Известные люди

»

Билл Клинтон

Билл Клинтон Bill Clinton Карьера: Правители
Рождение: США, 19.8.1946
Поворот внутрь и кризис авторитета.

20 января 1993 года в лице Билла Клинтона в первый раз с 1980 года в Белый жилье ещё вошел кандидат демократической партии. Если не принимать во участливость короткое междуцарствование президента Джимми Картера, то демократы без малого четверть века соблюдали воздержание от власти. Казалось, что счастливый момент Клинтона на выборах закончит неоконсервативную эру Рейгана - Буша и начнет либеральное обновление государства и общества. Соответственно этому на 42-го президента Соединенных Штатов возлагались большие надежды.

Уильям Джефферсон Блайт IV родился 19 августа 1946 года в Хоупе, Арканзас, в треугольнике штатов Арканзас, Луизиана и Техас (Арк-Ла-Тех). Еще до его рождения в результате несчастного случая погиб его папа, и 4 года через матушка вышла замуж за торговца автомобилями Роджера Клинтона, фамилию которого пасынок официально принял в возрасте 15 лет. Семья принадлежала к среднему американскому слою. Родители работали, и днем о Билле и его младшем сводном брате Роджере заботилась прислуга. Брак родителей и семейная существование были омрачены алкогольными проблемами отчима. Билл Клинтон был честолюбив и недурственно учился, за все годы учебы в школе всегда являлся одним из лучших учеников. Наряду с этим он был спикером учеников и руководителем школьного джаз-оркестра (развлекуха на саксофоне до сих пор является своего рода его отличительной чертой). Ключевым событием в жизни стала саммит с президентом Джоном Ф. Кеннеди, когда он как делегат национальной молодежной организации в июле 1963 года удостоился чести пожать руку президенту в Вашингтоне. По его собственному признанию, это посещение Белого дома произвело на него глубокое ощущение и способствовало решению самому сделаться политиком.

Хотя он был членом Южной баптистской церкви, он учился в престижном католическом университете Джорджтаун в Вашингтоне. Получил стипендию, которая позволила ему обучаться с 1968 по 1970 год в Оксфорде. По окончании Йельского юридического института, где он познакомился со своей будущей женой Хилари Родхем, Клинтон вернулся в Арканзас. Его необычайная энергия - он сам финансировал свою учебу, в то же время подрабатывая на трех работах, - и его выдающиеся интеллектуальные способности стали основой блестящей политической карьеры.

После непродолжительной преподавательской деятельности в юридическом институте Арканзасского университета в Файеттвилле Клинтон в 1974 году активно вступил в политику. В третьем округе Арканзаса он претендовал на местоположение в Конгрессе от демократической партии, но потерпел разгромление. Победа находящегося в этой должности республиканского соперника была незначительной, так что политический истеблишмент Арканзаса обратил участливость на "вундеркинда" Клинтона. В 1976 году Клинтон выиграл на выборах министра юстиции Арканзаса, а в 1978 году удачно баллотировался на пост главу администрации области. В возрасте 32 лет стал самым молодым губернатором в истории Соединенных Штатов.

Арканзас принадлежал к беднейшим федеральным штатам США. В 1975 году он занимал предпоследнее местоположение перед Миссисипи в статистике доходов, в 1991 году штат поднялся на два места и встал на 47-е место; темп прироста составлял 4,1%. Этот результат 11-летнего правления Клинтона, на основополагающий воззрение, самое малое впечатляет, но ввиду больших структурных проблем штата не следует его и недооценивать. Клинтон проводил доброжелательную по отношению к предпринимателям политику с целью притянуть инвестиции и таким образом сотворить или снабдить рабочие места. Основной задачей считал политику образования. Преодолевая упорное сопротивление, добился издания обширной программы реформ, и нынче Арканзас выделяет на душу населения больше средств на образование, чем большинство других штатов.

Когда 3 октября 1991 года Клинтон выставил свою кандидатуру на пост президента, он ещё негусто выдавался на федеральном политическом уровне. Он уже создал себе имя как единственный из важнейших представителей "новых демократов", т. е. образованной преимущественно южанами группировки внутри демократической партии, которая в противовес либеральной ортодоксальности подчеркивала ориентированный на эффективность прагматизм, чтобы возвратить вспять избирателей среднего слоя и белых рабочих, в 80-е годы перешедших к республиканцам (так называемые "демократы Рейгана"). "Забытый" обычный слой, которому он в перспективе обещал облегчение налогов, составлял ещё важнейшую целевую группу предвыборной стратегии Клинтона. Памятное изречение: "Дурак, все занятие в экономик!" - стало популярнейшим лозунгом кампании, наряду с многочисленными социально-политическими задачами выдвигавшей в середина в прошлом всего экономические требования будущего. Соответственно этому позже окончания "холодной войны" Клинтон отвел внешней политике, которой Рональд Рейган и Джордж Буш отдавали превосходство, подчиненное роль. Он считал, что торговая нация США сможет и в будущем осуществлять свои глобальные задачи только на базе мощного и конкурентоспособного народного хозяйства. Ввиду экономического спада с растущим числом безработных и понижающимися реальными заработками это воззвание упало на благодатную почву и помогло Клин-гону как снег на голову причинить разгромление якобы непобедимому затем победы в войне в Персидском заливе Джорджу Бушу. При этом явную пользу принес ему кандидат Росс Перо, беспартийный предприниматель. тот, что смог вписать на свой счет без малого пятую количество голосов избирателей. То, что ни Клинтон (43%), ни Буш (38%) не добились абсолютного большинства, явилось симптомом растущего недовольства американцев политикой обеих партий.

Успешную предвыборную борьбу, и все-таки, омрачило колебание в искренности и твердости характера Клинтона, которое и до сих пор сопровождает его президентство. Поведение во время войны во Вьетнаме, избавившее его от призыва на военную службу, малоубедительное признание, что студентом он курил марихуану, но не затягивался, к тому же его внебрачная сексуальная существование, в которой он, казалось, подражает своему великому кумиру Джону Ф. Кеннеди, просторно обсуждались падкой на сенсации прессой и зачастую бывающей ханжеской публикой. Переданное в суд обвинение в сексуальном преследовании во время губернаторства и расследование его роли в темном деле с недвижимым имуществом, в которое была замешана кроме того и Хилари Родхем Клинтон, нанесли немаловажный урон моральному авторитету президента, хотя в обоих случаях сомнительной является обоснованность предъявленных обвинений.

Рональд Рейган оставил тяжелое наследство, к которому относились, посреди прочего, высочайшая в истории США государственная задолженность и ежегодный дефицит государственного бюджета в больше чем 200 миллиардов долларов с тенденцией к повышению. С начала 90-х годов государственный бюджет ежегодно обременяла выплата процентов в размере возле 200 миллиардов долларов. Перед лицом этой угрозы ещё руководство Буша начало предпринимать первые меры к сдерживанию гигантских государственных долгов. Клинтон же в своем отчете о положении нации 17 февраля 1993 года объявил ликвидацию дефицита первостепенной целью своего президентства. Он заявил о снижении дефицита государственного бюджета к 1997 году на 140 миллиардов долларов и затем тяжелых переговоров и голосования провел посредством сенат пятилетний бюджет, комбинируя повышение налогов (преимущественно для групп с высоким доходом) с сокращением расходов, с удивительной настойчивостью начал к укреплению бюджета. Даже если перегруженный многими компромиссами план бюджета казался некоторым в Конгрессе мало радикальным, то его издание все-таки представляло собой важный политический фарт президента.

Запланированный первоначально налог на энергию с вдалеке идущими эколого-политическими предположениями оказался неосуществимым. Вице-президент Эйл Гор, принадлежащий к виднейшим политикам-экологам своей экологически все ещё беззаботной страны, высказался за таковой налог на потребление энергии, тот, что был принципиально одобрен президентом. Однако остается только подметить, что политика защиты окружающей среды администрации Клинтона покуда ещё не оправдала возложенных на нее ожиданий.

По мнению многих экспертов в области экономики, бюджетно-политические посылки правительства Клинтона немаловажно повлияли на конъюнктурное оздоровление американского хозяйства. После трех рецессивных лет экономика США с 1993 года снова достигла темпа прироста от 2 до 3%. Тенденция подъема проявляется ещё в форме низкого индекса инфляции, создании многочисленных новых рабочих мест и в снижающемся числе безработных. Реальные доходы, и все-таки, остаются намного ниже уровня начала 80-х годов.

Основным внутриполитическим пунктом в повестке дня Клинтона была коренная перестройка здравоохранения посредством введения всеобщего страхования на эпизод болезни. В первую очередность должны были контролироваться молниеносно возрастающие расходы в здравоохранении, доля которых в государственном бюджете с 1965 по 1992 год возросла с 2,6 до 16%. Президент препоручил своей жене руководство рабочей группой, ответственной в Белом доме за перестройки здравоохранения, и отвел ей этим самую важную и влиятельную функцию, которую когда-либо официально осуществляла "первая леди". Таким образом, Хилари Клинтон, имеющая за своей спиной успешную карьеру адвоката и уже как собак нерезаных лет активно действующая в области образования и социальной политики, решительно вышла за рамки обязательной роли "жены на его стороне", тем больше, что Клинтон ещё во время предвыборной борьбы подчеркнул, что она будет принадлежать к кругу его ближайших и важнейших советников. Проект века по коренной реорганизации здравоохранения, как и следовало дожидаться, натолкнулся на несчетные препятствия, которые некогда всего касались требуемого президентом участия работодателей в расходах. То, что Клинтон и его супруга настаивали на глобальной реорганизации во время, когда уже давнехонько было ясно, что большинство в Конгрессе будет выступать только за отдельные поправки в системе здравоохранения, было тяжелой политической ошибкой. Реформу не удалось утвердить до выборов в Конгресс осенью 1994 года, а потом драматического поражения демократов на промежуточных выборах будущность реализации пропагандируемой Клинтоном концепции в данный срок его пребывания на посту президента свелась к нулю.

Больший счастливый момент был уготован закону Клинтона по борьбе с преступностью, тот, что приняли в конце августа 1994 года. Ввиду всю дорогу растущей преступности, некогда всего в крупных городах, пакетик законов в целом был признан незамедлительно необходимым, хотя его отдельные составные части вызвали сильные споры. Они предусматривали расходы в размере 30,2 миллиарда долларов для приема на работу 100 000 новых полицейских, расширения тюрем и разработки правительственных программ, как, к примеру, запрет 19 типов полуавтоматического оружия, супротив которого ожесточенно борется национальная стрелковая ассоциация. Преступники, осужденные в третий раз, должны автоматически обретать пожизненное заключение (как только они приговорены федеральным судом), подростки старше 13 лет за определенные преступления должны быть судимы не по уголовному праву для несовершеннолетних, а в соответствии с общим уголовным правом. Еще будучи губернатором в Арканзасе, Клинтон немного раз подтверждал приговоры к смертной казни и, одобрив "жесткую" позицию в области внутренней безопасности, характерную для "новых демократов", занял традиционно республиканскую территорию.

К ещё кроме того открытым внутриполитическим проектам реформ президента относится строй социально-политических мероприятий, в особенности перестройка системы социального обеспечения, инвестиционная программа по созданию новых рабочих мест (начальный план бюджета предусматривал для этого только маленькую статью), реорганизация финансирования предвыборной борьбы и создание национальной информационной сети, так называемой communication superhighway.

На международной арене Билл Клинтон без малого демонстративно отказался от ослепительно выраженного личного присутствия, характерного для его республиканского предшественника, и подчеркнул тем самым превосходство внутренней политики. Его намерение, как "проблеск лазера", сконцентрироваться на экономических проблемах Соединенных Штатов находит близкое явное отображение и во внешней политике, так как середина ее тяжести переместился явственно с политики безопасности на внешнеэкономическую. Так как американское хозяйство без роста важный экономики может расширяться только в ограниченном объеме, то свободная мировая торговлишка должна укрепляться и вместе с тем должны улучшаться условия конкуренции для американских продуктов. Как ратификация Конгрессом в ноябре 1993 года начатого ещё при администрации Буша Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA), так и своевременное завершение Уругвайского раунда ГАТТа в последующем месяце соответствуют этой целевой установке. При этом в особенности ратификацию Североамериканского соглашения следует оценивать как свой счастливый момент президента, в силу того что что для этого пришлось осилить значительное протекционистское сопротивление в Конгрессе и в собственной партии.

Показательным для больше решительной внешнеэкономической политики администрации Клинтона является усиливающееся давление на Японию с целью форсировать давнехонько требуемое открытие ее рынка для американских товаров и содействовать тем самым ликвидации хронически негативного торгового баланса. На конференции азиатско-тихоокеанских наций на высшем уровне в Сиэтле в ноябре 1993 года президент выразил родное точка зрения о том, что это экономическое пространство выигрывает в отношении безопасности от военного присутствия и ведущей региональной роли Соединенных Шта-ов, хотя США при этом не будут иметь в распоряжении соответствующей доли в вытекающем из этого экономическом процветании. Также и в отношениях с государствами Европейского Союза наблюдается влечение администрации Клинтона достичь уравновешенного соотношения между ответственностью за секьюрити и экономическим могуществом. В эту картину вписывается то, что Клинтон высказался за принятие экономических "супердержав" Германии и Японии в Совет Безопасности ООН.

Намечающийся стратегический разворот в американской внешней политике сводится к формуле "руководства посредством избирательно мультинациональной кооперации" (Эрнст-Отто Чемпил). Не отказываясь от ведущей роли и международно-политической ответственности Соединенных Штатов, союзники в Европе и Азии должны активнее включаться в региональную ответственность за мир и стабильность, чтобы разгрузить Соединенные Штаты в вопросе политической безопасности и вывести из роли вездесущего "мирового жандарма". Американская сдержанность в конфликте Боснии-Герцеговины кроме того симптоматична, как и желаемая реорганизация НАТО, охватывая его расширение на восток.

К важнейшим сферам американской внешней политики относятся дальше отношения с Россией. В то время, как министр иностранных дел Уоррен Кристофер добился успехов в прошлом всего в мирном процессе на Ближнем Востоке, достигшем исторического поворотного момента при подписании мирного договора между Израилем и Организацией Освобождения Палестины в Белом доме в сентябре 1993 года, американская политика по отношению к России в значительной степени находится в руках заместителя министра иностранных дел Строуба Талботта. "Царь" по вопросам России, дружбан президента по Оксфорду, жестко направил вектор движения США на поддержку русского президента Бориса Ельцина, которого Вашингтон поддержал вслед за тем попытки путча осенью 1993 года и которому не было отказано в поддержке, несмотря на жестокие действия супротив отделившейся кавказской республики Чечни. Полное привлечение России к политическим консультациям государств семерки на конференции в Неаполе имело целью, кроме всего прочего, укрепить свой авторитет Ельцина. Срочно необходимая России экономическая содействие была скорее скудной, к тому же сенат в 1994 году поставил ее в подневольность от окончательного вывода русских служивый из стран Балтии.

"Партнерство во имя мира", которое было принято 10 января 1994 года на конференции НАТО в Брюсселе, натолкнулось на сильное русское предубеждение сравнительно расширения альянса на восток. Однако во время своей поездки в Европу в июле 1994 года и позже Клинтон неоднократно заявлял, что вступление государств Центральной и Восточной Европы в НАТО является не вопросом "входить ли", а единственно вопросом "когда" и "как".

Отказом Белоруссии, Казахстана и Украины от ядерного оружия Клинтон добился важного частичного успеха в своих намерениях предотвратить расширение круга ядерных держав. После того, как летом 1994 года возникло значительное натуга отношений между Вашингтоном и Пхеньяном из-за ядерных амбиций Северной Кореи, коммунистическая держава пошла на уступки и пообещала в перспективе "заморозить" атомную программу. Однако, ввиду стремления различных стран - посреди них Иран, Ирак и Ливия - к собственной атомной бомбе и другим видам оружия массового уничтожения-, разрешается допустить, что надзор пролиферации и в будущем будет относиться к первостепенным задачам Клинтона в области ставшего труднообозреваемым международного положения.

К счастью, президенту не пришлось в то время как заниматься международными кризисами в крупных масштабах. Как при событиях в Сомали, так и при попытке решения конфликта в Боснии-Герцеговине он заслужил всего ничего аплодисментов. Переговоры с Кубой о сдерживании драматически возросшего летом 1994 года числа беженцев были, напротив, успешными. На Гаити администрации Клинтона удалось с помощью военного нажима и дипломатического посредничества возродить свергнутого путчистами президента Аристида; при всем при том при этом Клинтон не произвел убедительного впечатления как умелец по устранению кризиса. Американские солдаты, высадившиеся в конце сентября в островном государстве, должны были быть заменены в течение 1995 года миротворческими войсками ООН.

Хотя Клинтон может предъявить важный позитивный результат внутренней политики, ему не удалось применять эти успехи для личной популярности. На промежуточных выборах 8 ноября 1994 года американские избиратели дали президенту и демократической партии без малого беспримерный отпор. В обеих палатах, сенате и палате представителей, республиканцы добились удобного большинства впервой за 40 лет и выставили ныне 31 из 50 глав администраций областей. Даже южные штаты, где с конца гражданской войны постоянно большинство голосовало за демократов, впервой за 130 лет послали в Конгресс больше республиканцев, чем демократов. Долгосрочные последствия этого республиканского "завоевания" южных штатов для американской партийной системы предсказать нереально.

Однако результаты выборов, без сомнения, являются звонкой пощечиной в свое время всего для Билла Клинтона. На это имеется строй причин. Еще старт администрации Клинтона основательно сгинул, потому что что президент позволил втянуть себя в диспут о возможности призыва в американские вооруженные силы гомосексуалистов. Наряду с многочисленными неурядицами, ошибками в назначении на должности и нередко неясной картиной происходящего в Белом доме, начальник штаба которого Томас Макларти, единственный из старейших друзей Клинтона, в июне 1994 года был заменен распорядителем бюджета Леоном Панетта, уже упомянутые личные аферы президента оказались тяжелым залогом прошлого. То, что Клинтон до сих пор выказывал немного достоинства, соответствующего его должности (в частности, пускается с журналистами в разговоры о предпочитаемом им нижнем белье), немного нравится большинству американцев, как и его склонность опошлять себя как президента посредством чрезмерного появления в средствах массовой информации. В сочетании с этой симптоматичной неуверенностью стиля недостаточная способность Клинтона продемонстрировать решительность и силу руководства вызвала кризис его президентского авторитета.

Более глубокие причины краха выборов ещё не следует упускать из вида. Выборы обозначили обострение консервативной и религиозно-фундаменталистской тенденций в американском обществе. Растущее недовольство и разочарованность белого среднего слоя находят родное выражение в сопротивлении нелегальной иммиграции (занятие 187 в Калифорнии) и в критике якобы чрезмерно вдали зашедшей поддержки меньшинств. Клинтон уже пытался смягчить это недовольство обещанием облегчить налогообложение для среднего слоя. Во многих важных вопросах сильная оппозиция во главе с популярным спикером палаты представителей Ньютоном Джиндгричем благополучно вырвала руководство из рук президента. Если Клинтон хочет быть избранным в 1996 году, то должен подстроиться к ультраконсерваторам, которые в настоящее время задают тон посреди американской общественности, и сходить на дальнейшие, тяжелые для либеральных демократов уступки правой тенденции населения. Многое покуда говорит о том, что Клинтон войдет в историю не как обновитель Соединенных Штатов, а как доброжелательный, но невезучий переходный президент.

Во многих вопросах сильная оппозиция во главе с популярным спикером палаты представителей Ньютом Джингричем благополучно вырвала из рук президента руководство по формированию мнения.

Недели и месяцы после этого промежуточных выборов были отмечены лихорадочной кампанией, в которой Джингрич агитировал за инициированный им "Договор с Америкой". Программа из десяти пунктов, предусматривающая кроме прочего закрепление в конституции выравнивания бюджета, законы по снижению государственных расходов и налогов, супротив ожидания осталась при всем при том в зародыше. Дополнение к конституции по выравниванию бюджета, ядро программы, провалилось в сенате из-за одного голоса, недостающего до требуемого большинства в две трети. Другие законодательные инициативы Джингрича Клинтон перехватил, использовав родное право на вето.

Однако в 1995 году вряд ли кто-либо осмелился предсказать тот триумфальный фарт, с которым Билл Клинтон победил на президентских выборах 6 ноября 1996 года своего республиканского соперника сенатора Роберта Доула из Огайо. Клинтон набрал 49 % отданных голосов, 41% голосов был отдан за Доула и 8% за Росса Перо (при шибко низком участии в выборах в 49 %). В Конгрессе же соотношение сил осталось неизменным, хотя еще раз немного ослабло республиканское большинство в палате представителей.

Успех Клинтона в одной из скучнейших предвыборных кампаний в американской истории объясняется не только его хотя и политически опытным, но в общем бесцветным конкурентом Доулом. В значительной степени тактические ошибки республиканцев с Джингричем позволили ему нежданно резво перейти в штурмование. Когда республиканцы отклонили закон о бюджете, чтобы принудить президента к сокращениям в социальной и налоговой политике, Клинтон с здоровущий ловкостью вышел из этих тисков, заклеймив республиканцев в сведении на нет социальной политики и представив себя как противника радикальных сокращений в социальной сфере. Двукратное закрытие части американских федеральных служб зимой 1995/96 годов американская общественность приписала не президенту, а республиканской оппозиции, которая так же переоценила свои полномочия на проведение реформ, как Клинтон переоценил в 1993 году свой личный мандат. Так как Клинтон вместе с тем выступал за выровненный бюджет и сокращение налогов, то республиканцы все больше отходили на край аргументативного спектра, в то время, как президент благополучно сохранял за собой его середина. На фоне продолжающегося бума в экономике Клинтон в течение 1996 года сумел ещё раз изменить положение в свою пользу. Использует ли президент свой второй срок ввиду явного республиканского большинства в обеих палатах Конгресса и ввиду распространенного скептического отношения к обширной программе реформ для проведения долгосрочных реформ, покажет время.

Так же читайте биографии известных людей:
Билл Келлер Bill Keller

Келлер возглавлял корпункт "Нью-Йорк таймс" в России с декабря 1989 года по октябрь 1991-го. Два месяца назад он был назначен главным редактором..
читать далее

Билл Ричардсон Bill Richardson

Умение договариваться по трудным вопросам высоко оценил президент Клинтон -- в 1997 году назначил законодателя с 14-летним стажем представлять..
читать далее

Билл Фрист Bill Frist

Широкой общественности его имя стало известно лишь в прошлом году, когда злоумышленники распространили споры сибирской язвы в здании конгресса: во..
читать далее

Билл Локиер Bill Lokier

Прокурор штата Калифорния, член Демократической партии США, доктор юридических наук. С 1973 года несколько раз избирался в калифорнийский парламент:..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий