спокойствие,' а после этого и взаправду объявил о выходе в отставку, но это не помешало ему систематично игрывать на всех больших блюзовых фестивалях и продолжать колесить на гастроли в Европу. Последний концерт он сыграл в Лос Анджелесе 19-го декабря 92-го года. На следующий день он вернулся домой в Мемфис, где с ним случился инфаркт. 21-го декабря Альберт Кинг ушёл из жизни.
Так же читайте биографии известных людей:
Альберт Коллинз Albert Collins
Кажется, что все великие блюзовые гитаристы происходят родом из Техаса. Альберт Коллинз не был исключением. Он родился 3 октября 1932 года в городе..
читать далее →
Альберт Потапкин Albert Potapkin
Потомственный музыкант. Закончил музыкальное училище им. Чайковского в Свердловске.
читать далее →
Альберт Худоян
Успешный предприниматель, основатель и владелец компании “Optima Development”. Бизнесмен родился в Свердловской области, г. Нижний Тагил в 1962..
читать далее →
Альберта Ферретти Alberta Ferretti
Коллекции Альберты Ферретти всегда вызывали интерес и пользовались огромной популярностью, а ее модели нередко можно увидеть на членах королевских..
читать далее →