Известные люди
»Андрей Лаврентьев
Рождение: Россия
Родился я на Волге в городе Твери. Рос вместе с братом Дмитрием, который был младше меня на полтора года. Семья жила не больно важно, как и многие в ту пору. Отец был землемер. Работал в областном земельном управлении. Класса с седьмого я стал помогать отцу во время школьных каникул. Ходил с лентой, рубил просеки, а потом отец меня научил работать с теодолитом (это геодезический прибор)...
Андрей Иванович, каким было ваше довоенное ребячество?
-Родился я на Волге в городе Твери. Рос сообща с братом Дмитрием, тот, что был младше меня на полтора года. Семья жила не больно немаловажно, как и многие в ту пору. Отец был землемер. Работал в областном земельном управлении. Класса с седьмого я стал подсоблять отцу во время школьных каникул. Ходил с лентой, рубил просеки, а опосля папа меня обучил действовать с теодолитом (это геодезический прибор).
В сороковом году мой папа получил инфаркт и не смог больше действовать землемером. Жить стало ещё тяжелее. Того, что получала мамаша, работавшая медсестрой, не хватало, чтобы прокормить семью.
И как раз в это время началась финская битва. Наши войска проходили посредством Тверь, многие военные были расквартированы в городе. Глядя на них, я решил связать свою судьбу с военной службой, тем больше что это облегчило бы положение семьи. В конце сорокового года я поехал сдавать экзамены в военное училище.
Занятия начались десятого мая 1941 года. Училище находилось в городе Пушкине. С началом войны нас, курсантов, подняли по тревоге и отправили на оборону Ленинграда.
А когда немцы прорвались к Пушкину, пришёл распоряжение, по которому в одном из последних эшелонов нас направили в Москву. Однако до Москвы составы не дошли. Немцы перерезали дорогу. Мне с товарищами пришлось занять оборону. А ночью из Ленинграда пришли паровозы и вытащили составы. Нас вернули и направили по прочий дороге в Рыбинск.
В Рыбинске было училище, переименованное из танкового в автомобильное, а следом вновь в танковое. Я проучился там весь сорок второй год. Потом наши учебные роты были направлены в град Кунгур на Урал. Туда было эвакуировано Киевское танкотехническое училище. И в этом училище нас уже переучивали на американские танки. Однако караван PQ-17 с американской техникой немцы пустили на дно. В результате нас опять усадили на советские танки Т-34. В 43-м году состоялся выпуск.
Выпустились мы лейтенантами, и нас кого куда распределили. Меня руководство направило в Первую польскую армию, с которой я из-под Житомира прошёл до Берлина, участвовал в освобождении Люблина, Варшавы, Лодзи, Позняна, Бреслау. Причём, занимательный момент: в польской армии не оказалось танковых частей. Но потому что моё первое училище некоторое время называлось автомобильным, вот я и попал в автомобильный полк и прослужил в нём до конца войны.
Ваше самое страшное прошлое, связанное с Великой Отечественной?
Самое страшное за время войны я увидел в Люблине, где в десяти километрах от города был гигантский концлагерь Майданек. В лагере стояли большие бараки, в которых в то же время содержалось немного сотен тысяч заключённых. Когда наши войска вошли в городок, немцы поспешили нестись из лагеря. И вся огромная масса бывших заключённых в полосатых робах вышла на территорию Люблина. Сотни тысяч голодных, изнеможённых людей жуткое представление.
Но ещё больше жутким было то, что я увидел на территории лагеря. Представьте, огромные рвы шириною двести-триста метров. Их рыли глубиною четыре и больше метров сами заключённые. Когда ров был готов, заключённых выстраивали и расстреливали. Потом засыпали слоем земли. Ставили новую группу и так же расстреливали
А когда набивали полные рвы, то расстрелянных укладывали штабелями, перекладывая дровами. И зажигали. Жители Люблина рассказывали нам, что когда этакий дым шёл на град, запрещено было дышать от смрада и гари. Люди старались спешить из города. Многие были пойманы немцами и возвращались назад, но не к себе домой, а уже в лагерь.
Кроме рвов, были в лагере и печи, в которых сжигали труппы. Вэтого, я читал, в Майданеке погибло рядом трёх миллионов мужчина.
Путь на расстрел или в печь назывался дорогой смерти. Дорога эта от жилого городка длилась примерно трёх километров. По её сторонам стояли железнодорожные бараки склады. Сначала в складах с заключённых снимали верхнюю одежду. Проводили дальше. В следующих складах со смертников снимали бельё. Дальше обувь. В каждом бараке сидела группа заключённых, которая разбирала снятые вещи. Хорошая одежка отправлялась в Германию.
Когда совершенно голые люди, мужчины и женщины, в морозец и в снег доходили до конца этой дороги, то их уже ждали эсэсовцы. Заключённые держали руки, растопырив пальцы, и открывали рты. Эсэсовцы выдёргивали им из челюстей золотые зубы и снимали кольца. Если колечко не снималось, то отхватили перст ещё живому. Тут же стояли ювелиры и сортировали полученное. Но зубы и кольца это ещё не всё. Дальше с заключённых срезали волосы. Так нам рассказывали те, кто был в лагере. Я сам вспоминаю склад, забитый волосами до потолка. Там, мне больнее всего было как гром среди ясного неба увидать посреди кучи отрезанных волос красивую женскую косу, которую ещё не успели расплести и рассортировать.
Немцами было подсчитано, что в результате любой пленный им приносил в среднем сто тридцать две марки. А когда они уже разделывали человека совсем, тогда в ров его, в печь.
Видел я в лагере и комнату пыток. В ней стояли бетонные столы. По периметру каждого из них шла трубочка с маленькими дырочками. И когда нужно было достигнуть показаний, по трубочке шёл кипяток, и так обваривали человека со всех сторон. В комнате всё было механизировано. Вы не поверите, трупы подвозились к печам на вагонетках.
А дальше я окончательно поразился тому, как немцы всё использовали. Оказывается, из пепла от сгоревших в печах людей выбирались кости, которые мололись на специальной мельнице и посыпались на огороды около лагеря, где ещё работали заключённые. И на этих огородах в результате росли огромные овощи. Я до сих пор помню, какая громадная там была свекла. Разве такое забудешь?
Насколько я знаю, в 1945-м битва для вас не окончилась?
-Увы, не окончилась. Сразу следом войны батальоны польской армии были собраны под Варшавой. Я был назначен командиром группы из двухсот мужчина и отправлен на борьбу с бандеровцами. Кроме того, в тех местах остались большие продовольственные и хлебные склады, которые необходимо было вывозить. И это также входило в мои задачи.
Бандеровцы были шибко жестокими. Они издевались над пленными более того хуже, чем немцы. Мы стояли в Замостье. Наш майор поехал интендантом в деревню, чтобы достигнуть соглашения о соломе, чтобы набить солдатам матрасы, и о продуктах, но попал у руки бандеровцев. Так они его в трёх километрах от Замостья привязали к колоде. Убили. Вырезали на нём звезду и написали: так мы будем поступать с каждым русским.
Случилось и самому мне угодить в серьёзную переделку. В апреле 1946-го года моя группа попала в засаду, и тридцать единственный мужчина был убит. Надо проронить, время тогда было непростое. Тут же стали разыскивать виновных, состоялся суд. Моей вины там не было, судьи это установили. Виновные были наказаны, а меня назначили с повышением.
В 1947-м году я решил возвратиться в Россию, хотя тогда и была вероятность остаться служить в польской армии. Вернувшись, я получил отпуск. Женился. В отделе кадров мне, как автомобилисту по профессии, дали направление в дальнюю авиацию. И пускай мы были не пилоты, аэропорт нас сутками держал, это я сегодня так в своих стихах пишу. За годы службы я побывал и в Белоруссии, и на Севере, и более того на полярной станции, покуда фатум не привела меня в Смоленск. Живу вот в этом месте безмятежно, неспешно, а битва до сих пор вспоминается.
Так же читайте биографии известных людей:
Андрей Легошин Andrey Legoshin
В субботу - День спасателя. Андрей Легошин - заслуженный спасатель России. Это почетное звание. Легошин спасает Россию уже лет пятнадцать. И в..
читать далее →
Андрей Младенцев Andrey Mladentsev
С 1996 года Андрей Младенцев - председатель Совета Директоров ОАО "Нижфарм", с 1999 г. - Генеральный директор ОАО "Нижфарм".
читать далее →
Андрей Слинко Andrey Slinko
Потомственный почетный гражданин, купец, общественный деятель, учредитель Крещатикского отдела Союза Русского Народа (СРН), член-учредитель..
читать далее →
Андрей Сычев Andrey Sychev
Андрей Сычев проходил срочную службу в батальоне обеспечения учебного процесса Челябинского танкового института, был покалечен в результате..
читать далее →