Известные люди
»Валентина Серова
Рождение: Украина» Харьков, 23.12.1917 - 11.12
Валентина Серова - известная советская актриса театра и кино. Родилась 23 декабря 1917 года.Валентина Серова начала сниматься в кино в 1935 году и известна по ролям в таких фильмах как: "Строгий юноша" 1935 год, "Девушка с характером" 1939 год, "Жди меня" 1943 год, "Бессмертный гарнизон" 1956 год, "Кремлевские куранты" 1970 год, "Дети Ванюшина" 1973 год и др.
По официальным данным, Валентина Серова родилась 23 декабря 1917 года под Харьковом. (Хотя, как утверждает ее дочка - Мария Симонова, - В. Серова намеренно прибавила себе два года, чтобы быть допущенной к экзаменам в Театральное училище при Театре рабочей молодежи (ТРАМ). Любовь к театру Серовой передалась от ее матери - актрисы Клавдии Половиковой. В шесть лет маленькая Валя переехала в Москву, а уже сквозь два года сообща с матерью в первый раз вышла на сцену Студии Мкрасного театра на Сретенке в спектакле "Настанет время" по драме Р. Роллана. Девочке досталась необычная роль: она играла мальчика - сына главной героини спектакля по имени Давид. Так состоялся сценический дебют В. Серовой. И с этого момента девчонка практически занедужила театром. Из-за него она более того бросила школу и в 14 лет поступила в Центральный техникум театрального искусства. Проучилась там всего только год, и ее тут же пригласили в Театр рабочей молодежи (ТРАМ, в настоящий момент - Ленком). В нем она проработала без малого 17 лет.
В 1934 году юную актрису Валентину Половикову пригласили сниматься в кино. Режиссер Абрам Роом замыслил снять картину "Строгий юноша" и предложил ей одну из ролей - веселой комсомолки. Фильм сняли, при всем при том члены просмотровой комиссии нашли его "малосодержательным и вредным" и запретили выход на экран. Так что кинодебют Валентины был неудачным.
Свой день рождения Серова вечно отмечала не 23 декабря, а 23 февраля - в День Советской Армии. И ее первым мужем стал армейский - прославленный летчик-испытатель, герой гражданской войны в Испании, сталинский комбриг Анатолий Серов. Случилось это в 1938 году. Однако их совместная бытие продлилась непродолжительно. В мае 1939 года при совершении испытательных полетов на "УЧИ-4" А. Серов разбился. А в августе того же года Серова родила сына, которого в честь погибшего отца назвали Анатолием.
Как это ни парадоксально, но аккурат в том печальном 1939 году Серова стала знаменитой. На экраны страны вышел художественный кино "Девушка с характером", где она сыграла центральную образ. Этот кино и принес ей всесоюзную известность. Как вспоминала позднее актриса Л. Пашкова: "Кинотеатры, где демонстрировался кино "Девушка с характером", принимались штурмом, в театры на ее спектакли нельзя было достать билеты..."
В декабре того же года Серова была приглашена в Кремль, где празднично фиксировалось 60-летие со дня рождения И. Сталина. Для 22-летней актрисы это было знаменательное событие. Она резво ворвалась в тогдашнюю кинематографическую существование, и воспрещено было заявить, что чувствовала она себя там неуверенно.
Между тем очередной оглушительный счастливый момент мог дожидаться Серову сквозь два года потом этого - с выходом на экран фильма "Сердца четырех" (1941). Однако он был запрещен к показу как "низкопробный и идеологически пустой", и его премьера состоялась только в конце войны - в январе 1945 года.
Однажды в 1940 году на спектакль ТРАМа "Зыковы" по пьесе М. Горького, в котором Серова играла образ Павлы, пришел 25-летний Константин Симонов. Молодая актриса произвела на него такое ощущение, что в течение нескольких недель он приходил на любой ее спектакль и неизменно садился в основополагающий строй с букетом цветов. После спектакля цветы просто вручались ей. Так произошло их знакомство. Видимо, потому что, что для обоих это был уже второй брак, они не торопились оформить свои отношения официально и немного лет жили в гражданском браке. Однако на искренности их отношений это как пить дать не сказалось. На долгие годы Серова стала Музой для молодого поэта и прозаика. Самым известным стихотворным посвящением Симонова своей жене стало "Жди меня", которое появилось в печати зимой 1941 года. В 1943- году на экраны страны вышел кино с тем же названием, сценарий которого написал Симонов. В главной роли (жены летчика Лизы Ермоловой), безусловно, снялась Серова, кино рассказывал о верности в любви и дружбе, пронесенной через суровые испытания войны.
Между тем реальная бытие Серовой была немного другой, чем у ее экранных героинь. По словам Марии Симоновой (ее дочери): "Она не умела поджидать, хотя "Жди меня" было написано только для нее. И последняя строчка "Просто ты умела дожидаться, как никто другой" была не вызывающим сомнения утверждением для тысяч чужих женщин. Для автора это было убеждением самого себя некогда всего в том, во что он хотел питать доверие и верил с присущим ему упрямством".
Ранней весной 1942 года Серова в составе концертной бригады выступала перед пациентами госпиталя, тот, что находился в стенах Тимирязевской сельскохозяйственной академии в Москве. В одной из отдельных палат этого госпиталя лежал предстоящий Маршал Советского Союза 46-летний Константин Рокоссовский, которого немного дней обратно ранило осколком. Серову попросили обозначиться перед ним, и она не задумываясь вошла в его палату. Так произошло их знакомство, которое переросло в большое ощущение. К актрисе вдруг пришла новая влюбленность, от которой она практически потеряла голову. Ради этой любви она готова была кинуть все: мужа, театр. Однако в различие от нее предстоящий маршал понимал всю зыбкость их отношений. Хотя на фронтовые увлечения полководцев кремлевские руководители смотрели через пальцы, и все-таки тот самый эпизод был особенным: в нем в качестве любовницы выступала знаменитая актриса (до этого грядущий маршал встречался с роскошной блондинкой, врачом-хирургом, да ещё майором по званию). В другом подобном случае актриса Алла Тарасова полюбила на фронте генерал-майора Александра Пронина, и их связь в 1945 году привела к свадьбе. В случае Серова - Рокоссовский занятие обстояло по-другому. Если Серова официально не была замужем, то командующий имел законную жену и дочка. Поэтому было ясно изначально, что их отношения ни во что серьезное вылиться так и не смогут. Видимо, вследствие этого в 1943 году Серова решилась в конце концов официально зарегистрировать свой брак с Симоновым. Однако более того позже этого ее отношения с Рокоссовским продолжались ещё какое-то время. Вот что рассказывает об этом актриса И. Макарова:
"Павел Шпрингфельд, ее старинный партнер по ТРАМу и "Сердцам четырех", рассказывал мне, как как-то раз Серова предложила ему пари, что гладко в пять часов, минута в минуту, под ее окнами остановится правительственный "ЗИМ", из него выйдет боевой, тот, что в течение нескольких минут простоит под ее окнами по стойке "смирно". "Думаю, ты узнаешь его в лицо". С этими словами она отодвинула штору, и Паша увидел, как к тротуару подъезжает лакированный лимузин, из него выходит представительный большой человек, тот, что, как и пообещала Серова, не сдвинулся с места, а только стоял и глядел на ее окна. Паша успел разобрать маршальские погоны и продолжительный грустный точка зрения из-под лакированного козырька. Рокоссовский!"
Без сомнения, об этих особых отношениях актрисы и маршала были великолепно осведомлены и в Кремле. Когда шла махаловка, им не придавали особого значения. Это было распространенным явлением посреди военачальников (был более того придуман этакий термин - походно-полковая жена), но в мирное время выносить их были не намерены. Поэтому в 1946 году маршал и актриса разъехались в разные стороны: Рокоссовского направили поначалу в Северную группу войск, а после этого и отнюдь за пределы СССР- в братскую Польшу на пост министра обороны. Серова осталась в Москве. Знавший об этом увлечении своей супруги Симонов в конце концов ее простил. Однако семью это так и не сохранило.
Последний служебный счастливый момент Серовой произошел в 1946 году, когда она в то же время была удостоена Сталинской премии и звания заслуженной артистки РСФСР за участие в фильме "Глинка" (истина настоящим творческим взлетом эту маленькую образ прозвать нельзя).
Вспоминает И. Макарова: "1946 год ещё больше упрочил ее славу и положение посреди первых советских звезд... Летом она побывала с Симоновым в Париже. У нее есть жилье в Переделкине и богатая квартирка на улице Горького, где бытие поставлена на широкую ногу - две домработницы, серебристый трофейный "Виллис" с открытым верхом, тот, что она водит сама, шумные застолья, которые собирают "всю Москву". Ее имя и союз с Симоновым, как и полагается, окружены молвой, разноречивыми слухами, сплетнями. Оба они уж очень заметные и яркие люди, чтобы оставаться в тени. Говорят, что он влюблен в нее уже не так, как в свое время. Говорят, что у нее были романы и он об этом знает..."
Роль в "Глинке" была не самой удачной киноработой Серовой, хотя за нее она и получила самую высокую в стране премию. Время ее романтических героинь исподволь ушло, и она осталась не у дел. А потому как актрисе в ту пору было всего 27 лет. Видимо, от этой творческой невостребованности, без любви Серова сломалась. Настоящей "девушки с характером" из нее не получилось. Как писал ей в одном из своих писем К. Симонов: "... Мы жили зачастую тяжело, но приемлемо для человеческой жизни. Потом ты стала пить... Я постарел за эти годы на полно лет и устал, кажется, на всю существование вперед..."
И хотя Серова продолжала игрывать на сцене Ленкома, далее перешла в Мкумачовый, слегка позже - в Театр имени Моссовета, играла более того в Ногинском театре, и все-таки это были всего только проблески того таланта, что когда-то привел актрису к оглушительной славе и популярности.
Практически карьера Серовой как актрисы театра и кино завершилась в 50-е годы. Например, с 1950 по 1973 год она снялась только в 5 фильмах, причем все роли были эпизодическими. Это скорее были "подачки" со стороны режиссеров вконец опустившейся, без гроша в кармане актрисе. Поэтому киносписок Серовой выглядит коротким: 11 фильмов, из которых только в трех ей доставались главные роли. Однако вернемся в начало 50-х.
В 1950 году у Серовой и Симонова родилась дочка Мария. Много лет через она расскажет:
"Когда я родилась, мать по телефону сообщила отцу: "Я родила Маргариту Алигер". В детстве я воистину была на нее шибко похожа. Впервые увидев меня, папа глубокомысленно заметил: "Черненькая, значит - моя". Его греза, чтобы наследник или дочка были похожи на мамаша - Валентину, не сбылась. Еще до моего рождения родители решили, что сына назовут Иваном, а если будет дочь-то Маша..."
В 1957 году Маша пошла в первостепеннный класс. В том же году ее родители развелись, и все-таки 1 сентября совместно провожали дочку в школу. Мария Симонова пошла по стопам матери и связала свою существование с театром. По стопам матери пошел и Анатолий (наследник Серовой от первого брака), и все-таки он взял от нее самое худшее - к 30 годам он стал хроническим алкоголиком, отсидел немного лет в тюрьме за хулиганство. О том, как жила в те годы прославленная некогда актриса, ещё раз вспоминает И. Макарова:
"Несчастья преследовали ее и последние годы. Болезнь, долгие, изнурительные курсы лечения, отпрыск Толя, долговременный алкоголик, чудом избежавший тюрьмы, бесконечные суды с матерью, которая в расчете на симоновские алименты вознамерилась лишить Валю материнских прав. Машу отнять не удалось, но чего ей это стоило! Что могло ее спасти - так это какая-нибудь хорошая образ, серьезная служба. Но призрак скандала, незримо присутствовавший за ее спиной, дурная молва и скверный диагноз, о котором все помнили, закрывали перед ней двери киностудий и столичных театров. К тому же ни для кого не было секретом, что Симонову досадно любое упоминание имени Серовой, любое ее явление на сцене и экране. Об этом знало руководство, об этом знала она". (К. Симонов изымет из своих сочинений все посвящения ей, только у стихотворения "Жди меня" будет эпиграф - В. С.)
В последние немного лет своей жизни Серова влачила поистине жалкое наличие. Так как денег на выпивку у нее всегда не хватало, она распродавала свои личные вещи, на продажу которых раньше у нее не поднималась длань. Например, в одном случае она по дешевке продала одной актрисе из Театра-студии киноактера дорогое колечко, в другом - брошь, которую ей когда-то подарил Симонов.
Собутыльником и другом Серовой тогда был юный мужик, тот, что работал постановщиком на одной из киностудий. Ему она верила все свои тайны, более того читала дневники, которые писала в течение нескольких лет.
Летом 1975 года в возрасте 36 лет от рокового пристрастия к алкоголю скончался Анатолий Серов. А сквозь полгода следом этого - 12 декабря 1975 года - умрет и Валентина Серова. Как напишет позднее ее дочь: "Умерла она одна, в пустой, обворованной спаивающими ее проходимцами квартире, из которой вынесли все, что поддавалось переноске вручную..."
Гроб с телом В. Серовой выставили для прощания в Театре-студии киноактера. Симонов в те дни был в Кисловодске и на похороны не приехал, прислав только букет цветов. Мать покойной Клавдия Половикова на похороны пришла, при всем при том пробыла на них кратковременно - постояла вблизи гроба, но на кладбище не поехала.
Побывавшая на тех похоронах Л. Пашкова оставила об этом горькие воспоминания:
"Поглядела на умершую, и сердце сжалось от боли. Неужто это все, что осталось от самой женственной актрисы нашего театра и кино? Ком увязнул в горле. Вынести это длительно не могла. Положила цветы и ушла из театра. Часа три ходила по Москве и плакала...".
Так же читайте биографии известных людей:
Валентина Талызина Valentina Talyzina
В.И. Талызина - Народная артистка РСФСР (1985), Заслуженная артистка РСФСР, член Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, член..
читать далее →
Валентина Теличкина Valentina Telichkina
Заслуженная артистка РСФСР (1976)Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1985 - за участие в фильме Васса)Лауреат премии..
читать далее →
Валентина Телегина Valentina Telegina
Валентина Петровна Телегина, родилась в Новочеркасске.Окончила Ленинградский институт сценических искусств (1937, мастерская С.А.Герасимова). С 1937..
читать далее →
Валентина Титова Valentina Titova
Как правило, каждая женщина ждет: вот-вот появится человек, который будет носить ее на руках. Этот миф -не знаю, откуда он пришел, - вечен. На самом..
читать далее →