Известные люди
»Анатолий Брандуков
Рождение: Россия» Москва, 6.1.1859
Современники особенно ценили в игре Брандукова эмоциональность Его яркому, эмоциональному исполнению чужды были отвлеченность и рассудительность, вспоминает А. Б. Гольденвейзер. Иногда эмоциональность этого артиста даже мешала цельности трактовки. Вообще многое в игре Брандукова зависело от настроения. При ярком творческом подъеме и настроении он играл очень ярко, с подлинным увлечением, находя живой отклик у публики.
Отец его умер сильно до срока, и Толю воспитывали мамаша и тетки. Первые музыкальные впечатления Брандукова связаны с балетными спектаклями Большого театра, где танцевали его сестры. Но решающее воздействие оказало на него выступление симфонического оркестра Гектора Берлиоза, приехавшего в Москву в конце 1867 года. Пятая симфония Бетховена практически поразила мальчика. Его огромная музыкальная восприимчивость была замечена родными, и в результате осенью 1868 года он был определен в меньший класс Московской консерватории.
Еще будучи студентом Московской консерватории, Брандуков привлек к себе чуткость и специалистов, и публики. Среди его педагогов были профессора Б. Косман и В. Фитценгаген, но артистическая персона Брандукова ещё в большей степени формировалась под благотворным воздействием крупнейших отечественных музыкантов, и в первую очередность Чайковского. У Петра Ильича Брандуков занимался в консерватории по теоретическим предметам.
В консерватории он играл в ученическом квартете с С. Барцевичем, А. Арендсом и И. Котеком. Их ансамбль до того выделился художественными качествами, что был приглашен участвовать в одном из камерных собраний Русского музыкального общества.
В годы учебы Брандуков блестяще заявил о себе и в сольных выступлениях, которые с успехом прошли в Москве и Нижнем Новгороде. В 1877 году он окончил консерваторию, получив за выдающиеся успехи золотую медаль.
Однако первые успехи не обеспечили ему твердого положения в московском музыкальном мире. Постоянного места в Москве заполучить он не смог. 5 марта 1878 года Брандуков дал первостепеннный сольный концерт, в устройстве которого ему помог Николай Рубинштейн, и уехал за рубеж.
Сначала он обосновался в Швейцарии. Здесь ему весьма помог В. М. Лавров, издатель журнала Русская мысль. Письма юноши к Лаврову полны горьких сетований на тяжелую бытие музыканта;... Скажу Вам со всей откровенностью, что получать свой хлеб музыкой самая скверная штука, какую только могли выдумать... Грустно, нерадостно существовать на этом свете. И хотя концерты в Лозанне, Берне и других городах Швейцарии имели несомненный фарт, Брандуков решил ехать в европейскую музыкальную Мекку Париж.
Утвердить родное положение в Париже Брандукову помог И. С. Тургенев. Знаменитый литератор ввел его в салон Полины Виардо, считавшийся одним из самых блистательных в Париже. В нем собирались многие выдающиеся музыканты, литераторы, художники. Хозяйка салона признала у виолончелиста незаурядный талант.
Среди его партнеров по камерным вечерам были Антон Рубинштейн, А. Есипова, А. Зилоти, Л. Ауэр и другие замечательные музыканты, приезжавшие из России. Вместе с известным бельгийским скрипачом М. Марсиком он организовал квартет, тот, что имел неизменный счастливый момент.
Талант Брандукова привлек к нему чуткость некоторых выдающихся французских музыкантов. После блестящего исполнения им Концерта для виолончели с оркестром Сен-Санса автор лично пригласил Брандукова участвовать в торжествах, посвященных его творчеству, проходивших в Анжере. После анжерского выступления Брандукова избрали почетным членом местного музыкального общества.
Успехи виолончелиста заинтересовали Жюля Падлу, предложившего русскому виолончелисту обозначиться в руководимых им концертах. Потом Брандуков выступал и с другими выдающимися дирижерами, в частности с Эдуардом Колонном.
Со второй половины 1880-х годов положение Брандукова в Париже до такой степени упрочилось, что он стал оказывать подмога приезжающим во французскую столицу русским артистам. Сердечность и доброта привлекала к нему людей, с ним соприкасавшихся. Чайковский был от него без ума. Они зачастую встречались в Париже. К лучшим достижениям артиста принадлежала интерпретация произведений Чайковского, в том числе пьесы Pezzo capric-cioso, посвященной композитором Брандукову.
Петр Ильич неоднократно участвовал в организации концертов виолончелиста в Москве и Петербурге. Он приподнято ценил человеческие и художественные достоинства своего молодого друга и видел в нем кандидата на замещение вакантной должности профессора Московской консерватории по классу виолончели.
В 1890 году он написал из Флоренции сообщение в дирекцию Московского отделения Русского музыкального общества Я абсолютно убежден, что никого другого, помимо Брандукова, позвать запрещено... Брандуков превосходный виолончелист, ученик нашей консерватории, джентльмен работящий, мировой музыкант, а главное давнехонько мечтающий, несмотря на свои парижские триумфы, переселиться в Москву и служить в консерватории. Я более того положительно обещал ему профессуру эту в случае ухода Фитценгагена, зная, что С. И. Танеев крайне этому выбору посочувствует.
Однако руководители московской музыкальной жизни, и в первую очередность тогдашний шеф консерватории В. Сафонов не прислушались к рекомендациям великого композитора. Это тем больше чудно, что к началу 1890-х годов Брандуков был уже заметной музыкальной фигурой.
Репертуар Брандукова включал произведения многих композиторов разных стран, и все-таки на протяжении всего своего творческого пути он оставался пропагандистом русской музыки. Его кумиром всю дорогу оставался Чайковский. Помимо виолончельных произведений он неоднократно принимал участие в исполнении трио Памяти великого художника. Он с увлечением играл сочинения К. Давыдова и А. Рубинштейна, причем его партнерами бывали сами авторы. Он был прекрасным интерпретатором виолончельных пьес Глазунова. Особенно тесные творческие узы связывали его с Рахманиновым. В 1892 году Брандуков стал участником первого самостоятельного концерта молодого композитора и пианиста, а позднее сообща с автором и скрипачом Ю. Конюсом представил слушателям Элегическое трио. Брандукову посвящена рахманиновская Соната для виолончели и фортепиано.
Долгие годы Брандукову приходилось действовать за рубежом. Наконец, он получил вероятность применить свои силы и навык в России. В 1906 году ему была доверена пост директора и профессора Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. Под его руководством это учебное заведение добилось значительных успехов, тут было воспитано несть числа талантливых мастеров отечественного искусства. Один из них, А. В. Свешников, вспоминал позднее
Мы, ученики, горячо любили своего директора, несмотря на его немного неровный и подчас вспыльчивый нрав. В Брандукове нас привлекал его гигантский художественный авторитет, исключительная чуткость и отсутствие всякого формализма по отношению к нам, учащимся. Он обладал поразительной способностью как-то немедленно выявлять уровень и нрав музыкальной одаренности ученика, что в особенности проявлялось во время приемных испытаний.
Писательница P. M. Хин-Гольдовская так описывает в своих дневниках вдалеке не легкую московскую существование музыканта. Многолетней неофициальной женой Брандукова была Надежда Митрофановна Мазурина, прелестница, богачка, музыкантша. У них был сынуля Саша, дитятко, которого они обожают. Несмотря на состоятельность Мазуриной, Брандуков оставался всегда нуждающимся, бедняком. Говоря о нем, как о талантливейшем виолончелисте, Гольдовская добавляет, что он был весьма добрым и в личной жизни слабохарактерным человеком, которого Мазурина нещадно третировала и держала в ежовых рукавицах.
В годы Первой важный войны музыкант нередко выступал на благотворительных концертах в пользу раненых воинов. После революции 1917 года Брандуков входит в состав директории Большого театра, организует тут симфонические, камерные вечера, выступает в концертных залах и клубах перед демократической аудиторией. И его развлекуха по-прежнему находила жаркий отклик у слушателей. Нейгауз, единственный из его партнеров по выступлениям тех лет, говорил
В Брандукове поражала исключительная артистичность, подкупающая искренность и художественность фразировки, творческая независимость и горячая эмоциональность в соединении с высокоразвитым чувством стиля. Особенно привлекал его аристократичный, сильный и предельно выразительный звук. Ярко запомнились наши репетиции к сонатным вечерам. Страстность и подлинное творческое горение, настойчивое искание правды выражения, беспокойное, подчас нервное расположение, ни тени ремесла и академичности, таков был Брандуков в процессе работы. Ему в громадный мере было свойственно чувство целого. В сонатах он не играл партию, а органично участвовал в ансамбле, живо чувствуя художественное произведение в целом.
