Известные люди

»

Анатолий Голубов

Анатолий Голубов Anatoly Golubov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 29.4.1908
Гвардии Подполковник А. Е. Голубов совершил 355 успешных боевых вылетов, участвовал в 43 воздушных боях, лично сбил 10 самолётов противника. 0 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 29 Апреля 1908 года в деревне Новомарковка, нынче Кантемировского района Воронежской области, в семье крестьянина. Окончив 10 классов, работал трактористом. С 1930 года в Красной Армии. В 1933 году благополучно окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Работал инструктором Борисоглебского авиационного училища. В 1941 году окончил курсы командиров полков при Военно - Воздушной академии.

Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года. Сражался на Юго - Западном, Ленинградском, Западном и 3-м Белорусском фронтах. Участвовал в освобождении Орши, Минска, Витебска. Командовал 18-м Гвардейским истребительным авиационным полком.

К Апрелю 1945 года заместитель командира 303-й истребительной авиационной дивизии ( 1-я Воздушная вс, 3-й Белорусский фронт ) Гвардии Подполковник А. Е. Голубов совершил 355 успешных боевых вылетов, участвовал в 43 воздушных боях, лично сшиб 10 самолётов противника. 29 Июня 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Военную академию Генерального штаба, а в 1952 - Высшую военную академию. С 1955 года Генерал - Майор авиации А. Е. Голубов - в запасе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского, Красной Звезды, медалями. Умер 29 Января 1978 года. Похоронен в Москве.

* * *

...В Ноябре 1942 года в 18-й Гвардейский истребительный авиаполк прибыл новоиспеченный начальник - Анатолий Емельянович Голубов. Это был первоклассный лётчик - истребитель, выполнявший самые сложные боевые задания. Спокойный и правильный, Голубов как - то разом располагал к себе своей добротой и искренностью.

В многодетной семье Голубовых на Воронежской земле проходило нелёгкое ребячество будущего Генерала. Работал и у попа, и у кулака, батрачил, был пастухом. Довелось служить ему и в Чапаевской дивизии, далее был зачислен курсантом в артиллерийскую школу.

Однажды, на показательных стрельбах Анатолий Голубов изумил всех, поразив шестью снарядами из шести движущуюся мишень. Сам командующий округом И. Э. Якир наградил снайпера именным портсигаром. Молодой боец побывал в Москве на Красной площади в качестве почётного гостя, приглашённый на боевой парад.

Словом, все данные были у Голубова отличиться на артиллерийском поприще. Но Родина бросила клич: "Комсомольцы - на самолёты ! Дадим стране 100 000 лётчиков !". И он поступил в авиационную школу, а позже окончил авиационное училище.

Всё время неотступно шёл вверх по воинским ступенькам - начальник звена, начальник отряда... Заочно учился в Военно - Воздушной академии. А в воскресенье, 22 Июня 1941 года, выпускников выстроили и сказали:

- Ну вот, товарищи, теорию вы изучили недурственно. А практику приобретёте на фронте...

И младой начальник выехал к месту назначения. Войну он начал на Ленинградском фронте. Вскоре, под Волховом, одержал первую победу - сшиб бомбардировщик Ju-88.

С каждым днём в жестоких боях крепли крылья Голубова. Не раз приходилось ему взирать смерти в глаза. Между Сиверской и Киришами посадил подбитую машину на фюзеляж. Зато посредством немного дней - в порядке сведения счётов - вогнал в Ладожское озерко ещё единственный самолёт врага.

Ничто так не укрепляет веру в свои силы, как первые победы. Голубов дал ощутить их привкус десяткам своих молодых товарищей. Вылетал на свободную охоту с молодым пилотом, ещё не открывшим свой счёт. Находил мишень, изматывал противника, загонял его в тупик, а добивать давал новичку.

Не изменил своим традициям Анатолий Емельянович и будучи назначенным командиром 18-го ГвИАП. В полку не было такого лётчика, с которым бы он не слетал или на учебный махач, или на провёрку слётанности, ведение ориентировки, или на мордобой с противником. Вспоминает популярный лётчик - истребитель, Герой Советского Союза, Василий Николаевич Барсуков:

"В Марте 1943 года свойский полк вёл бои местного значения в районе Жиздра - Букань. В единственный из вечеров Анатолий Емельянович приказал мне подготавливаться к полёту. Задание было такое: держаться с ним в паре, новости слежение за обстановкой на земле и в воздухе.

Набрав высоту 3000 метров, мы пошли в сторону Жиздры. Облачность была 3 - 4 балла, верхняя кромка примерно 2000 метров. За облаками хорошая видимость, а под ними - полутемь. Втоварищ Голубов резким полупереворотом пошёл без малого в отвесное пикирование. Я за ним. И только под облаками разглядел, кто нарушил смирный полёт командира. Это была "рама" - сильно маневренный разведчик - корректировщик FW-189.

Голубов практически вцепился огненными стрелами в уже успевшую перейти в пикирование "раму". Но тут же навстречу мне полетели обломки, по одному из которых я более того успел вручить очередность. "Так вот как нужно ударять врага", - подумал я в это миг. В сумерках заметил, как начальник выводит самолёт из пике, и последовал его примеру. В глазах стало черно. Ищу в предполагаемом месте самолёт командира, но вижу иной - с чёрным бортом. Я ещё пошёл в облака. Голубова нигде не было.

Я ещё поднялся наверх: нет командира. Вижу в отдалении всё тот же "Як" с чёрным бортом. И с дрянным настроением пошёл к аэродрому, всё ещё надеясь повстречать Голубова. Потерять командира считалось у нас тягчайшим проступком. Возвращаясь на аэропорт, я был очень расстроен. Сел... Руля мимо стоянки комполка, я увидел тот же самолёт с чёрным бортом. Выключил движок, выбрался из кабины и, подойдя ближе, увидел Голубова.

- Что же ты, - говорит он мне, - шарахаешься от командира ?

А я обошёл около его самолёта и глазам не поверил. Вся обшивка с правого борта слетела. Так вот зачем я не узнал его самолёт.

- Держишься недурственно, - говорит начальник, - ориентируешься также. Но как же меня - то не узнал ! А вообщем, умница. Так и удерживать, Барсуков !"

* * *

Летом 1943 года инициатива уже прочно принадлежала советской авиации, этическое превосходство наших лётчиков было явным. Это в особенности ослепительно проявлялось в минуты неравного боя. Так, в дни сражений на Курской дуге 16 истребителей, ведомые Подполковником Голубовым, возвращались с задания и натолкнулись на вражескую армаду, состоящую из 50 "Юнкерсов" и 40 "Хейнкелей". По сигналу Голубова наши истребители на огромный скорости врезались в строй вражеских бомбардировщиков. В результате немцы не выдержали, ушли за линию фронта, потеряв 14 машин. В группе Голубова были сбиты 2 самолёта.

...До начала операции "Багратион" - крупного наступления советских войск с целью полного освобождения нашей земли от немецких войск, оставались считанные дни. Командующий 3-м Белорусским фронтом Генерал армии Черняховский приказал в особенности чутко присматривать за воздушными разведчиками противника. Приказ был суров: ни единственный вражеский самолёт не должен пересечь охраняемые рубежи. И всё же единственный германский самолёт - разведчик еле-еле не прошёл. Наши лётчики поднялись в воздух без промедления, но противника увидели не сию минуту.

Виноваты оказались локаторы. С момента обнаружения противника и до взлёта истребителей проходило 2 минуты. За это время неприятель уходил на 15 километров от указанного квадрата... Голубов попросил руководство армии передать локаторы прямо в полк. Его просьбу удовлетворили. Теперь нужно было скорее подняться в воздух: самому удостовериться в точности работы диковинной аппаратуры.

Утром Голубов поднялся в воздух. Он появлялся то над одним, то над другим ориентиром, менял высоты и всё время сравнивал данные с земли с истинным местом своего самолёта. Данные верно сходились, и это радовало командира.

Неожиданно по радио раздался звук начальника штаба, тот, что сообщил, что в квадрате "14" появилась пара самолётов противника. Голубов моментально кинул самолёт в указанном направлении и вскоре заметил врага. Два Ме-109 летели вдоль линии фронта. Голубов атаковал противника с высоты и со стороны солнца. Ведущий "Мессер" запылал и беспорядочно пошёл к земле. Голубов бросился на второго, но с земли прервали его атаку новым сообщением: в соседнем квадрате обнаружен разведчик врага. Его то и поджидала пара "Мессеров".

"Юнкерс", заметив свой истребитель, повернул на запад. Голубов атаковал его сверху с правой стороны и повредил единственный двигатель. Но и стрелок противника стеганул огнём по плоскости истребителя. Голубов боевым разворотом ушёл вверх. Снова ринулся в атаку. Теперь уже сверху слева. Очередь прошила фюзеляж "Юнкерса". Тот, грубо клюнув носом, понёсся к вниз. Голубов преследовал его без малого до самой земли, покуда тот не скрылся в густом багрово - чёрном облаке взрыва...

А вскоре началось атакование наших войск. В те дни две радостные телеграммы пришли одна за иной в полк: 18-му Гвардейскому присвоено наименование "Витебский" с вручением полку ордена Красного Знамени.

В единственный из дней Гвардии Подполковник Голубов получил указание: сразу выслать пару истребителей на разведку дорог противника Червень - Борисов и Смолевичи - Слобода. Погода была отвратительная: небосвод затянуло низкими тучами, шёл мощный дождина. По данным метеослужбы, в районе предстоящей разведки погода была ещё хуже. И Голубов решил лететь сам.

Он обнаружил вражеские колонны, уклоняясь от вражеского огня, передал данные по радио на КП дивизии. На обратном пути его "Як" был перехвачен парой "Мессеров". Разгорелся мордобой. В какой - то миг Голубову удалось "вписать" единственный из Ме-109 в прицел. Светящиеся трассы впились в двигатель и кабину вражеского истребителя... Другой "Мессер" решил разыскивать избавление в облаках. Голубов бросился за ним, но батареи немецких зениток вздыбили навстречу ему завесу шквального огня. Три сильных удара поразили его "Як"...

Лётчик с трудом тянул машину к аэродрому. Во время захода на посадку истребитель запылал факелом. До земли оставался какой - то метр. Голубов понимал, что агрегатина сегодня взорвётся. Расстегнув привязные ремни он вывалился из кабины. В тот самый же миг самолёт взорвался, а лётчик кубарем покатился по земле...

Перед отправкой в лазарет, Анатолий Голубов простился со своими боевыми товарищами. Вот как описывает тот самый момент бывший лётчик французского полка "Нормандия - Неман", Франсуа де Жофр, очевидец тех событий:

"...Слабым, еле-еле слышным голосом он, вроде бы пришелец с того света, произносил слова, которые я ни в жизнь не смогу забыть:

- Товарищи лётчики 18-го полка и вы, наши друзья французы из "Нормандии"... Я сожалею, что вынужден вас оставить. Но весьма резво я вернусь и буду с вами до окончательной победы. Поклянитесь мне, что вы свято выполните ваш должок ! До скорой встречи, друзья !..

И все мы, в единственный звук выкрикиваем: "Клянёмся !"

Через 6 месяцев Полковник вправду вернулся к нам. Было нелегко взирать, как он ковылял по полю, будто собранный из разрозненных частей. Но чуть-чуть он негусто поправился, как безотлагательно же вылетел на очередное боевое поручение во главе 18-го полка, сдержав таким образом данное им словечко. Он командовал нами до окончательной победы. Этот джентльмен сумел побороть более того конец..."

Итак, после этого длительного лечения в госпитале, Голубов вернулся в полк. Воля к жизни и дюжий тело взяли своё. Голубов не только стал на ноги, но и ещё обрёл крылья, вернулся в боевой строй. Однако травма головы и переломы костей таза давали располагать информацией, увяла былая резвость, туловище приобрело грузноватость...

4 Июля 1944 года завершился первостепеннный период блестящих сражений в Белоруссии. Наши войска устремились вперёд и, развивая мощное штурмование, вышли к западным границам Советского Союза. Лётчики 303-й Смоленской истребительной авиационной дивизии за это время провели 202 воздушных боя, в которых сшибли 132 вражеских самолёта и больше 50 уничтожили на земле. Особенно жаркие бои разгорелись в районе Гумбинена и Инстербурга.

Голубов опять командовал полком. Ходил он ещё с палочкой, но как только почувствовал себя окрепшим, заспешил к самолёту. И вот он в воздухе, возглавляет группу. Родная стихия вроде бы влила в него свежий заряд сил и энергии. Группа шла штурмовать вражеский аэропорт Иукштейн, где базировалось больше 30 машин. Ни одной из них не удалось подняться в воздух...

В тот самый же день Голубов вторично повёл группу в махач. На подходе к цели обнаружили возле 50 бомбардировщиков Ju-88, шедших под охраной FW-190. Быстро оценив обстановку, Голубов повёл своих бойцов в атаку. Завязалась жестокая схватка. Голубов твёрдо держал управление боем в своих руках и своевременно заметил, как к одному из лётчиков подкрадывается в хвостище "Фоккер". Отвесно спикировав, начальник полка настиг врага и точной очередью уничтожил его... В тот самый день лётчики 18-го ГвИАП вогнали в землю 20 вражеских самолётов, ещё 4 - сожгли на земле. При этом, не потеряли ни одной своей машины.

Анатолий Голубов сражался до самого конца войны. Совершив больше 360 успешных боевых вылетов, уничтожил в воздушных боях 14 самолётов врага, стал Героем Советского Союза.

В начале 1960 года на экраны кинотеатров Парижа вышел франко - совдеповский кино "Нормандия - Неман". На премьеру этой картины по приглашению лётчиков из прославленного французского полка, сражавшегося в составе 303-й истребительной авиационной дивизии, прибыл и бывший начальник 18-го Гвардейского авиаполка Генерал - Майор авиации Анатолий Емельянович Голубов...

* * *

На исходе зимы 1943 года 18-й Гвардейский авиационный истребительный полк получил эскадрилью самолётов с алой надписью на фюзеляжах "Латышский стрелок". Самолёты эти участвовали в воздушных боях на Курской дуге, в небе Белоруссии, Прибалтики, штурмовали Кёнигсберг. К концу войны эскадрилья "Латышский стрелок" имела на своём счету 80 сбитых вражеских истребителей и бомбардировщиков.

Многих воздушных бойцов эскадрильи "Латышский стрелок" Советское руководство наградило орденами и медалями, а заместитель командира эскадрильи Николай Пинчук удостоился высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.

В Риге, в одном из музеев, выставлена картина, на которой запечатлён праздничный миг передачи авиационному полку представителями латышского народа эскадрильи "Латышский стрелок". Автор этого полотна - бывший начальник 18-го Гвардейского авиаполка Герой Советского Союза Генерал - Майор авиации Анатолий Емельянович Голубев. Увлекшись потом войны живописью, он сделал страсть сколько рисунков, отражающих подвиги лётчиков в годы войны. Но картина, подаренная им рижскому музею, самая крупная из его работ.

В начале 1980-х годов в Москве, в клубе Военно - Воздушной академии имени Жуковского, состоялась саммит ветеранов 18-го Гвардейского авиаполка. На неё съехались бывшие лётчики - представители 30 национальностей из 60 городов страны. Вспоминали о боевом прошлом, о братстве советских людей. Говорили и об эскадрилье "Латышский стрелок", со славой прошедшей сквозь все испытания военной грозы. Хотя многим из бывших лётчиков эскадрильи не довелось посетить в Латвии, все они испытывают самую горячую влюбленность к латышскому народу. Дружба, соединившая их в годы военного лихолетья, жила и крепла и потом войны. Она помогала им в боях, помогала и в мирном труде на благо Родины.

Так же читайте биографии известных людей:
Анатолий Грачев Anatoly Grachev

Войну Анатолий Грачёв закончил в составе 159-го Гвардейского авиаполка. Всего совершил 270 боевых вылетов, в 70 воздушных боях сбил 26 самолётов..
читать далее

Анатолий Елдышев Anatoly Eldyshev

Лейтенант А. А. Елдышев совершил 272 боевых вылета, в 17 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 7 самолётов противника. 0 года за мужество..
читать далее

Анатолий Кадомцев Anatoly Kadomcev

Гвардии капитан А. И. Кадомцев произвёл 280 боевых вылетов, уничтожил и повредил более 60 танков, 340 автомашин, 16 самолётов на земле и 4 в..
читать далее

Анатолий Карелин Anatoly Karelin

Участник Корейской войны 1950 - 1953 годов. 0 года за образцовое выполнение служебного долга заместителю командира истребительного авиационного..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий