Известные люди
»Анатолий Кторов
Рождение: Россия, 24.4.1898
Проходя мимо дома по улице Неждановой, где жили Кторов и Попова на пятом этаже, обращаешь внимание на мемориальные доски: Мейерхольду, Берсеневу, Гиацинтовой... Кторову доски нет, говорят, теперь доски не устанавливают. Могила его на Введенском кладбище. Там похоронена и Попова, там похоронена и Тарасова. Все эти имена принадлежат старому Художественному театру, которого тоже давно нет.
В 20-х он был звездой экрана: герой фильмов Якова Протазанова "Закройщик из Торжка", "Праздник святого Иоргена", "Марионетки", "Процесс о трех миллионах". Его вызывающее изящество, блистающий цилиндр, крахмальные манишки, вся его отточенная пластика придавали особую притягательность мелодраматическим сюжетам кинолент, в которых он снимался. С его именем уже тогда была связана особая эстетика - эстетика торжествующего шика, блеска, ослепительного мужского магнетизма.
В 1937 году Кторов сыграл Паратова в знаменитом фильме Протазанова "Бесприданница", ставшем классикой русского кинематографа XX века. Роскошный Паратов-Кторов покорял высокомерием и обольстительностью, на экране существовал прекрасный, блистательный фат. Долгие годы им определяли меру "роковой красоты".
После Паратова Кторов не снимался 25 лет. Он играл на сцене Художественного театра.
Кторов пришел во МХАТ в 1933 году потом закрытия театра Корша, где он прослужил 13 лет. У Корша он играл навалом. Первой актрисой этого театра была его подруга жизни Вера Николаевна Попова, выдающееся дарование, влюбленность театральных зрителей и театральной Москвы тех далеких лет. Она играла Глафиру в "Волках и овцах", Ларису в "Бесприданнице", Анну Кристи в драме 0'Нила "Анна Кристи" и, по словам П. Маркова, была "одна из лучших актрис советской сцены". Кторов всю существование боготворил Попову. В 1932 году Кторов играл в "Бесприданнице" Карандышева, спектакль ставил В. Сахновский, и вся театральная Москва стремилась осмотреть Ларису-Попову.
Но фатум этого спектакля была предрешена. Из письма Николая Радина Синельникову (5 февраля 1933 года): "31 января был концевой спектакль в театре Корш. Бесславно кончил он родное 55-летнее существование: люди, ликвидировавшие его, не посчитались ни с чем... ни с прошлым, в котором было немало значительного, ни с самолюбием работавших там актеров, ни более того с почтенной юбилейной датой. Приказом Наркомпроса художественный состав распределен между московскими театрами, сооружение передано со всем инвентарем МХАТу. МХАТ взял Попову, Кторова и Петкера".
Уже в 1933 году неспешно шло развернувшееся потом удушение искусства. Театр видоизменялся. Возникала новая организация ценностей. Складывался свежеиспеченный тип культуры, грубо отличавшийся от культуры 20-х годов.
Исторический толк этих перемен будет осознан немаловажно позже. Феномен Веры Николаевны Поповой мало-помалу оставался в стороне. Она, перейдя во МХАТ, перестала быть первой актрисой времени. Она играла во МХАТе Катерину в "Грозе", замечательно ввелась на образ Насти в "На дне" Горького, поразила самых злых критиков своей Марго в "Глубокой разведке" Крона, за что получила Сталинскую премию, но главной актрисой МХАТа Попова не стала, хотя и сберегла в неприкосновенности близкое имя и свой артистический дар.
Судьба Кторова сложилась по-другому.
В 1916 году, когда он учился на первом курсе театральной студии Федора Комиссаржевского при Театре имени Веры Федоровны Комиссаржевской, к ним в студию пришел новоиспеченный преподаватель - Илларион Певцов, занимавший особое местоположение в ряду кумиров публики. В становлении Кторова он сыграл большую образ. В студии предложил ему сделать "Записки сумасшедшего" Гоголя и длительно работал с ним, чувствуя его влечение к форме и сложным рисункам ролей.
В юности Кторов заикался, при переходе на второй вектор движения было решено его сократить, оттого что не может быть актер-заика. Отстоял его Певцов, доказывая, что заикание не органическое и что оно пройдет. Кторов в студии был оставлен.
В 1919 году Певцов познакомил молодого Кторова со своей партнершей - Верой Николаевной Поповой, ей было тридцать лет, она играла с Певцовым пьесу Леонида Андреева "Савва". Кторов влюбился сию минуту в ее женственность и несравненный дар. Вскоре он стал единственной любовью Поповой, на всю существование.
Кторов во МХАТе играл вводы: Шервинского в "Днях Турбиных" потом Прудкина, Джозефа Сэрфеса в "Школе злословия" в очередность с Прудкиным, прокурора Скроботова во "Врагах" следом Хмелева. Актер громадного таланта и мастерства, все довоенные и послевоенные годы он жаждал работы. Мечтал сыграть Тузенбаха в "Трех сестрах", лорда Горинга в "Идеальном муже" Уайльда, образ, казалось, созданную для него, но за ним прочно укоренилось амплуа актера на отрицательные роли. Во "Врагах" Кторов блестяще играл прокурора, знаменитая сцена Татьяны-Тарасовой со Скроботовым-Кторовым неизменно вызывала зрительский экстаз. Ослепительная Татьяна-Тарасова, стройная, красивая леди, по мнению критика Б. Алперса, разглядывала существование и людей беспокойными, ищущими глазами; рисунок роли Кторова был острый и стремительный.
Можно только представить себе резкий насмешливый воззрение Кторова, если бы он дожил до наших дней и прочел на страницах одной из газет оскорбительную статью молодого критика Романа Должанского о Тарасовой в день ее столетнего юбилея.
В столетний юбилей Кторова бестактностей не произошло, хотя бы в силу того что, что ему следом смерти "повезло" больше, чем Тарасовой: следом него остались кино "Война и мир" Бондарчука и экранизация спектакля "Милый лжец" на телевизионном экране. Эти работы помогли сотворить миф Кторова или, точнее, его легенду.
Он стартовал, когда коммерциализация культуры делала в стране первые шаги. Блеск и новизна его экранного облика идеально соответствовали мечте среднего человека. Но сенсационная слава киногероя не помешала ему быть актером резкой индивидуальности, художником, чей дар был сплетен из двух плоскостей. Он мало-помалу вытеснял представление о себе как только об актере точной формы и безупречного шика. Эти качества были подчинены чему-то высшему, и когда через четверть века он появился на экране в роли старика Болконского в "Войне и мире", - это уже был иной Кторов.
Триумф Кторова был связан со спектаклем "Милый лжец".
"Кто бы мог раскинуть умом, что с этакий потрясающей силой как раз во МХАТе будет прочтено прямо в зрительный зал сообщение Бернарда Шоу и что это полное трагизма послание прочтет артист, ни при каких обстоятельствах или без малого ни при каких обстоятельствах, кажется, не выступавший в драматических ролях", - писал Анатолий Эфрос в книге "Репетиция - влюбленность моя".
Драматические роли Кторов играл, но слава его была связана раньше всего с характерными ролями. С блеском был сыгран маленький момент в "Плодах просвещения", за претворение в жизнь роли барона Клингена он был удостоен Сталинской премии.
Шарма и изящества в нем было постоянно невпроворот и на сцене, и в жизни.
В 30-е годы в доме Кторовых зачастую собирались мхатовские актеры. В одном из писем А. Степановой к Н. Эрдману актриса сообщала: "Вчерашний вечерок прошел как снег на голову бурно. Миша Яншин кормил пять девушек блинами, оттуда поехала на "булычевский" банкет к Поповой. Банкет был весьма шикарен, в смысле ужина, обстановки и радушия, но, в силу многочисленности гостей, разнобоен и шумен".
То был ещё 1934 год. Кторов замечательно напевал романсы, он знал их в большом количестве и любил распевать, аккомпанируя сам себе. В него влюблялись, им увлекались, но, в сущности, он был верен одной "музе" - Вере Николаевне. Попова пережила его, она умерла на 93-м году жизни в 1982-м, сыграв крайне чуть-чуть на сцене Художественного театра и оставив о себе память в том поколении, которого уже без малого нет.
Кторова ещё при жизни называли великим артистом, в особенности затем "Милого лжеца". Спектакль был поставлен в годы, когда ко МХАТу уже относились с предубеждением.
"В течение целого вечера внимать, как два актера будут впитывать текст со сцены письма! Какая, видимо, предстоит нам скука!.. И кто бы мог помыслить, что разрешается в течение нескольких часов сиживать, то затаив дыхание, то смеясь, то плача, внимать прекрасный контент пьесы, в которой нет обычного для театра сюжета и внешнего действия!" - восклицал Анатолий Эфрос.
Степанова и Кторов играли поразительно, их художественная логика анализировала каждую фразу, находя удивительные переходы от одной мысли к иной и заражая своим обаянием зрительный зал. Это была гениально сыгранная образ, Кторов играл Шоу гладко 14 лет: премьера была в 1962 году, а 23 октября 1976 года спектакль прошел в окончательный раз. Играть Кторову становилось тяжко. Он болел, забывал контент. Наступил день, когда Степанова отказалась от роли. Что она могла проговорить дорогому ей Анатолию Петровичу? Только улыбалась извиняющейся улыбкой, когда он вопрошающе молчком смотрел на нее.
Дуэт Шоу и Патрик Кэмпбелл был созданием утонченного лиризма и изощренного интеллектуального наполнения. Теперь тот самый спектакль разрешено кинуть взор по телевидению. А. Эфрос осуществил съемку спектакля, поставленного И.М. Раевским, и Степанова и Кторов принесли на экран неповторимость своего искусства.
А начало его во МХАТе было нелегким. Первая образ - Звонцов в "Егор Булычев и другие", спектакль был неудачен, прошел 28 раз и сошел со сцены. Потом начались вводы, начальный - в "Пиквикский клуб" на образ Сэма Уэллера, сыгранную им блестяще. Но новых ролей или, точнее, новых премьер не было. Потом его ввели на Шервинского в "Днях Турбиных". Иногда попадались эпизоды, играл попа в "Земле" Николая Вирты, Долгорукова в "Последних днях" Булгакова.
Он безмолвно переносил несчастливость своей мхатовской судьбы. Был сдержан, строг, элегантен, но тень неудовлетворения все чаще возникала на его лице, спасал прикол.
После войны играл больше: Серебрякова в "Дяде Ване", Автолика в "Зимней сказке", Суслова в "Дачниках", Забелина в "Кремлевских курантах", но событиями ни эти роли, ни спектакли не становились. Кторов это понимал.
Несколько раз он порывался покинуть из МХАТа, перерывы между ролями были велики. "Я сам за последние восемь лет сыграл только одну образ в "Убийце" Ирвина Шоу, сыгранная образ Шоу в "Милом лжеце" была получена мною не от руководства, а из рук Степановой, она была инициатором этого спектакля", - писал он в очередном заявлении об уходе из театра 2 февраля 1964 года.
Из МХАТа он не ушел, не позволила привязанность к театру и ощущение долга. Но терзаний было как собак нерезаных.
Проходя мимо дома по улице Неждановой, где жили Кторов и Попова на пятом этаже, обращаешь внимательность на мемориальные доски: Мейерхольду, Берсеневу, Гиацинтовой... Кторову доски нет, говорят, в настоящее время доски не устанавливают. Могила его на Введенском кладбище. Там похоронена и Попова, там похоронена и Тарасова. Все эти имена принадлежат старому Художественному театру, которого также давнехонько нет.
Кторов отличался тем, что был духовной опорой для людей долгие годы. Он жил в стороне от того, что считал неактерским делом, завсегда оставаясь самим собой. Много лет тот самый выдающийся артист ощущал себя ненужным в театре и неосуществившимся. Но то, что он сделал за свою творческую существование, снискало ему огромную влюбленность и без малого культовое поклонение, хотя сам он этого не желал подмечать.
Хорошо помню, как фиксировали 80-летний юбилей МХАТа. По традиции на сцене сидела вся труппа, называли имени старейших, ещё многие были живы. Но не позабыть овации, что разразились в зрительном зале, когда произнесли имя "Кторов". Зал грохотал, торжественное совещание было прервано. То было восхищение талантом и открыто прожитой жизнью, человеком, тот, что оставался редкой индивидуальностью на сцене и в повседневности.
Артистичность и дар его были беспредельны. Шоу и Болконский поставили его в особое положение, так он и ушел из жизни, оказавшись посреди мхатовских "стариков" "первым из первых".
Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Полозенко Anatoly Polozenko
В период с 1967 по 1991 г. работал танцовщиком и хореографом в профессиональных военных ансамблях. С 1991 года по настоящее время - балетмейстер,..
читать далее →
Анатолий Радюк Anatoly Radiuk
Родился 28 февраля 1943 года в Минске. Отец - Радюк Семен Иванович (1901 г.рожд.). Мать - Радюк Мария Платоновна (1908 г. рожд.). Супруга - Радюк..
читать далее →
Анатолий Шатин Anatoly Shatin
Советский балетмейстер и балетный педагог.
читать далее →
Анатолий Ким Anatoly Kim
Родился в семье преподавателей-корейцев, чьи предки поселились в России в середине 19 в. Учился в Московском художественном училище Памяти 1905..
читать далее →