Столь же приподнято ценили поющую виолончель Брандукова и другие выдающиеся артисты. А в ансамбле с ним выступали Л. Собинов, А. Нежданова, А. Гольденвейзер, Ф. Шаляпин...
Шаляпин весьма приподнято ценил Брандукова. О взаимоотношениях Брандукова с Шаляпиным тепло вспоминала дочка певца Ирина Шаляпина Любимейшим музыкальным инструментом Федора Ивановича была виолончель... На этой почве возникла приятельство со знаменитым виолончелистом А. А. Брандуковым, игру которого Федор Иванович ценил необычайно приподнято и любил выступать с ним в концертах. Впоследствии мне самой довелось чувствовать этого замечательного артиста. Истинное блаженство испытывали все, кто слушал его поющую виолончель, да и, помимо того, Анатолий Андреевич был крайне красив и благороден...
В связи с А. А. Брандуковым мне вспоминается следующий происшествие. Это было в начале 1919 года, Федор Иванович давал концерт в консерватории; в этом же концерте принимали участие Брандуков и Кенеман... Не спеша, мы, в конце концов, дошли до консерватории... Все ждали А. А. Брандукова, но время шло, а Анатолия Андреевича все не было. Публика заполнила до отказа зрительный зал. Пора было активизировать концерт. Вприятель мы услышали в коридоре какой-то гул не то стон, не то рёв. Отец спешно вышел, и посредством минуту мы увидели его возвращающимся с А. А. Брандуковым, которого он вел под руки, а за ним кто-то нес виолончель Анатолия Андреевича. Идя на концерт, он поскользнулся и упал на свою виолончель.
Когда сняли брезентовый футляр, то увидели, что инструмент поврежден. Анатолий Андреевич обнял свою виолончель, как живое созданье, и слезы лились из его око... Дирекция была растеряна кем сменить Брандукова Тогда папа сказал, что выручит концерт и будет напевать единственный в двух отделениях... А. А. Брандукова, находившегося в тяжелом душевном состоянии, проводила домой я и продолжительно сидела у его кровати, как рядом несладко больного.
С 1921 года Анатолий Андреевич был профессором Московской консерватории и всеми силами способствовал формированию советской виолончельной школы. Многие талантливые музыканты прошли под его руководством отличную профессиональную и шире художественную школу. По словам учившегося в консерватории А. В. Броуна Брандуков не был педагогом в общепринятом понимании. Это был скорее близкий товарищ, щедро делившийся своими духовными богатствами, чьи уроки превращались в откровение, заставлявшее нас часами просиживать в классе, внимать и с жадностью впитывать каждое словечко большого музыканта, тонкого художника. В классе Анатолий Андреевич как правило сидел за роялем. За все годы обучения в консерватории у меня, как и у многих студентов, не было лучшего аккомпаниатора, чем сам профессор. Он был превосходным пианистом, и игрывать с ним было величайшим наслаждением. Нас постоянно поражала в старом учителе его необычайная страстность и не убывающая с годами увлеченность музыкой.
Почти до самой смерти Брандуков продолжал концертировать, выступая с Г. Нейгаузом и другими выдающимися советскими пианистами. Последнее его выступление состоялось 4 января 1930 года, а 16 февраля он скончался.
Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Кторов Anatoly Ktorov
Проходя мимо дома по улице Неждановой, где жили Кторов и Попова на пятом этаже, обращаешь внимание на мемориальные доски: Мейерхольду, Берсеневу,..
читать далее →
Анатолий Полозенко Anatoly Polozenko
В период с 1967 по 1991 г. работал танцовщиком и хореографом в профессиональных военных ансамблях. С 1991 года по настоящее время - балетмейстер,..
читать далее →
Анатолий Радюк Anatoly Radiuk
Родился 28 февраля 1943 года в Минске. Отец - Радюк Семен Иванович (1901 г.рожд.). Мать - Радюк Мария Платоновна (1908 г. рожд.). Супруга - Радюк..
читать далее →
Анатолий Шатин Anatoly Shatin
Советский балетмейстер и балетный педагог.
читать далее →