Известные люди
»Валентин Смирнитский
Рождение: 10.6.1944
Многие дамы, положив нежную ручку на сердце, должны признаться, что не отказались бы очутиться на месте героинь Дюма. Но при одном условии - что на месте Портоса будет именно он - Валентин Смирнитский - галантный, обаятельный, вальяжный и ужасно пахучий (в смысле восхитительного аромата табака, по которому присутствие артиста вычисляют в кулуарах Театра Луны). Да, черт побери, мушкетеры не стареют, а лишь добавляют шарма...
Родился 10 июня 1944 года в Москве. В 1965 году окончил Театральное училище им. Б.Щукина. Работал у Анатолия Эфроса в "Ленкоме" и в Театре на Малой Бронной. В кино дебютировал в картине М.Богина "Двое". За 35 лет снялся без малого в пятидесяти картинах, в том числе в "Семь стариков и одна девушка" (1968), "Щит и меч" (1968), "Преждевременный человек" (1971), "Д'Артаньян и три мушкетера" (1978), "Однажды двадцать лет спустя" (1980), "Отцы и деды" (1982), "Прохиндиада, или Бег на месте" (1984), "Визит к Минотавру" (1987), "Мушкетеры двадцать лет спустя" (1992), "Дон Кихот возвращается" (1997), "Любовь зла..." (1998) и др. В настоящее время артист Театра Луны ("Путешествие дилетантов", "Ночь нежна"). Был трижды женат, имеет сына и дочка.
КАК МОЛОДЫ МЫ БЫЛИ- Валентин Георгиевич, вы оттого что оказались в Щуке в весьма хорошей компании?
- Да. Но не на одном курсе, а в то же время со мной учились и Андрей Миронов, и сестры Вертинские, и Валя Малявина, и Инна Гулая, и Никита Михалков - он был младше меня (его, истина, выгнали за плохое поведение, и он поступил следом во ВГИК и стал режиссером). В общем, талантов хватало...
- А ваш вектор движения?
- Оказался не весьма довольный. Профессию продолжили сильно немногие. Самый прославленный артист с нашего курса - Саша Калягин. А ибо наши педагоги были легендарными личностями - ученики второй студии МХАТа, основатели Театра Вахтангова - Русинова, Мансурова, Андреева, Рапопорт, Кольцов, Львова, Шехматов, Этуш - тогда несложно юный педагог, сегодня ректор.
- Вы поступили с первого захода?
- На изумление без труда.
- Имелся навык?
- В школе меня привлекли в драматический круг. Я там благополучно дебютировал в роли Хлестакова. И закралась шальная мысль: а не сделаться ли мне артистом? И я стал заниматься в полусамодеятельной студии сообща с Сережей Шакуровым, Васей Бочкаревым. Настроился, пошел и довольно несложно поступил. Хотя в то время все стремились в творческие вузы, в особенности в Щуку. Там был колоссальный конкурс - слегка ли не тысяча джентльмен на одно местоположение.
- А что читали?
- Я, эдакий худой, потешный, читал ни больше ни меньше как Маяковского - "Облако в штанах", что вызвало у принимающей комиссии такую смешливую реакцию. Все на сопротивлении материала. Я все делал весьма солидно - читал прозу, по-моему, Гоголя, басню Крылова, без сомнения.
- Сниматься начали во время учебы?
- В конце.
- Это оттого что не приветствовалось?
- Ну, запрещалось. Но у нас стипендии были шибко маленькие, и мы кругом подрабатывали. Лпотому что на сцену театра выходили за три рубля в массовках, либо подрабатывали в массовках в кино. А как же? Жить-то нужно было.
- Никита Михалков тогда предложил образ "по знакомству?"
- По дружбе. И я уже был актером. Мы с ним одно время узко общались, и он предложил мне, молодому тогда Леве Дурову и ещё нескольким актерам сняться у него в дипломной картине "Последний день в конце войны". Мы как друзья с удовольствием согласились и поехали с ним в экспедицию в село Вознесенское на Оке под Тарусой.
- Сегодня хотели бы у него сняться?
- Я бы с удовольствием. Он исповедует свою школу, у него свои актеры. Он сильно силен, талантлив, отличный художник, совсем оригинальный, отличающийся от всех, исповедующий свои принципы, близкое искусство. Вообще режиссер отличный, и актерский, как мне кажется.
ШКОЛА ГЕНИЯ- Как вы оказались в театре Эфроса?
- Я показывался. Меня следом училища хватали в три московских театра и ещё в Ленсовет к Владимирову (он прислал на меня заявку). Но ехать в Ленинград мне, коренному москвичу, не было смысла. А вот Эфрос - это казалось заманчивым...
- Почему?
- Мне нравились его спектакли, мне казалось, что это то, что мне нужно. И я был шибко рад, когда меня пригласили в "Ленком". Моя первая образ была довольно серьезная - я играл Треплева в "Чайке" - нашумевшем, скандальном в то время спектакле, поставленном в пику всем классическим канонам... Затем был Андреем Прозоровым в "Трех сестрах" -- спектакль прошел 30 раз, его запретили за искажение русской классики. Играл мольеровского Дон Жуана, Кассио в "Отелло", Меркуцио в "Ромео и Джульетте", Кочкарева в "Женитьбе", во многих пьесах Арбузова... Чего перечислять? Много ролей было. Театральная жизнеописание у меня довольно богатая.
- Эфрос был строг, но справедлив?
- Да, довольно. Требователен. Главное - он был режиссер-педагог. Он воспитывал артистов своего вероисповедания, понимаете? У него играли Николай Волков, Лев Круглый, Александр Ширвиндт, Валентин Гафт, Плеяда артистов. В то время разрешается было отличить актеров театра "Современник" от артистов Эфроса или Таганки.
- А зачем тогда ушли?
- В 86-м театр уже развалился. Эфрос в то время ушел на Таганку.
- Он вас туда не звал?
- Нет, на Таганку он никого не звал - взял одну Яковлеву. А в оставленном театре начался разлад. Это ибо как активный тело - малолетство, отрочество, старость и умирание. Все это и с театром происходит. Об этом разрешается прочесть в записях Немировича. С уходом Эфроса театр стал валиться в пропасть, собственно, и продолжает поступательно туда валиться. Сейчас уже от него ничего и не осталось - одни воспоминания и легенды.
ПОДВЕСКИ КОРОЛЕВЫ ПРОТИВ ДЕТЕКТИВА- О съемках "Трех мушкетеров" во Львове в 78-м году до сих пор ходят легенды. Что, впрямь там царил мушкетерский беспредел?
- Эту атмосферу мы сами создали. Наша приятельство, которая сохранилась до сих пор, завязалась во время работы. И наши веселые задорные отношения со взаимными подколами автоматически переносились на экран. И вероятно, это и заражало зрителя: было видно - все делается крайне от всей души.
- А вы не удивились, когда Юнгвальд-Хилькевич предложил вам сделаться Портосом?
- Удивился. Очень. Я не ожидал. Когда у меня раздался звонок из Одессы и мне предложили приехать попробоваться, то мне более того конкретно не сказали, на кого. А я в то время сломал ногу и был два месяца на бюллетене. И мне нечего было действовать. Хотя уже был подписан контракт с Рижской киностудией - режиссер Алоиз Бренч собирался снимать весьма любопытный двухсерийный детектив, все съемки должны были проходить в Германии и Польше. И вот я с удовольствием полетел в Одессу. Там выяснилось, что он меня пробует на Портоса. Я удивился и как бы несерьезно к этому отнесся. Сказал Хилькевичу: мол, видишь, я в таком состоянии... Он: ничего, поправишься, мы оденем тебя...
- Вы ибо не шибко соответствовали и комплекцией...
- Не не крайне, а вовсе. Но у него были какие-то свои режиссерские аргументы, что-то ему во мне "показалось". И вот меня сняли по поясок, я говорил какой-то контент, он стал за камерой, отвечал мне, и потом я уехал.
Затем, как ни чудно, меня утвердили на самом высшем идеологическом телевизионном уровне - тот самый телефильм делался по заказу Гостелерадио. И мне пришлось отступиться от контракта с Бренчем - совпадали съемки.
Я начал сниматься в этой картине, о чем не жалею. Время как бы расставило все по своим местам. Фильм популярен до сих пор, как это ни парадоксально и ни потешно...
- А кем видели себя в детстве, когда читали книгу?
- Прежде всего Д'Артаньяном... В крайнем случае- Атосом. Арамисом? Ну, он маленько попротивнее... А вот Портосом вовсе себя не видел.
- Как все-таки появилась эта приятная вальяжность?
- Мне делали искусственно всякие накладки. Вообще было сложно. Мне в первый раз в кино пришлось сыграть характерную образ - то, что в театре зачастую вытягивается за счет грима. Но в кино это вечно крайне угрожающе. Более реалистичный экран "продает" грим, накладки. Если не игрывать убедительно, разрешается тотчас себя разоблачить.
- Гедонистическая философия Портоса повлияла на ваши взгляды?
- Вообще-то моя жизненная философия во многих вещах соприкасалась с его. Поэтому мне было, по-видимому, не тяжко...
- Вам не досадно, что многие зрители до сих пор видят в вас Портоса?
- Что совершать? Это не только моя такая судьбина, а многих крайне хороших актеров, которые попали под пресс сериальной популярности. И не только. Потрясающий, выдающийся артист Борис Иванович Бабочкин всю бытие проходил как Чапаев! Серьезнейший артист, отличный педагог. Надо философски относиться...
- Но роли-то после этого предлагали "мушкетерские"?
- Ну, пытались по проторенной дорожке, но я отказывался. Кстати, когда режиссеры видели меня воочию, шибко разочаровывались. Я в картине их обманул...
- И вы радовались?
- А я радовался.
- Сейчас по-другому сыграли бы Портоса?
- Наверное. Конечно. Я же играл его нимало в другие, молодые годы... Сейчас уже с позиций своих лет и своего возраста я бы по-другому что-то интерпретировал. Кстати, Депардье аккурат это пытается действовать в фильме "Железная маска" - я недавно его дублировал. Там есть немного забавных находок. И получился ослепительный блокбастер.
СЛЕДУЕТ ПИ ПРОДОЛЖЕНИЕ?- А вот отчего "Двадцать лет спустя" называли "Двадцать лет через рукава"?
- Я вам объясню. К сожалению, кино не получился. Во-первых, некрепкий сценарий. Первый сценарий писал Марк Розовский, принимал участие Марк Захаров. Второй сценарий Хилькевич писал с каким-то Николаевым. Во-вторых, сам роман вообще скучнее сам по себе. Там такая вяло развивающаяся интрига. Мы с Мишей Боярским - он кругом ходил с фолиантом - пытались как-то ее обострить. В этом фильме невпроворот сцен, которые мы сами придумали и вставили, и Хилькевич с нами согласился. Но все одинаково спасти общее положение дел мы не смогли. Потом там были сложности с финансированием, и так дальше. Многое было супротив. Но главное - изначально это не вовсе удачно.
- Есть ли тогда толк в идее Боярского о продолжении "Мушкетеров"?
- Я, между прочим, также был одним из инициаторов этой идеи. Не буду вам раскрывать секрет. Идея вообще хорошая...
Мы взяли за основу, что у Дюма без малого все мушкетеры погибают - помимо Арамиса. А дальше уже привлечены всякие исторические материалы...
- И что же?
- Этот дефолт в 98-м нас и подкосил. А у нас был продюсер и крайне хорошие перспективы.
- А в текущий момент есть надежда?
- Не знаю... Миша это все взял на себя и с этим носится... Но мы же люди такие маленько творчески разбросанные, не можем сосредоточиться, а этим надобно заниматься. Нужен продюсер, тот, что бы стал капитально пихать идею. А Миша дядя творческий, у него кроме этого масса дел, свой театр, концерты, фильмы... Это сложно.
- Смогут мушкетеры собраться сообща? Вот Смехов, говорят, в текущее время в Америке живет?
- Да, он в основном живет за рубежом. Он в Германии, по Европе путешествует. Преподает, ставит спектакли со студентами... Но в принципе такая договоренность с ним была.
- А истина, что потом второго фильма вы до того обозлились на Хилькевича, что поклялись больше ни в жизнь с ним не действовать?
- Ну нет... Хотя были у нас конфликты. Но в процессе работы всего ничего ли скандалов бывает? Творческий ход. Но мы с Хилькевичем вслед за тем фильма и общались, и встречались, и я более того умудрился сняться у него в одной дурацкой картине вкупе с Сашей Панкратовым-Черным... Так что нет.
- Значит, опять Хилькевич?
- Там сложно. Миша хочет его. Кто-то из нас - другого. Ведь Хилькевич в родное время поставил условие: мне так жалостно героев, я не могу снимать кино про то, как их убивают. У него какая-то своя принципиальная точка зрения на тот самый счет. Посмотрим.
РОЛЬ ИЛИ БОЛЬ?- Любая образ для артиста (я говорю прописные истины) - когда он начинает действовать, каким бы он ни был, заслуженным, опытным, с регалиями, - это для него экзамен. Никуда не денешься. Я получил образ, и со всем своим багажом - опытом, профессиональными навыками - для меня это все одинаково белый лист... Ну ничего не знаю, что из этого получится. Это все одинаково как экзамен на первом курсе. Ничего не сделаешь. Такая специальность. Она поэтому-то нервы и изматывает.
- Когда больше всего волнуетесь?
- А я не знаю. Я на каждой роли волнуюсь. Со временем, когда начинаешь игрывать, беспокойство, вестимо, проходит, но только когда ты начинаешь вкалывать. Это касается и кино, и телевидения, и театра, и более того встреч со зрителями...
- А как боретесь с этим?
-- Это мои профессиональные тайны. Опыт все одинаково есть, и никуда от этого не денешься. А позже, если не волнуешься - то, значит, тебе наплевать. Настоящий артист не может не тревожиться. Все одинаково струнка в душе трепещет.
- Некоторые актеры прибегают к помощи алкоголя. Или наркотиков...
- Нет, это они снимают стресс... Ну были у меня проблемы с алкоголем. Ну и что? Пытался это одолеть и победил в какой-то степени. Все, о чем мы говорили, это дает свой осадок на психофизику. Для того чтобы разрядиться, снять усилие, многие прибегают к алкоголю в нашей среде. К сожалению... Он реально какое-то время помогает, немного на Западе известных артистов - наркоманов... так они снимают стресс. А следом?
Недавно на встрече со зрителями одна леди задала внезапный вопрос: "Скажите, будь добр, вот вы немало работаете... Как до сих пор не сошли с ума?" Я задумался. Действительно, серьезное занятие. Как я не рехнулся до сих пор? Ведь не бесполезно артисты сходят с ума. Если кого-то игрывать на сто процентов - это прямой тракт к тому, что рассудок может помутиться.
Поэтому многие актеры сходили с ума. А актрисы-женщины? На них все это действует ещё сильнее. И к старости лет психика напрягается крайне весьма. Вообще женщина-актриса - нелегкий происшествие. У них, как говорят, больше слабая в этом смысле психика, они больше подвержены. Мне приходилось за этим следить.
- Но сегодня как себя восстанавливаете?
- Сейчас я уже умею. К алкоголю не прибегаю. Потому что, как выяснилось, это не панацея, окончательно напротив... пытаюсь как-то восстанавливаться. Расслабляюсь природой, чтением, общением с друзьями...
- А спорт?
- Я спортом всю существование занимался. Если бы у меня не сложилась актерская фатум, я бы стал спортсменом. Я крайне недурственно играл в футбол, у меня были перспективы.
- Сейчас?
- Сейчас без малого ничего не осталось. Ну весьма люблю плавание, стараюсь при первой возможности поплавать, поиграть в футбол, если удается. Потом на "Мушкетерах" в особенности пристрастился к конному спорту. Это замечательно...
- У вас не было идеи самому заняться режиссурой?
- Нет, не было. Мне зачастую предлагали преподавать - я хоть отбавляй снимался в дипломных картинах вгиковских - и предлагали поступить на режиссерский факультет ВГИКа. Бродила такая мысль. Но я не решился.
- Почему?
- Я столь проработал с разными режиссерами в театре и кино... В общем, наблюдал эту профессию с актерской стороны. Она шибко ответственная, если серьезно в это занятие ступать - то это занятие крайне ответственное. Я на эту ответственность не решился...
- Скорее сойдешь с ума?
- Не знаю. Но понимаю - ты берешь на себя ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбы людей, с которыми ты работаешь. Я в своей профессии отвечаю за себя и за своих партнеров. А тут ты отвечаешь за нечто большее. Это касается и режиссуры, и педагогики... Я не решился на эту ответственность...
- А у вас осталась роль-мечта?
- Да непочатый край... Например, шибко жалею, что не сыграл доктора Астрова в чеховском "Дяде Ване". Очень хотел сыграть. И мы более того начинали на Малой Бронной с Эфросом репетировать... Но что-то порепетировали, отложили, опосля начались всякие передряги, он ушел на Таганку, и мысль повисла в воздухе. А вообще мысль такая была, и я сильно жалею, что не сыграл...
ДЫМ ОТЕЧЕСТВА- Помимо работы что греет душу?
- Подмосковная натура.
- Вы охотник?
- Нет, без затей люблю с друзьями переводить дух на природе. Шашлычки, тусовочка хорошая... Люблю московское лето. Это зимой хочется куда-то за рубеж отбыть к пальмам и океану. Иногда позволяю себе - нечасто. А летом лучше Подмосковья ничего нет.
- Огородными работами не увлекаетесь?
- Ну если попросят меня - займусь. А ещё люблю животных. У меня было полно собак... Одно время собаками капитально занимался. Сейчас все как-то грустно - оставил у жены две собачки, а одна умерла, другая убежала.
- А какие породы предпочитаете?
- У меня были самые разные. Пудель, такса, мастин неаполитано, кавказская овчарка - уместно сказать, она погибла недавно от инсульта. Оказывается, у собак бывают "человеческие" болезни.
- Вы вот полно поездили по миру. А если бы остаться в каком-нибудь "лиловом Сингапуре"?
- Нет, я бы не согласился... Я потому как начал колесить за рубеж сильно раньше времени. Но неизменно по делу - фестивали, съемки, гастроли театра... И объездил весьма полно стран... Общался с нашей эмиграцией. И психологически она производит на меня сильно тяжелое ощущение...
- Почему?
- Все они чужие люди в той стране, в которой они живут. Это сильно видно. Раньше их было негусто, и они как-то растворялись неприметно. Сейчас куда ни приедешь, к тебе бросаются толпы эмигрантов - в Израиле, в Греции, в Германии, в Америке, в Австралии, повсеместно... Наша последняя эмиграция - несчастные люди, они на меня чудовищное ощущение производят.
Может, я так устроен. Ведь есть люди, которым все одинаково где существовать. Но меня связывают какие-то корни, от которых отстать не могу. И затем, специальность. Я ничем другим заниматься не могу. Все потуги рушатся.
- А вы пробовали?
- В моменты отчаяния думал, по крайней мере, на эту тему... Но я понимаю, что несостоятелен в другом. И оттого что все наши творческие люди, которые уехали и попытались что-то совершать, - на практике все потерпели крах. Кроме, может быть, нескольких выдающихся балерунов-музыкантов. И то они довольно неудовлетворенные люди... При всем своем внешнем благополучии. Когда начинаешь с ними контачить, это проскальзывает. А уже те, которые не состоялись, - на них ужасно обозревать... понимаете? Очень тяжелое ощущение.
- Но есть держава, куда хочется возвратиться?
- Наверное, у каждого есть местоположение, которое пришлась по душе. У меня - Италия. Я не знаю, что там за аура, но чувствуешь себя недурственно, хотя я не остался бы там существовать... Но там ладно... эти потрясающие сочетания сохраненной старинной красоты со всем современным. Там все гармонично. Нация, излучающая какое-то веселье и доброту. Все там по-другому... Но живем мы в этом месте и закончим свой столетний период на этой земле.
Так же читайте биографии известных людей:
Валентин Железняков Valentin Zheleznyakov
Советский и российский кинооператор, актёр и педагог.
читать далее →
Валентин Черных Valentin Chernuh
Книга известного сценариста Валентина Черных Брежнев. Сумерки империи входит в десятку самых покупаемых книг в московских книжных магазинах - наряду..
читать далее →
Валентин Юдашкин Valentin Udashkin
Валентин Юдашкин - известный советский и российский модельер. Родился 14 октября 1963 года.Валентин Юдашкин является Кавалером ордена искусств и..
читать далее →
Валентин Варецкий Valentin Varetskij
Валентин Варецкий - советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, Заслуженный артист России. Родился 16 февраля 1956 года.Первым фильмом с..
читать далее →