Известные люди

»

Борис Смирнов

Борис Смирнов Boris Smirnov Карьера: Герой
Рождение: Россия» Самарская область» Самара, 18.10.1910
Герой Советского Союза (17.11.39). Награжден двумя орденами Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями, орденом За воинскую доблесть МНР, медалью За нашу и вашу свободу ПНР, медалью им. Ганса Баймлера ГДР.

Родился в семье служащего. Окончил 7 классов. С ранних лет начал вкалывать. Работал грузчиком на пристани, следом рабочим на лесопильном заводе.

В РККА с 1930 г. Окончил 7-ю военную школу летчиков в г. Сталинграде.

Служил командиром звена 116-й истребительной эскадрильи Московского военного округа.

Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 14.06.37 по 17.01.38 гг. Был командиром звена, а следом эскадрильи. Совершил 200 боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 2 самолета противника. Награжден орденами Ленина (2.03.38) и Красного Знамени (28.10.37).

17.08.37 г. в отклик на резкое обострение обстановки на Севере из-под Мадрида в Басконию посредством территорию, занятую франкистами, перебросили ещё одну девятку И-16, которую лидировал СБ Сенаторова.

Генерал-майор авиации Смирнов вспоминает: Вначале в кабину проникает холод: остается теплой только ручка, с помощью которой управляешь машиной. Потом становится все труднее и труднее дышать. Пьешь воздух глубокими глотками. Стрелка прибора высоты ещё броско дрожит, неуклонно поднимается от одной цифры к прочий. Вот она легла на цифру 5300. Когда и куда утекла вся энергия, как это выдуло из здорового человека всю бодрость? Не хочется действовать ни одного движения. Апатия. Полное равнодушие ко всему. Даже азбучный разворот головы требует напряжения, труда. А потому как нужно и дальше набирать высоту. Быть как позволительно выше - первое и единственное обстоятельство успеха. Холодно дьявольски. Мороз, а мы в легкой летней одежде.

20.08.37 г. эскадрилья старшего лейтенанта Смирнова записала на свой счет два бомбардировщика, сбитых без потерь.

22.08.37 г. во время очередного налета истребители из эскадрильи Смирнова смогли прорваться к бомбардировщикам Не.111 и сшибить два из них. Досталось и мессерам из группы сопровождения - единственный был сбит и единственный поврежден. Были сбиты два И-16. Один республиканский пилот погиб, второй спасся на парашюте.

26.08.37 г. пал Сантандер, истина, сражение закончилось только сквозь три дня, когда остатки республиканских частей смогли вылезти к своим.

В горных ущельях, по которым из Сантандера выходили окруженцы, самолеты мятежников устроили за ними настоящую охоту. Республиканские летчики, несмотря на плохие погодные условия, вступили в мордобой и сшибли единственный бомбардировщик. Однако тут же на них навалилась большая группа Фиатов.

Пилотам москас удалось сшибить четыре вражеских истребителя, но и их собственные потери оказались очень тяжелы.

Смирнов был ранен и на поврежденной машине совершил вынужденную посадку в горах. Его разом отправили в лазарет, но местные врачи не смогли оказать ему необходимую подмога, и посредством немного часов советского летчика переправили на самолете в Мадрид.

После возвращения из Испании работал в Главной летной инспекции ВВС.

Участвовал в боях на реке Халхин-Гол. Был инспектором по технике пилотирования 70-го иап.

2.06.39 г. майор Смирнов прибыл в район боев у реки Халхин-Гол в составе группы комкора Смушкевича.

Генерал-майор авиации Смирнов вспоминает: Аэродром совершенно недалече от города. Нас встретили монгольские и советские авиаторы, летчики и техники... Вокруг Ивана Лакеева разом целая толкучка! Герой Советского Союза Николай Герасимов растянул мехи своего баяна, того самого, тот, что уже вымотал из нас душу в пути от Москвы до Забайкалья. Повсюду чувствуется праздничное расположение.

Каждому из нашей московской группы хотелось познакомиться с монгольскими товарищами. Мне повезло. Здороваюсь с монголом, и сию минуту оказывается, что он что надо говорит по-русски. Спрашиваю о размерах аэродрома.

Монгол ответил не сию минуту, некоторое время что-то соображал, потом, указав на юг, произнес:

Туда километров триста, а в эту сторону ещё больше! А там, за горизонтом, начинаются сопки.

Заметив, что я недоверчиво оглядываюсь везде, монгол рассмеялся:

Да, да, приятель! Здесь вы можете где угодно взлетать и где хотите приземляться...

Мне хотелось задать ещё немного вопросов, но монгол прервал меня:

Смотрите!

К аэродрому приближалось на большущий скорости немного легковых машин.

Приехавший побеседовать с советскими летчиками маршал Чойбалсан говорил с нами сильно несложно и в открытую, не скрывая трудностей. Глубоко озабоченный судьбой своего народа, он делился с нами своими мыслями и предположениями.

По мнению маршала, инцидент на монгольско-маньчжурской границе был не без затей провокацией местного значения. Японские милитаристы хотели положить этими действиями начало захвату не только Монголии, но и некоторых районов Сибири

Почти весь июнь в пограничной полосе прошел сравнительно безмятежно, только отдельные вылазки японцев заставляли монголо-советские войска удерживать оружие наготове

День начался, как и все предыдущие. За час до рассвета дежурный по лагерю разбудил нас не по тревоге, а, приоткрыв полог юрты, тихонько произнес:

Товарищи, пора...

Спать мы научились по-фронтовому чутко, и нисколько не во что бы то ни стало было надрываться, чтобы пробудить людей. На взлет полагалось десять минут, но этого было достаточно: туалетом заниматься без малого не приходилось, более того ополоснуться водой не всю дорогу удавалось, ее нужно было экономить до самой реки ни одного колодца. Воду привозили в автоцистернах раз в неделю. Мы узнавали об этом, когда в столовой как снег на голову начинался аврал по сбору пустой тары.

Солнце ещё не успело перекатить сквозь гряду Большого Хингана, а авиатехники уже доложили о готовности самолетов. В полдень ртутный столбик поднялся к сорока градусам. Сделали перерывчик в полетах. Всех потянуло к телеге с бочкой воды Но в это время запищал зуммер

Наших бьют!

Самолеты разом устремились на взлет, и летчики уже в воздухе резво разобрались по своим местам в строю.

Отрадно было обозревать, как превосходно справилась со взлетом по тревоге наша молодая поросль, которую мы только что тренировали

Я взглянул на карту и компас. Мы летели курсом на озерко Буир-Нур.

Перед встречей с противником, казалось бы, все мысли должны быть сосредоточены на будущем, на том, что вот-вот придется справить нервы в комок и повстречаться с глазу на око со смертью, которая во что бы то ни стало будет рядом и которая непременно кого-то настигнет. Но странное занятие! Мне, напротив, как черт из табакерки вспомнилось прошлое Испания, Мадрид и тот первостепеннный мордобой, тот, что так и остался в памяти весь до мельчайших подробностей, как никакой иной затем него...

Немного в стороне от озера Буир-Нур замечаем в воздухе перемещающиеся точки, с каждой минутой они увеличиваются. Над пунктом Монголрыба творилось что-то невероятное: не меньше сотни самолетов сплелись в единственный клубок, опоясанный пулеметными трассами. Было нелегко постичь в этой тесноте, на чьей стороне перевес.

Наши авиационные подразделения, располагавшиеся на ближайших к границе аэродромах, сражались уже минут пятнадцать. Их боевым ядром были летчики из нашей московской группы.

Японцы все наращивали силы. В воздухе становилось все больше и больше самолетов. Я подал команду приготовиться к бою. Коробков, Николаев, Герасимов разомкнули свои звенья, и в тот же момент рядом с нами появились самолеты противника.

Японцы с удовольствием принимали махач на ближних дистанциях; их это устраивало. Мы подметили, что японские самолеты обладали хорошей маневренностью, а летчики отличной техникой пилотирования. Были моменты, когда плотность боя становилась предельно возможной. В такие минуты возникала двойная опасность: атаки производились без малого в упор, и не исключалась вероятность случайных столкновении в воздухе. Я заметил, как единственный из японцев, метнувшись в сторону от моей атаки, капельку было не врезался в другую машину. В самой гуще боя чей-то пилот беспомощно повис на лямках под куполом парашюта; затем следом за ним ещё трое. Сбитые самолеты на некоторое время замедляли темп воздушного боя. Они падали, разваливаясь на куски, волоча за собой траурные шлейфы дыма, заставляя на своем последнем пути расступаться всех остальных.

Во время атаки я немного раз взглянул на землю. Там, неблизко внизу, кострами догорали обломки самолетов. Казалось, этому воздушному побоищу не будет конца, но вот наступил миг, когда и у тех и у других стали прекращаться и горючее и боеприпасы, и армада дерущихся самолетов начала чахнуть на глазах. В воздухе остались только мелкие группы и одиночки, успевшие ещё заправиться горючим на своих базах и возвратиться к полю боя.

На свою базу мы возвращались все совместно, в компактном строю. Даже молодые, впервой обстрелянные летчики не потеряли ведущих...

До аэродрома дотянули на последних каплях горючего, некоторые самолеты более того не дорулили до стоянок

С утра на аэропорт обещали доставить воду. Но когда мы вылетали, ее ещё не было. Как только самолеты разрулили по стоянкам, летчики бросились на штурм водовозной бочки.

Там шел стихийный разбор только что проведенного воздушного боя.

Вечером этого же дня все летчики-истребители из московской группы, принимавшие участие в воздушном бою, встретились в штабе авиации. Комкор Смушкевич вызвал нас, чтобы вручить дальнейшие указания, относящиеся к боевой работе, и обменяться мнениями о первом крупном воздушном бое. Смушкевич хотел послушать каждого из нас, но на всех не хватило времени, пришлось ограничиться пятью или шестью выступлениями. Однако и они позволяли совершить правильные выводы.

Общее взгляд сводилось к тому, что предстоящие бои будут ещё больше ожесточенными. Легкой победы ждать воспрещено. Вдобавок и по разведданным известно, что переброшенные сюда японские авиационные соединения подобраны сознательно. Воздушный махач только подтвердил это. Штаб Квантунской армии позаботился о том, чтобы группа войск генерала Камацубары была укомплектована лучшей авиационной техникой и летным составом, уже имевшим боевой навык в операциях по захвату Китая.

Мои прежние предположения, что воздушные бои в Монголии будут приблизительно такие же, как и в Испании, рассеялись в прах. Оказалось, что в этом месте все по-другому: другие условия и прочий враг. Японские летчики пилотировали немаловажно техничнее итальянских и значительно напористее немцев. Это стало ясно безотложно. О тактике судить было в то время как тяжко. Нашу первую встречу с противником, пожалуй, разрешено было сравнить с кулачным боем на русской масленице, когда сходились стена на стенку целыми околицами.

После совещания никто не торопился отбывать на свои аэродромы. Многие не видались приятель с другом с тех пор, как разбрелись по Монголии. Хотелось побеседовать по душам. На совещании у начальства другой раз всего не скажешь, а в кругу друзей все не возбраняется...

Шоферы торопят, сигналят. Пора ехать. Полуторки двинулись в разные стороны..

В столовой нас поджидали летчики соседней эскадрильи... Откуда-то нашлось немного бутылок портвейна, дымилась приправленная зеленью жареная баранина. Появился более того электрический свет от движка...

Только утром на следующий день стал известен итог воздушного боя. Со стороны монголо-советских войск в нем участвовало девяносто пять самолетов-истребителей. Японцы ввели в мордобой сто двадцать машин. А такого количества сбитых за единственный махач машин история воздушных сражений ещё не знала сорок три самолета. Из них двенадцать наших, остальные японские.

За время боев на реке Халхин-Гол майор Смирнов совершил 70 боевых вылетов, провел 9 воздушных боев, сшиб 4 самолета лично. Затем он летал на И-153 в составе группы майора Грицевца. Награжден орденом Красного Знамени (29.08.39) и монгольским орденом За воинскую доблесть (10.08.39).

17.11.39 г. майору Смирнову Борису Александровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая Звезда 193.

Участвовал в освобождении Западной Украины в 1939 г. Был представителем оперативной группы ВВС при штабе 12-й армии Украинского фронта. Принимал участие в переговорах с германским командованием по поводу нарушения немецкими передовыми частями демаркационной линии.

Смирнов вспоминает: Никто не мог проговорить в то время, начнется ли битва между Советским Союзом и Германией, когда на западной границе вертятся вооруженные силы двух противостоящих армий. Это положение заставляло нас быть готовыми ко всяким неожиданностям, тем больше, что передовые части 14-й немецкой армии форсировали реку Сан, нарушили рубеж Украины и заняли доля ее территории. В связи с этим развернулись в боевые порядки и части армии Тюленева. На аэродромах дежурные эскадрильи находились в готовности номер единственный. Мне думается, начнись махаловка в те дни, не стала бы она до того трагической для нас, как в сорок первом.

Вскоре он захворал туберкулезом, но сумел осилить хвороба и остался в авиации.

Начало Великой Отечественной войны подполковник Смирнов встретил в должности старшего инспектора Управления боевой подготовки, формирования и укомплектования ВВС, занимался проверкой техники пилотирования, освоением новых американских и английских истребителей поступавших по ленд-лизу.

Участвовал в Великой Отечественной войне с февраля 1943 г.

С 19.02.43 г. по 9.05.45 г. командовал 288-й истребительной авиационной Павлоградско-Венской Краснознаменной ордена Суворова дивизией (659-й, 866-й, 897-й иап). Лично участвовал в боевых вылетах.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: Борис Александрович хоть отбавляй и плодотворно занимался улучшением взаимодействия истребителей с бомбардировщиками и штурмовиками. Находясь на его командном пункте, мы заприметили двух офицеров, к которым полковник Смирнов обращался достаточно нередко. При этом по самой манере обращения да и по характеру вопросов нетрудно было обусловить, что офицеры те не его.

Кто такие? спросили мы командира дивизии.

Представители от бомбардировщиков и штурмовиков, ответил он. Сегодня два наших полка их сопровождают.

Воздушная вооруженные силы прислала?

Зачем же? удивился Смирнов. Сами договариваемся, полюбовно. И наши на их КП есть. От этого и нам, и им большая полезность.

Командир дивизии постарался конкретизировать родное утверждение.

Раньше оттого что как бывало? Нам поставят задачу сопровождать, допустим, бомбардировщиков, а мы ничего о них толком не знаем. Ни их целей, ни их боевых порядков, ни высот и скоростей полета, ни более того порой времени прихода к нам. Летчикам-истребителям часто приходилось подолгу сиживать в кабинах, поджидая появления тех, кого они должны сопровождать на боевое поручение. А сейчас вовсе иное дело: мы все знаем дружбан о друге.

19.04.45 г. полковнику Смирнову было присвоено очередное воинское звание генерал-майор авиации.

За время войны начальник 288-й истребительной авиадивизии полковник Смирнов Борис Александрович удостаивался высшей полководческой награды - благодарности Верховного Главнокомандующего в приказе - 19 раз! Лишь шесть генералов Советской Армии удостаивались этой чести чаще, чем полковник Смирнов! Видимо потому, несмотря на предубежденное, без малого враждебное касательство Сталина к авиационным начальникам - участникам национально-революционной войны в Испании, ему все-таки было присвоено генеральское звание.

С 1946 г. - в запасе.

Жил в Москве. Автор книг: Испанский ветер, От Мадрида до Халхин-Гола, Небо моей молодости.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Трифонов Boris Trifonov

Герой Советского союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды,..
читать далее

Борис Туржанский Boris Turzhanskij

Герой Советского Союза (31.12.36). Награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени,..
читать далее

Борис Юрков Boris Yurkov

Родился 25 августа 1921 года на станции Зверево Ростовской области, в семье железнодорожника. Отец - Юрков Павел Поликарпович (1898 г. рожд.). Мать..
читать далее

Борис Асафьев Boris Asafev

АСАФЬЕВ, БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ (литературный псевдоним Игорь Глебов) (1884-1949), русский композитор, музыковед, автор балетов. Асафьев родился в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий