Известные люди

»

Борис Еремин

Борис Еремин Boris Eremin Карьера: Герой
Рождение: Россия, 18.3.1913
5 мая 1990 года Б.Н. Еремину было присвоено заслуженное еще в годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза. Среди его наград - орден Ленина, шесть орденов Красного Знамени, ордена Суворова III степени, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, а также болгарские, румынские, чехословацкие, монгольские ордена - всего 58 наград. Он - почетный гражданин Сталинграда, Саратова, Никополя, польского города Кельце.

Родился 18 марта 1913 года в Саратове. Отец - Николай Михайлович Еремин (1887-1955), служащий. Мать - Нина Васильевна (1888-1977). Супруга - Зоя Петровна (1917 г. рожд.). Дочь - Нина Борисовна Еремина, инженер-экономист, работает в управлении фармацевтической промышленности. Сын - Борис Борисович, спец по ремонту медицинской аппаратуры. Внучка - Мария Николаевна, инженер-экономист.

После окончания школы Борис Еремин поступил на саратовский предприятие "Серп и молот" учеником токаря, вскоре стал хорошим специалистом, токарем 4-го разряда. В 1931 году по призыву комсомола Борис - уже курсант Вольского авиационного училища. Затем работа на Дальнем Востоке, участие в боях в районе озера Хасан.

22 июня 1941 года Борис Еремин встретил помощником командира авиационной эскадрильи в 160-м резервном авиаполку Одесского военного округа. Первые боевые вылеты, первостепеннный сбитый авиалайнер противника. Ночью 13 июля при патрулировании в районе станции Шестаковка авиалайнер Еремина был подбит вражеской зениткой и пилот с тяжелыми ранениями попадает в лазарет - сломана челюсть, треснула ключица...

Через месяц с небольшим Борис Еремин опять в кабине своего истребителя - снова вылетает на разведку, штурмует позиции противника на острове Хортица. Рядом - боевые друзья Баранов, Федоров, Маресьев, Вишняков, Мартынов, Соломатин - все от всей души рады, что Борис вернулся и они сообща громят врага.

В начале марта 1942 года вражеская авиация броско активизировалась южнее Харькова. По нескольку раз в день над позициями советских войск появлялись группы бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87. Наступило 9 марта - день, запомнившийся Борису Николаевичу на всю существование.

"Утро было ясное. Слегка морозило. В установленное время мы взлетели, стремительно собрались и легли на вектор движения, - вспоминает генерал Еремин. - Мы шли семеркой. Я - ведущий группы, с правой стороны от меня - капитан Запрягаев, слева - лейтенант Скотной, на увеличенном интервале выше, с правой стороны - лейтенант Седов с Лешей Соломатиным, слева, ниже метров на 300, - лейтенант Мартынов с Королем. Приближаемся к линии фронта. Вдружбан с правой стороны, без малого на одной высоте с нами, вижу группу из шести Ме-109 и тут же, ниже, - группу бомбардировщиков Ю-88 и Ю-87. Сзади, на одной высоте с бомбардировщиками, идут ещё двенадцать Ме-109. Вэтого двадцать пять самолетов противника..."

Летчики видели вражеские самолеты, установленными сигналами старались направить участливость ведущего на группу "юнкерсов" и "мессершмиттов"... А Борис Еремин был занят одной мыслью: не вручить противнику приметить семерку "яков". Он выполнил мелкий доворот всей группой налево, отошел еле-еле в сторонку с набором высоты и только опосля повел бойцов в атаку. "Бомбардировщики и истребители противника начинали какое-то перестроение, - припоминает подробности того боя Борис Николаевич, - в этой массе боевых машин произвольный из нас выбрал себе мишень, и мы пошли в атаку! Открываю жар. В нос бьет дух пороховых газов, во рту сохнет. Есть попадание! Боковым зрением вижу разваливающийся с правой стороны "юнкерс" - это сработал Седов. После этого все смешалось. Слева, с правой стороны, сверху проносятся огненные трассы. Действуем парами. Я бью по "мессеру". Еще одно попадание - горит! Наши эрэсы не подводят. Немцы маневрируют. Вижу, как одна наша пара завязала с ними мордобой.

Но самолетов противника приметно поубавилось, и, похоже, они уходят. Преследуем одиночный Ме-109, сбиваем его. Но снизу от самолета Скотного срываются белые струи - видимо, попадание в радиатор. Подходит "як", кажется, Соломатина. Замечаю, на машине сбита передняя доля фонаря. Подаю знак сбора. Все маневрируют, собираемся - домой!"

После посадки ведущий группы Еремин доложил командиру полка о выполнении задания. Бомбардировку сорвали. Сбили 7 самолетов противника, остальных разогнали. Потерь нет. Спустя годы генеральный авиаконструктор А. С. Яковлев написал об отважной семерке: "10 марта была получена телеграмма, в которой говорилось, что намедни семь наших летчиков на истребителях Як-1 выиграли воздушное сражение в бою супротив 25 самолетов противника. Я не знал ещё подробностей, но сам факт сильно меня взволновал и обрадовал. Это событие обсуждалось в Государственном Комитете Обороны, и было дано распоряжение обширно популяризировать геройский поступок летчиков в газетах".

На следующий день бою семерки Бориса Еремина целую полосу посвятила газета "Правда". Под заголовком "7 супротив 25" появилось извещение в "Красной звезде". Эпиграфом к тексту стояли слова Суворова: "Воюют не числом, а уменьем". Подробно рассказывали о воздушном бое газеты "Сталинский сокол", "Коммунист" Саратовской области. В полк прибыл командующий авиацией Юго-Западного фронта генерал Ф.Я. Фалалеев. В присутствии командира полка Н. Баранова командующий сообщил, что все участники боя будут награждены орденами Красного Знамени.

- Ну, а ведущего группы Еремина будем представлять к званию Героя Советского Союза, - подчеркнул генерал.

- Не нужно, друг командующий, - обратился как снег на голову к генералу Фалалееву ладный, по-военному подтянутый пилот, ведущий группы. - Мы все в равной мере дрались.

Фалалеев не без удивления посмотрел на Еремина, позже на командира полка Николая Баранова. Но тот поддержал своего летуна:

- Борис прав. А Героя он ещё завоюет!

Трижды отработал за годы войны это высокое звание Борис Николаевич Еремин. Из 342 боевых вылетов у него примерно 100 штурмовок активный силы и техники противника, возле 100 разведок и 23 сбитых вражеских самолета! Но звание Героя Советского Союза пилот получил только 48 лет через следом того исторического боя семерки в небе над Харьковом.

"Самой огромный радостью в те дни для нас были слова благодарности от служивый, на глазах которых мы провели тот самый мордобой, - говорит Борис Николаевич и вспоминает, как в полк в одно прекрасное время пришли два пожилых бойца с поручением от командира - разыскать "тех" летчиков и передать им боевой привет от пехоты. - "Спасибо вам, пацаны! Сколько нам от немцев досталось - не пересказать. А тут смотрим: "кресты" с неба сыпятся и горят! Порадовали вы наши души. Умеем мы ударять фашистов, да ещё как!"

В декабре 1942 года решением Военного совета Сталинградского фронта летчика Еремина назначили для приема самолета - подарка Красной Армии от колхозника Ф. П. Головатого. Колхозник сельхозартели "Стахановец" Саратовской области в трудные для Родины годы отдал все свои сбережения на постройку самолета. У Головатого в личном пользовании была пасека - 22 пчелиных улья. Деньги от продажи меда составили большую доля нужной суммы, другое добавили от продажи овощей и зерна. Затем Ферапонт Головатый написал сообщение И.В. Сталину. В письме говорилось: "...провожая своих двух сыновей на фронт, я дал им отцовский наказ - беспощадно ударять немецких захватчиков, а со своей стороны обещал своим детям подсоблять им самоотверженным трудом в тылу... Советская политическая элита сделала меня зажиточным колхозником, и в текущее время, когда Родина в опасности, я решил подсобить ей всем, чем могу...".

В ответном письме Иосиф Виссарионович писал Головатому: "Спасибо Вам, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Красной Армии и ее Воздушных Силах. Красная Армия не забудет, что Вы отдали все свои сбережения на постройку боевого самолета. Примите мой привет".

Вот за этим-то самолетом и командировали Бориса Еремина в Саратов. Встретились начальник гвардейского истребительного авиаполка майор Еремин и Ферапонт Головатый на заводе. "Пока мы шли к самолету, - рассказывает Борис Николаевич, - Головатый детально расспрашивал меня о том, что за авиалайнер Як-1, какое имеет оружие, долговременно ли летает. На самолете, которому был предопределен ладный боевой дорога, виднелась надпись: "Летчику Сталинградского фронта гвардии майору Еремину от колхозника колхоза "Стахановец" Головатого".

Самолет Ферапонта Головатого поработал на славу. В его формуляре собралась достойная боевая биография: Сталинград, Ростов, Донбасс, Крым, Севастополь... Через полно лет он навечно займет почетное местоположение на Соколиной горесть в Саратове.

А Ферапонт Петрович ещё раз обратился с письмом к Верховному Главнокомандующему "с просьбой взять на заработанные всей семьей трудодни истребитель самой последней конструкции для Красной Армии". И была в письме просьба: свежий авиалайнер вручить вновь летчику Еремину.

Верховный Главнокомандующий ответил так: "Примите мой привет и признательность Красной Армии, Ферапонт Петрович, за Вашу заботу о Воздушных Силах Красной Армии. И. Сталин". На этом самолете летчик-истребитель Борис Еремин летал в разящие атаки до конца войны...

Вскоре затем завершения войны Б. Н. Еремин был назначен на пост командира истребительного авиасоединения, затем он был военным советником в Болгарии - передавал летный и боевой навык болгарским пилотам. После окончания Военной академии Генерального штаба Борис Николаевич 7 лет стоял во главе прославленным Качинским военным авиационным училищем летчиков, командовал ВВС Северо-Кавказского военного округа, был командующим воздушной армией в Северной группе войск. Наконец, 10 лет генерал Б. Н. Еремин возглавлял службу безопасности полетов. После увольнения в припас встретился с однополчанином Алексеем Маресьевым и ещё долгое время работал с ним в Советском комитете ветеранов войны - возглавлял международную комиссию.

5 мая 1990 года Б.Н. Еремину было присвоено заслуженное ещё в годы Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза. Среди его наград - орден Ленина, шесть орденов Красного Знамени, ордена Суворова III степени, Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, а кроме того болгарские, румынские, чехословацкие, монгольские ордена - всего 58 наград. Он - почетный гражданин Сталинграда, Саратова, Никополя, польского города Кельце.

Боевой авиалайнер с надписью "На окончательный разгром врага" и звездами на фюзеляже - по числу сбитых летчиком Ереминым самолетов противника - стоял в музее яковлевской фирмы. Потом его отправили в чужедальнюю страну - в аренду на 4 года. Прошло уже 12 лет, а воз и теперь там. Генерал Еремин как-то обратился по этому поводу к руководству фирмы. Однако единственный из чиновников ответил: "А в чем недовольство? Мы прославляем самолеты Яковлева..."

И все же Борис Николаевич Еремин продолжает борьбу за возвращение на Родину боевой реликвии.

Живет в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Корнилов Boris Kornilov

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина.
читать далее

Борис Сафонов Boris Safonov

Русский. Член ВКП(б) с 1939 года. После окончания 7-ми классов, в конце 20-х годов поступил в железнодорожное ФЗУ в городе Туле. В период обучения,..
читать далее

Борис Смирнов Boris Smirnov

Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й..
читать далее

Борис Трифонов Boris Trifonov

Герой Советского союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий