Известные люди
»Валерий Сайкин
Рождение: Россия» Москва
В.Т.Сайкин награжден орденом Ленина (1986 г., за "дизелизацию" производства), орденом Октябрьской Революции (1981 г., за развитие металлургического производства), орденом Трудового Красного Знамени (1971 г., за развитие литейного производства), орденом Дружбы Народов (1993 г., за создание новой автомобильной техники), медалями "За трудовое отличие" (1971 г.), "За доблестный труд" (1970 г.), "В память 850-летия Москвы", удостоен почетного звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" (1994 г.).
Родился в 1937 г. на окраине Москвы в селе Кожухово. Мать - Сайкина Татьяна Сергеевна. Супруга - Сайкина Ангелина Максимовна. Сын - Сайкин Александр Валерьевич, окончил Московский институт стали и сплавов, кандидат технических наук, занимается коммерциалом. Внучка Юлия.
Судьба семьи Сайкиных достаточно типична для того времени. Отец погиб на фронте. У матери на руках осталось шестеро детей. Татьяна Сергеевна сделала все, чтобы дети встали на ноги. Валерий, меньший в семье, с детства отличался твердостью характера, стремлением изготовить все как разрешается лучше, доставить пользу, достигнуть успеха.
После окончания семилетки Валерий поступает в автомеханический техникум (1952-1956 гг.) - учебное заведение, которое дало, пускай небольшую, зато ощутимую стипендию, а значит, вероятность подсобить семье, но главное - получить профессия и работу.
Литейный цех ЗИЛа стал стартом в рабочий биографии В.Т.Сайкина, а именитый АМО "ЗИЛ" - его судьбой, на долгие годы определивший всю его бытие. Формовщик-заливщик - первая запись в рабочий книжке. Эта специальность требовала громадный физической силы. Ее освоению помогли занятия классической борьбы, которой Валерий увлекся ещё во время учебы в техникуме.
Трудолюбивого парня подметили. Он становится мастером участка точного литья, далее - старшим инженером-технологом литейного цеха. Новая служба требует новых знаний. В 1964 г. Валерий Сайкин оканчивает Всесоюзный заочный машиностроительный институт по специальности "машины и методика литейного производства".
Ощутимые успехи приносит спорт. Валерий становится чемпионом Москвы, завоевывает заветный "квадрат" - серебряный значок "мастера спорта". Дважды выигрывает чемпионат Союза посреди юношей, борется со многими знаменитыми спортсменами. На всю бытие запомнились поединки с великим Гиви Картозия, неоднократным чемпионом мира, другими выдающимися мастерами, которым Валерий, бывало, проигрывал, но постоянно бился до конца с желанием одержать победу.
Организаторские способности и инженерный гений В.Сайкина востребуются на ЗИЛе. Становится начальником технической части огромного корпуса серого чугуна (по существу завода), а после этого главным металлургом. На тот самый отрезок времени приходится расцвет его творческой активности - разработка множества технологических процессов, обеспечивающих сочетание нелегко сочетаемых характеристик: высокой производительности, отличного качества, наименьших энергоемкости, материало- и трудозатрат. При непосредственном участии В.Т.Сайкина создаются и внедряются: автоматические формовочные линии, новые технологические процессы и автоматические линии изготовления стержней в горящих ящиках, новые процессы и автоматизированные многоярусные агрегаты химико-термической обработки деталей; совместно со станкостроителями страны разработана гамма горячештамповочных автоматических комплексов с новыми процессами нагрева заготовок ТВЧ и горячештамповочными многопозитивными агрегатами с усилием от 800 до 1250 т.с.; в первый раз в стране создана уникальная автоматическая черта для горячей штамповки коленчатых валов с главным прессом механического действия с усилием 1250 т.с. За разработку технологии выплавки литейных передельных чугунов получает звание лауреата Государственной премии СССР.
Десять работ В.Т.Сайкина общей эффективностью свыше 8 млн. Рублей в год (в ценах 1985 г.) признаны изобретениями и защищены авторскими свидетельствами.
С 1971 г. в должности заместителя главного инженера он возглавляет металлургическое фабрика объединения. Определяет техническую политику не только ладно знакомых литейных, но и кузнечных, и термических цехов. Созданные В.Т.Сайкиным прессовое и кузовное производства и по этот день являются гордостью отечественного автомобилестроения. Руководил созданием новых заводов, вошедших в ЗИЛовский автогигант: Мценского завода алюминиевого литья, Рязанского и Рославльского заводов автоагрегатов, реконструкцией и переоснащением цехов металлургического производства на головном заводе.
К середине 70-х годов становится ясно, что базовый грузовой авто ЗИЛ-130, являвшийся одним из лучших образцов автомобильной техники 60-х годов, требует капитальной модернизации. Его бензиновый карбюраторный мотор должен быть заменен больше экономичным дизельным мотором. К концу 70-х годов экспериментальные работы по созданию нового грузового автомобиля заканчиваются. На повестку дня становится вопросительный мотив его массового производства при сохранении общего объема производства - 200 тыс.штук в год. Новые машины должны потихоньку вытеснять старые модели. Реконструкция завода должна сотвориться без остановки действующего производства. Этот период в истории завода носит наименование "дизелизация". В 1981 г. В.Т.Сайкин становится первым заместителем, а потом и генеральным директором АМО "ЗИЛ" и, по сути дела, возглавляет "дизелизацию". На головном заводе возводятся новые корпуса: прессово-сварочный, кузовной и др.
В г.Ярцево Смоленской области строится предприятие по производству дизельных двигателей и чугуно-литейный предприятие с численностью работающих возле 10 тыс. мужчина. Для их жизнеобеспечения создается единый городок. Все объекты требуют постоянного внимания и личного контроля со стороны генерального директора объединения.
Весной 1986 г. на АМО "ЗИЛ" приезжает Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев. Этот визит круто изменил судьбу Валерий Тимофеевича. В.Т.Сайкин избирается Председателем Исполнительного комитета Московского Городского Совета народных депутатов.
В этой, идеально новой для себя, роли он использует принципы управления, развитые им на АМО "ЗИЛ", тот, что давнехонько уже стал городом в городе и, более того, государством в государстве, с которым связаны судьбы сотен тысяч людей, и где, помимо производства, есть без малого все отрасли городского хозяйства: жилой фонд, физкультурный комплекс, учреждения культуры, лечебные учреждения.
Директорский манера управления городским хозяйством был безупречно новым для того времени. Он основывался на подробном рассмотрении крупных вопросов лично Председателем, ознакомлении с их существом прямо на местах. Затем следовала разработка четкого графика решения задач и надзор за ним, невзирая на лица. Председателю удалось во многом ослабить самовластие союзных министерств, рассматривавших свои предприятия, как вотчину и на практике игнорировавших городские власти.
Руководители райисполкомов с удивлением узнали, что они отвечают не только за жизнеобеспечение населения, но и за результаты хозяйственной деятельности индустриальных предприятий, расположенных в районе. В отрезок времени работы Председателем Исполкома В.Т.Сайкиным решены крупные задачи развития города Москвы в области жилищного строительства и объектов здравоохранения, торговли и культуры, реконструкции центра города, а порядок промышленного производства столицы составил возле 30% объемов производства страны. При непосредственном участии В.Т.Сайкина были модернизированы многие предприятия строительной индустрии: по производству железобетонных конструкций и панелей, пластмассовых изделий и линолеума, металлоконструкций и подъемных сооружений, деревоизделий и других. Это позволило немаловажно увеличить объемы работ по строительству и реконструкции города.
Председатель Исполкома Моссовета В.Т.Сайкин лично занимается предприятиями сферы обслуживания населения, жестко контролируя свойство их работы, принимая меры по их техническому перевооружению и строительству новых прачечных, химчисток, ремонтных мастерских, что дало вероятность облегчить существование в городе-гиганте.
В 1990 г. затем окончания выборного срока В.Т.Сайкин работает заместителем председателя Совета Министров РСФСР (апрель-август 1990 г.), после этого первым заместителем председателя Бюро Совета Министров СССР по машиностроению (август 1990-апрель 1991 г.) и первым заместителем председателя Государственного Комитета СССР по машиностроению (апрель-август 1991 г.). В тот самый отрезок времени В.Т.Сайкин руководит созданием и лично участвует в реализации программ развития отечественного машиностроения. В частности, было создано комплексное, гибкое фабрика деталей автомобильных двигателей на Уральском автомоторном заводе.
В 1991 г., отказываясь признавать грядущие обвальные рыночные преобразования и не желая нести ответственность за очевидную пагубность их осуществления, В.Т.Сайкин возвращается на АМО "ЗИЛ" главным инженером и вскоре ещё становится генеральным директором объединения. В результате несовершенства законодательства и по ряду других субъективных причин в процессе приватизации контрольный пакетик акций объединения попадает в руки коммерческой структуры, не заинтересованной в сохранении и развития производства автомобилей и холодильников.
В.Т.Сайкин включается в тяжелую борьбу за наличие завода. В кратчайшие сроки ему удается основать разработку на базе типовых узлов модульные конструкции гаммы автомобильной техники грузоподъемностью от 2,5 до 40 т, а потом наладить и массовое фабрика конкурентно-способного малотоннажного грузовика, получившего за свои высокие потребительские качества уважительное прозвание "Бычок". При традиционном подходе к разработке таковой широкой гаммы автомобилей на подготовку их производства потребовался бы не единственный триллион рублей. Также созданы современные военные вездеходы и навесное оборудование на гражданские автомобили (термокузова, рефрижираторы, фургоны, эвакуаторы и др.).
Преодолев сопротивление равнодушных к судьбе завода "собственников", он активно способствовал передаче АМО "ЗИЛ" в достояние города. Это последнее, что он сделал для родного завода. В.Т.Сайкин переходит на работу в Московское Правительство. В 1996 г. назначается на место Председателя Московского комитета по делам о несостоятельности (банкротстве). На этом посту главной своей задачей видит санацию предприятий, осуществление экономической реорганизации в сфере промышленного производства, сохранение и формирование производственного и научно-технического потенциала города. По его инициативе сформирован Московский Совет по антикризисным программам в промышленности. В.Т.Сайкин организует разработку планов финансового оздоровления таким образом, чтобы прибегать к судебной процедуре банкротства только в тех случаях, когда предприятие на сто процентов утратило свой производственный потенциал. В результате таковый политики в Москве удалось снизить темпы падения промышленного производства, сформировать тенденцию к его стабилизации и росту, в значительной степени увеличить поступления в бюджет от предприятий-должников.
В политических взглядах последователен и тверд. Вступив в КПСС в 1964 г., коммунистическим идеалам не изменял. Тайну из своих убеждений не делает. Регулярно публикует в прессе разных направлений свои взгляды на положение страны, которую считает униженной и растерявшей близкое национальное достояние и достоинство. Неоднократно на всех доступных уровнях высказывал предложения по поводу вывода страны из глубокого кризиса на основе подъема промышленного производства.
Будучи вице-президентом Российской Академии транспорта, академик В.Т.Сайкин возглавлял созданием программы "Транспорт России", которая одобрена учеными и специалистами. За успешное выполнение этой работы Валерий Тимофеевич награжден Академией транспорта призом И.А.Лихачева. По этой же теме он защитил диссертацию с присуждением ученой степени "Доктора транспорта".
В.Т.Сайкин награжден орденом Ленина (1986 г., за "дизелизацию" производства), орденом Октябрьской Революции (1981 г., за формирование металлургического производства), орденом Трудового Красного Знамени (1971 г., за формирование литейного производства), орденом Дружбы Народов (1993 г., за создание новой автомобильной техники), медалями "За трудовое отличие" (1971 г.), "За доблестный труд" (1970 г.), "В память 850-летия Москвы", удостоен почетного звания "Заслуженный машиностроитель Российской Федерации" (1994 г.).
Главное увлечение - физическая культура и спорт. Культивирует и пропагандирует здоровый образ жизни. Отрицает излишества во всем. Любит животных, разводит голубей. Любимое дело - общение с внучкой Юлей. Хобби - рыбалка и садоводство.
Живет и работает в г.Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Валерий Скурлатов Valery Skurlatov
Руководитель Интернет-проекта Панлог, бывший лидер Российского Народного фронта и Либерально-патриотической партии "Возрождение".
читать далее →
Валерий Тишков Valery Tishkov
Директор Института этнологии и антропологии РАН, член Общественной палаты РФ, бывший министр-председатель Госкомнаца РФ.
читать далее →
Валерий Шанцев Valery Shantsev
Валерий Павлинович Шанцев родился в 1947 г. в селе Сусанино Костромской области. Окончил московский авиационный техникум имени Годовикова, а потом..
читать далее →
Валерий Копман Valery Kopman
1 января известный джазовый критик Валерий Копман поднял бокал не только за наступивший год, но и за круглую дату в своем творчестве - 30лет в..
читать далее →