Известные люди

»

Валентин Сидоров

Валентин Сидоров Valentin Sidorov Карьера: Художник
Рождение: Россия, 5.5.1928
В.М. Сидоров - Народный художник СССР (1988) и РСФСР (1979), с 1988 года - действительный член, член президиума Академии художеств СССР (с 1992 года - Российская академия художеств), действительный член Академии художеств Киргизии (1998), профессор (1996). В 1972-85 годах - секретарь правления, в 1985-87 годах - 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР. С 1987 года по настоящее время является председателем правления Союза художников России.

Родился 5 мая 1928 года в деревне Сорокопение Тверской губернии. Отец - Сидоров Михаил Яковлевич. Мать - Сидорова Наталья Григорьевна.

Предки Валентина Сидорова по отцовской линии жили в Сорокопении, маменька была родом из деревни Коровино, расположенной на другом берегу Волги. Его прадед и прабабушка были крестьянами князя Г.Г. Гагарина - вице-президента Академии художеств (прабабушка была кормилицей детей князя). Прадед участвовал в русско-турецкой войне, многие годы работал перевозчиком на Волге, а зимой ямщичил. У него был отличный звук - в округе не было песенника лучше. Дед художника был прекрасным резчиком по дереву.

В родном Сорокопении Валентин Сидоров провел первые 8 лет жизни. В 1936 году семейство переехала в Москву. Хотя мальчуган учился в московской школе и приезжал только на лето к бабушке, деревенька была ему роднее города. Неброская задушевная русская натура, устойчивый крестьянский быт стали той средой, что взрастила художника, во многом определила его персона и поныне питает его творчество.

Рисовать Валентин начал до срока. В Москве он жил в одном доме с известным актером Мкрасного театра А. Остужевым. В памяти художника осталось, как Александр Алексеевич, проходя по двору, не раз подходил к нему, когда он рисовал, и произносил своим красивым "остужевским" голосом: "Прекрасно... великолепно... ты будешь художником..." Слово это, ещё не совершенно понятное и таинственное, весело волновало.

Впервые Валентин почувствовал настоящую отрада от рисования, когда ему было лет десять. В то лето он болел, хоть отбавляй времени провел в больнице. Валентин шибко скучал по деревне, вспоминал своих сверстников... Вот тогда-то он и стал живописать. Рисовал и подписывал: "Хватково", "Лесниково", "Туравка" и т. д. "Рисование заглушило тоску по деревенской жизни, и родилось чудесное чувство, что ты можешь обрисовать любимые места, и они завсегда будут с тобой", - вспоминает Валентин Михайлович. Так в первый раз пришла отрада творчества.

Великая Отечественная битва застала Сидорова в Коровине. Тогда ему было 13 лет. Разом рухнуло все. Кончилось ребячество. Учась в сельской школе в Юрьеве-Девичьем, он начал трудиться в колхозе.

Гитлеровцы в Коровино не дошли. А когда их отбросили от Москвы, Валентин с матерью пёхом вернулись домой. Оказавшись в Москве, он первым делом отправился в Дом пионеров, тот, что начал посещать ещё до войны.

Тяга к рисованию росла. В Доме пионеров изокружком возглавлял отличный педагог и воспитатель Александр Михайлович Михайлов. Он разом обратил чуткость на способного, старательного ученика, показал его работы преподавателям Московской средней художественной школы (в Москве оставался тогда филиал, сама учебное заведение была эвакуирована в Башкирию). И его приняли.

В художественной школе Сидоров учился с особым удовольствием. Его главным учителем стал Михаил Владимирович Добросердов - скромный, немногословный мужчина, солидный, основательный художник, тот, что приучал своих воспитанников сочинять только то, что любишь, знаешь, к чему тянется суть человеческая. Для мальчика самым родным была его деревенька. И он писал пашню, обед в поле, сенокос, околицу Коровина. "Вечер. Околица Коровина" (1947) - горбатая улочка с силуэтами изб и отсветами золотого зарева в окнах. Или зимний пейзаж "Наш обиталище в сугробах" (1945) - снег запорошил дорогу, обиталище по самую крышу, виднеются только чуток оттаявшее окошечко и стоящая у крыльца лошадка...

В 1948 году Сидоров поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде, где учился у П. Белоусова, Р. Френца, И. Степашкина. Немало дали ему ленинградские музеи, явившиеся своеобразной школой. Сидоров как собак нерезаных работал. В 1952 году он перевелся в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Здесь его учителями были П.И. Котов, В.Г. Цыплаков и Ф.П. Решетников.

В 1952 году, летом, в Коровине Сидоров пишет пейзаж "В полдень. Коровино", тот, что был показан на первой экспозиции молодых художников Москвы. Солнце заливает золотистым светом ту улицу, где жил с детских лет художник, дома, дорогу, луговину, ветлы...

Будучи студентом, Сидоров ездил на Ветлугу, на озерко Светлояр, с которым связана чудесная сказка о граде Китеже. Эта поездка оставила след в душе художника. И не только потому что, что редкие по красоте места вызывали возделение вкалывать. Поездки на Ветлугу укрепили в художнике заинтересованность к русскому народному характеру, вызвали особое почтение к человеку, работающему на земле.

После окончания института (его дипломной работой, которой возглавлял Ф. Решетников, была картина "Будущий тракторист") в 1954 году Сидоров уезжает в Коровино. Здесь он прожил примерно полутора лет, писал море этюдов ("Первый снег", "Утро в избе", "Бабушкины сказки" и др.), искал себя, свою тему. Коровинский отрезок времени сыграл большую образ в творчестве Сидорова, он увидел "свой мир в простых сюжетах, свою природу, прикоснулся к ее душе, в нем родилось поэтическое восприятие мира".

В Коровине Сидоров делал эскизы, думая о будущих картинах, мечтал участвовать в здоровый экспозиции, готовившейся к 40-летию Октября. Собрав стопу своих эскизов, Валентин Михайлович отправился в Москву, чтобы явить выставочному комитету все, что замыслил, что мог и хотел строчить. Он представил эскизы картин "Майский дождик", "Гроза прошла", "Под августовские росы" и строй других. Выставком остановился на эскизе "Майский дождик".

В 1956 году для работы над картиной "Майский дождик" Сидорову предложили поехать в обиталище творчества "Академическая дача".

...Уголок деревенской улицы. Барабанит майский дождик по листьям, по траве, по протянутым навстречу ладошкам девочек, забравшихся на скамейку, защищенную от дождя карнизом кровли... Мотив картины благодатен своей поэтической силой, ясным и светлым, по-детски радостным восприятием жизни. Стремление верно воссоздать явный мир, восхищение всем, что открывается взору, чувство поэзии повседневной жизни, свежесть восприятия, душевная взволнованность - черты, присущие этому полотну. Картина экспонировалась в 1957 году и была посреди тех произведений выставки, что вписали свежую струю в искусство того времени.

Утверждение самой жизни как высокой философской категории, свойственное всему будущему творчеству Сидорова, было заявлено уже тут. Не ненароком картина "Майский дождик" безотлагательно запомнилась зрителям, она говорила, что в искусство пришел художник со своей темой, своим миром. Это подтвердилось, когда следом одна за прочий появились его работы - "Гроза прошла" (1957-59), "Майским утром. На плотине" (1958-60), "Март. Лед повезли" (1958), "С гор вода" (1958), "Звонкая осень" (1961), которые отличают движение, динамика, стремительная смена настроения в природе. В этих работах будничная бытие сочетается с восторженным отношением к жизни и пейзажу.

С начала 1960-х годов в искусстве Сидорова обозначились новые тенденции. Бурный экстаз сменился больше спокойным, углубленным, философским отношением к жизни. В 1962 году он пишет картину "На теплой земле". Она привлекла чуткость не бьющим посредством край восторгом перед жизнью, а глубиной, сдержанностью, мудрой человеческой душевностью. Может быть, тут впервой была найдена та органичная связь человека и природы, к которой так стремился художник и которая станет отличительной чертой его творчества. Труд на земле - главная предмет творчества Сидорова первой половины 1960-х годов ("Под августовские росы", 1962; "Под яблоней", 1962; "Весенний сад", 1964; "Первый венец", 1964; "Август", 1964). Картины "Весенний сад" и "Первый венец" экспонировались на второй экспозиции "Советская Россия" в 1965 году.

Сидоров базируется на традиции поэтического изображения крестьянского труда в русском искусстве. На его полотнах нечасто не возбраняется зреть современную технику. Его интересует исконный крестьянский работа, идущий от дедов и прадедов, работа, которым испокон веков жила Россия.

Не раз в эти годы возвращается художник мыслями к прошедшей войне. Ее отзвуки нашли родное воплощение в картинах "Первый венец" и "Ясный день. 22 июня" - произведении, начатом ещё на "Академической даче", но законченном и выставленном только в 1977 году.

В 1960 году Сидоров принял художественное руководство "Академической дачей", длившееся примерно 6 лет. Учил других. Учился сам. Много работал.

Весной 1960 года на "Академической даче" Сидоров создал строй картин, посвященных апрельской поре: "Апрель", "Апрель. Скакалки", "Апрель. В школу", в которых развивал принцип органичной связи человека и природы, продолжая пленэристические поиски, обогащая свою палитру, раскрывая красоту окружающего мира в самом, казалось бы, простом.

На "Академической даче" художник получил себя, нашел свой круг тем и образов. Природой "Академической дачи" были вызваны к жизни и многие его так называемые "чистые" пейзажи, хотя некоторые из них были написаны уже позже, в конце 1960-х годов. Зимние пейзажи - "Снег идет" (1964), "Ноябрь" или "Белым снегом" (1964), "Версты" (1964), "Зимка" (1964), "Тает" (1964), "Ольха" (1964), "Ранний снег" (1965), "Зима" (1969) - свидетельствуют о виртуозном владении тональной живописью, они пронизаны тонкой музыкальностью, лиризмом, пониманием поэзии русской зимы. При всем многообразии мотивов, при всем различии эмоциональной и живописной палитры они связаны с раздумьем о жизни. В весенних пейзажах - "Начало весны" (1965), "Последний снег" (1969) - с особой силой проявилось влечение художника к обобщенному образу, к гармонии. Художник пишет и осенние мотивы - "Щедрая осень" (1969), где пейзаж с корзинами яблок, стоящими у дома, привлекает красочностью осенней палитры, "Скворечники опустели" (1969), трогающий грустной осенней пустынностью.

Валентин Сидоров - мастер детали; заурядно одной безошибочно найденной деталью он добивается раскрытия сути образа - как тот островок снега, тот, что олицетворяет собою финал зимы в пейзаже "Последний снег". Сидоров любит варьировать близкие мотивы, находя новые детали, новые эмоциональные нюансы. Так, "Вечер. Тихо. Тает снег" (1969) во многом близок картине "Последний снег" и т. д.

В нескольких километрах от "Академической дачи" находится деревенька Подол, которая давнехонько притягивала участливость художника естественностью сельской жизни. Сюда стабильно ходил он чиркать этюды. Потом в течение многих лет он приезжал в Подол, жил и работал в пустовавшей летом старой школе (сейчас у художника тут своя мастерская, хотя весь Подол разрешено наречь его своеобразной мастерской). Подол определил все последующее творчество Сидорова.

Переезд в Подол в 1966 году способствовал творческому взлету художника. Сидоров пишет в эти годы с особенной радостью. Он достигает мастерства, при котором возможности становятся немаловажно шире. За удачей приходит фортуна - "Качели" (1967), "Праздник" (1967), "Пора безоблачного неба" (1969), "Гаснет день" (1968-69), "Утихли грозы" (1968).

Конец 1960-х годов отмечен в творчестве Валентина Сидорова дальнейшим постижением тонких лирических настроений в природе и стремлением достигнуть ещё больше глубокой взаимосвязи между природой и судьбою людей. Художник стремится к большей ассоциативности, к большему психологизму. Он избирает такие сюжеты, где бытие человека и природы, кроме чисто эмоциональной общности, имеет ещё и иные, философские связи.

В это время художник обратился к созданию больших многофигурных полотен на сюжеты, связанные с первыми годами Советской власти в деревне ("Сеятели", 1968; "Миром", 1970). Работы "Пора безоблачного неба" (1969), "Последний снег" (1969), "Утро" (1969), "Гаснет день" (1968-1969), "Миром" (1970) в 1972 году приносят Сидорову серебряную медаль Академии художеств СССР.

В конце 1960-х - начале 1970-х годов Сидоров работает немало и плодотворно. В душе художника живет влечение к обобщенному образу Родины, передающему ее красоту и величие, к образу, могущему сделаться ее символом. В 1972 году он выставляет триптих "Моя Родина" - эпический сказ о величии Родины. Триптих включает в себя пейзажи "Подол", олицетворяющий Россию, "Дальние Зеленцы" - первозданное безмолвие Севера и "Голубой Памир" - величественные хребты южных гор.

Поездки художника на Север, Памир, за предел вызвали ещё больше сильное стремление чиркать Россию, ее простую и задушевную красоту, помогли острее пережить ее и постигнуть. "Первая зелень. Розовый конь" (1970), "Тропинка" (1970), "Березы у дороги" (1973), "Осенние листья" (1970), "Весенние облака" (1973) - все эти пейзажи говорят о новых гранях творчества Валентина Сидорова. Особое участливость он начинает уделять мотивам с широким открытым горизонтом, расстилающимися далями, что позволяет вручить больше масштабное представление о России, открыть ее песенность. В ряду таких пейзажей "Потянулись птицы к югу" (1971), "Егорьев день" (1975), "Притулиха" (1971-72), "Октябрь" (1973), "Бурный день. Звенит овес" (1975) и другие. В них художник добивается синтеза объективного бытия природы и тех раздумий и чувств, что будит она в душе человека. Валентин Михайлович особое внимательность уделяет названиям своих картин, которые всю дорогу отличаются глубиной, поэтическим и философским звучанием.

К 1970-м годам В.М. Сидоров занял одно из ведущих мест в современном лирическом пейзаже. В 1974 году за серию картин "Моя Родина" (1972-73) ему была присуждена Государственная премия РСФСР имени И.Е. Репина.

В Подоле раскрылись перед художником возможности выражения новых граней жизни - отседова появление на свет пейзажных циклов, принципиально нового жанра в его творчестве.

Север произвел на Сидорова огромное ощущение своей первозданностью, ощущением вечности. Сами названия "Край земли", "На север, на север", "Там, где не заходит солнце", "Хранители тишины" (все 1972) - говорят о той магической силе Севера, с которой столкнулся художник.

Сложился и цикл пейзажей, объединенных темой сенокоса. С детства любивший эту пору в деревне, Сидоров запечатлел самые разные состояния природы в дни сенокосной страды: "Сенокосное утро" (1974), "Сенокосная страда" (1976), "Полдень" (1975), "Июльский вечер" (1975), "Сенокос" (1975), "Над полями синий вечер" (1976), "Гроза идет" (1980), "Скрипят тяжелые телеги" (1995) и другие. Вершиной цикла является картина "Вечер. Сено убрали" (1988-92), которую художник посвятил своим родителям. В этом цикле есть редкое и тяжко достигаемое чувство значительности: все дышит покоем, человечностью, добротой.

На протяжении многих лет художника волновала задача колокола, того самого колокола, тот, что испокон веков ставили на Руси в деревнях у дороги, колокола, что звал в часы бедствия на пожар, на вече, на войну. В 1971 году Сидоров пишет пейзаж "Ранний час" со спящей деревенской улицей, уходящей вдаль, и колоколом на переднем плане. В картине "На рассвете" (1975) колокол уже не несложно присутствует, он важен в композиции, он вызывает ассоциации, подчеркивает тишину, создавая чувство ее хрупкости. В картине "Дорога и колокол" (1975) образ колокола возрастает ещё больше. Постепенно задача колокола в сознании художника все больше обретала роль судьбы, рока ("Колокол", 1975). Эти пейзажи несут дыхание времени, истории, их пронизывает философская лирика.

В 1970-х годах Сидоров работает над циклом, тот, что разрешается наречь "Судьбы дома". Художник тонко чувствует судьбы домов и за ними человеческие жизни, заставляет зрителя почувствовать течение времени: "Дом опустел" (1971), "Дуют ветры" (1971), "Дом с голубыми наличниками" (1974), "Во субботу" (1974), "Родной дом" (1975), "Майские сумерки" (1977) и другие. Среди картин цикла "Судьбы дома" закономерно явление картины "День Победы" (1975), в которой предмет дома прозвучала в особенности сильно и масштабно. Здесь здание воспринимается как символ Родины, это близкий жилье, близкий порог, с памятью о которых уходили на фронт, шли в махач. Картина "День Победы" вначале была показана на Всероссийской, после этого на Всесоюзной выставках, экспонировалась в других городах страны и за рубежом - в Берлине, Париже, Софии, Тунисе. И кругом находила активный отклик в сердцах людей.

Тему детства, проходящую сквозь все творчество художника, продолжил цикл пейзажей "Дороги детства": "Березовый ветер" (1973-79), "Возле старых сараев" (1975), "Прятки" (1975), "Моя школа" (1977), "Утро на Подоле" (1977), "Дорогами детства" (1977), "Откуда берется речушка Дубровка" (1980-81). За тот самый цикл в 1984 году В.М. Сидоров был удостоен Государственной премии СССР.

В 1996 году за картины 1993-95 годов "Защитникам Отечества посвящается", "Дома", "Ярким днем 22 июня", "Тихая моя Родина" В.М. Сидоров был отмечен золотой медалью Российской академии художеств, а посредством год он стал лауреатом Государственной премии России за цикл живописных произведений "Тихая моя Родина": "Июльский вечер" (1994), "Тихая моя Родина" (1994-95), "Сенокосное утро" (1995), "Весна. Высокое небо" (1990-96).

Валентин Сидоров - художник ослепительно выраженного национального характера. Его творчество обращено к Родине, России и всеми своими глубинными нитями связано с ней. Сидоров - российский художник по своему мировоззрению, мировосприятию. Его творчество перерастает рамки только деревенской темы, поднимаясь до большого общечеловеческого звучания. Мастер "одухотворенного пейзажа", за долгие годы творчества В.М. Сидоров создал неординарное собрание произведений, пейзажей, самобытную летопись о жизни природы, ее извечном круговороте, ее первородных и неразрывных связях с человеком.

С 1951 года Валентин Михайлович вечно участвует в городских, региональных, всероссийских и всесоюзных художественных выставках, а ещё многих выставках изобразительного искусства России за рубежом. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, художественных музеях и частных коллекциях в России и за рубежом.

В 1997 году В.М. Сидоров обращается в своем творчестве к театру, став художником-постановщиком балета "Песнь про купца Калашникова" (музыка В. Казенина) в Омском театре оперы и балета.

В.М. Сидоров - Народный художник СССР (1988) и РСФСР (1979), с 1988 года - действительный член, член президиума Академии художеств СССР (с 1992 года - Российская академия художеств), действительный член Академии художеств Киргизии (1998), профессор (1996). В 1972-85 годах - секретарь правления, в 1985-87 годах - 1-й секретарь правления Союза художников РСФСР. С 1987 года по настоящее время является председателем правления Союза художников России.

Валентин Михайлович - член Союза писателей России (2001), лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова (2000). Он является автором книги "Край вдохновения" (1984), повести "Гори, гори ясно" (2001), цикла рассказов о художниках в журнале "Мир музея".

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Валентин Букин Valentin Bukin

Известен по фильмам "Приключения Буратино", "Изыди", "Всё будет хорошо", "Империя под ударом".
читать далее

Валентин Зубков Valentin Zubkov

Заслуженный артист РСФСР.
читать далее

Валентин Никулин Valentin Nikulin

Народный артист РСФСР.
читать далее

Валентин Смирнитский Valentin Smirnitskiy

Многие дамы, положив нежную ручку на сердце, должны признаться, что не отказались бы очутиться на месте героинь Дюма. Но при одном условии - что на..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий