Известные люди

»

Антон Губенко

Антон Губенко Anton Gubenko Карьера: Герой
Рождение: Украина, 12.2.1908
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, иностранным орденом.Имя героя носят школа 3 в Мариуполе и одна из школ в Смоленске. На здании ПТУ 3 в городе Мариуполе, где он учился, установлена мемориальная доска.

Родился в семье крестьянина. Русский. Окончил семилетку и школу фабрично-заводского ученичества в Мариуполе. Затем уехал на Кавказ, где полгода работал охотником на дельфинов. Потом вернулся в Мариуполь и работал подручным слесаря.

Добровольцем вступил в РККА в мае 1927 г. В 1928 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, а в 1929 г. - 1-ю военную школу лётчиков им. тов. Мясникова в Каче.

Вспоминает генерал-майор авиации Стефановский: Курсант - это продолжение инструктора, его учебное заведение, его организация, его, если хотите, бессмертие. Инструктор не влияет на подбор курсантов, но зато активно влияет на их бытие. Смело разрешено утверждать, что хорошего инструктора курсант помнит всю существование.

Антон Губенко был из числа нелегких курсантов. Своим устремлением вперед он опережал программу обучения, хотел летать и летать. Мне не раз приходилось предварять его за нетерпение. Он отлично знал теорию, великолепно летал. Думаю, что это свойство у него было врожденным. Антон не уставал на аэродроме. Значит, он любил свою работу, любил авиацию.

И ещё единственный момент. Проверкой крепости чувств к профессии являются дерзкие и неожиданные потрясения. В авиации это аварии и катастрофы. Однажды затем сильного дождя, не успев своевременно затормозить, Антон выкатился за полосу, попал колесами в яму, перевернулся и вообще-то чудом остался живым. Мы прибежали к самолету, увидели его висящим на парашютных ремнях головой вниз, и вместо ругани, обычной в таких ситуациях, он спросил: Второй полет не сорвется? Это был Антон Губенко с его неукротимой устремленностью в небо.

Аттестуя Губенко перед выпуском из школы, Стефановский писал о нем: Воля развита... Решителен, инициативен, сообразителен, упрям. Не постоянно выдержан. К работе приступает с энергией, но резво остывает. Вынослив. Впечатлителен. Характер не целиком сформировавшийся...

В обстановке разбирается недурственно. Военной подготовки для занимаемой должности довольно. Полученные знания может применить на практике и отдавать другим. В дисциплинарном отношении требует руководства. Политически развит... Летает с охотой.

После окончания авиашколы Губенко служил в истребительной авиации на Дальнем Востоке. Был нештатным инструктором по парашютно-десантной службе (ПДС) эскадрильи.

В его аттестации указывалось: Техника полета хорошая. Самолетом владеет несложно. Хорошо ведет воздушный махач. При тренировке по особой программе может быть воздушным снайпером. В полете настойчив, упрям, бесстрашен. От самолета берет все, что он дает по конструкции. Очень нетрудно понимает в воздухе все сигналы, предусмотренные на земле на каждый эпизод. Вынослив. Имеет годовой налет 125 часов, из них 22 часа 41 минуту ночных, 15 часов высотных. Подлежит продвижению на место командира звена без всякой очереди.

В апреле 1934 г. Губенко был назначен командиром отряда 116-й истребительной авиационной эскадрильи Московского военного округа.

Однажды, когда полеты уже подходили к концу, Губенко предложил летчикам своего отряда для восполнения навыков в парашютировании изготовить по одному прыжку. Свой скачок он постарался усложнить до крайней степени. Расстелив на траве кожаный реглан, он приземлился точь-в-точь на него.

И, хотя проведение прыжков не было согласовано с командиром эскадрильи, он не стал наказывать Губенко, а, отчитав, назначил его своим нештатным заместителем по парашютно-десантной службе. А вскоре Губенко стал начальником ПДС бригады.

Осенью на окружных соревнованиях по парашютному спорту команда бригады, возглавляемая Губенко, заняла первое местоположение, сам Антон стал чемпионом.

Однажды он оказался свидетелем аварии, когда младой лётчик при взлёте не заметил находящийся спереди самолёт и изрубил его хвостище винтом. При этом самолёт виновника происшествия остался цел. Увиденное натолкнуло Губенко на идея, о применении этого приема при крайней необходимости в бою.

Летом 1935 г. старшой лейтенант Губенко был назначен ведущим лётчиком по проведению войсковых испытаний истребителя И-16.

Начальник политотдела бригады докладывал в Москву: На Н-ском аэродроме завершены войсковые испытания истребителя И-16 конструкции Н. Поликарпова Программа испытаний, рассчитанная на два месяца, была выполнена в течение девяти дней. Испытания проводил боевой пилот А. Губенко, начальник отряда, старшой лейтенант. Лично им внесено немного рационализаторских предложений по улучшению машины. Конструктор предложения одобрил и принял к производству.

Губенко А.А. - начальник современной формации, стахановец. Отлично пилотирует, воздушные бои - индивидуальные, групповые - ведет отменно. Стрельбы и бомбометание проводит на отлично, новую матчасть освоил в совершенстве. За недлинный срок сделал 2146 фигур высшего пилотажа. Аварий, поломок и вынужденных посадок за годы летной работы не имеет... Летал на 12 типах самолетов, групповой налет 884 часа, имеет 2138 посадок. Отличный парашютист-инструктор, имеет 77 прыжков, в том числе 23 прыжка экспериментальных и 2 ночных. Как начальник подразделения создает условия для развития стахановского движения и перехода от отдельных стахановцев к ударным экипажам и стахановским подразделениям.

После окончания испытаний, в соответствии с приказом командующего МВО, Губенко возглавил групповой скоростной перелет на И-16 по маршруту Москва - Горький - Ленинград - Москва.

В мае 1936 г. Постановлением ЦИК СССР за выдающиеся успехи по овладению боевой авиационной техникой и умелое руководство боевой и политической подготовкой личного состава старшой лейтенант Губенко был награжден орденом Ленина.

Вскоре ему было присвоено воинское звание капитан.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в марте - августе 1938 г. Воевал в Наньчанской истребительной группе Благовещенского. Провел 7 воздушных боев, лично сшиб 7 японских самолётов, в т.ч. 1 таранил. Награжден орденом Красного Знамени (4.11.38) и Золотым орденом Китайской республики.

Крепыш, с приятным, серьезным лицом, смирный, рассудительный, с быстрой реакцией, способный моментально дать оценку воздушную обстановку и принять нужное вывод, виртуоз воздушного пилотажа - таким он запомнился товарищам по оружию.

29.04.38 года в воздушном бою Губенко заметил, как японский истребитель преследует подбитый самолёт старшего лейтенанта Кравченко. Несмотря на то, что боеприпасы к этому времени у него кончились, Губенко пошёл в атаку и отогнал японца. После этого сопровождал самолёт Кравченко до места вынужденной посадки.

31.05.38 г. в составе группы И-15 Губенко вылетел на перехват 18 японских бомбардировщиков и 36 истребителей, приближающихся к Ханькоу. В конце боя, когда все боеприпасы были уже израсходованы, он заметил отставший японский истребитель и решил привести его на свой аэровокзал. Подойдя к противнику впритык, он знаками предложил ему усаживаться. Но японец догадался, что у советского лётчика нет патронов, и не подчинился. Тогда Губенко подошёл к нему впритык и ударил винтом снизу по элерону левого крыла. И-96 потерял управление и упал, что вскоре было подтверждено китайским командованием. Губенко удачно приземлился на своём аэродроме.

Генерал-полковник авиации Рытов вспоминал позднее: В небе Ханькоу мы потеряли два самолета, а немного машин враг основательно потрепал. Судьба же летчика Антона Губенко была неизвестна. До боли в глазах всматривались мы в белый от жаркого солнца горизонт. Что случилось? Сбит? Но тогда товарищи видели бы горящую машину. Увлекся боем, ушел вдалеке от аэродрома, и на задний дорога не хватило горючего?

С Губенко я успел подружиться и накрепко переживал за него... Вдружбан показалась черная точка. Она росла на глазах и в конце концов обрела очертания самолета... Шла она неуклюже, покачиваясь с крыла на крыло. Заход на посадку. Пробег. Остановка на рулежной полосе. В чем занятие? Подбегаем к самолету и не верим глазам: винт погнут, фюзеляж изрешечен. Как же Антон сумел довести и усадить такую калеку?

Губенко постепенно выбрался из кабины, снял парашют, неторопливо обошел авиалайнер.

- Хорошо изукрасили, - растягивая слова, вымолвил он и скорбно улыбнулся.

- Что случилось, Антон?

- Да вот, рубанул.

- Как рубанул? - не тотчас сообразил я.

- Так вот и рубанул, - и сызнова ухмыльнулся.

Я знал, что ещё со времен Нестерова таковый прием в воздушном бою называется тараном. Кончался он заурядно гибелью летчика. А Антон жив, да ещё и свой авиалайнер сберег. Как же все это произошло? Истерзанную машину окружили техники, летчики.

Перед вылетом, когда была объявлена боевая напряженность, на самолете Губенко менялся двигатель. Летчик не мог оставаться на земле и сел в другую машину. Но и у этой, как на грешок, работал только единственный пулемет. Поднявшись в воздух, Антон немедленно же ввязался в махач. Ему удалось сшибить единственный японский истребитель.

- Вижу, самурай выбросился, - рассказывал Губенко. - Ну, думаю, все одинаково в отдалении не уйдет, на земле китайцы возьмут. В это время прочий японец подвернулся под руку. Нажимаю на гашетку - пулемет молчит. Выругался: незадача! А недруг, видать, не из храбрых попался, начал удирать. Я за ним. Догнал и ещё раз нажал на гашетку. А чего жать, когда ленты пусты? Вот так история: палить нечем, а упускать врага не хочется. Попробую-ка усадить его на аэродром - мелькнуло в голове. Подлетаю ближе, грожу кулаком, затем указываю на землю: дуй, мол, туда. Смотрю, японец закивал и начал разворачиваться. Ну, прямо как в сказке А дальше, - продолжал Антон, взяв протянутую кем-то папиросу, - дальше все обернулось нескладно... Я думал: сядем совместно, и я представлю его как миленького пред очи своего начальства, - Губенко озорно посмотрел в мою сторону. - А он внезапно грубо развернулся на сто восемьдесят градусов и - шмыг под меня! Перехитрил, сволочь... Я еще раз за ним. Трудно японцу удрать от меня: моя агрегатина быстроходнее. Ну, думаю, раз ты добром не хочешь, так я с тобой по-другому поговорю. О таране я слышал, но как это делается, не представлял. И решил изведать. Подошел к японцу впритык и, только было, собрался полоснуть винтом по рулю глубины, как вспомнил, что не отстегнулся от сиденья. Отстал кот наплакал, чтобы сделать расчет потрясение, затем опять сблизился и рубанул винтом по крылу. У вражеского самолета что-то отлетело от плоскости. Завалился он набок, перевернулся и начал валиться. Туда тебе, думаю, и стезя. Не хотел усаживаться добром - пропадай пропадом! А мой двигатель безотложно застучал, и я уже приготовился к прыжку. Но следом вижу: тянет. Значит, кое-какая силенка осталась. Тяни, родимый, тяни. Выпрыгнуть я постоянно успею...

Говорил Губенко без всякой рисовки, как подобно как речь шла о самом обыденном деле.

- Где это произошло? - спрашиваю Антона.

Губенко открыл планшет, развернул карту и указал примерное местоположение падения вражеского самолета... На следующий день поступило подтверждение: все справедливо. Разбитая агрегатина валялась поблизости от озера, указанного Губенко, а прах летчика, выброшенного сильным ударом, нашли поодаль.

26.06.38 г., отражая налёт японской авиации на Ханькоу, Губенко вступил в мордобой с истребителями сопровождения и был сбит. Приземлился на парашюте подле своего аэродрома.

Вспоминает полковник медицинской службы Белолипецкий: Перед моими глазами - подстриженный ежиком ясный шатен, младой мужчина среднего роста, славно сложенный, с приятным серьезным лицом При мне в воздушном бою Губенко был сбит. В конце затяжного прыжка он раскрыл парашют и увидел над собой преследующего врага, тот, что стрелял по парашютисту из пулемета. Антон не растерялся, скоро собрал стропы парашюта в пучок и заскользил в ускоренном спуске. Его весьма раскачало, и в миг приземления он ударился спиной и затылком. Сознания пилот не потерял и, помня о преследователе, сгреб парашют в охапку и спрятался с ним в кустах. Это спасло отважного аса от расстрела на земле, пули самурая били ныне вслепую.

В течение нескольких дней Губенко жаловался мне на головную боль. Я дал ему временное отбояривание от полетов, но он ни разу не воспользовался им, заявляя, что, как коммунист, обязан давать достойный образец другим. Несмотря на недомогание, Антон продолжал летать.

После возвращения на Родину Губенко было присвоено внеочередное воинское звание полковник. Он начал подготавливаться к поступлению в Военную Воздушную академию им. Жуковского.

8.08.38 г. полковник Губенко был назначен заместителем командующего ВВС Белорусского военного округа.

Авиацией округа в тот самый отрезок времени командовал комдив К.М. Гусев. Опытный начальник, за бои в Испании награжденный двумя орденами Красного Знамени. В округе шла напряженная служба. Большинство подразделений переучивались на новую авиационную технику. Менялась архитектура частей, совершенствовалось управление. В гарнизоны прибывали молодые летчики. Губенко безотложно же активно включился в работу.

В октябре 1938 г. части ВВС Белорусского особого военного округа проверял руководитель ВВС РККА командарм 2-го ранга Локтионов.

А вскоре он направил в Президиум ВС СССР представление: Тов. Губенко является одним из выдающихся летчиков-истребителей, находившихся в Зет. За время боевой работы на фронте проявил себя как только храбрый, отважный и храбрый пилот.

В бою 31.5.38 года при отказе пулеметов винтом таранил авиалайнер противника, сшиб его и успешно произвел посадку на свой аэропорт.

26 июня в первом бою сшиб японский истребитель, а во втором неравном бою в тот же день был сбит сам, но спасся на парашюте.

18 июля, выручая товарищей, единственный дрался с шестью истребителями противника. Сбив одного из них, невредимым вышел из боя.

В бою 29 июля единственный дрался с тремя японскими истребителями и этим спас от гибели нашего бомбардировщика, атакованного истребителями противника при бомбометании по кораблям.

Несмотря на болезненное состояние вслед за тем прыжка с парашютом, тов. Губенко смело дрался во всех последующих боях до вызова его на Родину.

Тов. Губенко лично сшиб семь японских истребителей. По своим деловым, боевым и политическим качествам достоин присвоения звания Героя Советского Союза.

В ноябре 1938 г. в Кремле Губенко вручили орден Красного Знамени, к которому он был представлен сию минуту следом возвращения из Китая.

15.12.38 г. погиб Чкалов. Губенко и Чкалова связывали дружеские отношения ещё со времен войсковых испытаний истребителя И-16. Губенко был вызван в Москву для участия в похоронах.

Из Москвы он вернулся сквозь пять дней. Гибель Чкалова сильно его сразила. Он похудел, замкнулся. Гусев запретил ему летать, не отпускал в командировки. Чтобы занять Губенко, он доверил ему черкнуть строй указаний по боевой подготовке, провести сборы руководящего состава, приготовить приказы по усилению боевого дежурства, испытать работу частей местного гарнизона.

22.02.39 г. полковнику Губенко Антону Алексеевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

Проанализировав методику нанесения штурмовых ударов истребителями, Губенко решил осуществлять маневр на повторные атаки не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости на предельно малой высоте. Это позволяло уменьшить временной интервал между ударами до минимума. Прежде чем советовал новую методику летному составу, он решил лично увериться в ее эффективности.

31.03.39 г. полковник Губенко погиб в авиакатастрофе.

Летчик-истребитель Алабин, руководивший полетами в тот самый день, вспоминает: Полковник Губенко, сделав над аэродромом невеликий круг, вышел на боевой вектор движения. Летчик изумил нас точностью и беспримерной дерзостью, на протяжении полета держал всех в крайнем напряжении. Истребитель, устремленный на мишень, в крутом пикировании несется к земле так рядом, что захватывает дух. Мгновение - и у стволов пулеметов вспыхивают ярко-красные языки мечущегося пламени. Трассирующие пули мерцают в сером небе огненным пунктиром. Дробно гремят пулеметные очереди. Лишь у самой земли авиалайнер выходит из пикирования, на бреющем полете с ревом проносится мимо нас и тут же вихрем взмывает вверх. В перевернутом полете впритирку прижимается к облакам, вроде бы утюжит их. Прошло всего немного секунд, и истребитель снова штурмует мишень. Снова гремят пулеметные очереди. Под проливным дождем пуль вскипает промерзшая почва. Неожиданно обвислая седая прядь облака накрыла авиалайнер, и он исчез в серой мгле. Не дойдя до расчетной точки, истребитель вынырнул из облаков и тут же в третий раз ринулся вниз на штурм цели. Однако мишень оказалась сзади. Губенко отклонил авиалайнер. Отыскал мишень. Пулеметы выбросили стайку пуль. В следующее момент краснозвездный авиалайнер, круто выгибая глиссаду полета, кинулся из пикирования, вышел в горизонтальное положение, но, проседая, с огромный скоростью ударился о землю, подпрыгнул и взорвался.

В Приказе наркома обороны СССР от 4.06.39 г. 70 указывалось: Число летных происшествий в 1939 году, в особенности в апреле и мае месяцах, достигло чрезвычайных размеров

Только за финал 1938 и впервой месяцы 1939 гг. мы потеряли 5 выдающихся летчиков Героев Советского Союза, 5 лучших людей нашей страны тт. Бряндинского, Чкалова, Губенко, Серова и Полину Осипенко

Герой Советского Союза заместитель командующего ВВС БОВО полковник Губенко, пригожий и отважный пилот, погиб потому что, что производил на И-16 полет высшего пилотажа на недопустимо низкой высоте. Полковник Губенко, невзирая на свой большой пост заместителя командующего воздушными силами военного округа, невзирая на то, что ещё намедни своей гибели, проводя совещание с подчиненными ему командирами авиабригад по вопросам аварийности в воздушных силах, сам направлял на недисциплинированность как главную причину всех несчастий в авиации, допустил лично недисциплинированность, граничащую с преступлением. Полковник Губенко обратился к командующему войсками БОВО командарму 2 ранга т. Ковалеву с просьбой дозволить ему полеты высшего пилотажа с использованием взлетных полос. Командующий Белорусским особым военным округом командарм 2 ранга т. Ковалев категорически запретил полковнику Губенко летать. И все же Губенко не только грубо нарушил прямой инструкция своего высшего и прямого начальника, но вместе с тем нарушил все приказы и наставления по полетам, начав высший пилотаж на недопустимо низкой высоте.

Полковник Губенко был похоронен в Смоленске.

Так же читайте биографии известных людей:
Антон Якименко Anton Iakimenko

Герой Советского Союза (29.8.39). Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 3-й степени, двумя орденами..
читать далее

Антон Аренский Anton Arenskiy

Одно из последних произведений Аренского - балет "Ночь в Египте", который был поставлен в Париже после смерти автора.
читать далее

Антон Батагов Anton Batagov

Антон Батагов - известный композитор и пианист, лауреат международных конкурсов, родился 10 октября 1965 года в Москве. Закончил Московскую..
читать далее

Антон Брукнер Anton Bruckner

Наследие Брукнера состоит главным образом из симфоний и произведений для хора. На стиль композитора оказала большое воздействие австрийская музыка..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий