Известные люди

»

Аркадий Селютин

Аркадий Селютин Arkady Selytin Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 11.3.1922
осле войны продолжил службу в морской авиации. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

Родился 11 Марта 1922 года в станице Отрадная, сегодня Краснодарского края, в семье служащего. Окончил 10 классов средней школы. С 1941 года в Военно - Морском Флоте. В 1943 году окончил Ейское военное авиационное училище морских лётчиков.

На фронтах Великой Отечественной войны с 1943 года. Сражался на Балтике. К Сентябрю 1944 года старшой лётчик 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 1-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, ВВС Балтийского флота ) Гвардии Старший лейтенант А. М. Селютин совершил 222 боевых вылета, в воздушных боях лично сшиб 16 вражеских самолётов. 5 Ноября 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжил службу в морской авиации. В 1957 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1980 года Генерал - Майор авиации А. М. Селютин - в запасе. Жил и работал в городе Орджоникидзе. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( четырежды ), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.

* * *

Аркадия Селютина в полку называли охотником за вражескими разведчиками. Из 16 немецких самолётов, лично сбитых им за год пребывания на фронте, 5 были разведчиками. Однажды, уже выполнив боевое поручение, Селютин услышал по радио, что над нашими войсками кружит неприятельский самолёт. Несмотря на то, что горючее было на исходе, Аркадий начал преследование противника и поджёг его. Настойчивость Лейтенанта вечно приносила фарт. 5 Марта 1944 года вкупе с тремя товарищами Селютин пошёл в атаку на 30 вражеских самолётов. В этом бою он сшиб две машины врага.

Но слава и известность пришли к Аркадию Селютину немного позже. А в 1943 году, когда он только прибыл в полк, это был окончательно младой лётчик.

Селютин стремительно вошёл в боевой коллектив, проявив себя только настойчивым учеником. Он усердно перенимал навык своих старших товарищей по полку, изучал тактику и технические характеристики вражеской авиации, учился известия мордобой с максимальными перегрузками, метко палить из любого положения. И его труды не пропали даром: боевой счёт Селютина стал стремительно вырастать. При этом его жертвами становились не только молодые немецкие пилоты, только недавно попавшие на фронт, но и достаточно опытные лётчики.

Так, 22 Июля 1943 года начальник IV-й группы известной немецкой истребительной эскадры JG 54 "Grunherz" - "Зелёное сердце", хауптман Рудорффер возглавил три звена своей Группы в ознакомительном облёте линии фронта. Костяк подразделения составляли лётчики JG 1 и JG 26, переведённые в JG 54 незадолго до этого. Увлекшись радиопереговорами, пилоты "Grunherz" пропустили атаку пары Ла-5 из 4-го Гвардейского авиаполка. "Фокке - Вульфы" хауптмана Рудорффера и его ведомого были повреждены, а вся группа - рассыпалась. Эрих Рудорффер, над своей территорией совершил очередной ( из девяти ) скачок с парашютом и вернулся в Эскадру, а его ведомый фельдфебель Рудольф Гереке ( имевший 27 побед ) погиб. Вторая штурмовая вылазка не принесла успеха Гвардии Капитану Г. Д. Костылеву и Гвардии Старшему лейтенанту А. М. Селютину. Гоняться за одиночными "Фоккерами" балтийцы не стали.

Летом 1943 года рабочие и колхозники Горьковской области на собранные средства приобрели эскадрилью истребителей. Эти машины были поставлены в части ВВС от имени земляков великого советского летчика, Герой Советского Союза, Валерия Чкалова. Все они имели надпись - Эскадрилья "Валерий Чкалов", на одной из сторон фюзеляжа. Одна из таких машин, с номером "55", была передана в 4-й ГвИАП КБФ и досталась Аркадию Селютину. На этом Ла-5 младой лётчик одержал немного блестящих побед.

В зимних боях 1943 года и весной 1944 года Лейтенант Селютин в паре со своим ведомым Петром Нефагиным сшибли 9 неприятельских самолётов. А 5 Июня 1944 года Гвардии Младший лейтенант Пётр Андреевич Нефагин погиб на подступах к Ленинграду в районе острова Лавенсари, спасая своего командира...

26 Мая 1944 года большая группа бомбардировщиков Ju-87 ( 54 самолёта ) под прикрытием истребителей FW-190 ( 20 самолётов ) пыталась изготовить налёт на Лужскую военно - морскую базу КБФ. С помощью радиолокационных станций самолёты противника были обнаружены задолго до подхода к объекту удара. На перехват вражеской авиации поднялись 24 истребителя Ла-5. Решительно действовали Старший лейтенант Е. М. Куликов, Лейтенант А. М. Селютин, Старший лейтенант Н. С. Батяйкин и Младший лейтенант П. А. Нефагин. Внезапной атакой со стороны солнца сверху позади они расстроили боевой строй головной группы, при этом сшибли единственный самолёт Ju-87 и единственный FW-190.

Вэтого же, в итоге этого воздушного боя, истребители - балтийцы благополучно отразили налёт ударных групп вражеской авиации. Вэтого лётчики сшибли 22 самолёта. Наша истребительная группа потеряла две боевые машины.

5 Июня 1944 года четвёрка Гвардейцев перехватила 24 "Юнкерса", шедших под прикрытием 12 "Фокке - Вульфов" к стоянке Гаково бомбить наши корабли. Наше звено, ведомое Камышниковым, преградило им дорога и сковало боем.

Противник не ждал встречи с "Лавочкиными". Внезапная штурмовая вылазка... и в воду упали безотложно два Ju-87, - их сшибли Камышников и Селютин, надёжно прикрытые Батяйкиным и Нефагиным. На высоте 2000 метров разгорелся мордобой. "Юнкерсы" встали в оборонительный круг, "Фоккеры" бросились отсекать наших лётчиков, успевших сшибить ещё единственный Ju-87. Спустя немного минут канул в серые гребни волн вражеский истребитель.

За 10 минут боя у наших пилотов без малого не осталось боеприпасов. Тройное превосходство врага и подходивший к концу припас топлива могли привести к ненужным потерям. Главная проблема была уже решена - бомбовой потрясение врага сорван. Но и вылезти из боя возможности не было. Тогда ведущий звена решил перевести мордобой на предельно малую высоту, где FW-190 типично бывали слабее.

Через немного секунд "Лавочкины", умело прикрывая приятель друга, пошли со снижением на восток. Но и супротивник изменил тактику. Разделившись на две группы, атаковал с двух сторон, направив стержневой потрясение по Камышникову. Не так уж сложно было отбить их атаку, но у ведущей пары кончились снаряды, и неприятель, поняв это, стал забредать им в лоб.

Селютин и Нефагин, у которых ещё оставалась в запасе пара очередей, выбирали подходящий миг, и вот он настал. С двух сторон две пары врага, третья пара штурмует Селютина. Считанные секунды, и Камышников будет сбит. Тогда его ведомый Бутейкин режет вектор движения вражеской паре, атакующей слева, приняв 3 снаряда в свой фюзеляж, а Селютин, рискуя собой, взял в сетку прицела атакующих с правой стороны. Последний снаряд - "Фоккер" дёрнулся вверх, завертелся посредством левое крыло и, опустив нос, врезался в воду. Но второй пошёл на Селютина.

Нефагин бросился на защиту ведущего. Дал очередность. Мимо. Бешеное сближение, никто не сворачивает... Ещё момент, и в воздухе взорвалось огненное облачко - самолёты врезались приятель в друга. Ценой жизни Пётр Нефагин спас ведущего, тот, что немного секунд обратно сшиб вражеский истребитель, выручая Камышникова.

Гибель ещё двух FW-190, казалось бы, в самой выгодной ситуации заставило противника кончить дальнейший махач. Несмотря на 9-кратное численное превосходство, немцы потеряли 6 самолётов, а геройский поступок Петра Нефагина, бывшего рабочего, сибиряка, принявшего боевую эстафету лучших воинов полка, закрепил нашу победу в этом неравном бою...

В Ноябре 1944 года Гвардии Старшему лейтенанту А. М. Селютину было присвоено звание Героя Советского Союза. Это была заслуженная награда за 16 лично сбитых самолётов врага. Острое зрение, которое не каждому дарит натура, храбрость, тактическое мастерство, физическая выносливость позволили молодому лётчику побеждать врага, казалось бы, в самых безвыходных ситуациях, неспроста Аркаша, как его любовно звали в полку, слыл признанным воздушным асом. Он стал 13-м Героем в 4-м Гвардейском авиаполку и 8-м - в составе прославленной 3-й эскадрильи.

К концу войны Аркадий Селютин выполнил 244 успешных боевых вылета. Проведя десятки воздушных боёв уничтожил 18 самолётов противника, 16 из которых - лично.

После окончания войны Аркадий Михайлович продолжил службу в морской авиации. С 1980 года, выйдя в припас в звании Генерал - Майора авиации, жил в Киеве, вкалывал в народном хозяйстве. Последние годы жил и работал в городе Орджоникидзе.

Так же читайте биографии известных людей:
Аркадий Федоров Arkady Fedorov

Гвардии капитан А. В. Фёдоров совершил 498 боевых вылетов, провёл 62 воздушных боя, в которых сбил лично 16 и в составе группы 4 самолёта..
читать далее

Аркадий Володось Arkady Volodos

Аркадий Володось, один из наиболее успешных музыкантов своего поколения, впервые выступает в Москве: в течение двух вечеров его игру можно будет..
читать далее

Аркадий Духин Arkady Duhin

Аркадий Духин известный исполнитель, поэт-песенник и композитор - выходец из бывшего СССР. Из Союза он уехал 15 лет назад (в 1978 году). С тех пор..
читать далее

Аркадий Островский Arkady Ostrovskiy

На Площади звезд возле концертного зала Россия в Москве установлена памятная плита, посвященная композитору Аркадию Ильичу Островскому. В этом году..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий