Известные люди

»

Борис Чирков

Борис Чирков Boris Chirkov Карьера: Актер
Рождение: Россия, 13.8.1901
Хитроватый крестьянский прищур и сдавленный подъелдыкивающий говорок Чиркова шли прямиком из глубины сибирских руд и были родными. Крестьянин-Максим и крестьянин-Махно, крестьянин-профессор, крестьянин-учитель и крестьянин-композитор, и никому не приходило в голову попробовать его в роли какого-нибудь Лира или хотя бы Мальволио. Хотя это наверняка было бы интересно.

Артиста запрещено отхватить от времени, в котором он живет. И тот артист, тот, что идеально попадает в родное время, становится народным любимцем. Наше кино знало рафинированного Кторова, ироничного Смоктуновского - аристократов экрана, но как раз эти качества делали их как бы небожителями. Их воспрещено ухнуть по - те свои в доску. Хитроватый крестьянский прищур и сдавленный подъелдыкивающий говорок Чиркова шли прямиком из глубины сибирских руд и были родными. Крестьянин-Максим и крестьянин-Махно, крестьянин-профессор, крестьянин-учитель и крестьянин-композитор, и никому не приходило в голову изведать его в роли какого-нибудь Лира или хотя бы Мальволио. Хотя это наверное было бы занятно.

Он был пленник истории, биографии и сообразно - социального типа. И когда "Союзмультфильму" понадобилось сформировать обобщенный образ русского трудяги-хитрована из "Сказки о Золотой рыбке" - не мудрствуя лукаво, он нарисовал Чиркова.

Это как пить дать советских времен тип актера. Когда ЦК говорил про выведенную партией "новую историческую общность", он был идеально прав: более того элита этой общности - артист, сочинитель, живописец - были неконвертируемы и неинтегрируемы в иное сообщество. В этом нет ничего ущербного и второсортного - верно так же не интегрируются актеры Индии или Китая времен Мао - люди, отъединенные от прочего человечества экзотикой идеи или культурной традиции.

Такого Максима мог сыграть только Чирков. Смотришь на фотокадр из "Выборгской стороны", где он стоит в революционной толпе, плоть от плоти и кровь от крови, уставив дула на обедающих белогвардейцев, и понимаешь: в любом нормальном контексте эта композиция читалась бы с точностью до напротив - гурьба экстремистов берет на мушку мирных невооруженных людей. Но свой контекст был особенным. В любом другом контексте художественный образ был явлением эстетическим. У нас он был явлением идейным и социальным и за пределами текущего момента не воспринимался.

Максим в самом себе нес биографию целой страны, выгнавшей родное прошлое и с энтузиазмом возводившей близкое настоящее соответственно своим представлениям и на пустом месте. Некогда презрительная поговорка "из грязи в князи" стала эффективным лозунгом времени, только князи должны были носить москвошвеевские пиджаки - по иному их примут за чужаков и пустят в расход. Так стало твориться все наше кино - демократично, с фраками-поддевками и лаптями-штиблетами. Этому кино понадобился свой тип артиста. И целые судьбы талантливейших людей, как в компрачикосах у Гюго, утрамбовались в это прокрустово ложе. Возникли свои Кины и свои Чаплины. Возник огромный отдельный кинематограф, равного которому не было и уже не будет.

Чирков повторил дорога Ломоносова. Родился в не обозначенном на карте Нолинске, в месте, где в Вою впадает Вожжайка, и в ста км от ж/д. Там ставили "Грозу", где Чирков был суфлером. Вот каково? - подобные места в США живут кабаком-салуном, а в России Нолинск жил Обществом трезвости и любительской драмой. Гоняли футбол, репетировали, читали символистов и акмеистов. Жизнь стучалась в Нолинск, а на самом деле это обычный одаренный тело с жадностью впитывал в себя доступные ему крохи большого мира. Крох было немного, и то, что сейчас ТВ задарма обрушивает водопадом, тогда выгрызалось зубами. Отсюда натуральный напор - плод естественного отбора.

С этим напором Чирков и пришел в актерское занятие. А там уже ломал догмы Маяковский, низвергали каноны Эйзенштейн с Мейерхольдом, бытие отождествлялась с революционным диспутом. Так вот и выплавлялась, и закалялась сталь.

На самом деле это весьма счастливая фатум. Она была согрета здоровущий верой и одухотворена великой иллюзией. И если скептик вам заново скажет о продажности и политическом конформизме целой эпохи, проверьте его зрение -- он дальтоник. В Китае 60-х случился инцидент, идеально выразивший мироощущение целого народа. Машину остановил полицейский и хотел оштрафовать за ломание правил, но узнал, что за рулем гражданин сша, и великодушно отпустил: "Конечно, у вас в Америке нет такого большого движения - будь внимательней вдругорядь". Он был счастлив - потому как что не знал своего несчастья.

Вот и у нас были поколения художников, которые в разной мере могли подозревать, но в целом не знали своего несчастья. Поэтому они его ощущали и воспевали как фортуна.

Сегодня "Верные друзья" воспринимаются как красивая ностальгическая сказка в временах, которых ни при каких обстоятельствах не было, но о которых постоянно мечтали. И пускай лодочка плыла-качалась в бетонных берегах идеологии - они стали видны только сейчас, когда бетон облупился и потрескался. Но искренность в глазах осталась, она важней.

За всю большую бытие в кино Чирков сыграл только одну образ в классике - в тургеневском "Нахлебнике". Классика в берега также, как правило, не вписывалась. И всю энергию актера эксцентричного, по природе скорее вахтанговского, ограничил смешным эстрадным танцем, где они с Черкасовым и Березовым пародировали Пата, Паташона и Чаплина. Он и этими качествами пожертвовал во имя Великой идеи.

Ведущие тезисы советского искусства - взращивать, приподнимать, созидать, кликать в грядущее - Борис Чирков воспринимал как призвание и миссию. Он играл как учил - и в герасимовском "Учителе" создал не нетрудно человека из плоти и крови, а символ, сотканный из света идеи, а кроме того мудрости и строгого, но справедливого добра.

Он нес свет знаний в массы - выступал на кораблях Балтики, спускался в шахты Донбасса. Он написал популяризаторские книги, где объяснил разницу между мастеровитым заграничным кино и нашим созидательным. "И снова расходились люди из кинотеатра, стараясь не взирать в глаза товарищ другу от радости, от счастья и гордости за светлую нашу существование, за прекрасные цели. У многих из нас блестели глаза так ослепительно, что более того пришлось натянуть темные солнечные очки..."

Прошло сто лет от рождения большого актера советской эпохи. Эпохи уже нет - артист остался.

Так же читайте биографии известных людей:
Борис Щербаков Boris Scherbakov

Борис Щербаков - Народный артист России, известный советский и российский актер театра и кино. Родился 11 декабря 1949 года.Борис Щербаков начал..
читать далее

Борис Щукин Boris Schukin

Значительным этапом в развитии советского театра стали созданные им роли: Егора Булычева (Егор Булычев и другие Горького), Павла Суслова (Виринея..
читать далее

Борис Дежкин Boris Dejkin

В Музее кино открылась выставка, посвященная жизни и творчеству двух выдающихся мастеров отечественной мультипликации Анатолия Савченко и Бориса..
читать далее

Борис Грачевский Boris Grachevski

Бориса Юрьевича Грачевского с полным правом можно назвать отцом "Ералаша". За двадцать пять лет существования киножурнала произошло немало..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий