Известные люди

»

Аста Нильсен

Аста Нильсен Asta Nilsen Карьера: Актер
Рождение: Германия, 11.9.1881
Эта датчанка стала первой в мире киноактрисой. Не нужно путать с первой кинозвездой - ею считается Флоренс Лоуренс. Чтобы стать звездой, хватало двух вещей: красоты и регулярного мелькания на экране. Чтобы стать киноактрисой, да еще великой, а именно так называли Асту Нильсен, нужно было ещё обладать ярким, несомненным драматическим талантом.

Аста Нильсен принадлежит эпохе немого кино

Оператор её первого фильма безотложно же следом знакомства с Нильсен сказал, как отрезал: "Ваше физиономия безупречно непригодно для кино!" И индифферентно отвернулся. Но режиссёр, развернув его за плечо, заявил: "Нет, ты будешь снимать как раз её!" "Кто в этом месте профи, ты или я?" - разозлился оператор. Он реально был профи, оптимальный на тот миг в Дании, а режиссёр - хлопчик, взявшийся за свой основополагающий кино. Но как недальновидны порой бывают профессионалы! Лицо Асты, которое воспрещено было наречь красивым, на экране удивительным образом преображалось. Глубоко сидящие глаза, приподнято вздёрнутые тонкие брови, трагические складки в углах нервного рта, корона иссиня-чёрных волос - всё это властно притягивало взгляд и запоминалось на долгий срок.

Аста Нильсен родилась в Копенгагене в 1881 году. В семнадцать лет, в первостепеннный год нового века, в первый раз вышла на театральную сцену. С 1910 года связала свою бытие с кинематографом. В ту пору он только выбирался из младенческих пелёнок и вступал в пору детства. Первый кино с её участием назывался "Бездна", и под съёмочную площадку киногруппа арендовала бывшую копенгагенскую тюрьму - это был самый-самый дешёвый вариант, приходилось экономить каждую крону. В пустых камерах устроили гримёрки, в тюремном дворе сколотили декорации. Потом в течение дня их терпеливо разворачивали вдогонку за солнцем - другого осветительного прибора не было. Самое удивительное, что снятый в таких условиях кино имел несложно ошеломляющий счастливый момент.

Аста Нильсен играла так, как до неё не играли в немом кино. Когда она изображала слабость или терзание, то не заламывала театрально руки, не запрокидывала голову, не вращала безумно глазами. Трагедия читалась в её глазах, в изломе бровей, в выразительном и нервном контуре фигуры. Аста экономила жесты, была в них предельно точна и выразительна. Признанный знаток мирового кинематографа Жорж Садуль включил Асту Нильсен в недлинный список лучших трагедийных актрис, когда-либо появлявшихся на экране. Собственно говоря, с неё он и начал тот самый свой недлинный список. Прославившихся позднее Грету Гарбо и Марлен Дитрих критики-современники нередко сравнивали с блистательной, легендарной скандинавкой.

Кого она играла? В "Бездне" - учительницу музыки Магду, которая бросила своего жениха, доброго и верного парня, из-за красавца-циркача Рудольфа. Она влюбилась в циркача безумно, и он божился ей в любви, а сам погуливал с прочий. И тогда Магда, в лучших традициях кинодраматургии тех лет, одним ударом кинжала безжалостно заколола его насмерть. В "Безрадостном переулке" Нильсен была шикарной куртизанкой, в "Суфражистке" стала независимой дамой. По сюжету она подкладывает бомбу в столик ненавистному министру, притеснителю женщин, а следом оказывается, что тот самый министр и есть тот пригожий незнакомец, которого она любит. Сюжет фильма мог быть самым нелепым, но его фарт превосходил всякое фантазерство, если в нём играла Аста Нильсен. Она не играла златокудрых и добрых золушек, как Мэри Пикфорд, нежных и печальных жертв чужого предательства и коварства, как Вера Холодная. Её стихией были женщины мятущиеся, сильно и страстно чувствующие, для которых влюбленность - всю дорогу конфликтна и трагична.

Только с одной из её ролей приключилась забавная история. В фильме "Ангелочек" 28-летняя Нильсен играла девчонку-сорванца, которой папа покупает куклы, не замечая, что дочь напропалую флиртует с каждым встречным военным. Картина привела в жуть коллегию цензоров. Дело в том, что в одной из сцен Ангелочек поднималась по лестнице и из-под юбки на момент показывалась подвязка под её коленом. Это был срам и срам! Сцену прокручивали сызнова и ещё. Долго дебатировали вопрос: что это - без затей невинный бантик или всё-таки крамольная подвязка, держащая чулок? Но так как сцена длилась секунду, ясности достичь не удалось. А тут свежий дебош. К концу фильма выяснилось, что Ангелочку 18 лет и что она только изображает 14-летнюю девочку. И всё потому как, что в их здание приехал состоятельный дядюшка, которому никак воспрещено выказать, что ребёнок куда старше, то есть появился на свет значительно раньше венчания своих родителей. Это было уже чрезмерно! Фильм запретили бесповоротно. И только шумиха в прессе помогла вслед за тем снять запрет.

Был в жизни Асты мужчина, полно сделавший для её карьеры, - режиссёр со странной для русского слуха фамилией Гад. Когда "немалый немой" ушёл в историю, Нильсен написала мемуары. В них хоть отбавляй страниц посвятила Урбану Гаду. Но нигде ни словом не обмолвилась о том, что он стал её первым мужем. Аста вечно грубо отделяла работу от личной жизни и шибко оберегала её от посторонних око. Тогда звёздам это ещё удавалось.

Когда они сообща снимали "Бездну", романа между ними не было и в помине. Он работал художником в том же театре Копенгагена, что и она. К 1910 году в театральной жизни столицы обозначился кризис, половинка труппы не была занята ни в одном спектакле, в том числе и они оба. Как-то молодые люди ненароком встретились на улице, поболтали, посетовали на неудачи. "Впору в кино топать сниматься, - вздохнула Аста. - Теперь жалею, что отказалась от предложения фирмы "Унион". "А если я напишу сценарий, сыграешь в моём фильме?" - нежданно спросил Урбан. "Смотря какой сценарий и что за роль", - уклончиво ответила Нильсен.

На том они и расстались. Тогда кино ещё никто не воспринимал всерьёз, о том, что это искусство, и речи не было. Благородная публика снисходительно считала эти "скачущие картинки" развлечением для прислуги. Серьёзные актёры сниматься в кино просто стыдились. Прошло немного дней. Аста уж и забыла о недавней встрече, но тут Гад принёс сценарий. Это и была "Бездна". Сразу потом выхода фильма, прославившего Нильсен во всем мире, крупная немецкая кинокомпания предложила ей по 40 тысяч марок за каждую образ в их лентах. Вместе с Гадом Аста перебралась в Берлин, и на многие годы стала немецкой кинозвездой. А вскоре они с Урбаном поженились. Один из первых примеров счастливого соединения мужа-режиссёра и жены-актрисы, занятой у него в главных ролях. За каждую из них Нильсен быстро стали уплачивать по 400 тысяч марок.

Неслыханная популярность крайне осложняла бытие. Свою славу Нильсен без всякого кокетства называла земным адом для человека. В Берлине она не смела показаться ни на улице, ни в магазине. Даже в театре была вынуждена сиживать в ложе за густо задёрнутыми шторами и через щёлку глядеть спектакль. В своих воспоминаниях Аста призналась, что за пределами киностудии её существование протекала либо в автомобиле, либо дома. Конечно, она кот наплакал кокетничала. Были и закрытые клубы, и рестораны, и дома друзей, где она встречалась со множеством людей.

Однажды, зайдя к знакомым, она увидела сидящего в кресле человека с породистым благородным лицом. "Русский беллетрист граф Алексей Толстой" - представили ей. А на ручке другого кресла восседал статный красавец-брюнет в рубашке с воротом апаш и закатанными рукавами. Он дивно играл на гитаре и напевал нечто, чего она в свое время ни в жизнь не слыхала. Потом она узнала, что это был старый российский романс. "Актёр московского театра Станиславского Григорий Хмара", - представили этого гостя. Шли первые послереволюционные годы, и русские эмигранты практически наводнили Берлин. Асте в ту пору уже подкатывало к сорока. Хмаре было тридцать. Яркая персона, широкая природа, он всех покорял своим обаянием. Покорил и её - Нильсен влюбилась безумно.

Потом она узнала, что чемодан из крокодиловой кожи, в котором лежала смена тонкого батистового белья, шикарная испанская шаль да цыганская гитара редкой работы с перламутровыми инкрустациями, - всё собственность, которое Хмара привёз с собой в Берлин. Прославиться в русском немом кино он не успел, его бытие, как и судьбы миллионов других людей, перевернули события 1917 года.

Они стали партнёрами по многим картинам, в том числе в фильме "Настасья Филипповна" по Ф. Достоевскому. И опять-таки Аста нигде ни словом не обмолвилась, что он стал её вторым мужем. В мемуарах написала обо всех русских сию минуту, но видно, при этом она имела в виду в прошлом всего Григория: "Те русские, с которыми я была знакома, жили в каком-то ином, непривычном для нас темпе. Мы любили их, восхищались, но часто нас пугали причуды их темперамента. Часто бывало нелегко их осмыслить, тяжко принять всерьёз из-за достоевщины и толстовщины. Нам казалось, что они нимало неверно следуют этим учениям. Но они по-настоящему, от души умели извинять, их доброта и влюбленность к ближнему доходила до безграничного самоотречения, у них была удивительная влюбленность к искусству, к прекрасному, и что до меня, то я без малого всех их любила".

Одновременно неистовый и нежный, кроткий и неуправляемый, безудержный в чувствах и желаниях Григорий направил размеренную бытие немецкой кинодивы вовсе в другое русло. Аста узнала и светлые, и тёмные стороны русской души - и то, и другое воплощалось в красавце-москвиче с бархатным голосом и синими глазами. Но она ни о чём не жалела, оттого что как раз с Григорием она познала в жизни ту бурю чувств, которую в свое время создавала только на экране.

Нильсен принадлежала "великому немому". Она снялась только в одном звуковом фильме - и ушла из кино. Но и в новой жизни она сумела нарыть себя. Из кусочков многоцветный материи стала творить большие картины. На них были люди, звери, пейзажи, потрясающей красоты цветы. В разных городах Европы устраивались выставки этих её произведений. И когда на вернисаже появлялась стройная седая леди, пожилые люди вскрикивали: это была та самая, настоящая Аста Нильсен!

Выставки, хотя вообще-то, она устраивала нечасто. Любила уединение, свой спокойный здание, заполненный цветами. В последние годы писала мемуары. И закончила их замечательными словами: "Жизнь вслед за тем множества чудесных событий и бурь стала гармоничной. Кому дано чуять музыку тишины, тот услышит симфонию небывалой красоты".

Так же читайте биографии известных людей:
Астер Авеке Aster Aweke

Наиболее удачливая эфиопская звезда всемирной музыки Астер Авеке (Aster Aweke) родилась в 1961 г. близ Гондара, древней столицы страны.
читать далее

Астольф Кюстин Astolf Custine

Кюстин (Custine) Астольф де (1790-1857), маркиз, французский литератор, монархист. По приглашению императора Николая I посетил Россию. В книге..
читать далее

Астор Пиацолла Astor Piazzolla

Часто называемый создателем стиля "nuevo tango", Пиаццолла был аргентинским мечтателем, который стойко переносил ярость многих своих сограждан,..
читать далее

Астрид Линдгрен Astrid Anna Emilia Lindgren

Астрид Линдгрен - всемирноизвестная шведская писательница. Родилась 14 ноября 1907 года.Астрид Линдгрен является автором ряда всемирно известных..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий