Известные люди
»Андрей Константинов
Рождение: Россия
Недавно петербургский ансамбль "Терем-квартет" отметил круглую дату - 20 лет. Благодаря высочайшему исполнительскому мастерству, абсолютной стилистической свободе и формированию нового звукового образа русских народных инструментов этот уникальный коллектив в России и за ее пределами стал одним из культурных символов cеверной столицы.
Один итальянец затем концерта сказал музыкантам: "Оставив музыку без обсуждения, самое поразительное - то, что вы несложно излучаете фортуна, когда играете сообща!". Участвовал ансамбль и в юбилейном концерте, посвященном 90-летию нашей газеты. Именно там с одним из музыкантов "Терем-квартета" - Андреем Константиновым побеседовала корреспондент газеты "Известия" Екатерина Бирюкова.
- вопрос: Как происходит ход создания ваших сочинений? Вы сидите по разным комнатам и всякий что-то придумывает?
- ответ: Нет, безотлагательно все сообща. Для нас музыка - это общение. В принципе у нас все пьесы - как истории, во что бы то ни стало есть сюжет, за которым нужно присматривать. У нас самая близкая связь - с актерами. Вообще, в академическом музыкальном образовании не хватает такого предмета - актерское мастерство. Потому что говорит-то со сцены все-таки исполнитель, а не композитор. Ведь чему учит академическое образование? Показать возможности инструмента - это раз. И высказать проект композитора - это два. А мы с самого начала решили покинуть от этих штампов. Никакого пиетета перед композитором.
- в: То есть у вас в репертуаре вообще нет авторских сочинений?
- о: Иногда появляются, но мы их все одинаково перерабатываем, без учета авторитетов. Но, надобно произнести, эти композиторы остаются довольны. Например, Щедрин.
- в: Вам доводится водить знакомство и с академическими, и с неакадемическими музыкантами. В чем принципиальная отличалка?
- о: Академические музыканты идут от нот. В нотах они ищут содержание и образ. А мы отталкиваемся от образа, а позже он уже находит выражение в нотах. Например, мы делали совместную программу с "Виртуозами Москвы". Они были готовы сыграть все, что угодно, но им нужны были ноты. И главной проблемой на репетициях было то, что им была важна буква, а не дух. И в связи с этим непониманием некоторые произведения, которые мы им предложили, казались пошлыми. Например, когда в Креольском вальсе появляется "Отцвели хризантемы". Ну, вправду, если это бездушно работать, то получается пошло. А когда мы объяснили ситуацию, зачем такая ассоциация в этом месте у нас родилась, все сию минуту зазвучало. Это было шибко забавно как для нас, так и для них.
- в: А с музыкантами из неакадемического мира проблемы существуют?
- о: Да. Мы так вольно не импровизируем, как, скажем, джазисты. Хотя также получаются интересные соединения - с Аркадием Шилклопером, с Андреем Кондаковым.
- в: А как вы себя чувствуете в мире world music? Вы же более того принимали участие в фестивале Питера Гэбриэла.
- о: Хорошо чувствуем. Хотя также отличаемся. Что нас с ними объединяет - все игроки world music используют народные инструменты или элементы этнической музыки, но ищут теперешний язык. Собственно, это делаем и мы. Понятно, что музыка разная - у кого-то она танцевальная, у кого-то такая зомбирующе-медитативная. А у нас во что бы то ни стало присутствует разум и свет в конце туннеля. Это также национальная установка: что бы ни случилось - все будет славно.
- в: Наш столичный оркестр народных инструментов сегодня взялся игрывать классику - симфонии Чайковского, в частности. А вам не приходило в голову исполнять, скажем, квартеты Бетховена?
- о: Мы как раз и решили сорвать эту чудовищную практику - исполнять классику на народных инструментах. Это все началось с 1940-х годов, когда русским народным инструментам стали обучать в академических музыкальных школах, училищах, вслед за тем консерваториях. И сообразно учебное заведение игры создавалась под классические школы - скрипки и так дальше. Доходило уже до смешного - когда домре добавляли струну, чтобы игрывать скрипичный репертуар. То есть инструмент переставал быть народным, но не становился классическим. И уже тогда было ясно, что совершать. Ведь какая главная проблема у народных инструментов? Отображать национальную самобытность. Как показывать - это уже иной вопросительный мотив.
- в: И есть ли она - также вопросительный мотив.
- о: Безусловно, есть. В частности, это иронический воззрение на все страшные потрясения. Другая важная черта - на Руси многое делалось сообща, артелями. Собственно, "Терем-квартет" - это подлинный образец жизни общинной, где нет одного лидера.
- в: Вы же не только сами играете, но и других музыкантов привлекаете к своей общине. Какие в жизни "Терема" были самые важные партнеры?
- о: Один из самых основательных союзов - с баритоном Владимиром Черновым. Кстати, свой начальный сольный концерт в петербургской Капелле случился тогда, когда должен был быть концерт с Черновым, но он захворал. Чернова приехало снимать тв, население как раз на него собрался, но мы решились все-таки сыграть одни. Публике было сказано, что не возбраняется сдать билеты, а если послушают и не понравится, то также позволительно сдать. Сдало человека три-четыре. Всем понравилось, концерт был записан на ТВ, афиши более того сохранились - это был 1989 год. А свойский союз с Черновым до сих пор продолжается.
- в: Новых союзов дожидаться?
- о: Будет совместная программа с Юрой Шевчуком. В Москве уже назначена дата - 13 января следующего года. К этой программе присоединится ещё сопрано Яна Иванилова, в силу того что что, с одной стороны, требуется эдакий вольготный, брутальный мужеский нрав, как у Шевчука, а с иной - ангельское женское начало.
- в: Не могу по-женски не полюбопытствовать, какие у вас ныне моды? Вы ибо неизменно основательно относились к своему сценическому облику.
- о: Весь минувший год прошел под знаком Вячеслава Зайцева. Мы крайне довольны его костюмами, которые он сделал для нашего юбилея. Мы хотели, чтобы костюмы выражали то, что мы делаем. С одной стороны, классика, с прочий - что-то невообразимо сказочное, имеющее касательство к фольклору. И при этом не косоворотки... Зайцев завелся на эту работу. И наименование стилю придумал - "свежий российский модерн".
Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Коровин Юрьевич Andrei Korovin Urievich
Автор трёх поэтических книг: "Белая книга" (1997), "Антология женщины" (1999), "Поющее дерево" (2007). Стихи публиковались в журналах, альманахах,..
читать далее →
Андрей Лефлер Andrey Lefler
Андрей Лефлер - российский музыкант, вокалист. Родился 8 июля 1987 года.Андрей Лефлер известнее как экс-вокалист рок-группы Маврин.Выступать в..
читать далее →
Андрей Макаревич Andrey Makarevich
В Песнях "Машины времени" мне всегда чего-то не хватало - то ли эпатажа, то ли хулиганистых образов и неожиданного поворота темы. А может быть,..
читать далее →
Андрей Мисин Andrey Misin
Серьезное влияние на становление будущего музыканта оказало творчество М. Мусоргского, А. Лядова, С. Прокофьева, а также западная рок-музыка (YES,..
читать далее →