Известные люди

»

Борис Евсеев

Борис Евсеев Boris Evseev Карьера: Поэт
Рождение: Украина, 10.11.1951
Евсеев Борис Тимофеевич - русский писатель, поэт, прозаик родом из Украины. Родился 10 ноября 1951 года.Произведения Бориса Евсеева:Сквозь восходящее пламя печали: Стихотворения. (М.: РБП, 1993, Федеральная целевая программа книгоиздания России)Романс навыворот: Стихотворения. (М.: РПБ, 1994, Федеральная целевая программа книгоиздания России)Шестикрыл: Стихотворения. (Алматы.: Жибек жолы, 1995) ISBN 5-7667-2900-6Баран: Повести и рассказы. (М.: Хроникер, 2001) ISBN 5-8415-0019-8Власть собачья: Повести и рассказы. (Екатеринбург.: У-Фактория, 2003) ISBN 5-94799-263-9Отреченные гимны: Роман. (М.: Хроникер, 2003) ISBN 5-901238-19-2Русские композиторы. (Рассказы о жизни. Летопись творческого пути). (М.: Белый город, 2002, ежегодно переизд. до 2010) ISBN 978-5-7793-0427-6Романчик. Некоторые подробности мелкой скрипичной техники. (М.: Время, 2005) ISBN 5-9691-0077-3Процесс воображения: Сто стихотворений и поэма. (М.: Б. С. Г.-ПРЕСС, 2006) ISBN 5-93381-204-8Площадь Революции: Роман и рассказы. (М.: Время, 2007) ISBN 978-5-9691-0191-3Чайковский или Волшебное Перо: повесть-сказка. (М.: Белый город, 2008) ISBN 978-5-7793-1423-7Лавка нищих. Русские каприччо. (М.: Время, 2009) ISBN 978-5-9691-0396-2Евстигней. Роман. (М.: Время, 2010) ISBN 978-5-9691-0566-9Красный рок. Повести. (М.: Эксмо, 2011) ISBN 978-5-699-50874-7.

Получил музыкальное образование в ГМПИ им. Гнесиных в Москве (1971-1974), закончил ВПК при Литинституте им. A.M. Горького (1995). Преподавал музыку (1974-1991), работал обозревателем в Литературной газете (1992-1999) и замглавного редактора в еженедельнике Книжное обозрение (1999-2001). Член Союза российских писателей и русского ПЕН-клуба. С 1978 г. живет в Подмосковье: пос. Заречный Сергиево-Посадского района.

Хотя, по признанию самого Евсеева, слабость к сочинительству стихов и рассказов захватила ещё в детстве, серьезно литературным творчеством он занялся только в пору своего гнесинского студенчества. Однако все печатные органы, куда с 1974 г. обращался Евсеев, отвергают его произведения как искажающие советскую действительность, модернистские, проникнутые духом реакционно-религиозной философии. И только в начале 90-х ему удается издать небольшую подборку стихов под общим названием Время лжи уже прошло, время истин не настало (альманах День поэзии, 1990) и расклад Орфеус о трагической судьбе девушки, вынужденной получать на хлеб игрой на флейте в подземном переходе (журнал Согласие, 1991, 6). В принципе, эти публикации и открыли уже сложившемуся писателю дорогу в самые авторитетные издания того времени - Новый мир, Октябрь, Москву, Дружбу народов, Континент, Огонек, Новый журнал (США) и др.

С 1992 по 1995 г. у Евсеева выходят три поэтических сборника, в т.ч. Шестикрыл (Алматы, 1995), восторженно принятый поэтом и критиком М. Кудимовой, которая, выделив в миросозерцании автора телеологическую доминанту как определяющую особенности его проблематики и пафоса, писала: Бинарная архитектура мира, по мнению Евсеева, несправедлива и тиранична... Он борется за всеединство (Кудимова М. С. 6).

Действительно, идеей всеединства пронизаны практически все стороны евсеевского творчества. Но если в Орфеусе ещё броско стихийное освоение различных литературных традиций, представленных, в частности, именами Л. Андреева и Дж. Апдайка, то в Николе Мокром - рассказе о развернувшейся на глазах героя охоте на дезертира (Согласие, 1992, 1) и последующих произведениях Евсеева властно заявляет о себе собственная ориентация на специфику слова как эстетического объекта. Художественные средства и приемы (метафоры, эпитеты, инверсия, гротеск, поэтическая этимология и т.п.) все чаще и целенаправленней используются им не в функции отклонения от затертой семантической или стилистической нормы, а в предметно-номинативной. Переносные значения вроде бы бы обрубаются как излишние, чтобы вручить простор самобытному, первородному - подлинному лику вещей в их очищенной от случайных связей сути. Поэтому Никола Мокрый - расклад не только о пережитой в далеком детстве трагедии, не только врезавшиеся в память то ли дрёма, то ли реальное видение Николая Чудотворца, отказавшего в прощении человеку, тот, что, следуя долгу офицера и гражданина, преступил в мирное время Божью заповедь: Не убий!. Это сообща с тем повествование и о торжестве и изломе народной нравственности, о стойкости и одичании русского народа, перемоловшего революции, войны, пронесшего через них чувства сострадания и справедливости, неукротимое вольнолюбие и широту души, но так и не сумевшего благоустроить свою существование, что подтверждается самим заглавием. Ведь если припомнить, что просторечное Никола происходит от Николая, означающего в переводе с греческого народ-победитель, а Мокрый - синоним слова плачущий, то буквальный толк названия зазвучит так: Народ-победитель Плачущий, что, конечно же, не отменяет прочий ипостаси того же имени, той же сущности: Плачущий святой чудотворец.

Вот эта недекларируемая русскость, способность передать в слове взаимопроникновение социоисторического, метафизического и метафорического (иносказательного) смыслов национального бытия, и позволяет зачислить Евсеева в почвенники, а манера его литературного письма наречь феноменологическим. Особенно ослепительно свойства этого стиля, в ряду которых - парадоксальность образов, гротескность, овеществленность поэтического языка, непривычное сочетание реалистических и модернистских элементов - проявилось в сборнике Баран (2001). В него вошли лучшие рассказы, опубликованные в журналистской периодике 1992-1999 гг.: Никола Мокрый, Узкая лента жизни, Рот, Садись. Пиши. Умри., Кутум и конечно же - расклад Баран и повесть Юрод, ставшие знаковыми в литературном процессе рубежа веков. Оба произведения не возбраняется обусловить как розыск точки опоры в ситуации, когда слом былого уклада - взаимоотношений, верований, традиций - рождает чувство нового, но ещё не вызревшего бытия. В Юроде прозаик по сути дела открывает в русской литературе тему последних людей последних времен - людей, навечно утративших точку опоры в нравственности, в Боге, в идеалах, более того иллюзиях, в самих себе, в конце концов -...главную философскую, религиозную и экзистенциальную тему XXI в. (Красников Г. С. 4).

Название повести совпадает с цитируемой в ней балладой В. Жуковского полуторавековой давности. Входя в систему мышления современного писателя, знаменитая баллада вступает в спор с печальной констатацией нынешнего упадка культуры, вкусов и нравов в некогда великой стране. Так, в сопряжении с названием, формируется смысловое ядро произведения, сосредотачивая читательское чуткость на вопросе о великих временах России, о громе ее парадов, о легкой суете балов, о смутных и торжественных пушечных залпах, о радостной трескотне военных реляций. Словом, о царских временах, которые отдать нельзя, но которые хоть на краткие миги могут заместить своей радужной оболочкой и плотью лунное, старомертвящее время нашего столетия (Ночной смотр // Литературная учеба. 2001. 3. С. 86). Но художественная констатация в этом месте - не результат, а отправная точка в поисках желаемой гармонии.

Именно с появлением этого сборника и повести Ночной смотр (2001) критики дружно заговорили о пронзительном лиризме Евсеева (Коробов В. С.2; Ростовцева И. С.88); жизненной стойкости и достоверности его героев (Глушковская Л. С. 122-123); о принадлежности писателя к редчайшей породе работников со словом (Басинский П. О прозе Бориса Евсеева. С.5). Но, сходясь в общих оценках, мнения разделились в определении проблемно-тематических границ и направленности основных художественных идей Евсеева. Так, Л. Звонарева увидела главное достоинство писателя в постановке проблемы выбора нынешней интеллигенцией своего пути: по мнению писателя, - считает критик, - у интеллигенции в настоящее время всего три пути: самоуничтожение, холуйство и юродство (3вонарева Л. С.5). Н. Репина напротив полагает, что пафос автора направлен на восстановление человеческих связей, сохранение тонких нитей сострадания, без которых, как без соли земли, бытие человеческая невозможна (Репина Н. С. 3).

Проблеме возрождения России посвящено и самое значительное произведение Евсеева - роман Отреченные гимны (сокр. вар. - в ж. Дружба народов, 2002, 11-12; полн. вар. - в отд. кн. изд. 2003 г.), обозначивший перелом в творческой судьбе писателя.

Завязку романа И. составляет попадание героя - правнука бывшего домовладельца и заводчика, Василия Всеволодовича Нелепина - из тихой глубинке в октябрь 1993 г. После пролога (с предысторией возникновения романа) перед читателем встают картины осады Белого Дома, хаос стрельбы в сцене расстрела мирных обитателей. Параллельно возникает альтернативная черта, где претворяется традиционная для русской литературы XX в. обстановка нравственного испытания - и все-таки в мистико-религиозном аспекте. Речь идет о лабораторных исследованиях сверхтонкой материи души в некоей научной организации, работающей под прикрытием полукоммерческой фирмы. Таким образом, в социоисторическое пространство романа, вмещающее море сюжетных линий (не только связанных с деятельностью странной фирмы, но и работой одной из московских газет, жизнью глубинке, а кроме того историей любви главных героев, вплетаются фантастические мотивы. Историко-философскую подоснову религиозной линии составляет мотив мытарств русской души, ее испытаний в огне политических распрей. Верхним - и высшим, в соответствии философскому замыслу писателя - становится в романе сквозной сюжет о мытарствах души, видения которых возникают у испытуемых и записываются на пленку исследователями. Взаимодействие социоисторической и метафизической линий; введение христианских элементов и карнавализированной дьяволиады - все это (как и в случае с Ночным смотром) роднит Отреченные гимны с булгаковским и другими образцами русского модерна.

По мнению П. Басинского, Отреченные гимны - это шибко серьезная попытка прорыва в свежий теперешний Роман. То есть, Роман основательный, содержательный, национальный (российский, просто говоря), но и читабельный и завлекательный... (Басинский П. Бремя романа. С.7). Сходной точки зрения придерживается и А.Варламов (Молва гудит. С.4). Н. Переяслов, напротив, увидел в романе Евсеева многословие и длинноты, вызванные тем, что в основе движущей силы его сюжета оказалась не столь логика развития описываемых событий, сколь... своеволие самого автора (Переяслов Н. Жизнь журналов // День литературы. 2003. 1. С.8).

Не менее дискуссионным стал и вопросительный мотив о типе художественного мышления Евсеева. Так, П.Басинский (Цит. соч. С. 5-6) и В. Коробов (Цит. соч. С. 2), по существу, относят Евсеева к последователям классического реализма; И. Ростовцева (Цит. соч. С. 89) - романтизма; С.Василенко зачисляет его в представители нового реализма, взявшего многие приемы, которые наработал и модернизм, и постмодернизм (Молва гудит. С. 4); А. Большакова, опираясь на филологические концепции В.В.Виноградова, Г.О.Винокура, М.М.Бахтина, В.В.Кожинова, считает возможным толковать о формировании в творчестве Евсеева неомодернизма, сильно христианского в своей онтологической сути (Большакова А. Феноменология лит. письма. С. 5-6, 11, 113-114). Безусловно, все эти точки зрения имеют право на наличие, т.к. раскрывают разные грани дарования этого ярчайшего представителя так называемой новейшей русской прозы.

Евсеев - лауреат Национальной Артийской премии Министерства культуры РФ и многочисленных журнальных премий. Его проза и вирши переводились на британский, германский, арабский и другие языки.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Корнилов Boris Kornilov

Борис Корнилов - советский поэт и общественный деятель-комсомолец. Родился 29 июля 1907 года.Борис Корнилов является автором стихов знаменитой Песни..
читать далее

Борис Пастернак Boris Pasternak

Борис Пастернак - известный русский поэт и писатель. Родился 10 февраля 1890 года.Борис Пастернак является лауреатом Нобелевской премии по..
читать далее

Борис Рыжий Boris Ryzhy

Уже в двадцать один год Борис Рыжий предсказал свою смерть. И хотя он говорил о другом человеке, но слишком личностно это звучало.
читать далее

Борис Слуцкий Boris Slutskiy

С 1937 переехал в Москву, где сначала занимался юриспруденцией, затем поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1941...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий